Тема: Методы и средства формирования функциональной грамотности на уроках биологии в школе» ( из опыта работы)
Время перед педагогами ставит всё более сложные задачи. От нас требуется, чтобы мы воспитывали детей грамотными, творческими, конкурентоспособными в современном мире, то есть личностями, обладающими функциональной грамотностью. В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, который вступил в силу с 1 сентября 2022 года, чётко сформулированы требования к результатам освоения учащимися биологии, в том числе практическим компетенциям.
Необходимо отметить, что в заданиях ВПР, ОГЭ, ЕГЭ большое внимание стало уделяться вопросам практико - ориентированным, направленных на развитие функциональной грамотности.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся ( PISA) — тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.
В функциональную грамотность входят 6 направлений.
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Глобальные компетентности
Финансовая грамотность
Креативное мышление
Примерный перечень умений и навыков школьников в развитии естественнонаучной функциональной грамотности на уроках биологии выглядит так:
использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях
.
выявлять особенности естественнонаучного исследования
.
делать выводы, формулировать ответ в понятной форме.
уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления
.
уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы.
понимать методы научных исследований.
выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.
перечислять и объяснять явления, события.
сравнивать, характеризовать и анализировать события, факты
.
видеть суть проблемы.
В течение жизни каждый человек получает опыт практического использования знаний, но начинается это процесс еще в школе. Поэтому современный учитель должен иметь инструменты, с помощью которых он сможет оценивать и формировать функциональную грамотность учащихся, он должен уметь своевременно и правильно подбирать задания для урока и внеурочной деятельности, правильно оценить возможности учащихся и подготовить ряд наводящих вопросов при решении заданий повышенной сложности.
Задания по функциональной грамотности могут использоваться на разных этапах урока. При проведении урока в соответствии с ФГОС учитель должен использовать задания на развитие не только предметных знаний, но и метапредметных. В связи с этим основной задачей учителя остается инициировать образовательный запрос учащихся. При этом наиболее удачными педагогическими средствами являются учебное задание и учебные ситуации.
Сегодня я хотела бы поделиться с вами методами, средствами, приемами формирования функциональной грамотности.
Как конкретно работают приемы, которые способствуют формированию функциональной грамотности, хочу показать на примере урока в 9 классе по теме: «Группы крови. Переливание крови».
1.Проверка домашнего задания или первичное закрепление изученного материала.
Оценка знания по теме прошлого урока « Кровь, ее состав и функции».
Учащимся предлагается практико-ориентированные задания ( Научное объяснение явлений)
Задание 1. В русской народной сказке «Царевна –лягушка» лягушка превращается в прекрасную девушку Василису Премудрую. На основании приведенной информации об эритроцитах и изображениях клеток (рис. 1. 2) подумайте, могла ли Василиса Премудрая существовать в облике девушки с таким строение клеток крови ,как у лягушки?
Ответ. «Нет» и приводятся аргументы:
Эритроциты лягушки из-за овальной формы и наличия ядра в клетках переносят меньше кислорода, чем эритроциты человека, у которых двояковогнутая форма, и большая площадь поверхности для поступления кислорода, и отсутствует ядро, что оставляет больше пространства для гемоглобина.
Задание 2. Почему прием антибиотиков мог стать причиной малокровия? (работа с текстом)
Катя вспомнила ,что недавно на отдыхе бабушка не пошла с ней на прогулку в горы, сославшись на плохое самочувствие из-за малокровия. Тогда же Катя спросила у бабушки о возможной причине развития у неё малокровия. На что бабушка ответила: «я думаю, причина в том, что я пила сильные антибиотики, когда болела воспалением легких.». Когда Катя пыталась разобраться в этом вопросе, то узнала, что в образовании эритроцитов участвует витамин В12, который синтезируется определенным видом бактерий.
Помогите Кате выстроить правильную последовательность факторов, которые привели к малокровию.
Нарушение образования эритроцитов
Нарушение микрофлоры кишечника
Прием антибиотиков
Д. Нарушение синтеза витамина В12
2.Подведение к теме урока или актуализация знаний.
Приём “Корзина идей”. Это прием использую на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося опыта и знаний у учеников. В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из "корзины" убираются все неправильные, а остаются только верные.
Учитель задаёт проблемные вопросы и создает ситуации, которые могут помочь при определении темы урока.
Прием Что иллюстрируют рисунки?
При выполнении какой медицинской процедуры эти особенности необходимо знать?
Для чего нужна эта информация?
С чем ещё будет связана тема урока?
После ответа на вопросы ученики формулируют тему урока:
Средства: работа с картинками : их сопоставление, анализ, актуализация знаний, опора на имеющиеся знания.
3.Целеполагание : учитель задаёт наводящие вопросы, помогающие определить цель и задачи урока.
Сколько групп крови выделяется? Знаете ли вы свою группу крови? Как определить, что у одних 1, у других 2 и т. д. группы крови? Что может произойти если неправильно подобрать группу крови для переливания для того же военнослужащего?
Какова же цель нашего урока?
А теперь определим задачи, которые нам предстоит решить на уроке, чтобы добиться нашей цели.
- Знаете ли вы, кто открыл группы крови? Производили ли переливание раньше?
Т. е., что мы должны выяснить?
- Можем ли мы ответить на вопрос по каким признакам выделяют группы крови?
После ответа на вопросы ученики формулируют цель и задачи урока:
3. Изучение нового материала.
На этапе первичного усвоения новых знаний провожу работу, направленную на формирование читательской грамотности, которая подразумевает умение грамотно читать и понимать суть вопросов и заданий в работе.
Такое задание и предлагаю выполнить ученикам: сформировать представление об истории открытия переливания крови, информация о причинах групповых различий, ученики знакомятся с новыми терминами, такими как как агглютинация, агглютинины и агглютиногены.
Учащиеся работают с информацией ( текстами) и выполняют задание в рабочих листах.
Текст: Почему в некоторых случаях переливание крови от одного человека другому может привести к тяжелым последствиям?
Научный ответ на этот вопрос дали почти одновременно два ученых: австриец Карл Ландштейнер и чех Ян Янский. Ими были обнаружены у людей четыре группы крови. Причиной неудачного переливания крови является склеивание эритроцитов, которое получило название агглютинации. В мембране эритроцитов были обнаружены вещества белковой природы – агглютиногены (склеиваемые вещества). У людей их существует два вида, и условно их обозначают буквами А и В. В плазме крови обнаружены агглютинины (склеивающие вещества) двух видов. Их обозначают буквами греческого алфавита α и β. Агглютинин α склеивает эритроциты с агглютиногеном А, а агглютинин β склеивает эритроциты с агглютиногеном В.
Выделяют 4 основные группы крови. В эритроцитах людей с I(O) гр.крови белки А и В отсутствуют. У человека со II(АО)гр. крови нам поверхности эритроцитов расположен белок А. Группа крови Ш (ВО)-на поверхности расположен белок В, IV группа-сочетание белков АВ. Человека, чью кровь вливают (дающий кровь),называют донором, а человека, которому кровь вливают, называют реципиентом. При переливании важно, чтобы не склеивались эритроциты донора.
Что такое агглютинация? ______________________________________________________
Что такое агглютиногены? ______________________________________________________
Что такое агглютинины? _______________________________________________________
Заполните схемы:
Агглютиногены Агглютинины
Донор – это _________
Реципиент – это______
Обсуждение прочитанного текста после выполнения задания
-Сколько групп крови выделили учёные?
-Как обозначил К. Ландштейнер белки эритроцитов?
-Как обозначил антитела плазмы?
Используя полученные факты учащиеся объясняют схему определения групп крови.
- Почему 1 группа крови обозначена, как О?
- Почему 2 группа крови обозначена, как А?
- Почему 3 группа крови обозначена, как В?
- Почему 4 группа крови обозначена, как АВ?
При изучении резус фактора информацию учащиеся получают из учебника, после чего выполняют задания на установите соответствия между изображением под цифрами схемой эритроцита и названием группы крови, а также задание с картинками на установления резус конфликта и его объяснения.
Средства:
Работа с информаций из нескольких источников. (несколькими текстами при заполнении таблицы, пояснения схемы, записывание терминов в рабочие листы, ответы на вопросы учителя, анализ рисунков с резус конфликтом и определения группы крови.
4. Первичного закрепления знаний
На этапе первичное закрепление ученики пытаются новые знания применить в измененной ситуации, выявить пробелы и неверные представления и их скорректировать. Для этого организую работу по заданиям. в которых дать однозначный ответ невозможно, а нужно порассуждать над предложенным вопросом .
Задание 1. Рассмотрите схему совместимости групп крови. Как называется явление, возникающие при смешивании двух несовместимых групп крови? Почему происходит данное явление.
Задание 2.
Ответьте на вопросы:
1. Что можно сказать о группах крови их родителей?
2.Может ли отец быть донором детям?
Задание 3.
Вставьте пропущенные слова.
1.Во врачебной практике выделяются ____групп крови.2. Если у обоих родителей первая группа крови, то и их малыша будет___группа крови. 3.Если хотя бы у одного родителя первая группа крови, у них не может появиться малыш с ____ группой крови.4.Ребенок может иметь ____ группу крови, если у его родителей II и III группы крови
На протяжении всего урока ребята проводят само- и взаимопроверку, сравнивая свои результаты с эталонами на экране.
Средства:
примен
ение знаний из анализа рисунков
таблиц
схем
заполнение пропусков в предложениях
5. Осмысление полученных знаний и проверка умения применить полученные знания на практике
Наибольшие проблемы у учащихся вызывают задания на определение достоверности информации и выявление ошибочных суждений на основе анализа статистических данных.
Задание: Проанализировать две диаграммы , касающиеся изменения количества сданной донорами плазмы и влияния карантина на объем заготовленной плазмы к реализации.
Выберите верный из предложенных утверждений вариант ответа:
В 2009 году до
нуждающихся
в плазме был доступен самый маленький объем
Объем первично сданной плазмы уменьшился с 2007 по 2011
Объем прошедший через карантин плазмы увеличился с 2007 по 2011
Повторная сдача анализов донорами не влияет на объем доступной нуждающимися людьми плазмы
Реципиенты в 2011 году могли получить только 433400 литров плазмы.
6.Проверка усвоенного материала (по вариантам).
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнеся с планом работы, записанным на доске, и оценивают меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.
По вариантам письменно проверяются знания, полученные на уроке.
Вариант 1. Биологический диктант (запиши понятие определению )
Человек, отдающий свою кровь для переливания другим людям или для хранения в банк крови, называется -----------------------
Человек, получающий что-либо (кровь, органы) от донора, называется -
Слипание эритроцитов
при действии на них белков плазмы другого человека, называется -------------
Белок
находящийся в эритроцитах крови, способный подвергаться агглютинации – ----------------
Людей, с какой группой крови называют универсальными донорами
----
Как называется белок, способный вызывать гемолитическую желтуху плода
у
резус
– отрицательной матери -------------------–
Добровольная сдача крови дееспособным гражданином от 18 лет, прошедшим медицинское обследование ---------------------------
Вариант 2 Установите соответствие . Ответы запишите в таблицу.
На уроках биологии есть много возможностей формирования функциональной грамотности у обучающихся. Использование вышеперечисленных методов и приёмов, их сочетание на уроках биологии, а также во внеурочной деятельности, существенно повышает уровень функциональной грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным
Исходя из собственного опыта, лучше всего решению заданий по функциональной грамотности уделить время на внеурочных занятиях, которые позволяют анализировать длинные тексты и медленно поэтапно учиться решать задания. Можно задания по ФГ давать учащимся для решения дома, а на уроке только разобрать путь решения и ответ. В урочной деятельности, между тем, заданиям по функциональной грамотности тоже есть место, и задача учителя красиво встроить их в урок.