Согласовано

Заведующий учебно-

по методической работе _______________А.В. Саньковой «____»____________202__ г.

Утверждаю

Заместитель директора по учебной работе

_________________ И.В. Намай «____»____________202___г.

Методические рекомендации

по подготовке и защите индивидуального проекта по дисциплине «Обществознание»

Специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Разработала преподаватель

истории и обществознания

Эренчинова Ирина Николаевна

Рассмотрено и утверждено

на заседании ПЦК юридических и

социально-экономических дисциплин Протокол №_____ от _____________20___г.

Председатель ПЦК____________/Колач Д.А./

Кызыл 2023г.

Разработчик: Эренчинова Ирина Николаевна, преподаватель ГАПОУ РТ «Кызылский транспортный техникум»

Рецензент: Монгуш Долаана Михайловна, преподаватель ГАПОУ РТ «Кызылский транспортный техникум»

Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта по дисциплине «Обществознание» предназначены для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения». Рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», утвержденного на заседании Совета по оценке качества примерных программ общеобразовательного, юридических и социально-экономических циклов среднего профессионального образования (протокол №14 от 30 ноября 2022 г.).

Содержание

В

ведение

Цели и задачи выполнения

индивидуального проекта

Результаты выполнения

индивидуального проекта

Этапы выполнения

индивидуального проекта

Критерии оценки

индивидуальных проектов

Структура и требования к оформлению и защите

индивидуального проекта

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Проектная и исследовательская деятельность студентов является неотъемлемой частью образования, в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебных дисциплин общеобразовательного цикла и одним из приоритетных направлений модернизации и практико-ориентированного обучения для подготовки конкурентоспособного специалиста.

Проектная деятельность – это мотивированная самостоятельная деятельность обучающихся, ориентированная на решение определенной практически или теоретически значимой проблемы, оформленная в виде конечного продукта. Этот продукт (результат проектной деятельности) можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме. Индивидуальный проект выполняется обучающимися 1-х курсов в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом на самостоятельную работу, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта.

Цели и задачи выполнения

индивидуального проекта

Для обучающихся целью выполнения индивидуального проекта является возможность максимально раскрыть свой творческий возможности, проявить себя индивидуально и показать публично достигнутый результат, а также продемонстрировать:

- свои личностные достижения в самостоятельном освоении избранной области исследования;

- способность к использованию информационно-коммуникационных технологий, к самоорганизации, творческой деятельности, рефлексии.

Для преподавателей целью руководства деятельностью обучающихся при выполнении индивидуального проекта является:

- создание условий для формирования универсальных учебных действий обучающихся, развития их творческих способностей и логического мышления.

Задачами выполнения индивидуального проекта являются:

- обучение планированию в выполнении индивидуального проекта, которое заключается в умении чётко определить цель, описать шаги по еѐ достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы;

- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов, которое заключается в умении подбора подходящей информации, грамотного еѐ использования;

- развитие навыков анализа, формирования креативности и критического мышления;

- формирование и развитие навыков публичного выступления;

- формирование позитивного отношения к исследовательской деятельности, которое проявляется в инициативности, умении выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом.

3. Результаты выполнения индивидуального проекта

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

 сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

 способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

 сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

 способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

4. Этапы выполнения индивидуального проекта

Работа над индивидуальным проектом включает в себя следующие этапы:

Первый этап – подготовительный: - формулировка проблемы проекта (Проблема проекта → Ответ на вопрос «Почему это важно для меня?» → Актуальность проблемы – мотивация); - определение цели проекта (Цель проекта → Ответ на вопрос «Зачем мы это делаем?» → Целеполагание); - задачи проекта (Задачи проекта → Ответ на вопрос «Что для этого я делаю?» → Постановка задач); - гипотеза (Предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления); - методы и способы работы над проектом (Методы и способы → Ответ на вопрос «Как мы это можем делать?» → Выбор способов и методов, планирование); - сроки выполнения работы и цели, которые предполагается достичь; - план реализации проекта; - сбор информации по обозначенной проблеме; - обсуждение предполагаемых результатов (Результат → Ответ на вопрос → «Что получится?» → Ожидаемый результат).

Второй этап – работа по реализации проекта. На данном этапе проводятся консультации с руководителем проекта (координатором), который может при необходимости направить исследовательскую деятельность студентов в нужное русло. Данный этап позволяет скорректировать работу, внести изменения и дополнения.

На третьем этапе обобщаются и систематизируются результаты предыдущих этапов, подводятся итоги.

Четвертый (заключительный) этап – защита проекта и его презентация. На данном этапе проявляются творческие и интеллектуальные способности студентов, поскольку презентацию необходимо подготовить яркую, запоминающуюся, содержательную, с четкой логической последовательностью: оттачивается мастерство ведения дискуссии и умения отвечать на возникающие при защите проекта вопросы.

5.Критерии оценки индивидуальных проектов

Исходя из требований нормативных документов, для оценки индивидуальных проектов по дисциплине «Обществознание», выполненных обучающимися, предлагаются следующие критерии:

- завершенность индивидуального проекта;

- самостоятельность учебного исследования или разработанного проекта;

- наличие цели индивидуального проекта;

- четкость формулировки задач;

- наличие и обоснованность рабочей гипотезы;

- всесторонность проверки выдвинутого предположения;

- адекватность использования научных методов в процессе работы над проектом;

- глубина анализа исследуемой проблемы;

- полнота использования научной и учебной литературы, степень знакомства с различными подходами к исследуемой проблеме;

- умение находить информацию в сети Интернет, наличие навыка использования необходимых Интернет-ресурсов;

- наличие ссылок на заимствованные положения;

- логичность и последовательность изложения материала;

- адекватность использования научной терминологии, понятийного аппарата гуманитарных и социально-экономических наук;

- правильность оформления работы: наличие четко выраженных введения, основной части, заключения (выводов), а также глоссария и аннотации; соблюдение требований ГОСТа при оформлении списка используемой литературы;

- умение в концентрированном виде представить основные результаты проектной деятельности;

- наличие и качество мультимедийной презентации во время защиты индивидуального проекта;

- способность точно, лаконично и по существу отвечать на задаваемые вопросы в процессе обсуждения проекта.

Результаты выполнения индивидуальных проектов оцениваются на основе приведенных выше критериев по пятибалльной системе.

Оценка «отлично» выставляется в случае, если работа полностью соответствует требованиям, предъявляемым к индивидуальным проектам, а именно:

- носит завершенный характер;

- выполнена самостоятельно;

- содержит все необходимые структурные компоненты:

1) титульный лист;

2) аннотацию;

3) содержание;

4) введение, включающее обоснование актуальности и значимости исследуемой проблемы, цель и задачи индивидуального проекта, рабочую гипотезу, указание на применяемые методы исследования;

5) основную часть, разделенную на главы и (или) параграфы;

6) заключение (выводы);

7) список используемых источников;

8) глоссарий; - продемонстрированы навыки использования Интернет-ресурсов, научной и учебной литературы, владения научной терминологией; - используемый теоретический и эмпирический материал проанализирован и последовательно изложен, сделанные выводы логически следуют из основного содержания работы; - доклад, представленный на защите индивидуального проекта, точно отражает основное содержание работы и полученные результаты; - ответы на задаваемые вопросы точные и четкие, демонстрирующие хорошее владение материалом.

Оценка «хорошо» выставляется в случае, если работа носит завершенный характер, в основном соответствует предъявляемым требованиям, но имеет незначительные отступления от них, в частности, - при анализе теоретического и эмпирического материала исследования допущены некоторые неточности; - сделанные выводы не всегда логически следуют из основного содержания работы; - представленный на защите индивидуального проекта доклад не в полной мере отражает основное содержание работы; - ответы на вопросы не всегда полные, четкие и логичные.

Оценка «удовлетворительно» выставляется в случае, если работа носит завершенный характер и в целом соответствует предъявляемым требованиям, но имеет существенные отступления от них, в частности, - в работе отсутствует аннотация или глоссарий; - во введении недостаточно четко определены цели и задачи индивидуального проекта, отсутствует рабочая гипотеза и указание на используемые методы исследования; - при анализе теоретического и эмпирического материала исследования допущены значительные неточности; - выводы логически слабо связаны с основной частью работы; - представленный на защите индивидуального проекта доклад лишь частично отражает основное содержание работы; - ответы на вопросы неполные и неточные.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, если работа полностью не соответствует основным требованиям, предъявляемым к индивидуальным проектам, а именно: - исследование не завершено (тема не раскрыта, цели и задачи не реализованы); - в работе отсутствуют важные структурные компоненты (введение, заключение, список использованных источников и т.д.), а в имеющихся существенно нарушены предъявляемые к ним требования (изложение материала путанное, имеются многочисленные повторы, выводы логически не связаны с основной частью проекта и т.п.); - доклад не отражает содержание работы; - ответы обучающегося на вопросы содержат существенные ошибки, свидетельствующие о не владении материалом и указывающие на отсутствие самостоятельной работы над индивидуальным проектом.

6.Структура и требования к оформлению и защите

индивидуального проекта

Структура индивидуального проекта:

- титульный лист работы;

- содержание;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованной литературы и Интернет-ресурсов;

- приложения.

Во введении обосновывается:

- Актуальность выбранной темы.

- Формулируется проблема, которую обучающийся должен решить в данной работе.

- Определяются цели и задачи проекта, объект и предмет исследования.

- Методы исследования.

- Даются композиционные особенности и краткое содержание частей проекта.

Рекомендуемый объем введения – 1-2 страницы. Основная часть работы. Основную часть следует делить на главы (разделы, пункты). Рекомендуемое количество глав (разделов, пунктов) – 2-3. В основной части следует: - определить сущность исследуемой проблемы, изучить опыт еѐ реализации в практике деятельности; - наметить пути решения проблемы; - представить результаты проделанных исследований, предложения и рекомендации, пути решения задач, поставленных в работе. В заключении раскрывается значимость рассмотренных; делаются выводы по всей проделанной работе. Выводы могут оформляться в виде тезисов, рекомендаций, предложений. Объем заключения в среднем должен составлять 2-3 страницы. При формулировке выводов по разделу проекта целесообразно использовать речевые конструкции: в работе систематизировано…; установлено…, предложено…, исследовано…, выявлено…, сформулировано…, разработано…, сформировано… После заключения приводится список литературы и интернет ресурсов. Список включает источники информации, которые обучающийся прямо или косвенно использовал при подготовке и выполнении индивидуального проекта. Литературные источники указываются в алфавитном порядке. Приложения могут включать графики, схемы, рисунки, таблицы, копии документов и другие необходимые данные. Они располагаются в порядке их упоминания в тексте и служат для иллюстрации отдельных положений исследуемой проблемы или являются результатом предлагаемых автором рекомендаций. Текст индивидуального проекта необходимо излагать от первого лица множественного лица: нами, по нашему мнению, на наш взгляд и т.д. Изложение материала должно быть последовательным, логичным и творческим. Пересказывать учебники, учебные пособия, другую специальную литературу не следует. Особое внимание следует обращать на «переходы» от одного раздела к другому, а внутри них – от вопроса к вопросу. Изложение вопросов, при необходимости, должно иллюстрироваться таблицами, графиками, диаграммами, схемами. Наличие иллюстраций свидетельствует о высоком качестве проработки автором изучаемой проблемы и помогает лучше воспринять материал. Содержание иллюстрированного материала должно быть понятно без обращения к тексту работы. Общий объём работы должен быть не менее 10 и не более 15 страниц. В нормируемый объём не входят титульный лист, содержание, список использованной литературы и интернет ресурсов, приложения.

Оформление индивидуального проекта.

Работа выполняется в виде отпечатанного текста на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк - 1,5. Размер полей: верхнее - 2см., нижнее - 1,5 см., левое - 3см., правое - 2 см. Абзацный отступ 1,25 см.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется; пример оформления представлен в Приложении 1, далее идет содержание (приложение 2).

Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Заголовки выделяются жирным шрифтом, размер – 14. Расстояние между заголовками и текстом должно быть 1,5 интервала.

Все разделы проекта (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.

Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.

Объем текста проекта не должен быть менее 10 машинописных страниц и и более 15. Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц.

Страницы основного текста работы и приложений нумеруются арабскими цифрами. Нумерация сквозная по центру внизу страницы.

Список литературы располагается в алфавитном порядке по фамилии авторов (или названию сборников). Пример оформления литературных источников представлен в Приложении 3.

Приложения располагаются в порядке выполнения на них ссылок в тексте проекта. Каждое приложение начинается с нового листа и содержит в правом верхнем углу слово «Приложение». При наличии в работе нескольких приложений проставляется их обозначение в соответствии с арабской нумерацией, например, Приложение 1, Приложение 2 и т.д. Требования к защите индивидуального проекта Защита проектной работы проводится на открытом заседании предметно-цикловой комиссии. Отзыв руководителя должен содержать краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта. Форма отзыва приведена в приложении № 4. Процедура защиты состоит в 5-7 минутном выступлении обучающегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы, и ответы на вопросы руководителя проекта и присутствующих на защите. По итогам защиты руководитель проекта (приложение №5) составляет отзыв и выставляет оценку.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Министерство образования Республики Тыва

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Республики Тыва

«Кызылский транспортный техникум»

(ГАПОУ РТ «Кызылский ТТ»)

Экономико-правовое отделение Форма обучения: очная

Специальность: 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

по дисциплине ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Тема:

Выполнил(а): студент (ка) группы _____ФИОПроверил(а): преподаватель ФИООценка защиты отчёта ______________Подпись___________________________

2024 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец оформления содержания индивидуального проекта

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3

I. ИСТОКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ………………………………………………………………...5

1.1. Понятие и признаки организованной преступности…………………….. 5

1.2. Обстоятельства, способствующие возникновению и развитию организованной преступности …………………………………………………..9

II. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РФ…………………………….. 12

2.1. Формирование организованной преступности и ее структура ………….12

2.2. Организованная преступность в РФ……………………………………… 15

III. СИСТЕМА МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ ………………………………………………………………19

3.1. Основные направления борьбы с организованной преступностью……. 19

3.2. Предупреждение и противодействие организованной преступности местными органами власти……………………………………………………. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 25

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Образец оформления списка использованных источников и литературы Список использованных источников и литературы

Нормативно-правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 10.12.1948 года [Текст]: // Международные акты о правах человека: Сборник документов, изд. НОРМА – ИНФА, – М.: 2000.

2. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: Юрист, 2016.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Части первая, вторая, третья и четвертая [Текст]: федеральный закон – М.: «Омега-Л», 2016. – 476 с.

Учебные и научно-методические издания:

4. Басаков, М.И. Делопроизводство (документационное обеспечение управления на основе ГОСТ Р 6.30-2003) [Текст] :учебное пособие / М. И. Басаков. - 7-е изд., перераб. и доп. - М: ИТК Дашков и К°, 2012. – 347с.

5. Власов Ю.Н., Калинин В.В. Наследственное право: курс лекций [Текст]: - М., Юрайт, 2014.

6. Гущин В.В. Наследственное право. Учебное пособие [Текст]: - М., Дашков и Ко, 2012 – 143 с.

7. Гуев А.Н. Гражданское право [Текст].- М.: ИНФРА-М , 2014 – 318 с.

8. Зенин И.А. Гражданское право [Текст]. – М.: Высшее образование , 2008 – 415 с.

9. Гомола А.И. Гражданское право: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования [Текст]:/А.И. Гомола//10-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012 - 416с.

10. Гражданское право [Текст]: учебник/ подед. М.М. Рассолова. –3-е изд. – М.: Закон и право, 2008 – 532 с.

11. Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. [Текст]: М., 1997 – 197с.;

12. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 1 / Сост. О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз. М., 2003 – 223с. Периодические издания: 13. Маслова А.В. Наследники и наследодатели: практическое руководство Библиотечка Российской газеты. - 2014 .- №5. - С. 3 – 9. Интернет – ресурсы 14. Архивы России» [Электронный ресурс]: - URL: http://www.rusarchives.ru - (дата обращения: 16.11.2016)

15. Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) [Электронный ресурс]: - URL: http://www.vniidad.ru - (дата обращения: 21.10.2016)

16. Консалтинговая группа «ТЕРМИКА» [Электронный ресурс]: - URL: http://www.termika.ru – (дата обращения: 02.12.2016)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ОТЗЫВ

об индивидуальном проекте

Обучающий(ая)ся: __________________________________________________

Специальность: __________________________________________________

Курс, группа: ___________

Дисциплина: ______________________________________________________

Тема индивидуального проекта: ____________________________________

п/п

Критерий

Степень выраженности у обучающего(ей)ся

Баллы

1.Выбор темы: обоснованность выбора, актуальность и новизна

2.Целеполагание: формулировка целей и задач, которые следует решить

3.Выбор средств и методов, адекватных постановленным целям

4.Планирование, определение последовательности и сроков работ, их соблюдение при выполнении проекта

5.Компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность

6.Собранность, целеустремленность, высокая мотивация

7.Личный вклад автора проекта, его самостоятельность

8.Содержательность работы, логичность и стиль изложения, научность, лаконичность, аргументированность

9.Оформление индивидуального проекта: аккуратность, грамотность.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Отзыв на индивидуальный проект

Обучающей(го)ся курса, группы ______ (Ф.И.О.) _______________________

специальность _____________________________________________________

1. Индивидуальный проект заданной теме соответствует / не соответствует

2. График выполнения индивидуального проекта соблюдался / не соблюдался

3. Продукт проектной деятельности выполнен на оценку: - «отлично»; - «хорошо»; - «удовлетворительно»; - «неудовлетворительно»

4. Инициатива при выполнении индивидуального проекта проявлялась / не проявлялась

5. Самостоятельность при выполнении индивидуального проекта проявлялась / не проявлялась.

6. Оценка за защиту индивидуального проекта: - «отлично» - «хорошо» - «удовлетворительно» - «неудовлетворительно»

Итоговая оценка __________________________________________

Преподаватель / /

Ознакомлен / /