* {font-family: Arial; font-size: 11pt;}
a.NoteRef {text-decoration: none;}
hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;}
table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;}
td {border: 1px solid black;}
.Normal {margin-bottom: 8pt;}
.Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}
.Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}
Подготовила Кузнецова Н.В.,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 145 «Ромашка»
Мир музея в детском саду.
Прошлое – это родина души человека.
Г. Гейне
Человек перестал задумываться о том, что без знания своих корней, истории прошлого нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего.
Будущее — это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиции, уважения и любви к своей Родине, к своему народу. Необходимо помочь ребенку осознать многообразные связи, которые существуют между нами и нашими предками. И именно в этом нам может помочь музейная педагогика.
Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остается уникальным проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка, удовлетворить познавательные и образовательные потребности его личности.
В условиях модернизации дошкольного воспитания идет интенсивное обновление педагогического процесса, переосмысление самой сущности дошкольного образования. Передо мной, как педагогом, встала задача создать такие условия, в которых ребенок мог бы максимально самореализовываться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей и культурой человечества.
Формирование личности ребенка дошкольного возраста является актуальной проблемой педагогики и психологии. Эффективным средством формирования личности должна стать музейная педагогика.
Именно музейная педагогика формирует в ребенке систему ценностей, приобщает его к культурному и народному наследию, способствует воспитанию толерантности, познавательного, творческого, эмоционального развития, то есть формирует все те качества, которые характеризуют человека как личность.
Целью моей работы является развитие личности ребенка и интегрирования в другие виды образовательной деятельности.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
а) воспитание у детей основ музейной культуры, расширение кругозора, открытие возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
б) приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям, сохранение традиций, возвращение к истинно духовным ценностям, патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
в) расширение сферы деятельности через приобщение к музейной педагогике;
г) воспитание художественно-эстетических чувств у детей дошкольного возраста.
Вся работа носит системный, поэтапный характер.
Первый этап (подготовительный).
Задачи этого этапа:
Выбор темы мини-музея (совместно с детьми и родителями):
— с учетом образовательной программы дошкольного учреждения;
— тема, предложенная детьми и родителями, обсуждается с воспитателями;
— заседание педагогического совета, посвященного данной теме.
Постановка целей и задач проекта.
Продумывание, как впишется данная тема в интерьер групп детского сада, как будет сочетаться с предметной средой.
Распределение обязанностей:
— главные исполнители: воспитатель и дети;
— старший воспитатель планирует организацию мини-музея и вносит ее в годовой план образовательного учреждения, проводит конкурсы между группами, составляет методические рекомендации для педагогов и родителей, планирует связь с другими видами деятельности: музыкальной, изобразительной.
5. Сбор информации:
— опрос детей и родителей о том, какие коллекции есть у них дома;
— обсуждение совместно с родителями и детьми вариантов оформления музея и способов сбора информации;
— перечень экспонатов выносится в родительский уголок для того, чтобы родители смогли дополнить экспозицию;
— создание библиотеки, медиатеки, подбор литературы, видеофильмов, аудиозаписей, фотографий по теме, а также материалов для уголков самостоятельной деятельности.
6. Выбор места:
— группы;
— раздевалки;
— коридоры;
— помещения для дополнительных занятий, студии.
7. Связь с социумом:
— работа с музеями, театрами;
— посещение театров и музеев;
— приглашение в детский сад экскурсоводов для бесед, рассказов, показов фото- и видеоматериалов.
8. Работа с детьми и родителями:
— беседы с детьми на темы: «Что такое музей?», «Какие музеи ты знаешь?», «Удивительный мир музея», «Что такое коллекция, экспонат?»;
— собрание родительского совета;
— разработка семейных проектов.
9. Разработка непосредственно образовательной деятельности и использование экспозиции мини-музеев.
10. Разработка форм работы с экспозициями музея.
11. Разработка ознакомительных экскурсий в мини-музей.
12. Планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях.
13. Оформление визитных карточек, паспортов, приглашений.
14. Создание экспертной группы, к функции которой относится разработка критериев оценки смотра-конкурса «Мини-музей в детском саду».
Второй этап (практический) — создание мини-музея.
Задачами этого этапа являются:
Создание мини-музея:
— оформление мини-музея;
— изготовление стендов;
— подбор названия мини-музея;
— размещение информации о мини-музее в родительском уголке.
2. Организация исследовательской деятельности:
— разработка непосредственно образовательной деятельности;
— создание дидактических игр для мини-музеев: «Лото», «Собери картину», « Как называется?», «Чего не хватает?» и проч.
Третий этап — функционирование музея.
В настоящих музеях экспонаты запрещается трогать руками, а в наших мини-музеях не только можно, но и нужно. Здесь уместно процитировать выдающегося швейцарского педагога И.Г. Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце, руки ребенка».
В обычном музее ребенок — лишь созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ребенок может пополнить экспозицию своими творческими работами, причем не только сам, но и его родители, бабушки и дедушки, братья и сестры.
На этом этапе проводятся экскурсии:
— для детей группы,
— для детей других групп,
— для родителей.
На данном этапе можно выделить следующие задачи:
— ввести слово «музей» в лексикон детей, чтобы оно стало для них привычным;
— приобщить маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей и народных традиций;
— с дошкольного возраста способствовать развитию социального опыта и формированию осознанно правильного отношения к предметному рукотворному миру;
— выработать правильные формы взаимодействия дошкольников с окружающим миром.
Ребенок должен покидать мини-музей с ощущением уверенного подъема «еще на одну ступень».
Четвертый этап — системное интегрирование с другими видами образовательной деятельности.
Результативность развивающей, формирующей функции музейной педагогики будет видна только тогда, когда будет осуществляться интеграция в другие виды образовательной деятельности. Музейную педагогику необходимо рассматривать как симбиоз различных видов образовательной деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, а также чтение художественной литературы.
Мной был составлен примерный перспективный план мероприятий по формированию личности средствами музейной педагогики и по интегрированию различные виды образовательной деятельности.
Музейная педагогика дает толчок развитию познавательной деятельности ребенка, поскольку знакомство с экспонатами и их историей не только расширяет круг его представлений, но и развивает способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурно-исторического наследия нашего народа. Музейная педагогика органично вписывается в систему образовательного процесса в детском саду, являясь мощным средством развития личности ребенка. Именно музейная педагогика формирует в ребенке личность — как человеческую исключительность, выражающуюся как в способностях, так и в нравственном облике человека.
Формируя у дошкольника целостную картину мира, мы должны осуществлять это адекватными для него способами: не разделяя на отдельные составляющие, а интегрировано, то есть через взаимодействие, взаимопроникновение образовательных областей.
Дети, знакомясь с мини-музеем в детском саду, начинали по-новому относиться к наследию своего народа, к старинным праздникам, традициям, народным играм, декоративно-прикладному искусству.
Известный писатель Эрих-Мария Ремарк говорил: «Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом». Вот мы и стараемся зародить в маленьких душах наших детей разумное, доброе, вечное.
Список использованной литературы
Алешина
Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и с социальной действительностью. Младшая группа.— М.: ЦГЛ, 2003.
Алешина
Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и с социальной действительностью. Средняя группа.— М.: ООО «
Элизе
Трейдинг
», 2002.
Власенко О.П., Попова Г.П. Весну привечаем, весело встречаем. Сценарии утренников и развлечений для дошкольников. — Волгоград: Учитель, 2007.
Дыбина
О.
В.
Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов.— М.: ТЦ «Сфера», 1999.
Дыбина
О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.
Неизведанное
рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.— М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Князева О.А.,
Маханева
М.Д. П
риобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб
.:
Детство-Пресс,2006.
Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. — М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. — М.: ТЦ «Сфера», 2009.
Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. — М.:
Линк
а
-
Пресс, 2003.
Патриотическое воспитание дошкольников средствами
краеведо
-туристской деятельности: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ Под ред.
А.А.Остапца
,
Г.Б.Абросимовой
,
М.Е.Трубачевой
. — 2-е изд.,
испр
, и доп. — М.: АРКТИ, 2004.
Развивающие занятия с детьми 6-7 лет./ Под редакцией
Л.А.Парамоновой
. — М.: ОЛМА Медиа групп, 2010.
Скоролупова
ОА., Логинова Л.В. Играем? Играем! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. — М.: Скрипторий 2003, 2006.
Перспективное планирование для работы с детьми 4-5 лет по теме: "Формирование личности средствами музейной педагогики"
Тема, цель, итоговое мероприятие
Вид взросло-детской партнерской деятельности с учетом интеграции образовательных областей
Формы организации детско-взрослой (партнерской) деятельности
Предполагаемая самостоятельная деятельность
Материал и оборудование
1. "Удивительный мир музея"
Цель: дать детям представление, что такое музей.
Экскурсия: посещение музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья.
Семейно-групповой проект «Я люблю музей?»
Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская деятельность
Трудовая
Двигательная
Чтение художественной литературы
Музыкально-художественная деятельность
Продуктивная
Сюжетные игры: труд водителя автобуса, труд экскурсовода.
Дидактические игры: «Что в музее?», «Что перепутал художник?», «Чего не хватает?», «Я экскурсовод», «Знаешь ли ты..». Театрализованная игра по сюжетам фотографий из музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья.
Беседа: «Что такое музей?», «Зачем нужен музей?», составление описательных рассказов «Что я видел в музее?» , составление совместно с воспитателем сказок «Чудеса в музее». Разучивание пословиц, поговорок.
Экскурсия в музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья.
Решение проблемных ситуаций: «Я потерялся в музее», «Как узнать, если прослушал», «Как обходились без утюга», игровое упражнение «Раньше, позже», НОД «Удивительный мир музея».
Совместно с родителями подобрать экспонаты для мини-музея «Русская изба».
Народные, хороводные игры: «Гори, гори ясно», «Ручеек», «Заинька, выходи», «Каравай».
Чтение художественных литературных произведений: «Я был в музее», «Все о музеях», «Сказка о домовенке Кузе».
Слушание русских народных мелодий. Музыкально-дидактические игры «Угадай мелодию».
Рисование «Что понравилось в музее?», «Картинки о музее», «Я в музее».
Атрибуты для игры: рули, фуражка, светофор, дорожные знаки, макет автобуса, средообразующий модуль Рассматривание открыток архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья.
Сбор коллекции предметов русского быта.
Конструирование из настольного конструктора «музей» и «выставочный зал», рассматривание книг «Все о музеях», лепка, аппликации по сказке «О домовенке Кузе»
Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «труд водителя автобуса».
Настенное панно «Русская деревня».
Дидактические игры «Что есть в музее?», «Чего не хватает?»: фотоальбом «Наши музеи», конструктор настольный и напольный, материал и оборудование народных игр.
2. Создание и знакомство с мини-музеем «Русская изба»
Цель: содействие в приобщении к истокам русской народной культуры
Итоговое мероприятие:
Развлечение «У бабушки Варвары в гостях».
Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Трудовая
Двигательная
Чтение художественной литературы
Музыкально-художественная деятельность
Продуктивная
Сюжетные игры: «Семья», «В гости к домовенку Кузе», «Милости просим».
Дидактические игры «Домовенок Кузя спрятался в избе» (по схеме, плану), «Что перепутал художник?», «Чего не стало?», «Собери куклу на праздник», «Собери картинку».
Рассказ взрослых о старинных обычаях , о глиняной свистульке. Беседы о предметах быта «Русская изба» (из прошлого посуды, одежды, мебели, бытовой техники).
Ситуативный разговор и речевая ситуация по теме знакомство с предметами русского быта, описания действия с ними. Отгадывание загадок о предметах русского быта. Пересказ сказки «Заюшкина избушка» и «Зимовье зверей». Викторина «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча».
Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Обследование экспонатов в мини-музее. НОД «Милости просим», «Хозяюшкины помощники», «Золотое веретено». Наблюдение за русскими народными играми старших дошкольников. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Эксперименты «Волшебное сито» (способ отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной). Моделирование лоскутного одеяла. Конструирование «Избы», «Терема», «Машины» и «Телеги».
Совместные действия со взрослыми по подготовке атрибутов для игр, для театрализованной деятельности, сбор экспонатов для мини-музея.
Подвижные игры программы по желанию детей. Народные и хороводные игры «Люб ли сосед», «Люба ли соседушка», «Коршун», «Гуси-Лебеди». Спортивное развлечение «Добры молодцы да красны девицы».
Чтение и рассказывание «Гуси-лебеди», «Золотое веретено», «Лисичка-сестричка». Разучивание потешек «Ай, тари, тари, тари», «Наш козел».
Заклички, дразнилки, скороговорки, небылицы, перевертыши (потешный фольклор).
Слушание народных инструментов, русских народных песен, частушек, закличек.
Музыкально-дидактические игры «Кто позвал?», «Собери из частей», Ряженье «Чудесный сундук». Знакомство с русскими народными инструментами: «Балалайка».
Лепка «Самовар», «Крендельки». Аппликация: аппликации из готовых шаблонов (найди картинку на общей картинке), коллективная «Изба». Ярмарка широкая с участие скоморохов. Посиделки с использованием русского фольклора.
Игровые действия в русской избе у Домовенка Кузи (или в уголке народной культуры), предметы народной утвари и одежды. Игра на русских народных инструментах, предметы народного быта, персонажи для театральных постановок.
Действия с материалами для экспериментирования
Дидактические игры:
Рассматривание книг, иллюстраций (рассказывание по ним). Рассматривание творческих работ мастеров на выставке. Лепка и аппликация по теме. Работа над поделкой в мастерской. Рассматривание народных инструментов.
Русские народные костюмы, музыкальные инструменты, игрушки, Домовенок Кузя.
Условные куклы в национальных костюмах.
Просмотр семейного архива «Праздники в семье».
Аудиозаписи русских народных мелодий, песен.
Песок, камешки, крупа мелкая, крупная, сита, ведерки, миски.
Макет русской печи. Предметы-заместители: кусочки поролона, крышки от коробок. Ширма «Русская изба», коромысло.
3. Создание и знакомство с мини-музеем «Деревянная игрушка»
Цель: знакомство с историей возникновения деревянных игрушек, их многообразием.
Проведение русского народного праздника «Масленица»
Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Трудовая
Двигательная
Чтение художественной литературы
Продуктивная
Музыкально-художественная деятельность
«Семья», «В горнице моей».
Игры-путешествия: «К кукле Ауке».
Дидактические игры: «Назови правильно», «Одним словом», «Сложи картинку», «Домино», «Паззлы».
Театрализованная игра «Петрушкины байки». Театр «Аука»,театр ложек.
Беседы «Первая деревянная игрушка Аука», «Промысел деревянных игрушек».
Ситуационный разговор и речевая ситуация по теме «Дергунчики», «Бирюльки».
Отгадывание загадок о деревянных игрушках, кузнецы, матрешки, бюрюльки, дергунчики.
Составление описательных рассказов о деревянных игрушках. Разучивание считалок, дразнилок «Толстая матрешка».
Экскурсия в мини-музей деревянной игрушки. Наблюдение за трудом старших дошкольников по созданию театра Аука.
Экспериментирование . Проект «Мир дерева», «Тонет – не тонет» - свойства дерева.
Коллекционирование деревянных игрушек, моделирование эскизов деревянных игрушек. Игровое упражнение «Раньше, позже».
Рассматривание фотоальбома «Деревянная игрушка». НОД «В гостях у Петрушки – деревянной игрушки в музее.
Совместные действия детей и взрослых по созданию театра «Аука». Дежурства в мини-музее.
Задания подбор совместно с рожителями экспонатов для создания мини-музея «Деревянные игрушки».
Подвижные игры по желанию детей. Русские народные игры «Гори, гори ясно» и «У медведя во бору», «Роща растет», «Маки маковочки», «Заинька выходи». Хороводные игры «Ай ребята, та-ра-ра». Спортивное развлечение «Ярмарка движений».
Чтение отрывков из книги А.Толстого «Приключения Буратино», русских народных сказок «Лиса и козел», «Заюшкигна избушка», «Лисичка со скалочкой», цикла стихотворений Л.Долковой «Деревянные игрушки». Разучивание закличек, считалок, скороговорок. Развлечение «У бабушки Загадушки в гостях» - знакомство с малыми фольклорными формаи.
Рисование «Русская матрешка», «Бирюльки». Аппликация «Дергунчики» (из ткани, бумаги, природных материалов), лепка. «Масленичные угощения».
Разучивание закличек, приговорок, дразнилок. Разучивание русских народных песен: «Калинка-малинка», «Коляда», «Заходила коляда», «Масленица-кривошейка», «Жаворонки», «Ой весна, весна».
Разучивание русского народного танца с деревянными ложками, под русскую народную плясовую «Ах вы, сени..», хоровод с разноцветными платочками под русскую народную мелодию «Калинка».
Розыгрыш сюжетов с атрибутами в ролевых играх по теме «Семья». Игрушки-дергунчики, матрешки, бирюльки, пильщик.
Дидактические игры с несложными правилами.
Подбор коллекции для мини-музея «Деревянная игрушка». Книги, иллюстрации : «Растительный мир». Моделирование «Дерево», рисование «Веселые матрешки», трафареты деревянных игрушек (матрешки, дергунчики, бирюльки, кузнецы, пильщик). Лепка: «Свистульки», «Бирюльки». Аппликация «Дергунчики». Угощения. Настольный театр «Буратино», «Аука», театр ложек.
Атрибуты к сюжетно-ролевым, театрализованным играм, театр Аука, ложек, игрушки-дергунчики, кузнецы, матрешки. Русские народные костюмы. Ширмы для настольных театров. Оборудование для экспериментирования: тазики с водой, деревянные брусочки. Мелкие предметы-заместители (деревянные брусочки). Схемы модели «Дерево». Атрибуты к народным играм. Аудио записи русских народных мелодий. Игровое поле с мелкими персонажами сказки «Приключения Буратино».
4. Создание и знакомство с музеем «Народная кукла».
Итоговое мероприятие: проведение народного праздника «Русская березка»
Игровая
Коммуникативная
Познавательно- исследовательская
Трудовая
Двигательная
Чтение художественной литературы
Музыкально-художественная
Продуктивная
Сюжетные игры: «Семья», «Сувенирная лавка», «Детский сад».
Дидактические игры «Собери куклу на праздник», «Оденем куклу на прогулку», «Назови правильно».
Театрализованная игра «Посиделки» (с использованием фольклора).
Рассказ о старинных русских обычаях «Обереги». Ситуативный разговор и речевая ситуация: знакомство с русским народными куклами: Зернушкой, Травницей, Кормилицей, Пеленашкой, Десятиручкой. Разучивание пословиц, поговорок.
Составление описательных рассказов о русских народных куклах Зернушке, Травнице.
Составление описательных рассказов о березке.
Экскурсия в мини-музей «Народная кукла». Обследование экспонатов мини-музея (с использованием моделей). НОД «Ай лю-ли, лю-ли в гости куклы к нам пришли». Цикл наблюдений за березой.
Решение проблемных ситуаций: злой колдун украл куклу Зернушку и что началось. Эксперименты: от травинки – до соломинки. Коллекции различных русских народных кукол.
Совместные действия взрослых с детьми: атрибутов для игр, для театрализованной деятельности, по сбору коллекции и картинок русских народных кукол.
Русские народные игры: «Каравай», «Буза-буза-буза», «Роща растет». Хороводная игра «Лети, лети лепесток ко мне в кузовок».
Чтение русских народных сказок: «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Докучные сказки: «Про белого бычка», «Кутырь да Мутырь». Разучивание стихотворения г.Байко «Ты расти, расти, береза».
Разучивание русских народных песенок, потешек. Колыбельные: «Ай, качи, качи, качи», «Копилка коток», «Ходит сон». Календарные песни, заклички, дразнилки, приговоры, хоровод с разноцветными платочками. Музыкальные дидактические игры «Определи по звуку», «Угадай мелодию». Игровой досуг «Скучен день до вечера, если делать нечего». Разучивание песни «Березонька».
Лепка «Пеленашки» и рисование «Агашка» (роспись одним пальцем). Ярмарка широкая с участием Скоморохов и Петрушки. Семейные выставки для участия в ярмарке широкой.
Игровые действия с народными куклами. Игры в уголке, ряженья. Игры с Петрушкой, действия с музыкальными инструментами, персонажами для театральных постановок. Дидактические игры с несложными правилами. Рассматривание иллюстрированных книг, фотографий по теме. Работа над поделками в мастерской. Рассматривание народных кукол: Зернушки, Пеленашки, Травницы.
Приготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Изготовление ширмы «Русская изба». Конструирование из напольного конструктора. Рассматривание фотоальбома «Деревянные игрушки», книг, иллюстраций. Лепка: пеленашки, красны девицы.
Русские народные куклы, Петрушка. Русские народные костюмы, ТСО аудио- видео- материалы для продуктивной деятельности. Трава для экспериментальной деятельности. Игровые поля с изображением русской деревни, реки. Соломенные куколки.
Деревянные бруски, тазики с водой (для экспериментов), деревянные цилиндры (для сюжетно-ролевых игр), крупные предметы заместители – средообразующий модуль. Русские народные костюмы, бусы, браслеты, ленты, напольный конструктор, солома, кусочки ткани.