Управление образования Ленинск-Кузнецкого муниципального округа
Конспект мастер-класса
по гражданско-патриотическому воспитанию
младших школьников
«Мы- патриоты России»
Автор:
Иванова Татьяна Михайловна,
учитель начальных классов
МБОУ «Новинская начальная
общеобразовательная школа»
Ленинск-Кузнецкий муниципальный округ
2024
Конспект мастер-класса
по гражданско-патриотическому воспитанию
младших школьников «Мы- патриоты России»
Участники мероприятия: педагоги.
Педагог, проводивший мастер-класс: Иванова Т.М.
Цель урока
:
1.
Воспитание патриотизма и любви к Родине.
2.
Способствовать усвоению понятий: Россия, Родина, Отечество, духовный
мир человека, культурные традиции, патриотизм.
Задачи
: - познакомить учащихся с новым курсом и его спецификой;
- способствовать формированию представления о Росси как о великой стране
с культурными традициями, воспитанию чувства патриотизма;
- систематизировать знания учащихся о символике Российской Федерации;
- обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.
Планируемые результаты
:
Личностные:
-воспитание чувства патриотизма,
гордости за свою страну
Предметные:
-освоение и систематизация понятий: Родина, Отечество,
патриотизм, культурные традиции
Метапредметные:
-работать с текстом и понятиями, слушать собеседника,
вести диалог, высказывать и доказывать свою точку зрения
- работать в группе
-участие в коллективном обсуждении вопросов
Тип урока:
Мастер класс
Технологии:
ИКТ технологии, игровая технология, технология обучения в
сотрудничестве (групповая работа), технология разноуровнего обучения.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Родина, Отечество, патриот,
патриотизм.
Виды деятельности :
Беседа, работа в группах.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
компьютер, проектор, карточки-
яблоки, фломастеры, карты Ленинск-Кузнецкого района, марки с памятными
местами.
Ход мероприятия
1.
Приветствие
Здравствуйте уважаемые коллеги, я рада вас всех приветствовать на мастер-
классе по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников
«Мы- патриоты России».
В предыдущие десятилетия - это направление было недостаточно развито.
Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого несколько
чуждо понятие: Родина, Патриотизм, Отечество. Мы вновь сегодня осознаем
важность этой проблемы и понимаем, что воспитание патриота сейчас очень
значимо.
Любовь к родному селу, району, гордость за свою страну имеют огромное
значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к её
истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей
Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства,
положительных качеств личности.
«Нет Земли краше ,чем Родина наша» - говорится в народной пословице. И
это действительно так. Нам педагогам необходимо научится интересно
подходить к теме патриотизма, чтобы этот интерес появился в наших детях
2.Введение участников во взаимодействие.
Любовь к Родине - это как полноводная река, которая берет начало с
маленького ручейка, к нему примыкают другие ручейки. Они и составляют
полноводную реку. Ручьи различных чувств, сливаясь, образуют глубокое
гражданское чувство.
Коллеги давайте подумаем вместе и посмотрим подходят ли те ручейки,
которые образуют нашу полноводную реку:
-Любовь к родителям и родному дому;
-Любовь к природе, ее охрана и изучение;
-Любовь к родному краю, его изучение;
-Знакомство с национальной культурой;
-Воспитание чувства национальной гордости;
-Изучение государственной символики.
Работа учителя начальных классов в данном направлении осуществляется
через: серию классных часов
,
внеурочную деятельность
,
проектную
деятельность, коллективные дела
,
экскурсии
, но ведущее место в процессе
гражданско-патриотического воспитания занимает урок
.
1.
Уроки русского языка.
Одной из дисциплин, направленных на патриотическое воспитание детей в
школе, является русский язык. Необходимо показывать богатство и
разнообразие языка, на котором мы говорим, прививать любовь к родному
языку, учить детей понимать и анализировать отдельные языковые явления и
факты, вырабатывать у них внимание к своей и чужой речи.
На уроках русского языка работу по патриотическому воспитанию начинаю
проводить уже с минуток чистописания. Например: прописываем заглавную
и строчную букву Ж, затем записываем пословицу Ж..ть-Родине служ..ть.
На уроках мы часто используем пословицы о труде, Родине, дружбе.
Основная работа с пословицами - это раскрытие их смысла прямого,
переносного значения, заучивание пословиц. Уважаемые коллеги вам я тоже
предлагаю устроить аукцион перекличку из тех пословиц и умных мыслей
известных людей, что лежат у вас на столе, только их нужно еще собрать,
работаем в группах:
-Нет места милее родного дома. (Цицерон)
-Ребенок учиться тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому.
(Себастьян Брант)
-Кто людям добра желает, тот сам его добывает.(народ .мудрость)
-Своя земля и в кулачке родная. (народ. мудрость)
-Уважай отца и мать- будет в жизни благодать.(народ. мудрость)
-Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и
справедливости, никогда не станет настоящим человеком и
гражданином.(В.А.Сухомлинский)
-Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя – спроси, что ты
можешь сделать для своей Родины.(Джон Кеннеди)
-Воспитание – лучший припас к старости.(Аристотель)
2.Уроки математики
На уроках математики очень часто беру задания, основанные на
краеведческом материале. Сейчас предлагаю вам выполнить эти задания и
работаем в парах. Например: вот такие задачи:
1) Летом, 22 июня, на юге нашей страны самый длинный день – 18 часов, а
ночь продолжается всего 6 часов. На сколько часов день длиннее ночи?
2) В Челябинском зоопарке 443 вида животных. Их них: 85 видов рыб, 43
вида рептилий, 51 вид птиц, а остальное млекопитающие. Сколько видов
млекопитающих?
3) Я предлагаю вам выполнить задание по карте. Какая дорога длиннее:
дорога от Ленинск-Кузнецкого до Таштагола или от Кемерово до
Мариинска?
3.Уроки Окружающего мира
На уроках окружающего мира с первого класса сначала поверхностно
изучали про нашу Родину, а затем по спирали более глубоко мы изучаем
историю нашего края, нашей страны, семей наших учеников, символику
нашего государства.
Сейчас я вам предлагаю сыграть в игру «Назови достопримечательности
нашего района» по картинкам:
Слайд
4.Урок литературы
На уроке литературного чтения можно использовать
«Дерево честности»
Мудрецы говорят: - «Хочешь изменить мир – начни с себя».
Перед вами «Древо честности, древо жизни». Я предлагаю сорвать с него по
плоду и честно ответить хотя бы для себя на вопрос: «Когда в последний раз
я… »
- испытывал гордость за свою страну;
- сделал что –то хорошее для своего родного края;
- испытывал гордость за свой народ;
- соблюдал обычаи своего народа;
- отстаивал честь своей Родины;
- был участником или свидетелем проявления милосердия и сострадания;
- радовался и смеялся от души на своей Земле;
- посадил дерево.
5.Уроки музыки
Перейдем к следующему уроку. Уроку музыки. Одним из интересных
упражнений, которое хорошо воспринимается детьми разного возраста на
уроках музыки, является игра
«Угадай право».
Инструкция:
Перед вами карточки с указанием прав человека, вам
необходимо сопоставить данные права с фрагментом из песни.
1. Итак, звучит первая мелодия (
Я на солнышке лежу)
для первой команды.
Какое право обозначено в данной песне?-
право на отдых
.
2. Внимание, звучит песня для команды
(в траве сидел кузнечик).
Как вы
думаете, о каком праве идет речь в данной песне? – право на жизнь.
1. Звучит песня для первой команды (
По секрету всему свету расскажу
)-
право на распространение информации.
2.
(Буквы разные писать)-
право на образование
1. Еще одна мелодия для первой команды
(А может быть ворона) - п
раво на
собственное мнение.
2. И заключительная мелодия звучит для второй команды.
(Песенка «Три
поросенка»)
– право на жилище.
Данная методика может быть использована на воспитательных
мероприятиях, посвященных Конституции РФ и помогает детям закрепить
знания о правах человека.
6.Изобразительного искусства
Следующий раздел это изобразительно искусство
Отдохнем и порисуем, я предлагаю раскрасить матрешки в цвета флага
Ленинск-Кузнецкого муниципального округа одной группе, в цвета флага
России другой группе и флаг Кемеровской области.
Вот и подходит к концу наша встреча. Надеюсь, что подобранные мною игры
помогли вам задуматься над темой: «Мы патриоты России!» Надеюсь, что
эти игры вы сможете применить в своей работе.
Целью моего мастер-класса было продемонстрировать приемы методы
патриотического воспитания школьников на уроках.
Задачи: вызвать интерес к этой проблеме, повысить педагогическую
компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания.
Спасибо большое вам за участие! Вы просто молодцы!
На память о нашем мероприятии я хочу подарить вам этих матрешек.
А теперь мне хотелось, чтобы спросить вас:
Узнали ли вы что-то новое для себя на нашем мероприятии?
Как вы считаете, нужно ли на уроках проводить работу по патриотическому
воспитанию школьников?
Будете ли вы использовать в дальнейшем материалы нашего мероприятия?

