БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«РОДНИКОВСКИЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ»

Методика по обучению инвалидов игре

на музыкальных инструментах

на примере ТО «Колокольчик»

(шумовой оркестр)

отделения социальной реабилитации

ОБУСО «Родниковский КЦСОН»

специалист по социальной работе

Пелевина Н.Ю.

Пояснительная записка

В нашем обществе, где все люди заслуживают равные возможности и права, мы стремимся создать инклюзивную среду для всех и создать необходимые условия для качественного обучения инвалидов игре на музыкальных шумовых инструментах. Музыка является искусством, которое способно перевернуть мир, выразить эмоции и объединить людей, независимо от их физических возможностей. Именно поэтому обучение инвалидов игре на музыкальных инструментах, это один из необходимых аспектов их развития и интеграции в общество. В процессе обучения музыке инвалиды получают не только возможность выразить себя через музыку, но и расширяют свой кругозор, укрепляя свои физические и психологические возможности. Методика по обучению инвалидов игре на музыкальных инструментах открывает новые горизонты для людей с инвалидностью и предоставляет им возможность раскрыть свой потенциал в сфере музыки. Это инновационный и важный подход, дарящий радость и возможность самореализации каждому ученику.

В центре исследования и непосредственно самого рабочего процесса – методы обучения игре на музыкальных шумовых инструментах инвалидов, применяемые  в работе коллектива «Колокольчик» отделения социальной реабилитации ОБУСО «Родниковский КЦСОН». В связи с недостаточной методической разработанностью проблемы и возникла необходимость создания методики и внедрения ее в процесс обучения для инвалидов, не имеющих музыкального образования, музыкальных способностей и имеющих диагнозы разных нозологий.

Уникальность программы заключается в том, что исполнение любого выбранного произведения имеет «гибкость» и может быть адаптировано специалистом под способности целевой аудитории, изменено в соответствии с удобством и эстетичностью как индивидуального, так и группового исполнения. Отличительной чертой данной методики является отсутствие музыкальных данных в любых их проявлениях и предполагает работу с инвалидами не имеющих специализированного музыкального образования.
Главной целью нашей работы с целевой аудиторией является не только развитие музыкальных навыков у инвалидов, но и создание полноценной платформы, на которой они могут реализовать свой творческий потенциал. Одной из главных задач перед музыкальным коллективом мы ставим развитие способности производить настоящие произведения искусства, а также участвовать в концертах и выступлениях перед большой аудиторией.

Объединяя усилия, мы достигаем максимальных результатов и помогаем осуществлять музыкальные мечты получателей социальных услуг с ОВЗ. При работе с данной категорией важно понимать, что обучение инвалидов игре на музыкальных инструментах требует не только терпения, понимания, вдохновения, но и комплексного взаимодействия. Поэтому одним из ключевых моментов нашей работы является тесное взаимодействие специалиста не только с участниками ТО, но и их семьями.

Практическая значимость:
Наша методика базируется на учете индивидуальных особенностей каждого участника и предоставляет тот выбор музыкальных инструментов, который подобран с учетом способностей этих участников, создавая тем самым безбарьерную среду для любого, кто готов попробовать свои силы в данном направлении.

Методика по обучению инвалидов игре на музыкальных шумовых инструментах является систематическим подходом и задает определенные ориентиры к развитию музыкальных талантов у людей с ограниченными физическими и ментальными возможностями. Эта методика предоставляет возможность инвалидам освоить игру на различных инструментах, которые прописаны в программе, и раскрыть свой творческий потенциал в сфере музыки. Игра на музыкальных инструментах не заменяет полностью музыкальное произведение, а лишь дополняет профессиональное исполнение.

Целевая аудитория дети инвалиды, инвалиды с:

- ментальными нарушениями,

- ДЦП,

-синдромом Дауна,

- общими заболеваниями.

Уровень подготовки целевой аудитории: отсутствует.

Работа проводится в несколько этапов и далее этот процесс подкрепляется на занятиях.

Этапы построения работы:
Первоначальный этап методики включает в себя определение индивидуальных способностей каждого инвалида, включая и физические. На этом этапе идет подбор музыкального инструмента. Так как одному будет удобно играть лишь на ложках, другому на треугольнике, на колокольчике, бубне и так далее. Здесь мы четко должны понимать и видеть, чтобы человек не выглядел нелепо, чувствовал себя комфортно, справлялся с поставленной задачей, мог понимать обучающего. Это позволяет создать индивидуальную программу обучения, адаптированную к каждому конкретному случаю.

Второй этап методики связан с обучением технике игры на выбранном инструменте. Работа здесь строится индивидуально и с учетом выбранного произведения. Специалист внимательно работает с каждым учеником, помогая ему преодолеть физические препятствия и достичь прогресса в игре на инструменте. Это включает в себя обучение позиции рук, работу самим инструментом или элементами инструмента, а также развитие навыков координации движений.

Третий этап методики включает в себя индивидуальные и групповые занятия, где идет ознакомление с методами преподавания. Специалист разучивает приемы обучения непосредственно с каждым учеником и постепенно вводит их в группу. В группе участники коллектива учатся ориентироваться на знаки, работать с другими участниками. Связующим звеном при игре являются волонтеры, которые являются помощником преподавателя, различными музыкальными инструментами. Методика хороша тем, что для разных коллективов можно подобрать свои обозначения которые будут понятны и доступны для специалиста и участников. Важным моментом будет то, что для каждого произведения стоит прописать все жестовые обозначения. Также следует иметь необходимую базу универсальных обозначений для разучивания произведений (Приложение 1).Это даёт возможность каждому инвалиду качественно сфокусироваться на игре в момент разучивания произведения и находиться в музыкальной среде, что является важной составляющей процесса обучения

Четвертый этап методики связан с возможностью выступления перед широкой аудиторией. Ученики инвалиды имеют возможность проявить свои таланты на сцене и поделиться своей музыкой с другими людьми. Это помогает развивать уверенность в себе, а также повышает мотивацию для дальнейшего развития.


Методы  используемые в работе:

1. Интегративный подход: этот метод основан на принципе интеграции всех возможностей участника коллектива, включая его физические, психологические и эмоциональные аспекты. Именно тут идет создание гармоничной среды, где инвалид чувствует себя комфортно и способен раскрыть свой творческий потенциал.

2. Индивидуальный план обучения: каждый инвалид имеет уникальные особенности и потребности, поэтому для каждого участника разработан персонализированный план.

Изначально идет подбор музыкального инструмента, изучаются особенности игры на нем. Далее, уже в процессе разучивания произведения, строится работа по особенностям использования инструмента.


3. Техника адаптированного обучения: для того чтобы эффективно обучать инвалидов, в работе используются различные техники адаптированного обучения. Это включает в себя изменение позиции или расположения инструментов. Здесь упор делается на обозначающие знаки. Педагог учит пониманию своих жестов. Каждое произведение прорабатывается и по итогу, достаточно того, чтобы участники коллектива, глядя на педагога, смогли показать свое мастерство. Даже если в момент выступления что-то пошло не так, то основываясь на методике, которую использует педагог, участники легко сориентируются и перестроятся. Здесь важный момент в том, что в коллективе все взаимосвязано, перестроение идет безболезненно как для педагога, так и для самих участников.

4. Музыкальная импровизация. Этот подход позволяет свободно выражать свои эмоции и творческое начало с помощью музыки, а также развивать навыки слушания и аранжировки.

5. Использование музыкальных терапевтических техник. (рисование под музыку, релаксация, имповизация) Они помогают участникам коллектива расслабиться, восстановить эмоциональное равновесие и насладиться процессом обучения как исцеляющим опытом.

6. Коллаборация в обучении: здесь идет сотрудничество и взаимодействие между участниками коллектива. Групповые занятия и музыкальные проекты позволяют инвалидам развивать социальные навыки и преодолевать чувство изоляции, создавая поддерживающую и вдохновляющую обстановку.

Технический результат при обучении инвалидов игре на музыкальных инструментах достигается тем, что процесс обучения адаптируется к особенностям каждого участника коллектива индивидуально. Работа строится по схеме – «специалист – волонтер – участник коллектива – специалист».

Классификация музыкальных инструментов:

Музыкальные инструменты, используемые в работе (в рамках обучения инвалидов игре на музыкальных инструментах по представленной методике):

- ложки

- бубны

- маракасы

- треугольники

- колокольчики

- металлофоны

Схема занятия. Применение методов и техник в работе.

Интегративный подход.

1.Работа на раскрытие творческих особенностей. Первое правило «сделай красиво, покажи сильные стороны участника, завуалируй слабые».

Индивидуальный план.

1.Разработка индивидуального плана с учетом особенностей участника.

2.Подбор музыкального инструмента.

Адаптированное обучение.

1.Изучение знаков, способность уметь ориентироваться по заданию специалиста.

2.Выполнение заданий на сплочение:

- «Играют только…»

- «Встань рядом»

- «Помоги другу»

- «Повтори за мной»

3.Обучение волонтеров, участников коллектива, умению ориентироваться на специалиста, умению совершать подачу знаков участникам коллектива, закрепленных за ними.

Музыкальная импровизация.

Работа по заданиям специалиста по свободе выражения своих действий:

- «Покажи, как ты можешь»

- «Играй, как чувствуешь» и т.д.

Терапевтические техники

Работа с педагогом индивидуально и в малых группах:

- «Слушание музыки»

- «Нарисуй то, что ты чувствуешь»

- «Давай пофантазируем»

- «Дай себе отдых».

Коллаборация

Специалист объединяет участников коллектива, учит понимать друг друга, поддерживать, помогать.

Используя в работе такие техники:

-«Давай послушаем…»

- «Сейчас играют …» и т.д.

Схема обучения:

 

 

 

Техника:

«Рука в руке»

«Внимательно посмотри»

«Повтори за мной»

«Начни/закончи»

«Помоги другу»

«Сделай паузу»

«Зеркало»

«Цепочка».

«Играй по заданию»

10.«Назови знак»

Приложение 1

Технические приемы

Обозначение

Действие

Данный знак призывает к действию – «начать игру на ложках».

Участники, держа в руках ложки, выполняют движения, разученные заранее в соответствии с музыкальным рисунком.

Данный знак призывает к действию – «начать игру на маракасах, трещетках».

Участники, держа в руках данные инструменты, выполняют движения, разученные заранее в соответствии с музыкальным рисунком под ритм, который задает специалист.

Рука раскрыта – готовность к началу игры.

Согнутые пальцы – идет исполнение, в соответствии с требованиями.

Данный знак призывает к действию – «начать игру на треугольниках».

Участники, держа в руках данные инструменты, выполняют движения, разученные заранее в соответствии с музыкальным рисунком под ритм, который задает специалист.

Данный знак определяет музыкальный отрезок для проигрывания на инструментах. Пальцы разомкнуты – «начало игры», пальцы смыкаются – «игра закончена».

Данный знак призывает к действию – «начать игру на бубне».

Участники, держа в руках данные инструменты, выполняют движения, разученные заранее в соответствии с музыкальным рисунком под ритм, который задает специалист, данный знак также показывает завершение игры на бубне.

Данный знак призывает к действию – «начать игру на металлофоне».

В процессе разучивания музыкальной композиции определяются ударные клавиши для музыкального воспроизведения, разучивается и задается последовательность проигрывания.

Данный знак призывает к действию – «начать игру колокольчиках».

Участники, держа в руках данные инструменты, выполняют движения, разученные заранее в соответствии с музыкальным рисунком под ритм который задает специалист.

В зависимости от положения рук специалиста участники музыкального коллектива исполняют мелодию тише/громче; медленнее/быстрее.

Данный знак определяет начало вступления того или иного инструмента.

Данный знак задает, используется для концентрации внимания и визуального контакта со специалистом.

Данный знак задает ритм при сбоях в игре. Используется при рассинхроне в исполнении.

Данный знак подает сигнал «пауза», завершение игры.

Приложение 2

Разбор произведения композитора Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова  «Журавли» (в обработке, музыка прилагается).

Музыкальные инструменты, используемые для постановки произведения:

-Маракасы

-Ложки

-Колокольчики

-Треугольники

Количество участников исполнителей: 9

(может быть изменено в соответствии с увеличением музыкальных инструментов).

Рисунок исполнения:

2 ряд

1 (И)

Ложки

2

Треугольник

3(И)

Маракасы

4 (И)

Ложки

1 ряд

1

ложки

2(И)

Колокольчик

(А)

3(И)

Колокольчик

(Б)

4(И)

Ложки

*И - инвалид

Произведение

Задействованные инструменты

Особенности исполнения

Проигрыш

Играют

1.Маракасы (3/2)

2.Треугольник (2/2)

3.Колокольчик (2/1)

4.Колокольчик (3/1)

Играют одновременно под ритм, заданный специалистом.

Используемые жесты

1.

2.

3.

1 часть куплета

Ложки (1/1)

Ложки (4/1)

Ложки (1/2)

Ложки (4/2)

Треугольник (2/2)

Маракасы (3/2)

Ложки держат за «черпало» и ударяют под ритм заданный специалистом ручкой об ручку.

Исполнение на треугольнике и маракасах продолжается в заданном темпе.

Используемые жесты

1.

2.

3.

2 часть куплета

Ложки (1/1)

Ложки (4/1)

Ложки (1/2)

Ложки (4/2)

Треугольник (2/2)

Маракасы (3/2)

Ложки держат за «черпало» выгнув пальцы полукругом для создания объема звука. Разводя руки в локтях в стороны ударяют основаниями друг о друга под ритм, заданный специалистом.

Исполнение на треугольнике и маракасах продолжается в заданном темпе.

Используемые жесты

1.

2.

3.

Проигрыш

Играют

Маракасы (3/2)

Треугольник (2/2)

Колокольчик (2/1)

Колокольчик (3/1)

Играют одновременно под ритм, заданный специалистом.

Используемые жесты

1.

2.

3.

1 часть куплета

Ложки (1/1)

Ложки (4/1)

Ложки (1/2)

Ложки (4/2)

Треугольник (2/2)

Маракасы (3/2)

Ложки держат за «черпало» и ударяют под ритм заданный специалистом ручкой об ручку.

Исполнение на треугольнике и маракасах продолжается в заданном темпе.

Используемые жесты

1.

2.

3.

2 часть куплета

Ложки (1/1)

Ложки (4/1)

Ложки (1/2)

Ложки (4/2)

Треугольник (2/2)

Маракасы (3/2)

Ложки держат за «черпало» выгнув пальцы полукругом для создания объема звука. Разводя руки в локтях в стороны ударяют основаниями друг о друга под ритм, заданный специалистом.

Исполнение на треугольнике и маракасах продолжается в заданном темпе.

Используемые жесты

1.

2.

3.

Проигрыш

Играют

Маракасы (3/2)

Треугольник (2/2)

Колокольчик (2/1)

Колокольчик (3/1)

Играют одновременно под ритм, заданный специалистом.

Используемые жесты

1.

2.

3.

Последний куплет

1 часть

Ложки (1/1)

Ложки (4/1)

Ложки (1/2)

Ложки (4/2)

Треугольник (2/2)

Маракасы (3/2)

+ колокольчик (3/2)

Ложки держат за «черпало» и ударяют под ритм заданный специалистом ручкой об ручку.

Исполнение на треугольнике и маракасах продолжается в заданном темпе.

На последней строке (образно) по сигналу специалиста присоединяется колокольчик, проигрывая свою партию.

Используемые жесты

1.

2.

3.

4.

Завершение произведения

Колокольчик (3/2)

Проигрывается финальная точка по игровому рисунку и с визуальным контактом со специалистом.

Используемые жесты

1.

*3/2- третий участник второго ряда

Приложение 3.

Индивидуальный план

ФИО участника

Иванов Иван Иванович

Наличие инвалидности/диагноз

3гр. инвалидность с детства

Музыкальный инструмент

маракасы

Уровень подготовки

отсутствует

Примечания

Название блока

Развиваемые компетенции

Мероприятия

Ознакомительный

Подбор музыкального инструмента.

Раскрытие творческого потенциала.

В рамках индивидуального занятия проходит знакомство с музыкальными инструментами. Наглядно показаны особенности каждого. Совместно со специалистом участник коллектива проигрывает небольшие задания.

Обучающий

Игра на выбранном инструменте.

Музыкальная импровизация.

Терапевтические техники:

- «вырази себя»

- «сделай как тебе удобно»

- «покажи новое звучание».

Снятие эмоционального барьера.

На данном этапе для участника коллектива определяется зона комфорта. Идет ознакомление с обозначениями, разработанными специалистом. Их применением во время игры. Прорабатываются акценты произведения и его особенности.

Итоговый

Объединение коллектива

В рамках проведения занятий идет объединение коллектива. Выстраивается рисунок исполнения. Проходит работа со специалистом по проработке визуального контакта. Отрабатывается исполнение.