Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ?Туванская основная общеобразовательная школа? Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики Внеклассное мероприятие ?Мы - друзья природы?. Автор: Ванеева З.Н. Цели: Привлечь внимание учащихся к проблемам охраны окружающей среды. Формировать экологическую культуру поведения человека в окружающей среде. Воспитывать любовь, бережное, гуманное отношение к родной природе, ее красоте. Развивать интеллектуальные способности, умения находить ответ в нестандартных ситуациях. Воспитывать чувство дружбы, товарищества. Оборудование: жетоны, песочные часы, мультимедийный проектор, презентация. Методика проведения игры: Игра проводится в форме соревнования команд. Рассчитана на 35-45 минут. Возраст участников 5- е классы. Ход игры отражает жюри. План проведения: Вступительное слово учителя. Конкурсная программа Подведение итогов. Награждение. Ход игры. Эпиграфы на доске: Эту истину знаю от роду И ее никогда не таю: ?Кто не любит родную природу, Тот не любит Отчизну свою? М. Романова Природа – единственная книга, Каждая страница, которой полна глубокого содержания. Гете Вступительное слово учителя. Здравствуйте, друзья! Здравствуй природа! Здравствуйте, леса, реки, моря и горы! Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и знакомыми, но и с природой, то может быть, на Земле до сих пор жили, давно исчезнувшие растения и животные, реки были чище, почва плодороднее. Наша планета Земля огромна, и природа ее разнообразна. Давайте лучше узнаем окружающий нас мир. А, узнав его по - настоящему полюбим а, полюбив, будем беречь. Дерево, трава и птица, Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Нор звериных птичьего гнезда Разорять не будем Никогда Пусть птенцам И маленьким зверятам Хорошо живется с нами рядом! Конкурсная программа. Конкурс ?Просыпайся, не ленись, над загадками потрудись!? Командам предлагается отгадать загадки. За правильный ответ получают жетоны. На пеньке живет семья: Мама, папа, брат и я Дом один у нас, а крыша Есть у каждого своя. (опята) Мы лесные жители, Мудрые строители, Из хвоинок всей артелью Строим дом себе под елью. (муравьи) Платье потерялось- Пуговки остались. (рябина) Две антенны на макушке, А сама сидит в избушке На себе ее везет, Очень медленно ползет. (улитка) Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней Кто же это? (соловей) Расту в земле на грядке я, Красная, длинная, сладкая. (морковь) Вьется веревка, на конце головка. (змея) Зеленые сестрички Девчонки-невелички, На ветке елочки сидят, Уколоть меня хотят. (хвойные иголочки) Круглый, зрелый, загорелый Раз попался на зубок Расколоться все не мог, А попал под молоток Хрустнул раз и треснул бок. (орех) Начинается на ?я? И кончается на ?я? И на каждой ветке - детки, Детки тоже с буквы ?я?. (яблоня) Мать, отца не знаю, Но часто называю, Детей знать не буду, Чужим сбуду. (кукушка) Пламенею без огня Снегирей спасаю И не редко про меня В песнях вспоминают. (рябина) Конкурс ?Лесные жалобы? Несколько лесных животных написали жалобы, назовите их авторов. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов. Жалоба №1 Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то! Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая. (Жаба) Жалоба №2 На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы не друзья человека, и не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы родились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. (Летучая мышь) Жалоба №3 Я - единственное животное, которое может подпустить человека довольно близко. Но вовсе не потому, что я такой храбрый. Просто я плохо вижу и больше надеюсь на свой нюх. Зато у меня есть колючая защита. Кто я узнайте? (Ёж) Жалоба №4 Меня называют непоседливым зверьком. Я постоянно в движении: быстро спускаюсь с ели на землю, тотчас взлетаю по стволу обратно или перепрыгиваю с ветки на ветку. Ах, как я устала! (Белка) Конкурс ?Два туриста -что не так ?? Учащимся предлагается посмотреть сценку ?Два туриста?. Задача участников конкурса определить, какие правила поведения человека в лесу нарушены туристами. На сцене - декорации (2-3 изготовленные из картона дерева). Выходят два туриста с рюкзаками: 1 турист: Давай здесь устроим привал. Ты наломай веток с деревьев, для костра, а я вот здесь у старого пня под елью разведу костер. (На полную мощь включает магнитофон, танцует) 2 турист: (подбегает) Там, среди кустов я обнаружил гнездо птицы, а в гнезде - крохотные птенцы. Я люблю птиц, возьму домой птенцов и выкормлю. 1 турист: Предлагаю подкрепиться. (Туристы садятся, достают из рюкзаков продукты в полиэтиленовых пакетах, консервы, все это раскидывают вокруг себя). 2 турист: Ай! Ноги щиплет! Ах да это же муравьи! А вот и муравейник за деревом. Вот вам! Сейчас раскидаю их жилище, чтобы в следующий раз не мешали отдыхать. 1 турист: А я у старого пня нашел несколько съедобных грибов, выдернул их за ножки. А грибы мухоморы сшиб ногой, потому, что они ядовиты. Конкурс ?Заморочки? Какими поговорками можно заменить данные высказывания. За каждый правильный ответ команда получает 1 баллов. Сбился с азимута среди трех хвойных деревьев.?(Заблудился в трех соснах). На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава.?(Сердцу не прикажешь). Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество.?(Сколько волка не корми, он все в лес смотрит) Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат.?(Комар носу не подточит). Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья.?(Старый конь борозды не испортит). Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива.?(Работа - не волк, в лес не убежит). Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции.?(Баба с возу - кобыле легче). При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки движения вокруг своей оси.?(Хочешь жить - умей вертеться). Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель.?(Утопающий хватается за соломинку). Конкурс ?Переполох в зоопарке? На экране таблица с перепутанными названиями животных. Команды должны навести порядок. Медведь Зубастый Соловей Мохнатый Попугай Голосистый Лиса Полосатая Заяц Огромный Крокодил Говорящий Зебра Трусливый Бегемот Рыжая Конкурс ?Найди пару? Командам даются названия растений и животных. Участники должны составить пары, похожих растений и животных и объяснить причину выбора. Кактус – дикобраз (имеют иголки) Крапива – пчела (жалят) Мать – и - мачеха – крот (мягкие покровы) Росянка – паук (едят насекомых) Репейник – пиявка (цепляются) Осина – заяц (трусишки) Лиана – удав (длинное тело) Мимоза – еж (сворачиваются) Конкурс ?Отгадай-ка ребусы? Каждой команде предлагается отгадать ребусы. (клест) (снегирь) (пеликан) (стриж) (сокол) (горихвостка) Конкурс ?Абракадабра? В этом конкурсе в словах переставлены местами буквы. Необходимо расставить буквы на свои места и угадать загаданное слово. Нцепиша (пшеница) Никайлиш (лишайник) Набиря (рябина) Шомарка (ромашка) Насос (сосна) Резеба (береза) Ленк (клен) Хоморму (мухомор) Конкурс ?Устами младенца? В заданиях говориться о предметах, которыми мы засоряем Землю. Задание 1 Его производит обыкновенная корова. В небольших количествах он очень полезен в качестве удобрения. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием. При попадании в водоемы он разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться. Его необходимо компостировать.?(Навоз) Задание 2 Его много в городе, но мало в деревне. Особенно силен он в промышленном городе, где МНОГО фабрик, заводов, машин. От него люди болеют, много нервничают, громко кричат, и его становится еще больше. Его издают и разные приборы и машины. Он вызывает загрязнение окружающей среды. А когда его очень много, то он вызывает у людей состояние, близкое к опьянению, действует как наркотик.?(Шум) Задание 3 У меня очень много игрушек сделано из нее. , Она бывает разноцветной, ее очень трудно сломать. Предметы, сделанные из нее, весят мало. Если ее поджечь, то появится черный едкий дым. Её нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается.?(Пластмасса) Задание 4 Его делают из песка. Чаще всего оно прозрачное. Когда падает, оно разбивается. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.?(Стекло) Задание 5 Ее изобрели китайцы. У нас ее получают из древесины. Она легко горит. Из нее получается очень много мусора. На ней обычно рисуют или пишут.?(Бумага) Задание 6 Это получается, когда изделие становится старым или ломается. Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, вдоль дорог. Это можно сдать и получить деньги. Это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое. Это бывает цветным, его тоже можно сдать на переплавку и получить деньги.?(Металлолом) Подведение итогов игры. Награждение команд.
Мы - друзья природы