ГБОУ ЛО ?Тихвинская школа-интернат?

Выполнила: Медведева О.В. 
учитель Адаптивной физической культуры, классный руководитель

Методический кейс ?Я выбираю жизнь?

Оглавление
Введение………………………………………………………………………
Подготовительный этап……………………………………………………...
План мероприятия…………………………………………………………….
Методика проведения…………………………………………………………
Сценарий проведения…………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
Приложения……………………………………………………………………
Введение
Данный методический кейс предназначен для классных руководителей специальных учебных заведений. 
Цель – формирование позиции противостояния опасным для здоровья и жизни зависимостям от наркотиков; пропаганда здорового образа жизни; поддержка и развитие у молодежи интереса к знаниям.

Методическая разработка описывает методику подготовки и проведения открытого классного часа на тему: ?Я выбираю жизнь?. Данный классный час сочетает в себе форму дискуссии, что позволяет активизировать мыслительную деятельность, и игровую форму, что вызывает большой интерес и азарт в проведении данного мероприятия.
За последние 100 лет наркомания из проблемы, бывшей предметом узкой области медицины — психиатрии, перешла в разряд общесоциальных проблем.
Цель методической разработки - ?сформировать у обучащихся представления о разрушительном воздействии наркотиков на организм,?развить творческую активность, воспитать культуру поведения, чувство коллективизма.
Методическая разработка содержит следующие разделы: подготовительный этап, план занятия, методику проведения занятия, сценарий проведения, заключение.
В разделе ?Подготовительный этап? подробно излагается подготовительная работа по организации классного часа, описывается деятельность самого преподавателя и обучающихся, формируется порядок проведения классного часа.
План занятия отражает цели классного часа, его вид, определяет сферу и социальную роль мероприятия, место и время его проведения, оформление.
Методика проведения содержит описание занятия с указанием целей проведения каждого элемента, обращает внимание на особенности применения приемов активизации деятельности обучающихся  на каждом этапе, их целесообразность.
Сценарий проведения подробно описывает ход мероприятия, последовательность этапов, участников каждого из них, применяемые литературные и музыкальные средства оформления, примерную речь классного руководителя.
Заключение подводит итоги проведенного классного часа.
Подготовительный этап
Процесс подготовки к открытому классному часу на тему: ?Я выбираю жизнь?.
1.?Планирование классным руководителем хода занятия, определение его целей и задач.?На этом этапе подробно разрабатываются элементы занятия и приемы активизации деятельности обучающихся.
2.?Подбор материала к уроку.?Классный руководитель изучил соответствующую литературу по теме в библиотеке, производился поиск нужной информации в Internet ресурсах, были изучены методические рекомендации по организации проведения классных часов.
3.?Подбор стихотворений, иллюстрированного материала, музыкального сопровождения.?Были использованы Internet – ресурсы для подготовки слайдов для каждого этапа занятия, затем слайды скомпонованы в единую презентацию. Подбор стихотворений, видео и музыкального сопровождения осуществляли сами обучащиеся.
4.?Подготовка раздаточного материала, ТСО.?Карточки с заданиями были распечатаны на бумаге; проверено наличие оборудования: ПК, проектора, экрана.
5. Работа со обучающимися.?Классный руководитель проверил готовность участников представления.
План мероприятия
Тема: ?Я выбираю жизнь?.
Цели:
сформировать у обучащихся представления о разрушительном воздействии наркотиков на организм;
?развить творческую активность;
воспитать культуру поведения, чувство коллективизма;
показать обучащимся некоторые приемы дискуссии.
Вид мероприятия: классный час.
Сфера:??Здоровье и общество?.
Социальная роль:?нравственная, духовная.
Место проведения:?библиотека.
Время проведения: 45 минут.
Оформление и оборудование:?ПК, проектор, экран, карточки.
Участники:?обучающиеся 9 класса.
Методика проведения
1.Особенность организации данного открытого мероприятия в том, что уже на подготовительном этапе обучающиеся участвуют в подборе литературного и музыкального материала, распределяют роли, это формирует у них ответственность за проведение классного часа.
2. Классный час открывается просмотром слайдов и краткой информации о наркомании, статистики по области.
3. Сообщается тема, цели проведения мероприятия – это делается для восприятия целостности классного часа, дисциплинирует обучающихся.
4. Общие рекомендации. Мероприятие состоит из нескольких частей, каждая из которых раскрывает проблему наркомании. При раскрытии темы классного часа классному руководителю рекомендуется использовать не только теоретический материал, но и стихотворные включения, иллюстрации в виде слайдов.
В процессе объяснения важно опираться на базовые знания обучающихся, приобретенные ими при изучении химии и биологии. Для экономии времени следует использовать карточки с индивидуальными заданиями.
? ? ? ? ?4.1. Портрет наркомана.?Каждому участнику необходимо нарисовать свое представление наркомана, первую ассоциацию, связанную с этим образом. На данном этапе происходит обобщение – выделение общих представлений и понятий о наркомании.
? ? ? ?4.2.?Письмо в редакцию.?Обучающиеся разбиваются на группы. Каждая группа получает ??письмо в редакцию? подростка, столкнувшегося с проблемой наркомании и находящегося в поиске выхода из сложившейся ситуации. Необходимо написать ответ и решить при помощи дискуссии, как решать проблему. Это задание сплачивает группу, позволяет активизировать мышление.
? ? ? 4.3.?Просмотр видео из жизни наркоманов.?Это позволяет более реально оценить проблему, вызвать отвращение к наркотикам, навсегда отбить желание попробовать их.
? ? ?4.4.?Театрализованное представление ?Суд над наркоманией?.
Обучающиеся разыгрывают сценку судебного заседания, где обвиняемой является – Наркомания. Это позволяет формировать умение логично рассуждать при поиске ответа, оценить ситуацию на конкретном примере и представить себя и своих близких на месте актеров.
? ? ?5. В качестве рефлексии целесообразно провести небольшое анкетирование, которое позволит сделать выводы о результативности проведенного классного часа.
? ? 6. Перед окончанием мероприятия классному руководителю рекомендуется сделать логическое заключение, подвести итоги классного часа, для этого служит заключительно слово преподавателя.
Сценарий проведения
Вступительное слово
Дорогие ребята, уважаемые преподаватели, гости!
1 декабря  - Всемирный День борьбы со СПИДом - проходит под девизом "Я пользуюсь своими правами. Остановите СПИД. Выполните обещания"
Всемирный день борьбы со СПИДом ?впервые отмечался 1 декабря 1988 года после того, как на встрече министров здравоохранения всех стран прозвучал призыв к социальной терпимости и расширению обмена информацией по ВИЧ/СПИДу.
Символом борьбы со СПИДом является красная ленточка, ни одна акция в этой области не обходится сейчас без нее. Эта ленточка как символ понимания СПИДа была задумана весной 1991 года. Ее идея принадлежит художнику Франку Муру. Он жил в провинциальном городке штата Нью-Йорк, где соседняя семья носила желтые ленты, надеясь на благополучное возвращение своей дочери-солдата из Персидского залива.
Россия до сих пор занимает одно из лидирующих мести по темпам роста числа новых случаев заражения ВИЧ. В относительных показателях она занимает первое место в Европе: пораженность ее населения ВИЧ в 2010г. составляет 350 на 100000 населения. Примерно один из 287 россиян официально зарегистрирован как ВИЧ-положительный.
В Российской Федерации по данным на 1 октября 2010 года выявлено более 568 217 ВИЧ-инфицированных, из них 4 892 детей в возрасте до 15 лет. Реальное количество, по данным независимых российских и международных экспертов, оценивается в 800000- 1500000 (т.е. до полутора миллионов россиян заражены ВИЧ, что составляет более 2% взрослого населения страны).
Наркомания это большая утрата для наркомана, но это, и большинство других вещей осознаётся не сразу. Наркотики уничтожают дружбу, наркомания заставит найти новых ?друзей?: 1 наркоман может вовлечь 12–17 человек.
(На протяжении рассказа идет показ слайдов).
Классный руководитель: Давайте попробуем поиграть ?в одну игру – ПИРАМИДУ. Я выберу одного из вас. Он выйдет на середину и пригласит к себе еще двух других. Те двое выберут каждый себе еще по двое игроков и т.д. Посмотрите, как мало времени вам потребовалось, чтобы поднять всех присутствующих со своих мест!
Вот с такой же скоростью, словно эпидемия, распространяется и наркомания.
Игра ?Портрет наркомана?
Перед вами на столе бумага и карандаши. Нарисуйте портрет наркомана. Это не обязательно должно быть изображение человека, просто постарайтесь выбрать в рисунке те чувства, которые возникают у вас, когда вы видите наркомана.
(Звучит музыка из кинофильма ?Реквием по мечте?, группы работают).
Лидер каждой группы защищает свой рисунок.
Классный руководитель: - Спасибо, вы опять очень хорошо поработали.
Игра ?Письмо в редакцию?
Классный руководитель: -?Каждый из вас временно будет исполнять функции редактора молодежные газеты. Постарайтесь за 10-12 минут собрать мнения своих коллег и затем совместными усилиями написать ответ молодому человеку.
?Дорогая редакция!
Я была в компании, и меня уговорили попробовать уколоться. Мне стало интересно. А теперь я все думаю, а вдруг я уже наркоманка. Что мне теперь делать? К врачу идти я боюсь. Ответьте мне, пожалуйста.
Маша П. 14 лет.
?Работа в группах. Лидер каждой группы читает свой ответ. Обсуждение ситуации.
Классный руководитель: - Молодцы, в сложных ситуациях вы можете оказать помощь.
Театрализованное представление: ?Суд над наркоманией?
Классный руководитель:?Сегодня мы поговорим о самом дорогом, что есть у человека – это жизнь. Пусть каждый из нас поразмыслит, сделает выводы и скажет себе: ?Я пришел в этот мир – чудесный мир, чтобы жить, любить, приносить радость людям?.
Все рассаживаются по своим местам.
Секретарь:?Встать! Суд идет! (все встают, входит судья). Прошу всех сесть.
Судья:?Сегодня слушается дело по обвинению Наркомании, вина которой против человечества будет обжаловаться в ходе нашего судебного заседания. Слово предоставляется прокурору.
Прокурор:?Спасибо, Ваша честь. С наркоманией человечество знакомо издавна. Но в последние десятилетия она размножается подобно эпидемии, поражая преимущественно молодежь, нередко к наркотикам приобщаются даже дети 10-12 лет. Наркотики сейчас называют 3-ей угрозой человечеству – после ядерного оружия и глобальной экологической катастрофы.
Наркотики разрушают нашу страну и их жителей.
Наркомания – это тяжелая болезнь, исподволь поражающая интеллект, психику и весь организм человека. Как вид духовного самоубийства – это отрешение от собственной личности и окружающей реальности. Физическое самоуничтожение определяется следующей закономерностью: если наркоман не умирает от передозировки наркотика, СПИДа или сопутствующих заболеваний – гепатита В и С, то его существование ограничено 5-7 годами жизни.
На сегодняшнем заседании мы должны осудить Наркоманию как явление общественной жизни.
Судья:?Слово предоставляется обвиняемой Наркомании.
Наркомания:?Ваша честь, в зависимости от того, какие наркотики ты употребляешь, наркомания подразделяется на несколько видов. Опийная наркомания – самый распространённый вид. Принимай героин – и весь окружающий мир предстанет причудливой, красочной картинкой. Отколбасишься по полной ?программе!
Следующий вид – наркомания при употреблении конопли или, по ругому, марихуаны, анаши, плана. Только выкурив ?травки?, ты ощущаешь фантастические переживания! Будешь прыгать, танцевать, плпкать, смеяться и даже летать в невесомости. Причем все это одновременно.
ЛСД – самый классный галлюциноген!
Ты отправишься в путешествие, в котором ?американские горки? покажутся тебе сущей ерундой.
Прокурор:?Но ведь потом, на следующее утро, ты будешь разбитый и подавленный. И тебе будет очень-очень больно. Особая опасность ?травки? в том, что после нее начинаешь принимать более сильные наркотики. И твоя голова будет болеть так сильно, что тебе не захочется жить.
Судья:?(обращаясь к наркомании). Вы хотите продолжить?
Наркомания:?Лекарственная наркомания – это употребление амфетаминов и барбитуратов. У тебя будет параноидальное состояние и …глюки, глюки, глюки! Совсем уж дураки приправляют наркотики алкоголем – а такая смесь способна вырубить буйвола, не то, что хиляка на тоненьких ножках. Даже если ты дегенерат в квадрате, никогда не смешивай вино и наркотики.
Судья:?Садитесь, Обвиняемая! У защиты и обвинения есть вопросы к обвиняемой?
Прокурор:?Вопросов нет.
Адвокат:?Вопросов нет.
Судья:?Вызывается свидетель обвинения – наркоман Андрей.
Свидетель (наркоман Андрей): ?Мне 15 лет. Я личность. А еще я наркоман. Как начал колоться? По глупости и из-за упрямства. Решил доказать, что начну употреблять наркотики и ничего со мной не будет, зависимости не будет.
Прошел год. Кайфуешь от наркотиков не долго – потом маешься, живешь одной мыслью: уколоться, снять ломку, снять эту нескончаемую боль. Сейчас я лечусь. Хочу порвать с прошлым. Хочу иметь детей, семью и не хочу, чтобы мои дети страдали из-за меня.
Ведь наркоман не знает жизни. Он не способен воспринимать прекрасную жизнь вокруг. Ведь жизнь – классная штука! И она слишком коротка, чтобы её разменивать на наркотики.
Судья:?Есть вопросы к свидетелю у защиты и обвинения?
Прокурор:?Вопросов нет.
Адвокат:?Вопросов нет.
Судья:?Вызывается свидетель обвинения Новиков Александр – отец наркомана.
Александр (отец наркомана):?Мой сын – наркоман. Он был веселым, любознательным мальчиком. Занимался спортом, у нас с ним ?не было секретов. Но вдруг сын изменился. Он стал скрытным, задумчивым. Забросил спорт, стал пропускать занятия, плохо учиться.
Сильно похудел, стал агрессивным. В доме начали пропадать деньги, дорогие вещи.
Потом я увидел следы уколов на руках и все понял. Наша семейная жизнь превратилась в ад. Я теряю единственного, горячо любимого сына. Наркозависимость ?- неизлечима. Я пытаюсь его лечить, но все безрезультатно.
Поймите, уважаемый суд, и помогите! Ведь гибнет молодое поколение. Нужны строгие меры к наркоторговцам. Ведь они убийцы!
Судья:?Спасибо, садитесь. Вызывается следующий свидетель обвинения – Олег (друг наркомана)
Олег (друг наркомана):?
Был у меня друг. Хороший человек. Умный, любознательный, красивый парень, спортивный. Был общительный и всегда весёлый, т.е. душа компании. Однажды, в одной компании ему предложили покурить ?косяк? - сигарету с травкой. Ради ?интереса. Постепенно он стал колоться. Но для этого нужны были деньги. Он бросил учебу, работать не мог, т.к. у него дрожали руки, он быстро уставал. У него появлялись большие денежные долги. Так погиб мой лучший друг. Он сделал свой выбор, а жаль. Одним человеком на Земле стало меньше.
Судья:?Спасибо, свидетель. Вызывается врач – нарколог.
Врач – нарколог:
С точки зрения медицины, наркомания – это хроническое заболевание, возникающее при злоупотреблении и привыкании к наркотикам, или к природным и синтетическим веществам, вызывающим состояние возбудимости, хорошего настроения, успокаивающего действия.
Наркомания – это не просто болезнь. Это деградация личности, сопровождается осложнениями со ?стороны физического здоровья. Такой человек становится психически неуравновешенным, вовлекается в преступную среду и медленно разрушает свое тело. Ведь организм требует постоянного пополнения запаса наркоманов, они становятся необходимы как пища и вода. Если их нет, наркоман страдает от ?ломки?. А эта боль во всем теле, страшный озноб, тошнота, рвота и т.д. В этом случае наркоман готов уничтожиться, а часть, красть, убивать…
Так проходит жизнь. Недолгая.
Пожилых наркоманов не бывает.
70% умирает от передозировки, 20% - от травм, 10% - от гепатита.
В 30 лет – они выглядят стариками, до 40 лет доживают единицы.
Судья:?Спасибо. Слово предоставляется защите.
Адвокат:?Благодарю, Ваша честь.
Наркотически вещества не всегда приносят зло.
Я считаю, что без наркотических средств нельзя обойтись в медицине. Их применяют при инфаркте миокарда, почечной колике, в онкологии, гинекологии. Они необходимы людям, чьи профессии вынуждают волноваться, быстро принимать решения. Наркотические вещества позволяют расслабиться, отдохнуть. Это же происходит и со спортсменами высокого класса. Например, спортсмен уходит из спорта. Нагрузок нет, нет и побед, наступает депрессия. И они борются с ней с помощью наркотиков.
Некоторые звезды эстрады на весь мир извещают о своей любви к наркотикам. Они говорят, что тогда они ощущают гармонию, по другому воспринимают мир, ?у них появляются свежие идеи. Многие звезды мировой эстрады употребляют наркотики. Вот лишь некоторые имена: Эдит Пиаф, Владимир Высоцкий, Олег Даль и др.
Прокурор:?Извините, господин Адвокат, почему вы говорите ?употребляли? в прошедшем времени?
Адвокат:
Потому что многие из них скончались от передозировки наркотиков.
Судья:?Слово предоставляется свидетелю защиты Полетаеву Сергею.
Сергей (свидетель защиты):?Коль уж заговорили о Высоцком, хочу сказать, что для многих людей это имя свято и неприкосновенно.
Поэт, актер, гражданин. Его песенное и актёрское творчество оказалось близким миллионам людей, близким по духу, по убеждению. Он боролся, жил яркой насыщенной жизнью. Врачи боролись за его жизнь. Он не мог спать в темноте, спал с открытыми глазами. В день, накануне смерти Владимир задыхался, стонал, рвался куда-то пойти, практически без сознания. Перед смертью он с совершенно ясными глазами сказал другу: ?Ты знаешь, я наверное умру?.
Смерть его была неожиданной. Она потрясла огромное количество людей.
Судья:?Слово предоставляется обвинителю.
Прокурор:?Спасибо, ваша честь.
И так, уважаемый суд, что же такое наркомания? Это кайф, удовольствие, чувства уверенности и мощи. Ведь невозможно представить медицину без наркотических средств, которые снимают боль у тяжелобольных, страдающих людей, помогают забыться, отдохнуть. Ведь после приёма снотворных, успокоительных средств люди не становятся наркоманами.
С другой стороны, наркомания – это эпидемия, которая захлестнула нашу страну, особенно молодежь. Это болезнь.
Нарастающие пробелы в памяти, наблюдаются признаки слабоумия и конечный итог – смерть от сердечной недостаточности, паралича дыхательного центра или инфекционного заболевания. Такой человек теряет друзей, семью, работу, приносит несчастье себе и окружающим.
Наркомания – это преступность, насилие, воровство. Наша задача – борьба с наркотиками.
Судья: ?По итогам судебного заседания мы констатируем следующее.
Молодежь единогласно осуждает наркотики – как способ отрешения от собственной личности и окружающей реальности, исподволь поражающий интеллект, психику и весь организм человека.
Мы призываем каждого задуматься.
Ведь здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем, не дает потерять чувство собственного достоинства.
На этом судебное заседание считаю закрытым.
Всем спасибо.
Классный руководитель: Хочется, чтобы уйдя с этого мероприятия, вы всегда выбирали жизнь.
Ты есть, я есть, он есть.
А жизнь у каждого своя.
И ей цена – достоинство и честь!
Есть возраст переходных лет,
Какой бы сложной не была она.
Для многих начинается рассвет,
А кто-то погружается во тьму.
Ты есть, я есть, он есть,
Лишь вместе мы сумеем зло пресечь…
И сохранить достоинство, чтоб жить…
Звучит музыка ?Спасите наши души?
Я попрошу вас встать, взяться за руки. Один человек не справится с серьезными болезнями, но вместе мы сила, вместе мы все преодолеем.
Обучающиеся становятся в круг и берутся за руки.
Заключение
Организация и проведение мероприятия, посвященному проблеме борьбы с наркоманией, играет огромную роль в воспитании современной молодежи, позволяет им обдумать свои поступки и выбрать жизненный путь. Классный час на тему: ?Я выбираю жизнь? наглядно демонстрирует необходимость рассмотрения данной проблемы, в процессе обсуждения которой происходит формирование позиции здорового образа жизни обучающихся.
Структура проведения занятия позволяет проявить аналитические навыки, актерские способности, высказать личное мнение по рассматриваемым вопросам, развить организаторские и творческие способности обучающихся.
В ходе проведения классного часа обучающиеся знакомятся с приемами работы в мини-группах.
Список литературы
1. Аршинова В.В.: Классные часы и беседы для старшеклассников по профилактике наркомании: Методическое пособие: Сфера, 2008.
2. Дереклеева Н.И, Савченко Н.Ю., Артюхова И.С.: Справочник классного руководителя:10-11 классы: Новое издание. – М.: ВАКО, 2005.
3. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб.пособие для студ.высших учебных заведений/Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр ?Академия?, 2006.
4. Сборник методических материалов по проведению классных часов в ССУзах/ Подг. К изданию Г.П. Смирновой, Г.Н. Шеварухиной. – Учебно – методический центр СПО Минсельхоза РФ, 1999.