Управление образования Ленинск-Кузнецкого муниципального округа

Конспект мастер-класса

по гражданско-патриотическому воспитанию

младших школьников

«Мы- патриоты России»

Автор:

Иванова Татьяна Михайловна,

учитель начальных классов

МБОУ «Новинская начальная

общеобразовательная школа»

Ленинск-Кузнецкий муниципальный округ

2024

Конспект мастер-класса

по гражданско-патриотическому воспитанию

младших школьников «Мы- патриоты России»

Участники мероприятия: педагоги.

Педагог, проводивший мастер-класс: Иванова Т.М.

Цель урока

:

1.

Воспитание патриотизма и любви к Родине.

2.

Способствовать усвоению понятий: Россия, Родина, Отечество, духовный

мир человека, культурные традиции, патриотизм.

Задачи

: - познакомить учащихся с новым курсом и его спецификой;

- способствовать формированию представления о Росси как о великой стране
с культурными традициями, воспитанию чувства патриотизма;

- систематизировать знания учащихся о символике Российской Федерации;

- обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.

Планируемые результаты

:

Личностные:

-воспитание чувства патриотизма,

гордости за свою страну

Предметные:

-освоение и систематизация понятий: Родина, Отечество,

патриотизм, культурные традиции

Метапредметные:

-работать с текстом и понятиями, слушать собеседника,

вести диалог, высказывать и доказывать свою точку зрения

- работать в группе

-участие в коллективном обсуждении вопросов

Тип урока:

Мастер класс

Технологии:

ИКТ технологии, игровая технология, технология обучения в

сотрудничестве (групповая работа), технология разноуровнего обучения.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Родина, Отечество, патриот,

патриотизм.

Виды деятельности :

Беседа, работа в группах.

Средства ИКТ, используемые на уроке:

компьютер, проектор, карточки-

яблоки, фломастеры, карты Ленинск-Кузнецкого района, марки с памятными
местами.

Ход мероприятия

1.

Приветствие

Здравствуйте уважаемые коллеги, я рада вас всех приветствовать на мастер-
классе по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников
«Мы- патриоты России».

В предыдущие десятилетия - это направление было недостаточно развито.
Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого несколько
чуждо понятие: Родина, Патриотизм, Отечество. Мы вновь сегодня осознаем
важность этой проблемы и понимаем, что воспитание патриота сейчас очень
значимо.

Любовь к родному селу, району, гордость за свою страну имеют огромное
значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к её
истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей
Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства,
положительных качеств личности.
«Нет Земли краше ,чем Родина наша» - говорится в народной пословице. И
это действительно так. Нам педагогам необходимо научится интересно
подходить к теме патриотизма, чтобы этот интерес появился в наших детях

2.Введение участников во взаимодействие.

Любовь к Родине - это как полноводная река, которая берет начало с
маленького ручейка, к нему примыкают другие ручейки. Они и составляют
полноводную реку. Ручьи различных чувств, сливаясь, образуют глубокое
гражданское чувство.

Коллеги давайте подумаем вместе и посмотрим подходят ли те ручейки,
которые образуют нашу полноводную реку:

-Любовь к родителям и родному дому;

-Любовь к природе, ее охрана и изучение;

-Любовь к родному краю, его изучение;

-Знакомство с национальной культурой;

-Воспитание чувства национальной гордости;

-Изучение государственной символики.

Работа учителя начальных классов в данном направлении осуществляется
через: серию классных часов

,

внеурочную деятельность

,

проектную

деятельность, коллективные дела

,

экскурсии

, но ведущее место в процессе

гражданско-патриотического воспитания занимает урок

.

1.

Уроки русского языка.

Одной из дисциплин, направленных на патриотическое воспитание детей в
школе, является русский язык. Необходимо показывать богатство и
разнообразие языка, на котором мы говорим, прививать любовь к родному
языку, учить детей понимать и анализировать отдельные языковые явления и
факты, вырабатывать у них внимание к своей и чужой речи.

На уроках русского языка работу по патриотическому воспитанию начинаю
проводить уже с минуток чистописания. Например: прописываем заглавную
и строчную букву Ж, затем записываем пословицу Ж..ть-Родине служ..ть.

На уроках мы часто используем пословицы о труде, Родине, дружбе.
Основная работа с пословицами - это раскрытие их смысла прямого,
переносного значения, заучивание пословиц. Уважаемые коллеги вам я тоже
предлагаю устроить аукцион перекличку из тех пословиц и умных мыслей
известных людей, что лежат у вас на столе, только их нужно еще собрать,
работаем в группах:

-Нет места милее родного дома. (Цицерон)

-Ребенок учиться тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому.
(Себастьян Брант)

-Кто людям добра желает, тот сам его добывает.(народ .мудрость)

-Своя земля и в кулачке родная. (народ. мудрость)

-Уважай отца и мать- будет в жизни благодать.(народ. мудрость)

-Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и
справедливости, никогда не станет настоящим человеком и
гражданином.(В.А.Сухомлинский)

-Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя – спроси, что ты
можешь сделать для своей Родины.(Джон Кеннеди)

-Воспитание – лучший припас к старости.(Аристотель)

2.Уроки математики

На уроках математики очень часто беру задания, основанные на
краеведческом материале. Сейчас предлагаю вам выполнить эти задания и
работаем в парах. Например: вот такие задачи:

1) Летом, 22 июня, на юге нашей страны самый длинный день – 18 часов, а
ночь продолжается всего 6 часов. На сколько часов день длиннее ночи?

2) В Челябинском зоопарке 443 вида животных. Их них: 85 видов рыб, 43
вида рептилий, 51 вид птиц, а остальное млекопитающие. Сколько видов
млекопитающих?

3) Я предлагаю вам выполнить задание по карте. Какая дорога длиннее:
дорога от Ленинск-Кузнецкого до Таштагола или от Кемерово до
Мариинска?

3.Уроки Окружающего мира

На уроках окружающего мира с первого класса сначала поверхностно
изучали про нашу Родину, а затем по спирали более глубоко мы изучаем
историю нашего края, нашей страны, семей наших учеников, символику
нашего государства.

Сейчас я вам предлагаю сыграть в игру «Назови достопримечательности
нашего района» по картинкам:

Слайд

4.Урок литературы

На уроке литературного чтения можно использовать

«Дерево честности»

Мудрецы говорят: - «Хочешь изменить мир – начни с себя».

Перед вами «Древо честности, древо жизни». Я предлагаю сорвать с него по
плоду и честно ответить хотя бы для себя на вопрос: «Когда в последний раз
я… »
- испытывал гордость за свою страну;
- сделал что –то хорошее для своего родного края;
- испытывал гордость за свой народ;
- соблюдал обычаи своего народа;
- отстаивал честь своей Родины;
- был участником или свидетелем проявления милосердия и сострадания;
- радовался и смеялся от души на своей Земле;
- посадил дерево.

5.Уроки музыки

Перейдем к следующему уроку. Уроку музыки. Одним из интересных
упражнений, которое хорошо воспринимается детьми разного возраста на
уроках музыки, является игра

«Угадай право».

Инструкция:

Перед вами карточки с указанием прав человека, вам

необходимо сопоставить данные права с фрагментом из песни.

1. Итак, звучит первая мелодия (

Я на солнышке лежу)

для первой команды.

Какое право обозначено в данной песне?-

право на отдых

.

2. Внимание, звучит песня для команды

(в траве сидел кузнечик).

Как вы

думаете, о каком праве идет речь в данной песне? – право на жизнь.

1. Звучит песня для первой команды (

По секрету всему свету расскажу

)-

право на распространение информации.

2.

(Буквы разные писать)-

право на образование

1. Еще одна мелодия для первой команды

(А может быть ворона) - п

раво на

собственное мнение.

2. И заключительная мелодия звучит для второй команды.

(Песенка «Три

поросенка»)

– право на жилище.

Данная методика может быть использована на воспитательных
мероприятиях, посвященных Конституции РФ и помогает детям закрепить
знания о правах человека.

6.Изобразительного искусства

Следующий раздел это изобразительно искусство

Отдохнем и порисуем, я предлагаю раскрасить матрешки в цвета флага
Ленинск-Кузнецкого муниципального округа одной группе, в цвета флага
России другой группе и флаг Кемеровской области.