Мультимодальное обучение в дополнительном образовании: понятие, основные принципы и методы
* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h2 {font-size: 13pt; color: #4F81BD; font-weight: bold;} h4 {color: #4F81BD; font-weight: bold; font-style: italic;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Заголовок 4 Знак {color: #4F81BD; font-weight: bold; font-style: italic;} .Strong {font-weight: bold;} .paragraph {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Заголовок 2 Знак {font-size: 13pt; color: #4F81BD; font-weight: bold;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .c1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .richfactdown-paragraph {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .stk-reset {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .stk-list-item {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;}

«Мультимодальное обучение в дополнительном образовании: понятие, основные принципы и методы»

Мультимодальная педагогика, мультимодальное обучение– история, понятие

Социально-экономические условия развития общества на современном этапе расширили и усложнили процесс обучения. Воздействие информационных технологий привело к изменения социальных практик. Большинство современных людей, живущих на Земле, отдает предпочтение мультимодальной стратегии обучения.

В теории мультимодального обучения, разработанной психологом Р.Э. Майером, утверждается, что взаимодействие визуальных и аудио-эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения будет происходить эффективней, если вербальный и визуальный учебный материал представляется синхронно. Данная теория основывается на принципах избыточности, согласованности, модальности, пространственной и временной связи, индивидуальных отличий. Принцип модальности заключается в том, что при обучении мозг кодирует одновременно звуковую и визуальную информацию.

Мультимодальная стратегия обучения представляет возможность выбора двух, трех или четырех модальностей для взаимодействия с другими людьми.

Еще мультимодальным обучением в начале девяностых годов ХХ века занимался новозеландский школьный инспектор Нил Флеминг. Он изучил этот вопрос, посетив около 9 тысяч разных классов и сделал вывод, что люди предпочитают получать информацию разными способами.

Исходя из различий восприятия людьми информации, Флеминг разработал опросник VARK — «визуальное, слуховое, чтение и письмо, кинестетическое». По результатам ответов на вопросы VARK он делит людей на четыре группы в зависимости от того, как они воспринимают информацию:

V – визуальный (картинки, видео, инфографии)

A – аудиальный (подкасты, лекции)

R – чтение, письмо

K – кинестетический (практические задания)

визуалы (предпочитают зрительный способ восприятия — проще говоря, любят картинки);

аудиалы

(предпочитают воспринимать информацию на слух);

вербалы

(лучше воспринимают через чтение или письмо);

кинестетики (через тактильные ощущения, обоняние, осязание).

Все эти виды восприятия человеком окружающего мира называются модальностями.

А мультимодальность — это термин, определяющий использование звуковых, визуальных и тактильных способов передачи информации.

Отсюда следует, что Мультимодальная педагогика — это совмещение различных форматов подачи учебной информации педагогом.

Цель мультимодальной педагогики состоит в облегчении и улучшении качества усвоения обучающимся новой информации посредством её подачи в различных форматах восприятия и повышении за счёт этого интереса самих обучающихся к новому материалу.

Примеры использования элементов мультимодальной педагогики в современной педагогической практике:

разработка учебных кейсов на основе реальных практических примеров;

подготовка и защита обучающимися мультимедийных исследовательских проектов на базе медиаисточников различного формата;

игровые элементы (геймификация) в обучении; (на слайде выделить)

стратегия сочетания индивидуального мышления, сотрудничества и презентации.

В работе с дошкольниками и младшим школьным возрастом мы используем игровые технологии (геймификация) и информационно- коммуникативные технологии. Это соответствует возрастным особенностям детей и должно являться основой построения образовательного процесса для всех педагогов, работающих с учащимися этого возраста.

Мультимодальное обучение — это подход к образованию, который объединяет различные модели обучения и учитывает разнообразие способов восприятия информации. В современном мире, где доступ к знаниям становится все более широким и разнообразным, мультимодальное обучение представляет собой эффективный инструмент для повышения качества образовательного процесса.

Использование нескольких модальностей одновременно дает возможность каждому учащемуся выбирать наиболее эффективный способ усвоения информации.

Еще одним преимуществом мультимодального обучения является его способность делать занятия более интересными и привлекательными для учащихся. Мультимодальное обучение предлагает разнообразные активности, включающие в себя использование видео, аудиозаписей, графических изображений и физического движения. Это помогает учащимся оставаться заинтересованными и активно участвовать в процессе обучения.

Важным аспектом мультимодального обучения является активное вовлечение учащихся в процесс обучения. Они должны иметь возможность самостоятельно исследовать материалы, проводить эксперименты или решать задачи на основе полученных знаний. Это помогает не только закрепить теоретический материал, но и развивает критическое мышление и творческие способности.

Основным принципом мультимодального обучения является создание полноценной образовательной среды, которая будет стимулировать все чувства учащихся.

Это достигается путем комбинирования различных методик, таких как презентации, наглядные пособия, видеоуроки с интерактивными заданиями или дидактические и ролевые игры. Каждый из них предоставляет информацию в различной форме, что помогает достичь большей понятности и доступности для учащихся с разным восприятием.

Методы мультимодального обучения могут включать использование технологий, таких как виртуальная реальность или дополненная реальность. Они позволяют создавать интерактивные среды, где учащиеся могут взаимодействовать с объектами и явлениями изучаемого материала. Это делает процесс обучения более увлекательным и запоминающимся.