Методы и приемы коррекции звукопроизношения

у детей старшего дошкольного возраста

Система работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста складывается из нескольких этапов. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина выделяют два этапа: подготовительный и этап формирования произносительных умений и навыков [7]. На подготовительном этапе решаются задачи развития слухового внимания, слуховой памяти, фонематического слуха и восприятия, а также развития артикуляционной моторики, подвижности органов артикуляции. На этапе формирования произносительных умений и навыков решаются задачи устранения дефектов произношения звуков, развития умения дифференцировать сходные по артикуляции и звучанию звуки, формирования умений и навыков правильного звукопроизношения в различных видах самостоятельной деятельности дошкольников.

Решение каждой задачи на обоих этапах работы осуществляется с помощью различных методов логопедического воздействия.

Рассмотрим методы и приемы логопедического воздействия, применяемые на каждом этапе работы по коррекции звукопроизношения.

1. Подготовительный этап.

С начала логопедической работы осуществляется работа по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия. Значение этой работы определяется тем, что без полноценного восприятия и четкой дифференциации фонем невозможно их правильное произношение. Поэтому исправление нарушений звукопроизношения у старших дошкольников состоит в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического слуха и восприятия.

Эта работа начинается на материале неречевых звуков, затем дети учатся различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, слов и фраз. Далее происходит обучение различению слов, близких по звуковому составу; дифференциации слогов, дифференциации фонем. В процессе такой работы развиваются слуховое внимание и слуховая память дошкольников.

На данном этапе широко используются практические методы логопедического воздействия: различные упражнения, игры, моделирование.

Примерами упражнений подготовительного этапа работы могут служить следующие: послушать звуки за окном, в соседней группе; хлопнуть в ладоши, когда логопед назовет неверное слово; отобрать изображения предметов, названных педагогом, из набора картинок, названия которых звучат похоже; отложить столько кружков, сколько звуков назовет взрослый и т.д. Примеры возможных игр: «У кого колокольчик?», «Кто сказал?», «Что звучит?», «Громко – тихо», «Далеко – близко», «Маленькие – большие», «Покажи, кто так кричит» и т.д. Моделирование – это метод обучения, предполагающий создание моделей и их использование, замену действий с реальными предметами действиями с их моделями или графическими заменителями [5, с. 98]. При формировании звукового анализа и синтеза применяются графические схемы предложения, слогового и звукового состава слова.

На подготовительном этапе параллельно с работой по развитию фонематического слуха проводятся артикуляторные упражнения. Основная цель артикуляционной гимнастики состоит в выработке правильных движений органов артикуляции, необходимых для произношения звуков, отработке правильных артикуляционных укладов различных звуков.

2. Этап формирования произносительных умений и навыков.

Исправление нарушений звукопроизношения у детей осуществляется в определенной последовательности. Т.Б. Филичева выделяет следующие этапы этой работы:

– постановка звука;

– автоматизация навыка произношения звука в слогах;

– автоматизация навыка произношения звука в словах;

– автоматизация навыка произношения звука в предложениях;

– дифференциация звуков;

– автоматизация звука в речи [7].

На этапе постановки звука в основном используют наглядные и практические методы: рассматривание рисунков, показ образца действия, выполнение упражнений по образцу, по показу. Могут использоваться и словесные методы, такие как рассказ педагога, беседа.

Для этапов автоматизации и дифференциации звуков характерно использование словесных, наглядных, практических методов. Словесные методы: беседа, рассказ педагога, использование литературных произведений, чистоговорок, скороговорок, потешек; составление пересказов, рассказов. Наглядные методы: использование картин, рисунков, профилей артикуляции; показ логопеда, а также использование таких наглядных средств, как мультфильмы, диафильмы и др. Практические методы: речевые упражнения на повторение звуков, слогов, слов, фраз; различные игры; моделирование [5].

В настоящее время специалисты используют новые методы логопедического воздействия. Одним из них является логоритмика – «своеобразная форма активной терапии, основанная на сочетании музыки, слова и движения» [1, с. 5]. Г.А. Волкова считает основной целью использования логоритмики в работе с детьми старшего дошкольного возраста «преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций» [1, с. 6]. Данная технология включает упражнения на развитие голоса, дыхания, артикуляции, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание, а также ритмические, речедвигательные и другие виды упражнений. Они способствуют исправлению недостатков звукопроизношения у дошкольников, кроме того, они нормализуют речевое дыхание, интонацию, ритм, темп речи [3].

Интересно также использование такого метода, как биоэнергопластика [2]. Данный метод предполагает проведение артикуляционных упражнений одновременно с движениями сначала одной кисти руки, затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка, губ. Комплексы артикуляционной гимнастики с биоэнергопластиков способствуют развитию подвижности речевого аппарата, мелкой моторики, что оказывает влияние на освоение детьми артикуляционных укладов и правильного звукопроизношения.

Следует также назвать такие методы логопедического воздействия, как мнемотехника, сказкотерапия, песочная терапия, которые используются логопедами для совершенствования звукопроизношения у старших дошкольников. К числу новых эффективных средств обучения относятся и компьютерные технологии [4]. Сюда относится использование презентаций, компьютерных игр, видеофрагментов. Также применяются и специальные компьютерные программы, например, программа «SpeechViewer» – «Видимая речь», с помощью которой на экране компьютера в ярких и доступных для ребенка образах отображаются все акустические компоненты речи.

Особое внимание следует уделить игровым методам логопедического воздействия. Объединение речевой и игровой деятельности при организации коррекционного обучения детей старшего дошкольного возраста Т.Б. Уварова считает крайне важным, т.к. необходимо организовать учебную деятельность в тот период, когда наиболее естественной деятельностью является игра [6].

Таким образом, система работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста складывается из двух основных этапов: подготовительного и этапа формирования произносительных умений и навыков. На каждом из них применяются различные методы и приемы логопедического воздействия: словесные, наглядные и практические. Выбор метода определяется спецификой речевого дефекта, задачами и содержанием коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, а также возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. В настоящее время используются и новые методы, такие как логоритмика, биоэнергопластика, мнемотехника, сказкотерапия, компьютерные технологии и др. Исследователи подчеркивают большое значение дидактических игр как метода коррекционно-логопедической работы, который способствует эффективному устранению нарушений звукопроизношения у старших дошкольников.

 

Список литературы

1.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: ВЛАДОС, 2002. 272 с.

2.Григорьева И.А. Автоматизация звуков: традиционные и инновационные технологии // Логопед. 2012 № 9. С. 15-19.

3.Кочикова Е.Н., Мартынова Е.Н. Роль логоритмических упражнений в работе с дошкольниками и первоклассниками в условиях интегрированного образования // Начальная школа. 2014. № 7. С. 31-37.

4.Кукушкина О.И., Королевская Т.К. Информационные технологии в обучении произношению. М.: Полиграф сервис, 2004. 158 с.

5.Логопедия: учебник / под ред. Л.С. Волковой, С. . Шаховской. М.: ВЛАДОС, 2009. 703 с.

6.Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2015. 64 с.

7.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: пособие для воспитателей дошкольных. М.: Профессиональное образование, 1993. 232 с.