Модель организации методической службы в условиях сетевого взаимодействия
учителей английского языка
Л.Г.Ахметзянова, методист ОО
Паспорт проекта
Разработчик-координатор проекта
Ахметзянова Лейля Гарафтиновна, методист ОО
Целевая аудитория
Координатор проекта, сетевые предметные координаторы, педагогические работники образовательных учреждений, методисты МКУ «Отдел образования Исполнительного комитета Апастовского муниципального района РТ»
Цель проекта
Развитие профессионализма учителей сельских школ через создание сетевой методической службы на основе объединения ресурсов образовательных учреждений Апастовского муниципального района
Задачи проекта
Обеспечение методической поддержки внедрения цифровых образовательных ресурсов и инструментов в педагогическую практику.
Обмен опытом в области применения новых образовательных технологий.
Создание условий для
информального
образования педагогов
Апастовского
района.
Создание механизмов и сервисов для взаимодействия всех участников методической службы
Апастовского
района.
-Создание базы данных методических, образовательных продуктов для применения на уроках и во внеурочной деятельности
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в использовании нового сетевого ресурса в развитии педагогического потенциала сельских школ Апастовского района.
Повышение профессионального мастерства педагогов обеспечит систему методических, научно-методических услуг в соответствии с потребностями педагогов образовательных учреждений школ Апастовского района по основным направлениям реализации ФГОС.
Сроки и этапы реализации
На 2019-2020 учебный год
Перечень основных мероприятий проекта
Создание сетевого педагогического сообщества
Апастовского
района, привлечение педагогов для участия в проекте.
Создание сайта сетевого педагогического
сообщества
Апастовского
района и его постоянное наполнение;
Организация и проведения сетевых обучающих мероприятий для педагогов;
Формирование экспертной группы сетевого педагогического сообщества
Апастовского
района из числа активных,
высоко-квалифицированных
педагогов и методистов;
Развитие сетевых форм экспертизы и консультирования в рамках проекта;
Организация и проведение мероприятий (встреч, семинаров, совещаний) по запуску проекта;
Формирование группы координаторов-модераторов предметных направлений для ведения предметной страницы на сайте Сообщества педагогов и для организации различных сетевых мероприятий в рамках проекта.
Ожидаемые конечные результаты
-Повышение эффективности педагогической деятельности:
●увеличение доли педагогов, овладевших и применяющих современные образовательные технологии;
●повышение квалификации педагогов школ;
●наличие публикаций в СМИ;
●100% прохождение курсовой подготовки;
●участие в профессиональных конкурсах.
-Осуществление программно-целевого подхода в управлении качеством образования.
-Создание модели сетевой методической службы школ района, установление эффективных связей между командами, работающими над определёнными проблемами.
-Создание единого методического пространства, направленного на повышение профессиональной компетентности педагогических кадров, повышение уровня методической службы и образовательных систем школ.
Система организации контроля за выполнением Проекта
Текущее управление проектом и контроль за ходом его реализации будет осуществлять рабочая группа проекта «Модель организации методической службы в условиях сетевого взаимодействия Апастовского муниципального района РТ».
2. Актуальность проекта
Методическая служба сетевого взаимодействия и есть объединение педагогических работников, создаваемое в целях совершенствования организации методической работы, повышения деловой квалификации педагогических кадров, обобщения, систематизации актуального педагогического опыта, внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий и создания действенной системы мониторинга учебно-воспитательного процесса.
Методическая служба сетевого взаимодействия может быть создана при наличии трех и более педагогических работников, осуществляющих деятельность в учреждениях образовательной сети, ведущих обучение по одной или нескольким учебным дисциплинам.
Методическая служба сетевого взаимодействия организуется и осуществляет свою работу в отделе образования.
Методическая служба сетевого взаимодействия создаются на учебный год. Перечень и персональный состав всех объединений устанавливаются решением методического совета.
Руководство методической службой сетевого взаимодействия осуществляет экспертная группа из числа наиболее опытных, подготовленных педагогов, имеющих, как правило, высшее профильное образование.
Общее руководство работой всех экспертных групп осуществляет руководитель проекта, координирующий сетевое взаимодействие.
Основные направления деятельности методической службы:
внедрение новых форм методической работы с педагогами;
увеличение количества учителей, получающих методическую поддержку, для повышения своей квалификации с использованием сетевого взаимодействия;
распространение педагогических разработок и передового педагогического опыта в области традиционной педагогики;
обобщение опыта использования сетевого взаимодействия для решения задач профессионального развития педагогов.
3. Проблема проекта
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям ин- новационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели в сфере образования предполагает в качестве одной из первоочередных задач построение инновационных моделей управления образовательным процессом. Инновационный характер осуществляемых в образовании перемен требует построения современных механизмов сопровождения управленческих решений «на опережение». Сложившаяся система управления не вполне соответствует этой потребности вследствие ряда проблем, важнейшими из которых считаем следующие: 1) недостаточное обеспечение опережающего реагирования на изменения в образовательной и социально-экономической среде; 2) преобладание процессного подхода в управлении, что делает его менее мобильным; 3) относительная замкнутость системы, что ограничивает введение инноваций и возможность популяризации инновационного опыта; 4) недостаточная адаптация управления к режиму сетевого взаимодействия. Перечисленные проблемы, а также необходимость повышения инновационной активности и эффективности развития образования в условиях реализации ФГОС, определяют для учителей предметников актуальность реализации проекта «Модель организации методической службы в условиях сетевого взаимодействия».
4. Цель и задачи деятельности
Цель проекта - Развитие профессионализма учителей сельских школ через создание сетевой методической службы на основе объединения ресурсов образовательных учреждений Апастовского района.
Задачи проекта:
Обеспечение методической поддержки внедрения цифровых образовательных ресурсов и инструментов в педагогическую практику.
Обмен опытом в области применения новых образовательных технологий.
Создание условий для
информального
образования педагогов
Апастовского
района.
Создание механизмов и сервисов для взаимодействия всех участников методической службы
Апастовского
района.
- Создание базы данных методических, образовательных продуктов для применения на уроках и во внеурочной деятельности.
Целевая аудитория:
- Координатор проекта,
- сетевые предметные координаторы,
- педагогические работники образовательных учреждений,
-методисты МКУ «Отдел образования Исполнительного комитета Апастовского муниципального района РТ».
5. Ожидаемые результаты проекта
- Повышение эффективности педагогической деятельности:
● увеличение доли педагогов до 80%, овладевших и применяющих современные образовательные технологии;
● повышение квалификации педагогов школ;
● наличие публикаций в СМИ;
● 100% прохождение курсовой подготовки;
● участие в профессиональных конкурсах.
- Осуществление программно-целевого подхода в управлении качеством образования.
- Создание модели сетевой методической службы школ района, установление эффективных связей между командами, работающими над определёнными проблемами.
- Создание единого методического пространства, направленного на повышение профессиональной компетентности педагогических кадров, повышение уровня методической службы и образовательных систем школ.
Сроки и этапы реализации проекта
Наименование мероприятия
Сроки
I этап – подготовительный
Формулирование целей и задач, которые предполагается достигнуть при реализации проекта
Август
Создание рабочих групп сетевого взаимодействия (определение ответственных педагогов, наставников, которые будут курировать вопросы сетевого взаимодействия на базе образовательного учреждения – участницы сетевого
взаимодействия, которые будут реализовывать сетевые программы учебных курсов, предметов, внеурочной деятельности
Сентябрь
Организация обучающих семинаров для сетевых предметных координаторов
Октябрь
II этап – основной
Проведение диагностических исследований, направленных на
изучение образовательных потребностей (собеседования, индивидуальные консультирования)
Ноябрь
Сбор методических материалов, наполнение сайта
Декабрь
Презентация своей работы, представленной на сайте сообщества, на семинаре
Январь
Продолжение наполнения сайта методическими и дидактическими материалами
Февраль - Апрель
III этап – заключительный
Анализ работы:
- Что получилось за год?
- Пришли ли новые люди?
- Какие проблемы возникли в рамках сетевого взаимодействия?
Обобщение опыта работы. Анализ достигнутых результатов. Внесение корректив в реализацию проекта.
Май Июнь
Ресурсы проекта:
и
спользование техники, оборудования, Интернет ресурсы.
8. Планирование и практическая часть проекта
1. Формирование рабочей группы.
Создание рабочей экспертной группы учителей, определяющих направления работы и организаторов сетевых мероприятий, с дальнейшей деятельностной ролью в проекте модератора/координатора.
2. Проектирование среды: разработка сайта методической службы
Создание сайта для реализации целей и задач проекта методической службы, который включает в себя электронные методические копилки, организованные форумы, новостные ленты, и другие элементы сайта для организации сетевого взаимодействия всех участников проекта.
3. Информирование о запуске проекта.
Информирование учителей и других участников через проведения семинаров, совещаний, рассылок и рекламы о реализации проекта методической службы сетевого взаимодействия.
4. Реализация проекта
4.1. Разработка сетевыми модераторами/координаторами сетевых мероприятий.
4.2. Внедрение проекта на начальном этапе на территории Апастовского района:
Организация сетевых активностей для учителей
Апастовского
района.
Проведение ряда обучающих мероприятий для учителей
Апастовского
района по работе с различными сервисами.
4.3. Наполнение сайта сообщества учителей методическими материалами. Организация общения в форумах сайта.
4.4. Вовлечение в проект учителей Республики Татарстан.
Организация сетевых активностей для всех участников проекта.
Проведение обучающих мероприятий для учителей по работе с различными сервисами.
Привлечение к активному использованию сайта Сообщества учителей.
9. Заключение
Оценка деятельности участников проекта. В конце учебного года анализ реализации проекта, планирование дальнейших действий по реализации проекта.
Управление проектом
1. Проект осуществляется при взаимодействии с МКУ «Отдел образования Исполнительного комитета Апастовского муниципального района РТ»;
2.Координировать проект будет рабочая группа, в число которой войдут наставники, опытные педагоги района и методисты МКУ «Отдел образования Исполнительного комитета Апастовского муниципального района РТ».
Участниками проекта являются учителя, наставники, опытные педагоги Апастовского района, методисты МКУ «Отдел образования Исполнительного комитета Апастовского муниципального района РТ», педагоги образовательных учреждений. Вход и выход из числа участников проекта - свободный.
11. Итоги проекта
Стратегия развития сетевого взаимодействия в муниципальной образовательной системе является инструментальной основой, обеспечивающей формированию муниципальной образовательной сети как современной организационной структуры, основанной на интеграции стратегических целей и ресурсов, что позволяет системе образования выйти на качественно новый уровень стабильного функционирования и развития, направленный на ее результативность и эффективность.
Эффективность работы сетевого сообщества оценивается по следующим показателям:
100% выполнение запланированных мероприятий;
позитивная обратная связь со стороны участников проекта (по результатам опроса
, собеседования, индивидуального консультирования
и др.
);
вовлечение и участие учителей в деятельность сообщества, основанной на диалоговом взаимодействии педагогов и
способствующей росту их профессиональной компетентности;
успешное участие в проектах (конкурсах, марафонах и др. сетевых мероприятиях);
деятельность п
едагогов в инновационном режиме.
12.Список использованной литературы и документы
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1662-р;
Сетевая форма обучения
/А
вт.-сост.
И.В.Вылегжанина
. Киров:
КИПКиПРО
, 2008;
Суртаева
, Н.Н.,
Суртаева
, О.Н. Распределённые модели сетевого взаимодействия учреждений педагогического образования для обеспечения согласованного непрерывного образования педагогических и управленческих кадров // Человек и образование №1, 2016 С.95-99;
Лукомская
, М.А. Уровни сетевого взаимодействия в сфере образования: анализ и перспективы// Философия образования №3 (32).-2010.- С.-11-15;
Василева, Е.В. Сетевой подход в организации методической работы как обеспечение непрерывности педагогического образования//
http
//
www.itn.ru
/
attachment.aspx
id=176285 4.
Суртаева
, Н.Н.
Сетево
.