Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ?Уваровщинская средняя общеобразовательная школа? Кирсановского муниципального округа Тамбовской области ?Методические рекомендации по использованию диорам ?Природные зоны России? в обучении младших школьников с ЗПР?. Составитель: учитель начальных классов первой квалификационной категории Урюпина И.А. с. Большая Уваровщина 2024 год. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Организация процесса обучения строится с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР, с учетом темпа учебной работы, постоянно стимулируя познавательную активность, пробуждая интерес к окружающему миру, развивая навыки коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия с одноклассниками. В процессе работы по теме ?Природные зоны России? реализуются практико-ориентированные задания, что позволяет достигать следующих целей: расширение представлений о природе России; способность к осмыслению и дифференциации целостной картины мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка; развитие любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы. Организуя работу в классе, с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР создаются специальные условия, которые включают: индивидуальную или работу в малой группе; наличие привычных для обучающихся опор: схем, шаблонов для выполнения заданий; присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР. при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей, организующей, направляющей; увеличение времени на выполнение заданий (если ребенок работает индивидуально). Для обучающихся с задержкой психического развития необходимо создавать доступное пространство, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений, например, через визуализированные источники. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности. Методическая разработка ?Диорамы ?Природные зоны России? представляет собой пособие для работы с детьми младшего школьного возраста с ЗПР по ознакомлению с природными зонами России. Тема ?Природные зоны России? изучается по авторской программе А. А. Плешакова ?Окружающий мир? в 4 классе 1 полугодие в разделе ?Природа России?. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. В основе методики преподавания курса ?Окружающий мир? лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий ?открытие? детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. Учащиеся выполняют различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, используя диорамы. Диорамы могут быть использованы педагогами в качестве наглядно- дидактического материала в непосредственно-образовательной деятельности, а также для проведения внеклассных мероприятий по данной тематике. Данная разработка поможет эффективно организовать познавательную деятельность по ознакомлению с окружающим природным миром. Цель данной разработки: формирование целостного представления о разнообразии природного мира нашей страны, расширения представления об объектах живой и неживой природы через практическое познание. В процессе работы с диорамами решаются следующие задачи: формирование представлений о природных (климатических) зонах России; формирование представлений о приспособленности растительного и животного мира к соответствующим природным условиям; о влиянии деятельности человека на природу; развитие познавательного интереса к живой и неживой природе, сенсорного аппарата, логического мышления (установление причинно-следственных связей), внимания, речи, коммуникативных навыков, наблюдательности; знакомство с особо охраняемыми территориями, представителями растительного и животного мира России, занесенными в Красную книгу; развитие эмоциональной отзывчивости, чувства любви и гордости за свою Родину; воспитание бережного отношения к природе. Вашему внимания представлены диорамы с использованием объемных объектов, фигурок животных: ?Арктическая пустыня?, ?Тундра?, ?Лесная зона?, ? Степь?, ?Пустыня?, ?Субтропики?. Приложение 1 Диорамы являются очень привлекательным пространством, через ?которое ребёнок может погрузиться в удивительный мир природы. На них можно наблюдать разные виды природы, флоры и фауны. Примерные практические работы: поиск и показ на диораме изучаемых географических объектов; рассматривание экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни; устное описывание определенного объекта природной зоны; подготовка рассказа о природной зоне по плану с использованием диорамы; рассматривание экземпляров животных различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни. При выполнении работы индивидуально ученик может обратиться за помощью к одноклассникам и учителю. Примерные задания: Описание особенностей природной зоны. (Изучение нового материала). Цель: первичное знакомство с природной зоной и мотивация к дальнейшему изучению. Предложить ребенку описать диораму самому или с опорой на вопросы, предложенные учителем: - Какая поверхность земли? Чем покрыта? -Есть ли растительность? Какие растения, опиши. (высокие \низкорослые, скудная/обильная, ). -Знаешь ли ты эти виды? - Есть ли животные? Какие? Опиши. -На диораме представлены только некоторые виды растительного и животного мира. Чтобы узнать больше, надо открыть ученик и найти более полные сведения о данной природной зоне. Изучение животного мира определенной природной зоны. (Закрепление). Цель: первичное знакомство с представителями животного мира природной зоной и мотивация к дальнейшему изучению. Ученик должен назвать животных определенной природной зоны, которых нет на диораме. Определи природную зону и выбери нужную диораму. (Закрепление) Цель: обобщить знания об особенностях природы природных зон. Ученик получает карточку с частичным описанием природной зоны. Он должен определить зону по признакам, указанным на карточках и найти соответствующую диораму. Используя ее, ребенок дополняет сведения о данной природной зоне. Размести растения по своим природным зонам. (Закрепление) Цель: закрепить знания о флоре каждой природной зоны. Предлагается вспомнить различные растения, произрастающие в той или иной природной зоне .Ученик получает карточки с названиями растений (например: лишайник, ирис, дуб, ягель, кипарис, лиственница, каштан, карликовая береза, полярный мак, ковыль, верблюжья колючка, пальма) и раскладывает карточки к нужной диораме. Выбери растения определенной природной зоны. (Закрепление) Цель: закрепить знания о флоре каждой природной зоны. Предлагается вспомнить различные растения, произрастающие в той или иной природной зоне. Ученик получает карточки с названиями растений (например: лишайник, ирис, дуб, ягель, кипарис, лиственница, каштан, карликовая береза, полярный мак, ковыль, верблюжья колючка, пальма.) Он получает диораму, определяет название природной зоны и должен выбрать нужные растения. Выбери животных определенной природной зоны. (Закрепление) Цель: закрепить знания о фауне каждой природной зоны. Ученик получает карточки с названиями животных (например: дрофа, северный олень, корсак, баклан, белая куропатка, морж, степной орел, медузы, тушканчик, тюлень, сайгак.) Он получает диораму, определяет название природной зоны и должен выбрать нужных животных. Размести животных по своим природным зонам. (Закрепление) Цель: закрепить знания о фауне каждой природной зоны. Предлагается вспомнить различных животных, обитающих в той или иной природной зоне. Ученик получает карточки с названиями животных (например: дрофа, северный олень, корсак, баклан, белая куропатка, морж, степной орел, медузы, тушканчик, тюлень, сайгак) и раскладывает карточки к нужной диораме. ?Заповедники и национальные парки России?. (Закрепление) Цель: закрепить знания об особо охраняемых территориях России. Ученик получает флажки с названием заповедников и национальных парков: Остров Врангеля Таймырский заповедник Приокско-террасный заповедник Дрофиный питомник Заповедник ?Черные земли? Сочинский национальный парк. Он должен разместить их на диораме с соответствующей природной зоной. Дополнительное задание: Разместить флажок ?Воронинский заповедник? на соответствующей диораме. Объяснить выбор. Для развития психических процессов использую дидактические игры: ?Лишний обитатель? (растения или животные выбираются) ?Найди соседей? (называю природную зону. Ученик находит соответствующую диораму и соседние.) ?Расставь по порядку? (природные зоны) и другие. Планируемые результаты освоения темы ?Природные зоны России? с использованием диорам. Личностные результаты: формирование чувства гордости за свою Родину; формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения находить выходы из спорных ситуаций; формирование мотивации к бережному отношению к природе. Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; активное использование пособий для решения познавательных задач; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами природы; умение работать с учебными моделями. Предметные результаты: воспитание чувства гордости за свою Родину; сформированность уважительного отношения к природе нашей страны; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей; освоение доступных способов изучения природы с помощью диорам (наблюдение, запись, сравнение, классификация и другие с получением информации) ; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Использование данного методического пособия позволяет повысить эффективность образовательного процесса в разных аспектах: формирование положительной учебной мотивации; повышение познавательной активности учащихся; активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс; стимулирование самостоятельной деятельности; развитие познавательных процессов; эффективное усвоение большого объема учебной информации; раскрытие личностно-индивидуальных возможностей; развитие навыков самостоятельного умственного труда; развитие универсальных навыков. А также имеет социальную значимость, формируя у детей целостный взгляд на мир в его единстве и разнообразии природы и чувства гордости за свою Родину. Список использованных источников: https://fgosreestr.ru/ https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2021/11/26/diorama-o-prirodnyh-zonah-planety-zemlya-dlya-detey https://infourok.ru/urok-prirodnye-zony-rossii-4-klass-5361107.html https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2022/05/15/prezentatsiya-k-uroku-prirodnye-zony-rossii-4-klass Приложение 1 Зона арктических пустынь. Тундра Лесная зона Зона степей Зона пустынь Зона субтропиков
Методические рекомендации по использованию диорам «Природные зоны России» в обучении младших школьников с ЗПР