Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
?Туванская основная общеобразовательная школа?
Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики








Внеклассное мероприятие
?Мы - друзья природы?.















                             Автор: Ванеева З.Н.

Цели:
Привлечь внимание учащихся к проблемам охраны окружающей среды.                          Формировать экологическую культуру поведения человека в окружающей среде.                  Воспитывать любовь, бережное, гуманное отношение к родной  природе, ее красоте.                                    Развивать интеллектуальные способности, умения находить ответ в нестандартных ситуациях. Воспитывать чувство дружбы, товарищества. 
                                                                                                                                                                                                                                                                                   Оборудование: жетоны, песочные часы, мультимедийный проектор, презентация.
Методика проведения игры:
Игра проводится в форме соревнования команд.
Рассчитана на 35-45 минут.
Возраст участников 5- е  классы.
Ход игры отражает жюри.
План проведения:
Вступительное слово учителя.
Конкурсная программа
Подведение итогов. Награждение. 

Ход игры.

 Эпиграфы на доске:

Эту истину знаю от роду
И ее никогда не таю:
?Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою?
                        М. Романова

Природа – единственная книга,
Каждая страница,  которой полна глубокого содержания.
                                                                               Гете

Вступительное слово учителя.                                                                 
 Здравствуйте, друзья! Здравствуй природа! Здравствуйте, леса, реки, моря и горы! Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и знакомыми, но и с природой, то может быть,  на Земле до сих пор жили,  давно исчезнувшие растения и животные, реки были чище, почва плодороднее.                                                                                                    Наша планета Земля огромна, и природа ее разнообразна. Давайте лучше узнаем окружающий нас мир. А, узнав его по - настоящему полюбим а, полюбив, будем беречь.
Дерево, трава и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных птичьего гнезда
Разорять не будем
Никогда
Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом!

Конкурсная программа.

Конкурс  ?Просыпайся, не ленись, над загадками потрудись!?
Командам предлагается отгадать загадки. За правильный ответ получают жетоны.
На пеньке живет семья:
Мама, папа, брат и я
Дом один у нас, а крыша
Есть у каждого своя.
                     (опята)
Мы лесные жители,
Мудрые строители,
Из хвоинок всей артелью
Строим дом себе под елью.
                         (муравьи)
Платье потерялось-
Пуговки остались.
                          (рябина)
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке
На себе ее везет,
Очень медленно ползет.
                           (улитка)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней
Кто же это?
                           (соловей)
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
                              (морковь)
Вьется веревка, на конце головка.
                                 (змея)
Зеленые сестрички
Девчонки-невелички,
На ветке елочки сидят,
Уколоть меня хотят.
                                  (хвойные иголочки)
Круглый, зрелый, загорелый
Раз попался на зубок
Расколоться все не мог,
А попал под молоток
Хрустнул раз и треснул бок.
                                           (орех)
Начинается на ?я?
И кончается на ?я?
И на каждой ветке - детки,
Детки тоже с буквы ?я?.
                                      (яблоня)
Мать, отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду,
Чужим сбуду.
                                  (кукушка)
Пламенею без огня
Снегирей спасаю
И не редко про меня
В песнях вспоминают.
                                (рябина)
Конкурс ?Лесные жалобы?
Несколько лесных животных написали жалобы, назовите их авторов. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.
Жалоба №1
Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то! Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая. (Жаба)
Жалоба №2
На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы не друзья человека, и не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы родились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. (Летучая мышь)
Жалоба №3
Я - единственное животное, которое может подпустить человека довольно близко. Но вовсе не потому, что я такой храбрый. Просто я плохо вижу и больше надеюсь на свой нюх. Зато у меня есть колючая защита. Кто я узнайте? (Ёж)
Жалоба №4
Меня называют непоседливым зверьком. Я постоянно в движении: быстро спускаюсь с ели на землю, тотчас взлетаю по стволу обратно или перепрыгиваю с ветки на ветку. Ах, как я устала! (Белка)
Конкурс ?Два туриста -что не так ??
Учащимся предлагается посмотреть сценку ?Два туриста?.  Задача участников конкурса определить, какие правила поведения человека в лесу нарушены туристами.
На сцене  - декорации (2-3 изготовленные из картона дерева).  Выходят два туриста с рюкзаками:
1 турист: Давай здесь устроим привал. Ты наломай веток с деревьев, для костра, а я вот здесь у старого пня под елью разведу костер. 
(На полную мощь включает магнитофон, танцует)
2 турист: (подбегает) Там, среди кустов я обнаружил гнездо птицы, а в гнезде - крохотные птенцы. Я люблю птиц, возьму домой птенцов и выкормлю.
1 турист: Предлагаю подкрепиться.  
(Туристы садятся, достают из рюкзаков продукты в полиэтиленовых пакетах, консервы, все это раскидывают  вокруг себя).
2 турист: Ай! Ноги щиплет! Ах да это же муравьи! А вот и муравейник за деревом. Вот вам! Сейчас раскидаю их жилище, чтобы в следующий раз не мешали отдыхать.
1 турист: А я у старого пня нашел несколько съедобных грибов, выдернул их за ножки. А грибы мухоморы сшиб ногой, потому, что они ядовиты.
Конкурс ?Заморочки? Какими поговорками можно заменить данные высказывания. За каждый правильный ответ команда получает 1 баллов.
Сбился с азимута среди трех хвойных деревьев.?(Заблудился в трех соснах).
На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава.?(Сердцу не прикажешь).
Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество.?(Сколько волка не корми, он все в лес смотрит)
Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат.?(Комар носу не подточит).
Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья.?(Старый конь борозды не испортит).
Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива.?(Работа - не волк, в лес не убежит).
Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции.?(Баба с возу - кобыле легче).
При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки движения вокруг своей оси.?(Хочешь жить - умей вертеться).
Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель.?(Утопающий хватается за соломинку).

Конкурс ?Переполох в зоопарке?
На экране таблица с перепутанными названиями животных. Команды должны навести порядок.

Медведь
                             Зубастый

Соловей
Мохнатый

Попугай
  Голосистый

                               Лиса
Полосатая

                               Заяц
Огромный

  Крокодил
Говорящий

                               Зебра
Трусливый

                               Бегемот
                              Рыжая


Конкурс ?Найди пару?
Командам даются названия растений и животных. Участники должны составить пары, похожих растений и животных и объяснить причину выбора.
Кактус – дикобраз (имеют иголки)
Крапива – пчела (жалят)
Мать – и -  мачеха – крот (мягкие покровы)
Росянка – паук (едят насекомых)
Репейник – пиявка (цепляются)
Осина – заяц (трусишки)
Лиана – удав (длинное тело)
Мимоза – еж (сворачиваются)
Конкурс ?Отгадай-ка ребусы?
Каждой команде предлагается отгадать ребусы.
 (клест)
 (снегирь)
 (пеликан)
 (стриж)
 (сокол)
 (горихвостка)
Конкурс ?Абракадабра?
В этом конкурсе в словах переставлены местами буквы. Необходимо расставить буквы на свои места и угадать загаданное слово.
Нцепиша (пшеница)
Никайлиш (лишайник)
Набиря (рябина)
Шомарка (ромашка)
Насос (сосна)
Резеба (береза)
Ленк (клен)
Хоморму (мухомор)

Конкурс ?Устами младенца?
В заданиях говориться о предметах, которыми мы засоряем Землю. 
Задание 1
Его производит обыкновенная корова.
В небольших количествах он очень полезен в качестве удобрения.
Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.
При попадании в водоемы он разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться.
Его необходимо компостировать.?(Навоз)
Задание 2
Его много в городе, но мало в деревне.
Особенно силен он в промышленном городе, где МНОГО фабрик, заводов, машин.
От него люди болеют, много нервничают, громко кричат, и его становится еще больше.
Его издают и разные приборы и машины.
Он вызывает загрязнение окружающей среды. А когда его очень много, то он вызывает у людей состояние, близкое к опьянению, действует как наркотик.?(Шум)
Задание 3
У меня очень много игрушек сделано из нее. ,
Она бывает разноцветной, ее очень трудно сломать.
Предметы, сделанные из нее, весят мало.
Если ее поджечь, то появится черный едкий дым.
Её нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается.?(Пластмасса)
Задание 4
Его делают из песка.
Чаще всего оно прозрачное.
Когда падает, оно разбивается.
Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.?(Стекло)
Задание 5
Ее изобрели китайцы.
У нас ее получают из древесины.
Она легко горит.
Из нее получается очень много мусора.
На ней обычно рисуют или пишут.?(Бумага)
Задание 6
Это получается, когда изделие становится старым или ломается.
Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, вдоль дорог.
Это можно сдать и получить деньги.
Это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое.
Это бывает цветным, его тоже можно сдать на переплавку и получить деньги.?(Металлолом)

Подведение итогов игры. Награждение команд.