Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Нижнетагильский строительный колледж»
Методические указания по выполнению практических работ
ОД 02 Литература
2024
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Нижнетагильский строительный колледж»
Разработчик: Микрюкова А.Ю., преподаватель ГАПОУ СО «Нижнетагильский строительный колледж».
РАССМОТРЕНА
Предметно-цикловой комиссией
Протокол № ___от ____________
Председатель ЦК
________________
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
Протокол № ___от ____________
Содержание
Перечень практических работ
4
Пояснительная записка
5
Практическая работа №1 Анализ сцен «Дуэль Базарова и Кирсанова», «Смерть Базарова», «Значение заключительных сцен романа»
16
Практическая работа №2 «Поэзия — говорящая живопись»
19
Практическая работа №3 «Образ русской крестьянки»
21
Практическая работа №4 «Нравственные уроки романа «Война и мир»
22
Практическая работа №5 «Гибель души» в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»
23
Практическая работа №6 «Особенности ремарок в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»
24
Практическая работа №7 «Любовь – чувство, которое существует во все времена»
27
Практическая работа №8 «Стихотворения Маяковского - крик души поэта»
29
Практическая работа №9 «Анализ поэтического текста»
31
Практическая работа №10 «Поэзия военных лет. Чтение стихотворений наизусть»
35
Практическая работа №11,12 «Вечные темы в прозе военных лет»
36
Критерии оценивания практических работ
42
Критерии оценивания сочинений и проблемных вопросов
43
Список использованных источников
44
Перечень практических работ
№
Тема
Содержание
Кол-во часов
1
Анализ сцен «Дуэль Базарова и Кирсанова», «Смерть Базарова», «Значение заключительных сцен романа»
Анализ эпизода главы X романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» («схватка» Базарова с Кирсановым за вечерним чаем). Анализ заключительных сцен романа.
2
2
«Поэзия — говорящая живопись»
Сопоставительный анализ стихотворений Ф.Тютчева «Летний вечер» и А.Фета «Какая ночь!». Особенности поэтического стиля поэтов
2
3
«Образ русской крестьянки».
Проанализировать образ Матрены Тимофеевны в поэме Н.А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и сделать выводы
2
4
«Нравственные уроки романа «Война и мир»
Выделить важнейшие этапы в духовном развитии князя Андрея Болконского и Пьера Безухова
2
5
«Гибель души» в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»
Чтение рассказа. Комплексный анализ рассказа «Ионыч» по плану. Раскрытие трагизма повседеневно-будничного существования и духовного оскуднения личности в рассказе
2
6
«Особенности ремарок в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»
Анализ ремарок в пьесе. Составление таблиц (работа в группах). Определение актуальности пьесы.
2
7
«Любовь – чувство, которое существует во все времена»
Анализ рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Работа в группах. Выступление.
2
8
«Стихотворения Маяковского - крик души поэта»
Анализ стихов В.В. Маяковского «Послушайте!», «Лиличке», «Нате!», поэмы «Облако в штанах», «Левый марш», «А вы могли бы?». Определение поэтического новаторства Маяковского.
2
9
«Анализ поэтического текста»
Аанализ произведения А.А. Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…»
2
10
«Поэзия военных лет. Чтение стихотворений наизусть».
Заслушивание сообщений учащихся. Чтение произведений поэтов наизусть
2
11
12
«Вечные темы в прозе военных лет»
Дать развёрнутый план рецензии, используя образец, по аналогии написать свою рецензию на прочитанную книгу.
4
Пояснительная записка
Немногие осознают, что книга – это «праздник, который всегда с тобой», что от слова можно испытывать такое же наслаждение, что и от музыки или прекрасного, увлекательного зрелища. Тот, кто любит книгу, приобретает друга и учителя, который всегда готов прийти на помощь, который помогает расти и становиться Человеком.
Потребность понимать – одна из самых главных в человеческой жизни. Что это такое? Что бы это значило? На что это похоже? Как это получилось? В чем смысл этого всего? Как мне к этому относиться? – подобные вопросы человек задает себе всегда, с самого детства до самой старости. В том числе и по отношению к книгам, которые читает. С вопросов и начинается диалог – с книгой, с автором, с культурой, с самим собой...
Понимание прочитанного является необходимым условием полноценного общения с художественным произведением и его автором – только на этой основе становится возможным размышление читателя, его эмоциональный отклик, собственная нравственная позиция по отношению к произведению, личностный духовный рост.
Инструкционные карты к практическим работам в данном сборнике помогут обучающимся установить этот диалог, окажут ему помощь в построении этой беседы с книгой.
Сборник практических работ по общеобразовательной учебной дисциплине ОУДб.02 Литература разработан в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования,
утвержденного Приказом
Минобрнауки
России от 17.05.2012 № 413
;
Учебным планом специальности;
Рабочей программой учебной дисциплины/профессионального модуля;
Календарно-тематическим планом по дисциплине
.
Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Код и наименование формируемых компетенций
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные (предметные)1
ОК 01. Выбирать способы решения задач
профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем
базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике
- осознавать причастность к отечественным традициям и исторической преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и мировой культуры; сформированность ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры;
- осознавать взаимосвязь между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности;
- знать содержание, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской, зарубежной классической и современной литературы, в том числе литературы народов России;
- сформировать умения определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных произведений, выявлять их связь с современностью;
- уметь сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и другие);
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности;
- владеть умениями анализа и интерпретации
художественных произведений в единстве формы и содержания (с учетом
неоднозначности заложенных в нем смыслов и наличия в нем подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным на уровне начального общего и основного общего образования);
- владеть современными читательскими
практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями
самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной форме,
информационной переработки текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написания отзывов и сочинений различных жанров (объем сочинения - не менее 250 слов); владеть умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учетом норм русского литературного языка;
- уметь работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
В области духовно-нравственного воспитания:
- сформированность нравственного сознания, этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными действиями: самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
- сформировать устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию и через него - к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры;
- способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях, участвовать в дискуссии на литературные темы;
- осознавать художественную картины жизни, созданная автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформировать умения выразительно (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями: принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого человека;
- осознавать взаимосвязь между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности;
- сформировать умения выразительно (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями:
общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств;
- сформировать умения выразительно (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов;
- владеть умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учетом неоднозначности заложенных в нем смыслов и наличия в нем подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным на уровне начального общего и основного общего образования);
- сформировать представления о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции, об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в художественной литературе и уметь применять их в речевой практике;
ОК Об. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
- осознание обучающимися российской гражданской идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальнокультурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, своюРодину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
- сформировать устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию и через него - к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры;
- сформировать умения определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных произведений, выявлять их связь с современностью;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
- наличие мотивации к обучению и личностному развитию;
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду
- владеть современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написания отзывов и сочинений различных жанров (объем сочинения - не менее 250 слов); владеть умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учетом норм русского литературного языка
ПК 3.3. Обеспечивать ведение текущей и исполнительной документации по выполняемым видам строительных работ
- владеть профессиональной терминологией;
- уметь составлять официально-деловые документы
Выполнению практических работ предшествует допуск, на основании освоения теоретического материала. По окончании выполнения практических работ, обучающиеся составляют отчет. Оценки за выполнение практических работ выставляются по пятибалльной шкале и учитываются как показатели их текущей успеваемости. Этапы проведения практического занятия:
№
Структурные элементы занятия
Организационный момент. Оглашение темы. Мотивация
Формулировки целей и задач, поставленных в рамках данного учебного занятия
Контроль теоретических знаний
Организация и управление практической деятельностью обучающихся
Подведение итогов занятия и оценка работы обучающихся
Задание на дом
Цели проведения практических занятий:
Обучающая
формирование профессиональных и практических умений, необходимых для будущей профессиональной деятельности и для изучения последующих учебных дисциплин.
формирование умения решать задачи, выполнять чертежи и т. д
Развивающая
развитие мышления через интеграцию мыслительной и практической деятельности будущих специалистов;
развитие навыков экспериментальных методов исследования (наблюдения, измерять и оформлять результаты, планировать);
развитие умения конструировать;
развитие умения перейти от действия в знакомой ситуации к действию в измененной ситуации; развитие воли и настойчивости в учении через решение проблемных задач;
развитие эмоций студентов посредством создания на занятии ситуации удивления, радости, занимательности, парадоксальности;
формирование мировоззрения.
Воспитательная
воспитание нравственных качеств (коллективизма, этических норм), эстетических взглядов, гигиенических умений, аккуратности и бережливости;
возбуждение интереса к способам действий и содержанию учебного материала.
Практическая работа №1
Тема: Анализ сцен «Дуэль Базарова и Кирсанова», «Смерть Базарова», «Значение заключительных сцен романа»
Содержание: Анализ эпизода главы X романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» («схватка» Базарова с Кирсановым за вечерним чаем). Анализ заключительных сцен романа.
Задание 1
В 10-й главе читатели могут наблюдать кульминацию спора между Базаровым и Кирсановым. Конфликт между этими героями начинается во время их первой встречи. Его обострение происходит постепенно, по мере развития основной сюжетной линии романа. В 10-й главе оппоненты устраивают совместное чаепитие. Во время него Евгений и Павел смогли обсудить многие вопросы, что привело к обострению конфликта.
Заполните таблицу
Павел Петрович Кирсанов
(дворяне-либералы)
Евгений Базаров
(разночинцы-демократы)
О роли дворян
О нигилизме
О взглядах на русский народ
Об отношении к искусству и природе
Задание 2
Анализ последнего абзаца романа - описания сельского кладбища. Почему автор заканчивает роман именно этим описанием? Как оно помогает нам разгадать тайну романа? Можно ли согласиться с тем, что роман Тургенева – о любви?
Ответьте на следующие вопросы.
1. С чего начинается этот отрывок?
Открывается описание печальной_____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Как удаѐтся автору передать эту картину?
Взгляд автора движется постепенно, останавливаясь на___________________
__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Как меняется интонация высказывания?
Но постепенно тон меняется: от тоскливых нот_________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________автор
постепенно возвышает голос
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Какие средства использует при этом автор?
Это создаѐтся и ____________________________________________________ средствами _______________________________________________________и лексическими______________________________________________________
5.Почему Тургенев завершает скорбную картину описания страданий старичков риторическими вопросами? «Неужели их молитвы, их слѐзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?»
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Писатель в последних строках приоткрывает перед нами тайну своего романа, примиряя читателей и героев, обращая их взоры от будничных, быстротечных, преходящих споров и ссор
_________________________________________________________. Он как бы говорит нам:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________И в этом смысле роман Тургенева - о любви. Которая сильнее смерти, ибо она вечна.
Задание 3
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Каким я вижу Базарова, останься он жив»
Практическая работа №2
Тема: «Поэзия — говорящая живопись»
Содержание: Сопоставительный анализ стихотворений Ф.Тютчева «Летний вечер» и А.Фета «Какая ночь!». Особенности поэтического стиля поэтов
Задание 1. Подготовьте наизусть чтение стихотворения Ф.Тютчева «Летний вечер» или А.Фета «Какая ночь!».
Задание 2. Рассмотрите таблицу
Особенности поэтического мира А. Фета, Ф. Тютчева
Ф.И. Тютчев
А.А. Фет
- Бытие воспринимал как катастрофу.
-Поэт-философ, поэт-психолог.
Последний русский романтик.
-Природа — живой, одухотворённый, многоликий мир.
-Человек часто одинок и бессилен в сравнении с могуществом природы.
-Для стихов характерна богатейшая метафоричность.
-В жанровом отношении — тяготение к философской миниатюре, к поэтическому фрагменту.
-Крупнейший поэт ’’чистого искусства”.
-В историю поэзии вошёл прежде всего как пейзажист.
-Природа - прекрасное живое существо.
-Человек - частица природы, существо, равноправное ей;
Любил изображать "переходные состояния" природы.
-Художественный мир создаётся разнообразием ритмов, звуков, особым синтаксисом.
Фет - мастер композиции; использует все виды композиционных повторов (кольцо, анафора, рефрен).
-В жанровом отношении тяготеет к фрагменту, лирической миниатюре.
Ответьте на вопросы:
Как воспринимал окружающий мир, бытиё Тютчев, Фет? Схожи ли их позиции?
Каков объект изображения в стихотворениях поэтов?
Какое состояние души, какие чувства передают стихотворения этих поэтов?
Какие художественные выразительные средства используют поэты в стихах?
Задание 3. Произведите сопоставительный анализ стихотворений Тютчева и Фета.
План анализа:
Отметьте время написания стихотворений.
Рассмотрите идею, тему.
Какова композиция каждого стихотворения?
Каково основное настроение поэта, переданное в стихотворении?
Каковы особенности поэтического языка каждого стихотворения?
Каково ваше
отношение к прочитанному
? Какое стихотворение понравилось и почему.
Задание 4.
Сделайте письменно вывод: «Насколько стихи «Летний вечер» и «Какая ночь!» являются типичными для творчества Ф.Тютчева и А.Фета.
Практическая работа № 3
Тема: «Образ русской крестьянки».
Содержание: проанализировать образ Матрены Тимофеевны в поэме Н.А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и сделать выводы
Задание 1. Найдите значение имени Матрена и запишите его.
Задание 2. Заполните таблицу, используя цитаты из произведения и авторскую характеристику
Образ Матрены Тимофеевны
Предмет анализа
Цитата
портрет – коллаж
речь героини
быт
судьба
Сделать вывод: как имя повлияло на судьбу?
Задание 3. Напишите сочинение на тему «Есть женщины в русских селеньях… (по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)»
Задание 4. Нарисовать иллюстрации к поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Практическая работа № 4
Семинар «Нравственные уроки романа «Война и мир»
Содержание: выделить важнейшие этапы в духовном развитии князя Андрея Болконского и Пьера Безухова, определить, в чем схожи и в чем различны герои Толстого, помочь осмыслить всю сложность исканий А. Болконского и П. Безухова; выявить авторское отношение к героям и определить свой взгляд на героев и их поступки.
Задания для групп. Презентация результатов творческих работ по следующим темам:
1 группа
«Биографы князя Андрея». Выстройте логическую цепочку этапов жизненного пути героя.
2 группа
«Наблюдатели». Определите авторские приёмы, используемые для создания и развития образа Андрея Болконского.
3 группа
«Биографы Пьера Безухова». Выстройте логическую цепочку этапов жизненного пути героя.
4 группа
«Наблюдатели». Определите авторские приемы, используемые для создания и развития образа Пьера Безухова.
Практическая работа №5
Тема: «Гибель души» в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»
Содержание: Чтение рассказа. Комплексный анализ рассказа «Ионыч» по плану. Раскрытие трагизма повседеневно-будничного существования и духовного оскуднения личности в рассказе.
Задание 1. По ходу чтения рассказа «Ионыч» заполните таблицу цитатами из произведения.
Доктор Дмитрий Старцев
Ионыч
Детали внешности, поведения
Интересы, стремления
Речевая характеристика
Как раскрывается в любви? (чтение по ролям двух сцен в саду)
Кто виноват, что не состоялась любовь Дмитрия Старцева и Екатерины Ивановны (Котика)?
- Среда;
- Отчасти Екатерина Ивановна;
- Ионыч, его нравственная слабость, трусость загубили любовь
Ваше отношение к герою
Сделайте выводы по таблице, ответив на вопросы:
Какая сила губит героя?
Ваше окончательно мнение о герое
Задание 2. Проведите сравнительный анализ двух эпизодов: первое и последнее свидание Екатерины Иван овны и Старцева (2 и 4 главы). Используя цитатную характеристику, докажите, что развитие Екатерины Ивановны шло по восходящей, а Старцева – по нисходящей линии.
Первое свидание (гл. 2)
Второе свидание (гл.4)
Задание 3. Напишите сочинение-миниатюру на тему: Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч»
Практическая работа №6
Тема: «Особенности ремарок в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»
Содержание: Анализ ремарок в пьесе. Составление таблиц (работа в группах). Определение актуальности пьесы.
Задание 1. Найти и выписать из ремарок пьесы «Вишневый сад» все то, что связано со звуками и музыкой. Указать на то от кого этот звук, музыка исходят. Форма оформления – таблица.
1 группа. 1 действие
Пример
№
Звук
Кто, что его издает
1.
Скрип сапог
Епиходов
2 группа, 2 действие
Пример
№
Звук
Кто, что его издает
1.
Звук гитары и пение песни: «Что мне до шумного света, что мне друзья и враги…»
Епиходов
3 группа, 3 действие
Пример
№
Звук
Кто, что его издает
1.
Звук еврейского оркестра
Еврейский окестр
4 группа, 4 действие
Пример
№
Звук
Кто, что его издает
1.
Гул людской
Люди
Задание 2. Ответьте на вопросы, обсудив их в группах. Подготовьте устные выступления
Вопросы для 1 группы (по 1 действию)
Почему в самом начале пьесы так много звуков, которые вызваны падением чего-либо?
Чего больше в авторских ремарках 1 действия звуков, смеха или слез? Почему?
Как эти звуки помогают понять отношение персонажей друг к другу?
Если 1 дей
ствие переложить на музыку, то какая она будет? Какое настроение будет преобладать? Почему?
Зачем в конце 1 действия Чехов в авторских ремарках указывает на звук свирели, на которой играет пастух? Какое символическое значение скрыто за этим звуком?
Вопросы для 2 группы (по 2 действию)
Почему в самом начале 2 действия мы слышим звук гитары и пение
Епиходова
?
Чего больше в этом действие смеха или слез? Почему?
Зачем А.П. Чехов постоянно акцентирует внимание читателей на слове «зевает», когда речь идет о Яше?
Чей смех выходит на первый план в этом действии? Почему?
Почему действие и начинается и заканчивается песней
Епиходова
?
Вопросы для 3 группы (по 3 действию)
Есть ли место плачу в этом действии? Почему?
Если 3 действие переложить на музыку, то какое настроение будет преобладать?
Почему в этом действии снова, как и в первом, много звуков падающих предметов? Что символизирует звук падающих ключей из рук Вари?
Почему в этом действии Яша запел?
Найдите противоречие в поведении героев (Варя, Раневская и др.). Чем оно вызвано?
Вопросы для 4 группы (по 4 действию)
Какой художественный прием, и с какой целью использует А.П. Чехов в звуковом построении этого действия? (Обратите внимание на первую и последнюю ремарку в пьесе)
Звук топора. Сколько раз он упоминается в действии и почему?
Почему запела Шарлотта?
Почему в этом действии такая палитра звуков? С чем это связано?
Если 4 действие переложить на музыку, то какие звуки, какое настроение будут преобладать?
Задание 3. Напишите мини-сочинение (эссе) на тему: «Современны ли герои пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад».
Практическая работа №7
Тема: «Любовь – чувство, которое существует во все времена»
Содержание: Анализ рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Работа в группах. Выступление.
Задание 1. Прочитайте высказывания критиков о любви Желткова. Объясните, проанализировав предложенные отрывки из текста, в чем проявляется возвышенность любви, а в чем – ущербность. Выскажите свое мнение.
Утверждения
Ю. Григорков утверждал:
«Мечтая вместе со своими героями о великой и святой любви, Куприн стремится доказать нам, что «сильна как смерть любовь» и что «ничтожны и презрительны все усилия окутать ее цепями условности»
В. Афанасьев утверждал:
«Гранатовы браслет» - одно из самых задушевных произведений А.И. Куприна, и все же печать некоторой ущербности лежит и на образе ее центрального героя – Желткова, и на самом его чувстве в Вере Шеиной»
Доказательства
Проанализируйте:
- эпизод посещения Желткова мужем и братом Шеиной;
- эпизод разговора Веры с генералом Аносовым
Проанализируйте:
- описание внешности Желткова;
- письма Желткова
Я считаю, что…
Задание 2. Поработайте в группах с тестом, ответив на вопросы. Подготовьте свои выступления.
1 группа
Какими изобразил гостей Веры автор? К кому из героев он относится с симпатией и почему?
Какие подарки получает Вера?
Как на этом фоне выглядит подарок
Желткова
? В чем его ценность и символичность? Как к этому относится Вера?
2 группа
Прочитайте выразительно письмо
Желткова
Вере. Охарактеризуйте его автора.
Как отнеслись к любви
Желткова
Вера, Василий Львович, Николай Николаевич, генерал Аносов? Как соотносятся образы
Желткова
и Аносова?
В чем смысл историй рассказанных генералом? В чем причина несчастий во всех трех историях?
3 группа
Прочитайте 10 главу
. Охарактеризуйте интерьер квартиры
Желткова
.
Проанализируйте описание портрета героя. Выпишите детали
вешности
и объясните их роль.
Сопоставьте поведение героев:
Желткова
, Николая Николаевича, Василия Львовича (речь, жесты). Какой прием использует автор для их изображения?
4 группа
Прочтите эпизод со слов: «В комнате пахло ладаном…» Что испытывает Вера, всматриваясь в глаза
Желткова
?
Прочтите последнее письмо
Желткова
. Почему он уходит из жизни? Почему Вера чувствует себя виноватой?
Почему он «заставляет» Веру послушать сонату Бетховена?
Задание 3. Сделайте письменно вывод: Любовь Желткова, какая она? Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?
Практическая работа №8
Тема: «Стихотворения Маяковского - крик души поэта»
Содержание: Анализ стихов В.В. Маяковского «Послушайте!», «Лиличке», «Нате!», поэмы «Облако в штанах», «Левый марш», «А вы могли бы?». Определение поэтического новаторства Маяковского.
Задание 1. Прочтите стихотворения В. Маяковского «Послушайте!», «Лилечка», «Левый марш», «А вы могли бы?», поэму «Облако в штанах»
Задание 2. На конкретном материале проследите ту внутреннюю творческую логику, которая диктовала В. Маяковскому создание новой поэтической системы во имя нового содержания. Определите, с какой целью используются данные средства. Подтвердите приведенные положения примерами из стихотворений В. Маяковского.
Средства
Цели использования
Примеры
1. Использование резких, жестких слов, площадных ругательств, вульгаризмов
Лирический герой — прежде всего человек, предельно возмущенный окружающим миром, он может говорить о нем, лишь возмущаясь и негодуя
2.Обращение к различным формам слова:
а)использование слов с уменьшительными и увеличительными суффиксами;
б)использование необычных существительных;
в)использование различных метафористических глаголов;
г)использование необычных сравнительных форм;
д) использование неологизмов
Это придает слову особенно напряженный, выразительный характер
Предельная самостоятельность каждого слова
Благодаря этому речь насыщена паузами, и в свою очередь эмоционально окрашенными
5. Использование излюбленных тропов:
а) метафора
б) гипербола
в) оксюморон (сочетание противоположных по значению слов в одном художественном образе, например: горячий снег)
Создает резко эмоциональную и оценочную систему речи
Задание 3. Сделайте письменно вывод: В чем вы видите поэтическое новаторство В.В. Маяковского? Жив ли сегодня В. Маяковский, может ли сегодня ваш современник найти ответы на злободневные вопросы сегодняшнего дня
Практическая работа № 9
Тема: «Анализ поэтического текста»
Содержание: анализ произведения А.А. Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…»
Задание: проанализируйте стихотворение А.А. Ахматовой по представленному плану
Я научилась просто, мудро жить…
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
1912 г.
План анализа поэтического произведения
1. Автор и название стихотворения.
2. Литературное направление: романтизм, реализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм...
3. Жанр: эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет, стихотворение-посвящение …
4. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). Место данного стихотворения в творчестве поэта.
5. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Лирика: пейзажная, любовная, лирика дружбы, вольнолюбивая, философская…
6. Лексика, использованная поэтом (бытовая, разговорная; книжная, нейтральная, публицистическая, устаревшие слова …). Поэтическая лексика (активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики: антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов... )
7.Композиция лирического произведения.
анализ
микротемы
каждой строфы.
Выделить основные части поэтического произведения, показать их связь (= определить эмоциональный рисунок стихотворения);
сопоставлен ил
и противопоставлен смысл строф;
определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразивше
еся в поэтическом произведении
определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя; конфликт героя и общества …), определить причины данных конфликтов.
8. Размер, рифма:
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб
'_ _ _ дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест;
Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрёстная;
абба - кольцевая.
9. Изобразительно-выразительные средства (тропы):
- аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
- гипербола - художественное преувеличение;
- ирония - скрытая насмешка;
- литота - художественное преуменьшение;
- метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (сравнительные союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО … отсутствуют);
- олицетворение;
- сравнение;
- эпитет.
10. Стилистические фигуры:
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
- антитеза;
- градация;
- инверсия;
- рефрен;
- риторический вопрос, обращение;
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
11. Поэтическая фонетика:
- аллитерация - повторение одинаковых согласных;
- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
- ассонанс – созвучие гласных;
- эпифора - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
12. Образ лирического героя, авторское «Я».
13. Ваши впечатления о произведении.
Практическая работа №10
Тема: «Поэзия военных лет. Чтение стихотворений наизусть».
Содержание: Заслушивание сообщений учащихся. Чтение произведений поэтов наизусть
План семинара
1. Какие исторические события многое предопределили в характере литературного процесса второй половины XX века, нашли отражение в произведениях художественной литературы, повлияли на судьбы многих писателей?
2. Какие темы становятся ведущими в русской советской прозе послевоенного времени?
3. Как развивается русская поэзия первого послевоенного десятилетия?
4. Как решается в современной военной поэзии тема преемственности поколений?
5. Как развивается современная лирическая поэзия второй половины XX века?
Практическая работа №11 12
Тема: «Вечные темы в прозе военных лет»
Содержание: Дать развёрнутый план рецензии, используя образец, по аналогии написать свою рецензию на прочитанную книгу.
Памятка.
Как работать над рецензией на книгу (произведение).
1. Внимательно прочитайте или перечитайте книгу.
2. Подумайте над вопросами:
Как книга читалась? Как будет она воспри
ниматься другими читателями?
К
акова тема произведения? Какова его главная мы
сль? В чём убеждает нас автор?
Как писатель привод
ит нас именно к этим выводам?
Кто герои книги? Каковы их
стремления, дела, характеры?
В чём художественное своеобра
зие книги? Как она построена?
Каков язык книги? Что в языке вам показалось необычным, ярким?
К
акова ваша общая оценка книги? Что в этом произведении особенно ценного, нового? А что, может быть, недостаточно убедительно, не совсем удачно?
Ответы примерно на такие вопросы и составят основу вашей рецензии.
План рецензии на книгу о Великой Отечественной войне
1) Представить автора, его участие в войне (кратко — биографическая справка)
2) Название книги, её жанр. Смысл названия. Какая проблема (проблемы) — в центре внимания автора?
3) Какой эпизод Великой Отечественной войны - в основе сюжета книги? Кратко — цепь событий (сюжет). Что, где, когда происходит? (Не увлекаться подробным пересказом!)
4) Характеристика героя — крупным планом. (Если два героя — сравнительная характеристика, если несколько героев — групповая).
5) Какие художественные средства, приёмы помогают автору передать атмосферу военных событий?
Выберите из возможных средств:
автобиографичность
(или историзм) повествования;
натурализм или
реализм военной обстановки;
лаконизм повество
вания или подробные описания;
антитеза характеров;
портретная характеристика;
философские обобщения;
лирические отступления;
н
апряжённость, острота сюжета,
использование р
азговорной речи, просторечий;
художественная деталь;
м
еткость, образность эпитетов;
ч
астое использование диалогов;
внутренни
й монолог, размышления героя,
э
моциональность повествования,
уместное испол
ьзование пейзажа (интерьера);
сложный синтаксис или, наоборот, прос
той - скупость,
к
предложений;
звукопись, звукоподражание;
к
раткость, неполнота
от чьего лица ведётся повествование (от 1-ого, от 3-его), чьими глазам
и мы смотрим на происходящее;
использован ли высокий стиль;
фактографический материал...
6) Значение произведения, его влияние на читателя. Роль подобных книг в жизни современных людей.
Примерная рецензия студента на книгу современного писателя.
Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» есть прежде всего феномен свободы духа, и иначе и быть не могло, ведь это роман о свободе.
И. Золотусский
Вечер. Набережную заливает мягкий свет ночных фонарей. Луна освещает полуразрушенную мельницу, стоящую на берегу Волги; и кажется, что над ней образуется ореол. Действительно, это святое место. Сколько боли и слёз хранит оно в себе со времён Великой Отечественной войны!
Это здание словно мостик между двумя поколениями. Каждый год здесь собираются ветераны, чтобы почтить память погибших однополчан, и школьники на экскурсии. В годовщину победы под Сталинградом мельница снова соединяет у своих стен два разных поколения, два разных времени.
Я брожу по берегу Волги, и взгляд невольно останавливается на полуразрушенных стенах, искорёженных разрывами бомб. А что я знаю об этом времени? Скупые исторические сводки, официальные документы... Разве они могут передать чувства И мысли каждого солдата, сражавшегося здесь? Мне трудно представить любимый город, залитый огнями, таким, как описал его Василий Гроссман, прошедший путь от Волги до Берлина в солдатской шинели, знавший запах пороха и рёв танков. Жаль, что его творчество до недавнего времени было недоступно широкому кругу читателей, а ведь автор воочию видел все ужасы войны и сумел передать их так, что вряд ли найдётся человек, чьё сердце не содрогнётся при чтении этих страниц.
«Жизнь и судьба» — эпический и многофигурный роман, действия которого развиваются в огромной пространственной шири. В нём прослеживаются лучшие традиции Льва Николаевича Толстого.
В произведении чрезвычайно много героев и сюжетных линий, которые пересекаются на редкость неожиданно и своеобразно: Греков и Крымов, Новиков и Гетманов, Александра Владимировна и Женя, физик Штрум и заключенные концлагерей.
Огромное количество эпизодов, образов, сцен, но своим талантом. Гроссман сумел объединить их так, что в романе они звучат в унисон, воспевая дом, свободу и правду.
В основе композиции произведения лежит принцип «кривого зеркального отражения»: немецкие концлагеря и ГУЛАГ, зверства фашистов и репрессии Сталина. Ведь война в нашей стране велась на двух фронтах, и вторым фронтом была внутренняя борьба с мнимыми «врагами» народа.
Казалось бы, гибнут люди, рушатся, ломаются судьбы, но везде незыблемо существовал «зоркий глаз партийного наблюдателя». Эта истина неожиданно открылась Крымову в развалинах завода «Баррикады». Он стал одним из тех политотдельцев, что занимаются «бумажными делами, болтаются, мешают тем, кто воюет». Когда Крымов отправляется с лекцией в дом «шесть дробь один», его жизнь делает еще один неожиданный поворот. Он не может вынести духовной свободы Грекова и пишет на него донос. Но и сам Крымов не избегает участи того, на кого доносит: он становится жертвой голословного обвинения и попадает на Лубянку.
Вся его жизнь, войдя в папку со шнурками, теряла объем, протяженность, пропорции: «все смешалось в какую-то серую, клейкую вермишель, и он УЖ сам не знал, что значило больше: четыре года подпольной сверхработы, сталинградская переправа, революционная вера или несколько раздраженных слов об убогости советских газет».
Роман Василия Гроссмана о великой силе народа, о героизме и мужестве каждого солдата, но главным действующим лицом остается Сталинград. В каждом слове писателя о городе — скорбь: «Мертво. Люди в подвалах. Все сожжено. Горячие стены домов, словно тела умерших в страшном жару и не успевшие остыть... Среди тысяч громадин из камня, сгоревших и полуразрушенных, чудесно стоит деревянный павильон, киоск, в котором продавалась газированная вода. Словно Помпея, застигнутая гибелью в день полной жизни». Казалось бы, уничтожено все, но непобедимым осталось одно: стремление людей к свободе. Сталинград, по мнению Гроссмана, стал душой войны, а «его душой была свобода». Именно это дало силы выстоять, не сломаться, защитить родной город.
Вот он передо мной, спокойный, засыпающий Волгоград. Невольно задумываешься о том, какая цена была заплачена за этот тихий вечер. Ведь были и другие дни и ночи: тревожные, жестокие, бессонные: «Начинался новый день, и война готовила щедро — по самый край — наполнить его дымом, щебенкой, железом, грязными, окровавленными бинтами. А позади были такие же дни. И ничего уже не было в мире, кроме этой вспаханной железом земли, кроме неба в огне».
Как убедительно и точно автор говорит о том, о чем человечество спорит постоянно; о несовместимости войны и жизни. Его герой Крымов, как и Андрей Болконский, среди ужасов битвы видит «высокое небо правды, чести и совести». И Гроссман и Толстой ставят своих героев в условия, когда жизнь борется со смертью. Только мужество, истинный патриотизм и вера помогают человеку выйти из этой схватки победителем: «Жизнь в доме шесть дробь один заслонила все, что было прежде. Хотя эта жизнь была невероятна, она оказалась единственной действительностью, а все прежнее стало мнимым».
Среди множества образов романа этот дом является центральным. Не солдаты, не Греков, а именно дом как символ героизма, правды и свободы. Меняя людей, он оставался надеждой, верой и жизнью для бойцов: «Подобрались ли в доме шесть дробь один удивительные, особенные люди, или обыкновенные люди, попав в этот дом, становились особенными».
На протяжении всего романа автор словно задает себе и читателю вопрос: «Что такое человек перед сокрушающей силой нечеловеческих обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны до конца?». Каждый его герой делает самый решающий выбор: умереть достойно или продолжать жить подло.
Гроссман отвергает то, что на войне нельзя остаться человеком, и невозможно не согласиться с ним, ведь даже самые тяжелые обстоятельства не могут служить оправданием безнравственного поступка.
«Человек — это история, история — это жизнь, жизнь — это свобода», — великая и простая философская идея пронизывает все произведение. Только свободные люди в состоянии защитить и отстоять свою страну, свой дом. Именно поэтому мысли бойцов в Сталинграде устремлены в будущее: «Почти все верили, что добро победит в войне и честные люди, не жалевшие своей крови, смогут строить хорошую, справедливую жизнь».
Мне трудно поверить, что здесь действительно была война, трудно представить это сейчас, в спокойный лунный вечер, у стен разрушенной мельницы. ‚Но черная тень опаленных руин, словно знак беды, тревожит душу, взывая к памяти тех, кто во имя жизни шел наперекор судьбе и навстречу свободе.
Критерии оценивания практических работ
«5»
- содержание работы полностью соответствует теме и заданию;
– ответ отличается полнотой и аргументированностью;
– фактические ошибки отсутствуют;
– содержание излагается логично и последовательно;
– работа отличается стилевым единством, точностью и выразительностью языка; допущено не более 1–2 речевых недочетов, орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки отсутствуют или допущено не более 1 (каждого вида, суммарно – не более 2).
«4»
содержание работы в основном соответствует теме и заданию, но имеются незначительные отклонения от темы;
– ответ полный, но недостаточно аргументированный;
– содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
– имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
– работа отличается стилевым единством и выразительностью языка; допущено не более 3 речевых недочетов, не более 2 орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок (каждого вида, суммарно – не более 4).
«3»
– в работе допущены существенные отклонения от темы и задания;
– ответ неполный и/или недостаточно аргументированный;
– содержание достоверно в главном, но имеются фактические неточности;
– допущены отдельные нарушения последовательности и логики изложения;
– работа не отличается стилевым единством, речь недостаточно выразительна; допущено 4–5 речевых недочетов, не более 3–4 орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок (каждого вида, суммарно – не более 7).
«2»
работа не соответствует теме и заданию;
– ответ крайне упрощенный и/или неаргументированный;
– допущено много фактических неточностей и ошибок;
– нарушена последовательность и логика изложения мыслей, отсутствует связь между ними;
– нарушено стилевое единство текста, словарь беден, синтаксические конструкции однообразны; допущено более 5 речевых недочетов, 5 и более орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок (каждого вида, суммарно – 8 и более).
Критерии оценивания сочинений и проблемных вопросов
«5»
ставится за сочинение, глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других источников, необходимых для ее раскрытия; об умении целенаправленно анализировать произведение, уместно и правильно используя теоретико-литературные понятия, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
«4»
ставится за сочинение, достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей; умение анализировать произведение с опорой на теоретико-литературные понятия, делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
«3»
ставится за сочинение, в котором в главном и основном раскрывается тема, дан в целом верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; проводится анализ произведения, но без опоры на теоретико-литературные понятия или с ошибками в их использовании; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной монологической речи. В работе имеется не более четырех неточностей в содержании и пяти речевых недочетов.
«2»
ставится за сочинение, которое не раскрывает тему или написано не на тему; свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений или из общих положений, не опирающихся на текст; не свидетельствует об умении анализировать текст и знании теоретиколитературных понятий; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Список использованных источников
Виртуальный музей литературных героев http://www.likt590.ru/project/museum/
Красовский, В.
Е.
Литература
: учебник для среднего профессионального образования
[Текст]
/ В. Е. Красовский, А. В. Леденев
;
под общей редакцией В. Е. Красовского. — Москва
:
Издательство
Юрайт
, 2024.
Курдюмова
, Т. Ф. Литература. Часть 1. Базовый уровень
:
электронная форма учебного пособия для СПО / Т. Ф.
Курдюмова
, Е. Н. Колокольцев, О. Б. Марьина [и др.]. - Москва
:
Просвещение, 2024
Литература: учебник для студентов сред
.
п
роф. учеб.
З
аведени
й
[Текст]
/ под ред.
Обернихиной
Г.А. – М.: Изд
ательский центр «Академия», 2018
.
Литература: практикум [Текст]
: учеб
.
п
особие / Г. А.
Обернихина
, А. Г. Антонова, И. Л.
Вольнова
под ред. Г. А.
Обернихиной
. – М., 201
8
Русская виртуальная библиотека
http://www.rvb.ru
'Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции от 12.08.2022)