Министерство образования Ставропольского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ?Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса?
(ГБПОУ ПТТТиС)








СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Семейный бюджет и как его построить 


                       
Руководитель проекта 
преподаватель Шапедько И.А.
авторы проекта 
Мирзоян Милена 
Самсонова Любовь 
Шомахова Милана – 
обучающиеся группы 2 тур 9










2022
Введение
Финансовая грамотность населения – актуальная проблема нашего общества. Признаками недостаточных знаний в области финансов является то, что люди не могут грамотно планировать свой бюджет, не знают, как противостоять финансовому кризису и т.п. Для решения поставленной проблемы Министерство финансов и Всемирный банк с 2011 года реализуют проект ?Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ?; разработана Национальная стратегия повышения финансовой грамотности на 2017-2023 годы. Основная задача указанных документов – формирование финансовой грамотности современных подростков, что приведет к тому, что в ближайшие 10-15 лет в России будет финансово грамотное население. При этом цели формирования финансовой грамотности студентов определяются как: развитие познавательной и социальной активности обучающегося, усвоение навыков делового общения и управленческой деятельности, а также решение учебных задач финансовой направленности. 
Решение задач с финансовой фабулой – одна из важнейших составляющих формирования финансовой грамотности, эффективное средство стимулирования познавательного интереса обучающихся. При решении таких задач у студентов появляются вопросы, связанные с финансовой терминологией и с экономическими ситуациями, встречающимися в них. В ходе решения таких задач студенты усваивают основные финансовые понятия. Обучающиеся решают задачи на простые и сложные проценты, расчет зарплаты и налогов, премий, распределение оплаты за выполненную работу, учатся рассчитывать и представлять бюджет в виде диаграмм, знакомятся с понятиями ?финансы?, ?бюджет? ?выручка?, ?себестоимость? и т.д. Решение некоторых задач, например на ?скидки?, ?прибыль? и т.п., положительно мотивирует обучающихся на получение новых финансовых знаний, так как эти знания они могут применить в реальной жизни. 
При реализации данного проекта важно сформировать у обучающихся понимание того, что планирование расходов является необходимым для достижения финансового благополучия. Учащиеся должны осознать принцип ограниченности финансовых ресурсов: что если они купят менее нужные вещи, то не смогут купить необходимые; поэтому важно оценивать свои потребности и выбирать, уже в их возрасте свои покупки по степени важности.
В настоящее время  обучение  формированию и  грамотному расходованию семейного бюджета становится особенно актуальным, так как семейный бюджет является неотъемлемой частью бюджета государства. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики.?А такие факты, как низкий уровень доходов основной массы российских семей, жилищно-бытовая неустроенность, сознательная ориентация на малодетность, основанная на неуверенности в завтрашнем дне, рост числа гражданских браков и внебрачных рождений среди молодых людей говорит о том, что тема Семейного бюджета актуальна в современном образовании как никогда ранее.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цели образовательная: систематизировать, обобщить и закрепить знания по теме, продолжить формирование умений и навыков решения проблемных ситуаций;
развивающая: продолжить формирование навыков умственного труда, логического и аналитического мышления; грамотно формулировать и давать полные ответы, развитие способностей сравнивать и анализировать, формирование навыков расчета текущего бюджета, развитие познавательного интереса к предмету, развитие самостоятельности в принятии решений;
воспитательная: содействовать воспитанию уважения к мнению других, формированию поведения человека в обществе (коллективизм, коммуникабельность, уважение друг к другу); воспитание ответственности и умения экономить, уважение к собственности, умение работать в коллективе;
методическая: показать применение метода проблемного обучения через организацию работы в группе при решении проблемной ситуации.
Тип урока: комбинированный с применением электронных образовательных ресурсов.
Вид урока: урок - беседа с элементами дискуссии
Технология: проблемного обучения, развития критического мышления
Методы: проблемный, словесный, методы технологии критического мышления.
Материально-техническое оснащение: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал с заданиями, задачами.
Формирование общих компетенций:
ОК. 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных руководителем. 
ОК. 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК. 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Ожидаемые результаты:
метапредметные: развитие навыков работы с материалом таблиц, развитие логического мышления, умение выделять главное, делать выводы, высказывать и аргументировать свои высказывания, прослеживать причинно-следственные связи, умение планировать и прогнозировать результаты своих действий, готовность и умение обрабатывать и использовать информацию из разных источников.
предметные: уметь решать задачи практического содержания, умение работать с данными.
личностные: формирование понимания того, что финансы сопровождают студетов на протяжении всей жизни, финансовое благополучие каждого человека зависит от самого человека.
Основные этапы: создание проблемной ситуации и ее разрешение, получение знаний, выделение главного, закрепление и контроль усвоения.
Формы работы обучающихся: фронтальная беседа, групповая работа, самостоятельная работа, применение предыдущих знаний в новой ситуации, сравнительный анализ.
Ход урока
1. Организационный момент - 1 мин.: приветствие, проверка посещаемости обучающихся, моделирование психологически  комфортной образовательной среды, обеспечивающей личностное развитие студентов.
2. Мотивация - 2 мин. (Слайд 1) Сегодня на уроке мне хочется предложить вам подумать над такими словами немецкого писателя Бертольда Авербаха. 
Нажить много денег – храбрость,
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство. 
                                 Бертольд Авербах
Как вы считаете, о чем эти слова? (Об экономии денег)
О чем мы сегодня с вами тогда будем говорить? (О деньгах и о том, какую роль они играют в бюджете семьи)
Какая тема сегодняшнего занятия? (Бюджет семьи и как его построить)
(Слайд 2) А чему бы вы хотели научиться или что узнать на этом занятии? (Как правильно планировать, увеличить доход, разумно удовлетворять потребности и т.п.).
(Слад 3) Цель.
- систематизировать, обобщить и закрепить знания по теме, продолжить формирование умений и навыков решения проблемных ситуаций
Задачи урока:
1. Повторить основные понятия темы урока.
2. Ответить на проблемные вопросы.
3. Решить проблемные ситуации.
(Слайд 4) Критерии оценивания. Сегодня вы будете работать в группах. Лидеры групп впишут фамилии членов группы в оценочные листы, которые лежат на столах. На протяжении всего урока лидер группы будет заносить баллы за ответы на вопросы, участие в обсуждении проблемных вопросов, участие в решении проблемных ситуаций в оценочную таблицу. В конце урока лидер отметит отличившихся студентов и студентов со средним уровнем активности. Я соберу оценочные листы и поставлю оценки (Приложение 1).
3. Беседа с учащимися по вопросам - 5 мин. (Слайд 5)
Что такое личный бюджет? (Перечень предстоящих доходов и расходов одного человека за определенный период)
Что такое семейный бюджет? (Перечень доходов и расходов всех членов семьи за определенный период)
Какие бывают виды доходов? (Денежные и натуральные)
Что относится к денежным доходам? (Заработная плата, пенсия, пособия, стипендия, страховые и социальные выплаты, донорская помощь, обнаружение клада, алименты и др.)
Что относится к натуральным доходам? (Доходы от домашнего хозяйства, семейного огородничества, материально - вещественные ценности, получаемые в порядке пособия, пожертвования, дарения, наследства)
Что такое потребительская корзина? (Набор продуктов питания, необходимый для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья)
Как вы понимаете понятие ?дефицит бюджета? (Это когда расходы превышают доходы). 
Что такое профицит бюджета? (Это когда доходы превышают расходы).
Что значит сбалансированный бюджет? (Это когда доходы равны расходам).
Что относится к первоочередных тратам? (Покупка продуктов питания; оплата коммунальных услуг; медицинское обслуживание; приобретение одежды и обуви)
Что относится к  второстепенных тратам? (средства гигиены; оплата за обучение; транспортные расходы, расходы на ремонт, покупка бытовой техники, приобретение недвижимости). 
4. Обсуждение проблемных вопросов - 5 мин. (Слайд 6)
Задание 1. На столах у вас лежат карточки. Определить первоочередные и второстепенные расходы (Приложение 2).
Итак, обсудите в группах, какие из пунктов являются первоочередными, а какие второстепенными. Аргументируйте свой ответ.
Заслушиваются ответы групп.
• Первоочередные расходы: квартплата и коммунальные услуги. 
Почему? (Никогда нельзя оставаться должником, иначе отключат свет, газ или можно лишиться жилища.)
• Что следующее по важности? (Продукты питания.) Почему? (Человек не может жить без еды.)
• Следующее? (Одежда и обувь. Без них человек также не может обойтись.)
• Что еще? (Медицинское обслуживание. Если человек заболеет, то лечение необходимо, иначе заболевание может перейти в тяжелую форму.)
- Что же отнести к второстепенным расходам, на что потратить деньги, если они остались?
• На проезд в транспорте. Но если нет денег, то можно пройтись и пешком.
• На хозяйственные и бытовые нужды. Если не хватает денег, то запланированные в этой части расходы, например покупку мебели, можно отложить или подкопить денег.
• На досуг и отдых. Если вы запланировали сходить в парк, в кино, в гости, а денег нет, то это также можно отложить.
(Слайд 7)Таблица первоочередных и второстепенных расходов
5. Решение проблемных ситуаций - 20 мин. (Слайд 8)
1 ситуация:
- Я предлагаю вам заглянуть в одну семью и посмотреть, как супруги распределяют семейный бюджет.
Муж. Я рассчитывал отложить деньги, чтобы купить ботинки. Ведь скоро осень, пойдут дожди, и мне нечего будет надеть.
Жена. Неужели ты хочешь, чтобы я ходила на работу пешком?! Давай мы купим ботинки потом.
Муж. Ну, в таком случае я не успею купить их до осени. Мне что - мерзнуть?!
Жена. А мне пешком ходить?
Итак, в семье спор. Кто же из супругов прав? На что нужно потратить деньги? Вспомните, что является первоочередной тратой: обувь или проездной?
Вспомним, в каком тоне общались супруги? Они почти кричали друг на друга. Правильно ли это? Почему? (Нет, потому что они лишь поругались, а что делать, так и не решили.)
2 ситуация:
- Посмотрим, как распределяет семейный бюджет другая молодая пара.
Жена. Артем, посчитай, сколько у нас осталось денег?
Муж. 1500 руб.
Жена. До следующей зарплаты сколько осталось?
Муж. 10 дней.
Жена. Давай купим на эти деньги обои в комнату, а то они уже такие старые, некрасивые.
Муж. Ты права. Эти уже какие-то серые, поцарапанные. Давай купим.
Супруги пошли и купили на все оставшиеся деньги обои.
Верно ли супруги поступили? (Нет.)
Почему? (Оставили себя без средств к существованию, а если вдруг заболеешь?)
К какому пункту расходов относится покупка обоев? Это первоочередные расходы? (Нет.)
Как надо было поступить? (Отложить в этом месяце 500 руб. и в следующем 500 руб., а затем купить.)
6. Составление памятки по распределению семейного бюджета 
Представитель от каждой группы перечисляет первоочередные и второстепенные расходы. 
(Слайд 9) Расход семьи
Первоочередные расходы
1. Коммунальные услуги и квартплата
2. Продукты питания
3. Одежда и обувь
4. Медицинское обслуживание
Второстепенные расходы
1. Проезд в транспорте
2. Досуг и отдых
3. Хозяйственные и бытовые расходы
Задание 2. (Слайд 10) У каждой группы на столах лежат карточки, на которых записаны доходы и расходы семьи. Ваша задача в течение 5-и минут определить доходы и расходы семьи на месяц, т. е. составить семейный бюджет (Приложение 2).
Представитель от каждой группы перечисляет составляющие семейного бюджета, рассчитанного на месяц.
А теперь переверните карточки, там вы видите числовые данные.  Подсчитайте доходы и расходы, озвучьте результат и сделайте вывод о виде семейного бюджета.
Студенты озвучивают результаты подсчетов и делают выводы о дефицитном, профицитном или сбалансированном бюджете семьи.
Задание 3. (Слайд 11) У вас на столах лежат карточки. Прочитайте текст и выполните задания.
Карточка 1.
Коле на завтрак родители ежедневно давали  60 рублей и на проезд  50 рублей, и  его брату Саше они  ежедневно давали  такую же сумму. Но обед в столовой стоит 51 рубль, а проезд в автобусе 22 рубля. На Новый год ребятам бабушка прислала  по 1000 рублей. Свою сдачу и подарки ребята складывали в копилку для покупки комьютерной игры. 
Используя текст, посчитай  бюджет ребят за 3 месяца. Сделайте вывод о виде бюджета мальчиков. (Бюджет ребят за 3 месяца составил 6252 руб. Вид бюджета – профицитный, т.к. расходы превышают доходы.)
Карточка 2.
На каникулах Коля и Саша поехали в летний оздоровительный лагерь к морю,  продолжительность смены составляет 10 дней. На личные нужды ребятам родители дали по 1000 рублей.
Дискотека стоит - 30 рублей
Мороженое -  65 рублей
Шоколад - 77 рублей
Сок - 40 рублей
Экскурсия - 300 рублей.
Аттракционы - 350 рублей.
Кинотеатр - 270 рублей
Используя текст, помоги ребятам распланировать  их бюджет на смену, и не забудьте про сувенир для младшей сестренки. Сделайте вывод о виде бюджета мальчиков. (Доход ребят составляет 2000 руб., а расходы 2264 руб., следовательно, ребятам придется отказаться от чего - либо, т.к. необходимо купить ещё и сувенир для сестрёнки. Вид бюджета – дефицитный, т.к. доходы превышают расходы.)
7. Стадия рефлексии - 5 мин.
(Слайд 12) Работа с таблицей  ?Верные – неверные утверждения?. 
Преподаватель. Ребята, у вас на столах лежат таблицы, которые содержат утверждения. Во второй колонке таблицы вам необходимо поставить ?+?, если вы согласны с утверждением и – ?-?, если вы не согласны с утверждением. Каждой группе достается по два утверждения.
?Верные – неверные утверждения?
Утверждения
?+? - согласен
?-? - не согласен

Смета доходов и расходов  на определенный период это бюджет.


Без  предварительного планирования денежных средств можно попасть в неприятную ситуацию.


Бюджет формируется только из доходов.


При планировании семейного бюджета необходимо учитывать лишь расходы.


В семье бюджет может быть только дефицитный.


Профицитный бюджет это всегда плохо для семьи


Расходы семьи заранее предвидеть невозможно.


На расходы семьи влияют только ее доходы.


Вы в своем возрасте на семейный бюджет влияние оказать не можете.


Можно ли всегда жить в долг.


Ответственность за семейные расходы лежит только на родителях.


Жертвовать личными расходами  ради общесемейных расходов нельзя.


Большинство семейных расходов контролю не поддаются.


Неумение планировать свои расходы - это признак благополучия семьи.


Доходы семьи изменить намного проще, чем изменить расходы.


При планировании семейного бюджета важно учитывать лишь нужды тех членов семьи, которые приносят доход.


Семейный бюджет важная составляющая семейной жизни.



(Слайд 13)А теперь сверим высказывания. 
7. Подведение итогов урока - 5 мин.
Вопрос преподавателя: ?Нужно составлять бюджет или это необязательно??.
Предполагаемый ответ: Бюджет составлять необходимо, так как вы сможете заранее скорректировать свои расходы, если доходов вам не хватит. Вы сможете избежать дефицита бюджета.
(Слайд 14) В заключение хочу зачитать для вас небольшое стихотворение-напутствие, которое касается семейного бюджета. Послушайте, пожалуйста.
Бюджет – не только все доходы,
Но и различные расходы!
Его составить не ленись,
Вокруг себя ты оглянись!
Подумай, что нужно купить,
Чтоб без забот весь месяц жить!
Сложить доходы не забудь
И расточительным не будь!
Пусть лучше будет профицит,
А не бюджетный дефицит!
Преподаватель: Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы всегда составляли бюджет, тратили деньги обдуманно и делали сбережения.      
(Слайд 15) ?Богат не тот, кто имеет много денег, а тот, кто умеет ими распоряжаться?
  Преподаватель. Лидеры групп в оценочных листах напротив фамилий проставьте количество заработанных баллов активных студентов своей группы и озвучьте оценки.
  8. Домашнее задание: Составить проект ?Семейный бюджет?. 


Заключение
На  занятии по финансовой грамотности было сформировано у студентов понимание того, что планирование расходов является необходимым для достижения финансового благополучия семьи. Через ответы на проблемные вопросы решение проблемных ситуаций  было сформулировано понятие ?семейный бюджет?.
Учащиеся осознали принцип ограниченности финансовых ресурсов. Научились рационально планировать бюджет. 
Через организованную работу с текстами в группах были сформированы понятие ?профицит? и ?дефицит? бюджета.
Организованная работа с конкретными ситуациями помогла научиться планировать и рассчитывать бюджет с учетом рисков
Было сформировано понимание отличий личного и семейного бюджета. 












Приложение 1 

Оценочный лист урока 1 группа

Список членов группы
Ответы на вопросы
Участие в обсуждении проблемных вопросов
Участие в обсуждении проблемных ситуаций
Итого баллов


















































Оценочный лист урока 2 группа

Список членов группы
Ответы на вопросы
Участие в обсуждении проблемных вопросов
Участие в обсуждении проблемных ситуаций
Итого баллов


















































Приложение 2
К заданию 1
Коммунальные услуги               Затраты на образование
Квартплата                                  Продукты питания
Одежда                                        Обувь
Лекарственные препараты         Проезд в транспорте
Спортивный инвентарь              Развлечения
Посещение кинотеатров            Стипендия
Пенсия                                        Алименты
Услуги связи                               Плата за кредит
Премия                                        Налоги
Бытовая техника                         Электротехника
Бытовая химия                            Заработная плата
Приложение 3
1 ситуация
- Я предлагаю вам заглянуть в одну семью и посмотреть, как супруги распределяют семейный бюджет.
Муж. Я рассчитывал отложить деньги, чтобы купить ботинки. Ведь скоро осень, пойдут дожди, и мне нечего будет надеть.
Жена. Неужели ты хочешь, чтобы я ходила на работу пешком?! Давай мы купим ботинки потом.
Муж. Ну, в таком случае я не успею купить их до осени. Мне что - мерзнуть?!
Жена. А мне что пешком ходить?
Итак, в семье спор. Кто же из супругов прав? На что нужно потратить деньги? Вспомните, что является первоочередной тратой: обувь или проездной? Вспомним, в каком тоне общались супруги? Правильно ли это? Почему? 
2 ситуация
- Посмотрим, как распределяет семейный бюджет другая молодая пара.
Жена. Артем, посчитай, сколько у нас осталось денег?
Муж. 1500 руб.
Жена. До следующей зарплаты сколько осталось?
Муж. 10 дней.
Жена. Давай купим на эти деньги обои в комнату, а то они уже такие старые, некрасивые.
Муж. Ты права. Эти уже какие-то серые, поцарапанные. Давай купим.
Супруги пошли и купили на все оставшиеся деньги обои.
Ответить на вопросы. Верно ли супруги поступили? Почему? Покупка обоев относится к какому пункту расходов? Это первоочередные расходы? Как надо было поступить? 

Приложение 4
Карточка 1
Коле на завтрак родители ежедневно давали  60 рублей и на проезд  50 рублей, и  его брату Саше они  ежедневно давали  такую же сумму. Но обед в столовой стоит 51 рубль, а проезд в автобусе 22 рубля. На Новый год ребятам бабушка прислала  по 1000 рублей. Свою сдачу и подарки ребята складывали в копилку для покупки компьютерной игры. 
Используя текст, посчитай  бюджет ребят за 3 месяца. Сделайте вывод о виде бюджета мальчиков.
Карточка 2
На каникулах Коля и Саша поехали в летний оздоровительный лагерь к морю,  продолжительность смены составляет 10 дней. На личные нужды ребятам родители дали по 1000 рублей.
Дискотека стоит - 30 рублей
Мороженое -  65 рублей
Шоколад - 77 рублей
Сок - 40 рублей
Экскурсия - 300 рублей.
Аттракционы - 350 рублей.
Кинотеатр - 270 рублей
Используя данный  текст, помогите ребятам распланировать  свой бюджет на смену, и не забудьте про сувенир для младшей сестренки. Сделайте вывод о виде бюджета мальчиков.

Приложение 5
?Верные – неверные утверждения?
Утверждения
?+? - согласен
?-? - не согласен

Смета доходов и расходов  на определенный период это бюджет.


Без  предварительного планирования денежных средств можно попасть в неприятную ситуацию.


Бюджет формируется только из доходов.


При планировании семейного бюджета необходимо учитывать лишь расходы.


В семье бюджет может быть только дефицитный.


Профицитный бюджет это всегда плохо для семьи


Расходы семьи заранее предвидеть невозможно.


На расходы семьи влияют только ее доходы.


Вы в своем возрасте на семейный бюджет влияние оказать не можете.


Можно ли всегда жить в долг всегда.


Ответственность за семейные расходы лежит только на родителях.


Жертвовать личными расходами в ради общесемейных расходов нельзя.


Большинство семейных расходов контролю не поддаются.


Неумение планировать свои расходы это признак благополучия семьи.


Доходы семьи изменить намного проще, чем изменить расходы.


При планировании семейного бюджета важно учитывать лишь нужды тех членов семьи, которые приносят доход.


Семейный бюджет важная составляющая семейной жизни.













2


14


HYPER13PAGE  HYPER15