* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .c5 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c3 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Default {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; color: #000000;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Emphasis {font-style: italic;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;}

Тема: Методы и средства формирования функциональной грамотности на уроках биологии в школе» ( из опыта работы)

Время перед педагогами ставит всё более сложные задачи. От нас требуется, чтобы мы воспитывали детей грамотными, творческими, конкурентоспособными в современном мире, то есть личностями, обладающими функциональной грамотностью. В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, который вступил в силу с 1 сентября 2022 года, чётко сформулированы требования к результатам освоения учащимися биологии, в том числе практическим компетенциям.

Необходимо отметить, что в заданиях ВПР, ОГЭ, ЕГЭ большое внимание стало уделяться вопросам практико - ориентированным, направленных на развитие функциональной грамотности.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся ( PISA) — тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.

В функциональную грамотность входят 6 направлений.

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Глобальные компетентности

Финансовая грамотность

Креативное мышление

Примерный перечень умений и навыков школьников в развитии естественнонаучной функциональной грамотности на уроках биологии выглядит так:

использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях

.

выявлять особенности естественнонаучного исследования

.

делать выводы, формулировать ответ в понятной форме.

уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления

.

уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы.

понимать методы научных исследований.

выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.

перечислять и объяснять явления, события.

сравнивать, характеризовать и анализировать события, факты

.

видеть суть проблемы.

В течение жизни каждый человек получает опыт практического использования знаний, но начинается это процесс еще в школе. Поэтому современный учитель должен иметь инструменты, с помощью которых он сможет оценивать и формировать функциональную грамотность учащихся, он должен уметь своевременно и правильно подбирать задания для урока и внеурочной деятельности, правильно оценить возможности учащихся и подготовить ряд наводящих вопросов при решении заданий повышенной сложности.

Задания по функциональной грамотности могут использоваться на разных этапах урока. При проведении урока в соответствии с ФГОС учитель должен использовать задания на развитие не только предметных знаний, но и метапредметных. В связи с этим основной задачей учителя остается инициировать образовательный запрос учащихся. При этом наиболее удачными педагогическими средствами являются учебное задание и учебные ситуации.

Сегодня я хотела бы поделиться с вами методами, средствами, приемами формирования функциональной грамотности.

Как конкретно работают приемы, которые способствуют формированию функциональной грамотности, хочу показать на примере урока в 9 классе по теме: «Группы крови. Переливание крови».

1.Проверка домашнего задания или первичное закрепление изученного материала.

Оценка знания по теме прошлого урока « Кровь, ее состав и функции».

Учащимся предлагается практико-ориентированные задания ( Научное объяснение явлений)

Задание 1. В русской народной сказке «Царевна –лягушка» лягушка превращается в прекрасную девушку Василису Премудрую. На основании приведенной информации об эритроцитах и изображениях клеток (рис. 1. 2) подумайте, могла ли Василиса Премудрая существовать в облике девушки с таким строение клеток крови ,как у лягушки?

Ответ. «Нет» и приводятся аргументы:

Эритроциты лягушки из-за овальной формы и наличия ядра в клетках переносят меньше кислорода, чем эритроциты человека, у которых двояковогнутая форма, и большая площадь поверхности для поступления кислорода, и отсутствует ядро, что оставляет больше пространства для гемоглобина.

Задание 2. Почему прием антибиотиков мог стать причиной малокровия? (работа с текстом)

Катя вспомнила ,что недавно на отдыхе бабушка не пошла с ней на прогулку в горы, сославшись на плохое самочувствие из-за малокровия. Тогда же Катя спросила у бабушки о возможной причине развития у неё малокровия. На что бабушка ответила: «я думаю, причина в том, что я пила сильные антибиотики, когда болела воспалением легких.». Когда Катя пыталась разобраться в этом вопросе, то узнала, что в образовании эритроцитов участвует витамин В12, который синтезируется определенным видом бактерий.

Помогите Кате выстроить правильную последовательность факторов, которые привели к малокровию.

Нарушение образования эритроцитов

Нарушение микрофлоры кишечника

Прием антибиотиков

Д. Нарушение синтеза витамина В12

2.Подведение к теме урока или актуализация знаний.

Приём “Корзина идей”. Это прием использую на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося опыта и знаний у учеников. В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из "корзины" убираются все неправильные, а остаются только верные.

Учитель задаёт проблемные вопросы и создает ситуации, которые могут помочь при определении темы урока.

Прием Что иллюстрируют рисунки?
При выполнении какой медицинской процедуры эти особенности необходимо знать?

Для чего нужна эта информация?

С чем ещё будет связана тема урока?

После ответа на вопросы ученики формулируют тему урока:

Средства: работа с картинками : их сопоставление, анализ, актуализация знаний, опора на имеющиеся знания.

3.Целеполагание : учитель задаёт наводящие вопросы, помогающие определить цель и задачи урока.

Сколько групп крови выделяется? Знаете ли вы свою группу крови? Как определить, что у одних 1, у других 2 и т. д. группы крови? Что может произойти если неправильно подобрать группу крови для переливания для того же военнослужащего?

Какова же цель нашего урока?

А теперь определим задачи, которые нам предстоит решить на уроке, чтобы добиться нашей цели.

- Знаете ли вы, кто открыл группы крови? Производили ли переливание раньше?

Т. е., что мы должны выяснить?

- Можем ли мы ответить на вопрос по каким признакам выделяют группы крови?

После ответа на вопросы ученики формулируют цель и задачи урока:

3. Изучение нового материала.

На этапе первичного усвоения новых знаний провожу работу, направленную на формирование читательской грамотности, которая подразумевает умение грамотно читать и понимать суть вопросов и заданий в работе.

Такое задание и предлагаю выполнить ученикам: сформировать представление об истории открытия переливания крови, информация о причинах групповых различий, ученики знакомятся с новыми терминами, такими как как агглютинация, агглютинины и агглютиногены.

Учащиеся работают с информацией ( текстами) и выполняют задание в рабочих листах.

Текст: Почему в некоторых случаях переливание крови от одного человека другому может привести к тяжелым последствиям?
Научный ответ на этот вопрос дали почти одновременно два ученых: австриец Карл Ландштейнер и чех Ян Янский. Ими были обнаружены у людей четыре группы крови. Причиной неудачного переливания крови является склеивание эритроцитов, которое получило название агглютинации. В мембране эритроцитов были обнаружены вещества белковой природы – агглютиногены (склеиваемые вещества). У людей их существует два вида, и условно их обозначают буквами А и В.  В плазме крови обнаружены агглютинины (склеивающие вещества) двух видов. Их обозначают буквами греческого алфавита α и β. Агглютинин α склеивает эритроциты с агглютиногеном А, а агглютинин β склеивает эритроциты с агглютиногеном  В.

Выделяют 4 основные группы крови. В эритроцитах людей с I(O) гр.крови белки А и В отсутствуют. У человека со II(АО)гр. крови нам поверхности эритроцитов расположен белок А. Группа крови Ш (ВО)-на поверхности расположен белок В, IV группа-сочетание белков АВ. Человека, чью кровь вливают (дающий кровь)азывают донором, а человека, которому кровь вливают, называют реципиентом. При переливании важно, чтобы не склеивались эритроциты донора.

Что такое агглютинация? ______________________________________________________

Что такое агглютиногены? ______________________________________________________

Что такое агглютинины? _______________________________________________________

Заполните схемы:

Агглютиногены Агглютинины

Донор – это _________

Реципиент – это______

Обсуждение прочитанного текста после выполнения задания

-Сколько групп крови выделили учёные?

-Как обозначил К. Ландштейнер белки эритроцитов?

-Как обозначил антитела плазмы?

Используя полученные факты учащиеся объясняют схему определения групп крови.

- Почему 1 группа крови обозначена, как О?

- Почему 2 группа крови обозначена, как А?

- Почему 3 группа крови обозначена, как В?

- Почему 4 группа крови обозначена, как АВ?

При изучении резус фактора информацию учащиеся получают из учебника, после чего выполняют задания на установите соответствия между изображением под цифрами схемой эритроцита и названием группы крови, а также задание с картинками на установления резус конфликта и его объяснения.

Средства:

Работа с информаций из нескольких источников. (несколькими текстами при заполнении таблицы, пояснения схемы, записывание терминов в рабочие листы, ответы на вопросы учителя, анализ рисунков с резус конфликтом и определения группы крови.

4. Первичного закрепления знаний

На этапе первичное закрепление ученики пытаются новые знания применить в измененной ситуации, выявить пробелы и неверные представления и их скорректировать. Для этого организую работу по заданиям. в которых дать однозначный ответ невозможно, а нужно порассуждать над предложенным вопросом .

Задание 1. Рассмотрите схему совместимости групп крови. Как называется явление, возникающие при смешивании двух несовместимых групп крови? Почему происходит данное явление.

Задание 2.


Ответьте на вопросы:

1. Что можно сказать о группах крови их родителей?

2.Может ли отец быть донором детям?

Задание 3.

Вставьте пропущенные слова.

1.Во врачебной практике выделяются ____групп крови.2. Если у обоих родителей первая группа крови, то и их малыша будет___группа крови. 3.Если хотя бы у одного родителя первая группа крови, у них не может появиться малыш с ____ группой крови.4.Ребенок может иметь ____ группу крови, если у его родителей II  и III группы крови

На протяжении всего урока ребята проводят само- и взаимопроверку, сравнивая свои результаты с эталонами на экране.

Средства:

примен

ение знаний из анализа рисунков

таблиц

схем

заполнение пропусков в предложениях

5. Осмысление полученных знаний и проверка умения применить полученные знания на практике

Наибольшие проблемы у учащихся вызывают задания на определение достоверности информации и выявление ошибочных суждений на основе анализа статистических данных.

Задание: Проанализировать две диаграммы , касающиеся изменения количества сданной донорами плазмы и влияния карантина на объем заготовленной плазмы к реализации.

Выберите верный из предложенных утверждений вариант ответа:

В 2009 году до

нуждающихся

в плазме был доступен самый маленький объем

Объем первично сданной плазмы уменьшился с 2007 по 2011

Объем прошедший через карантин плазмы увеличился с 2007 по 2011

Повторная сдача анализов донорами не влияет на объем доступной нуждающимися людьми плазмы

Реципиенты в 2011 году могли получить только 433400 литров плазмы.

6.Проверка усвоенного материала (по вариантам).

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнеся с планом работы, записанным на доске, и оценивают меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

По вариантам письменно проверяются знания, полученные на уроке.

Вариант 1. Биологический диктант (запиши понятие определению )

Человек, отдающий свою кровь для переливания другим людям или для хранения в банк крови, называется -----------------------

Человек, получающий что-либо (кровь, органы) от донора, называется -

Слипание эритроцитов

при действии на них белков плазмы другого человека, называется -------------

Белок

находящийся в эритроцитах крови, способный подвергаться агглютинации – ----------------

Людей, с какой группой крови называют универсальными донорами

----

Как называется белок, способный вызывать гемолитическую желтуху плода

у

резус

– отрицательной матери -------------------–

Добровольная сдача крови дееспособным гражданином от 18 лет, прошедшим медицинское обследование ---------------------------

1

2

3

4

5

6

7

Вариант 2 Установите соответствие . Ответы запишите в таблицу.

1.Агглютинация

А. Человек, берущий кровь

2.Агглютиноген

Б Это генетически наследуемый признак, не изменяющийся в течение жизни.

3.Агглютинин

В. Человек, отдающий кровь

4.Резус актор

Г. белки-антигены в мембране эритроцитов. Бывают А и В,

5.Группа крови

Д. Антитело, вещество белковой природы в плазме крови

6.Реципиент

Е. Антиген, вещество белковой природы в эритроцитах крови. Бывает положительный и отрицательный.

7.Донор

Ж. Явление, при котором сыворотка крови одного человека склеивает эритроциты крови другого человека.

1

2

3

4

5

6

7

На уроках биологии есть много возможностей формирования функциональной грамотности у обучающихся. Использование вышеперечисленных методов и приёмов, их сочетание на уроках биологии, а также во внеурочной деятельности, существенно повышает уровень функциональной грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным

Исходя из собственного опыта, лучше всего решению заданий по функциональной грамотности уделить время на внеурочных занятиях, которые позволяют анализировать длинные тексты и медленно поэтапно учиться решать задания. Можно задания по ФГ давать учащимся для решения дома, а на уроке только разобрать путь решения и ответ. В урочной деятельности, между тем, заданиям по функциональной грамотности тоже есть место, и задача учителя красиво встроить их в урок.