МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» с. СПИЦЕВКА
ГРАЧЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Патриотический проект
«Мы помним»
Разработчик:
Полякова Лариса Викторовна
Содержание
Актуальность проекта
Цель и задачи проекта
Сроки и этапы реализации проекта
Ожидаемые результаты проекта
Основные направления проекта
Мероприятия по реализации
Тема проекта: «Мы помним»
Цели проекта:
формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения обучающихся в активную деятельность по патриотическому воспитанию.
Задачи проекта:
Развивать патриотические чувства и сознание
обучающихся
;
воспитывать
у
обучающихся
ценности гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющие модель их жизненного поведения;
сохранять и раз
вивать чувства гордости за свое страну и народ, свою семью;
изучать героическое прошлое нашей страны;
воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;
формирование эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждения в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений.
Направления деятельности:
историко-краеведческое
духовно- нравственное
гражданско-патриотическое
Срок выполнения проекта: сентябрь 2023г. – май 2024г.
Актуальность проекта.
Развитие российского государства и общества, модернизация общего образования и введение федеральных государственных стандартов второго поколения ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения.
В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества. Важность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает президент Российской Федерации, отмечая, что «...грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с патриотическим воспитанием молодежи. Эта тема вечная, но очень сложная».
Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность школы, общественных объединений и организаций по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.
В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию учащихся именно как патриотов своего отечества, основной упор в процессе обучения и воспитания делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе. Проблема патриотизма особенно остро встала в последнее время, в связи с напряженной политической, экономической, социальной атмосферой. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего отечества.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, наш проект, который направлен на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, мы считаем особенно актуальным.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться с раннего детства.
Проект «Мы помним» разработан в соответствии программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Он содержит серьёзную и системную работу по формированию нравственных качеств личности учащихся, работу ума, души и сердца ребёнка. Необходимо создавать условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка. Формирование патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, которые являются ярким примером служения своей семье, краю.
Основание для разработки проекта:
Конвенция ООН о правах ребёнка.
Конституция РФ.
Закон РФ "Об образовании".
Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (постановление Правительства РФ от 05.10. 2010 № 795).
Название этапа
Цели и задачи
I этап
Подготовительный
Сентябрь-октябрь 2023г.
Цель: подготовка условий создания программы патриотического воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить проект по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.
II этап
Внедрение
Ноябрь 2023 - апрель 2024г.
Цель: реализация проекта по патриотическому воспитанию.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание патриотического воспитания.
3. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию.
4. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования, культуры и социумом.
5. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
6. Проводить мониторинг реализации программы.
III этап
Отслеживание и анализ результатов
Май 2024г.
Цель: анализ итогов реализации проекта.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации проекта.
3. Спланировать работу на следующий период.
Ожидаемые результаты проекта.
Реализация проекта будет способствовать:
повышение ценностного отношения учащихся школы к проблемам патриотического развития;
совершенствованию действующей системы работы школы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
использованию эффективных форм патриотического воспитания учащихся в учебной и
внеучебной
деятельности школы.
Ожидаемые результаты проекта, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации проекта ожидается:
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- повышение интереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне;
- приобщение обучающихся к боевым и трудовым традициям народа;
-вовлечение обучающихся в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность;
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей обучающихся;
- в историко- краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конкретные ожидаемые результаты реализации проекта:
Развитие у учащихся чувства любви к Родине, родному краю, школе.
Формирование у школьников готовности к защите Родины.
Воспитание уважения школьников к подвигу ветеранов войны.
Активизация творческого потенциала школьников.
Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества.
Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся, повышение эффективности деятельности по охране здоровья учащихся.
Привлечение общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников.
Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:
ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО.
ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА.
ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА.
СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ.
Основные направления проекта.
- гражданско-патриотическое – формирование постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга;
- историко – краеведческое – формирование гордости к историческому прошлому своей Родины, уважения к традициям предков;
- героико – патриотическое – знакомство с историческими и знаменательными датами в истории государства, воспитание чувства гордости к героическому прошлому предков;
- духовно – нравственное – понимание и осознание учащимися высоких нравственных ценностей, руководствоваться ими в повседневной жизни.
Формы работы, используемые при реализации проекта:
внеклассные мероприятия: смотры-конкурсы; выставки.
мероприятия, посвящённые важным историческим датам; классные часы, беседы, викторины.
коллективные творческие дела.
возложение венков к памятнику погибшим в годы войны.
спортивные состязания.
акция «Георгиевская ленточка».
уроки мужества.
посещение музея боевой и трудовой славы.
Сдача норм ГТО учащимися школы
Изучение истории своей семьи
изучение истории и культуры родного края.
Мероприятия по реализации
№
Мероприятие
Название
Срок
Организация педагогической работы
1
Методическая разработка по вопросам патриотического воспитания
«Патриотическое воспитание»
Сентябрь
2
Разработка цикла классных часов по патриотическому воспитанию
Как воспитать патриота своей страны…
В течение года
3
Оформление тематической выставки ко Дню Героев
«Герои советского союза»
Декабрь
4
Изучение истории страны и государственных символов
Оформление в классе символики России и Иркутской области
Сентябрь
Работа с учащимися
1
Фотоконкурс
«Мой родной край»
Октябрь
2
Анкетирование для учащихся 4 класса
«Патриотизм»
Сентябрь
3
Конкурс сочинений по патриотическому воспитанию для учащихся 4 класса
«Роль личности патриота в истории России»
Ноябрь
4
Акция (социальная реклама) ко Дню Неизвестного Солдата
«Мы помним подвиг твой…»
Декабрь
5
Всероссийский семейный конкурс «Операция «Новогодняя игрушка»
Игрушка Победы
Декабрь Январь
6
Исследовательская деятельность учащихся
«История моей семьи в истории моей страны»
Январь
7
Уроки мужества
Рассказ о подвигах
Октябрь-март
8
Спорт-олимпиада
«А ну-ка, парни»
Февраль
9
Конкурс художественного творчества
«Нет войне»
Ноябрь, декабрь
10
Конкурс художественного слова
«Как хорошо под мирным небом »
Апрель Май
11
Патриотический цифровой урок семейной истории.
#ПИСЬМАДЕДУ
Апрель
12
Акция «Георгиевская ленточка»
«Вечная память»
май
Работа с родителями
1
Родительские собрания по патриотическому воспитанию
В течение года
2
Оказание помощи детям в подготовке выступлений
презентации, проекты, поделки
В течение года