Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение города Костромы «Детский сад 14»
Методические рекомендации по созданию интеллект – карт в ДОУ.
Составила: Доброва Мария Юрьевна,
воспитатель
2024
Метод интеллект-карт был разработан американским учёным, психологом и бизнесменом Тони Бьюзеном. Он специализируется на саморазвитии, улучшении памяти и мышления. Этот метод также называют «карты ума», «ментальные карты» или «карты памяти».
Основная идея метода заключается в умении обрабатывать большие объёмы информации и представлять их в виде логической схемы с ключевыми понятиями, образами и явлениями. Это помогает лучше понять и запомнить информацию, а также увидеть связи между различными идеями.
В дошкольном образовании метод интеллект-карт предложил использовать кандидат педагогических наук В. М. Акименко. Он рекомендовал применять этот метод для развития связной речи у детей. Интеллект-карта — это простой и уникальный способ запоминать и систематизировать информацию. Она активизирует память и мышление, развивает речевые и творческие способности детей.
Интеллект-карты представляют собой древовидные схемы, на которых изображены основные идеи и ключевые понятия. Они могут быть использованы для изучения различных тем.
Этот метод позволяет детям видеть связи между различными правилами и понимать, как они работают вместе. Кроме того, интеллект-карты помогают детям развивать свои речевые способности, поскольку они должны объяснять и обсуждать.
Ключевые характеристики интеллект-карт:
* Привлекательность. Работать с такой картой не только интересно, но и приятно.
* Наглядность. Интеллект-карта включает в себя изображения, предметы, объекты, рисунки и порядок действий с ними. Это позволяет визуализировать информацию и лучше её понять.
* Запоминаемость. Благодаря взаимодействию обоих полушарий мозга и использованию образов и цвета информация легко запоминается. Это делает карту эффективным инструментом для обучения и запоминания.
* Стимулирование творчества. Интеллект-карты помогают находить нестандартные подходы к решению задач и развивают творческий потенциал. Они позволяют увидеть проблему с разных сторон и найти новые идеи.
* Возможность пересмотра. Пересмотр карты через некоторое время помогает лучше усвоить информацию в целом, запомнить её и дополнить новыми идеями. Это также позволяет увидеть прогресс и оценить эффективность работы.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Чтобы создать интеллект-карту, понадобятся цветные фломастеры, карандаши или маркеры.
Лист нужно расположить горизонтально. В центре листа следует разместить главную идею, которую можно изобразить с помощью рисунков или картинок. Это может быть изображение, символизирующее основную концепцию, или ключевое слово, выделенное ярким цветом.
От центра необходимо провести расходящиеся ответвления в любом направлении для каждого ключевого момента. Каждая главная ветвь должна быть выделена своим цветом. Такой подход помогает визуально организовать информацию и делает карту более привлекательной и запоминающейся.
Над каждой ветвью пишется только одно ключевое слово. Текст должен быть разборчивым и написан печатными заглавными буквами. Это обеспечивает чёткость и ясность представления информации.
Каждая мысль должна сопровождаться рисунками, картинками или ассоциациями о каждом слове. Визуальные образы помогают лучше запомнить и понять материал. Они способствуют созданию более глубоких и устойчивых воспоминаний.
В процессе создания карты можно добавлять символы и иллюстрации. Они могут представлять собой абстрактные или конкретные изображения, связанные с темой. Это добавляет глубину и разнообразие восприятию информации.
Интеллект-карта должна иметь структуру, отражающую иерархию идей и понятий. Главные ветви должны разветвляться на более мелкие, которые, в свою очередь, могут делиться на ещё более детальные. Это позволяет организовать информацию логически и последовательно.
Создание интеллект-карты — творческий процесс, требующий внимания и концентрации. Он помогает лучше понять и запомнить информацию, а также стимулирует творческое мышление. Интеллект-карты можно использовать для изучения разных тем.
В современном мире, переполненном информацией, использование интеллектуальных карт приносит заметные результаты в образовательной деятельности с дошкольниками. Этот метод позволяет интегрировать различные области знаний и делает процесс обучения более интересным и эффективным.
Интеллект-карты способствуют развитию детских ассоциаций и помогают дошкольникам запоминать информацию, выражать эмоции и мысли по теме, воображать, фантазировать, рассказывать, пересказывать, рассуждать и общаться. Работа с ними стимулирует творческое мышление и воображение детей, а также способствует развитию памяти и внимания. Это особенно важно для дошкольников, которые только начинают знакомиться с окружающим миром.
Мы начали создавать интеллект-карты в старшей группе на тему «Улицы города». Сначала это были небольшие карты, посвящённые одной улице: достопримечательностям города, знакомым детям памятникам. К концу года мы создали общую карту «Город Кострома», которая включала символику города, памятники, театры и другие значимые места.
Работа с интеллект-картами помогает детям лучше понять структуру города и его особенности. Они учатся выделять главные и второстепенные объекты, устанавливать связи между ними. Это способствует формированию пространственных представлений и развитию логического мышления.
Кроме того, работа с интеллект-картами учит детей работать в команде, слушать друг друга и высказывать свои идеи. Они учатся договариваться о том, как будет выглядеть карта, какие элементы на ней будут расположены. Это развивает коммуникативные навыки и умение сотрудничать.