Конспект занятия по ФЭМП в средней группе для детей с нарушением зрения по теме «Фрукты».
Тема: «Фрукты»
Задачи:
- закрепить умения считать предметы в пределах 5;
- закрепить зрительный образ цифры 2, умение писать по точкам цифру 2;
- формировать умения сравнивать числа 1 и 2.
- познакомить с геометрической фигурой овал, уметь находить овал среди геометрических фигур.
- формировать представления о частях суток (вечер); закрепить понятие «день».
- развивать мелкую и общую моторику.
- развивать когнитивные функции.
Демонстрационный материал: карточки с цифрами 1,2.;
три апельсина, три банана, три лимона, овал и круг,
картинки с изображением «вечер»(4шт), «день» (1 шт)
алгоритм - подсказка для составления загадок о фруктах (апельсин, лимон)
Раздаточный материал: три апельсина, три банана, числовая карточка, овалы и круги,
кружки красного, зеленого, жёлтого, оранжевого цвета.
Оборудование: мяч, пособие к сказке про овал, посылка.
Ход занятия.
Орг. момент: В круг встанет тот, кто посчитает от 1 до 5 . От 2 до 5. И т.д.
I часть. Дети стоят в кругу. Педагог называет действие, которое обычно выполняется днем или вечером. И бросает мяч ребенку. Ребенок, поймав мяч, называет время суток, к которому относится названное действие.
Педагог выставляет на доску картинки, на которых изображен «вечер».
- Посмотрите на картинки. Как вы думаете, что на них изображено. Ребята это «вечер». На первой картинке мальчик еще не спит, а читает книгу под лампой, а на улице темно. На второй картинке - на улице темнее и в домах горит свет. На третьей картинке - солнце ложится спать, на улице темнеет. На 4-й картинке - в комнате у мальчика темно, он играет в спокойные игры. А на 5-й - на улице светло и дети играют в песочнице.
- сосчитайте сколько картинок. (5)
- сколько картинок, на которых нарисован вечер? (4)
- сколько картинок, на которых нарисован день? (1)
- подумайте и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему?
Подвижная игра «День и Вечер».
В начале игры выбирается водящий. Он отворачивается от остальных участников игры и громко объявляет: «День!» Игроки веселятся, прыгают и бегают по площадке. По условиям игры, оставаться на месте нельзя. Через некоторое время водящий произносит: «Вечер». Игроки бегут в свой дом (на стульчики). Задача водящего – успеть осалить максимальное число игроков.
II часть.
Перед детьми числовая карточка и картинки с изображением апельсина и банана по (3 штуки).
Педагог показывает детям карточку с цифрой 1 и предлагает им положить на верхнюю «полочку» числовой карточки столько же апельсинов.
Магнитная доска разделена горизонтальной линией. Педагог прикрепляет карточку с цифрой 1 на доску, рядом с цифрой прикрепляет 1 апельсин.
Затем педагог предлагает детям положить на нижнюю полочку карточки столько же бананов. Параллельно выполняет действие на доске.
- что можно сказать про эти фрукты? Сколько их? Какие фрукты лежат вверху, а какие внизу? (поровну, одинаково, по одному – ответ может быть сформулирован по разному)
- положите на верхнюю полочку еще один апельсин. Сколько апельсинов стало? Покажите где 2 фрукта, а где один фрукт. Что теперь можно сказать про фрукты наверху и внизу? Как сделать, чтобы фруктов стало поровну по 2? (педагог предлагает детям заглянуть в свои тетради)
В тетради изображено два лимона и один апельсин. Под ними цифры 1и 2.
Сосчитайте лимоны. Сколько лимонов? (2) сосчитайте апельсины. Сколько апельсинов? (1) соедините каждую картинку с цифрой. Обведите цифру 2 карандашом красного цвета, а цифру 1 – карандашом синего цвета.
Физминутка «Вот так яблоко!»
Вот так яблоко!
(Встали)
Оно
(Руки в стороны)
Соку сладкого полно.
(Руки на пояс)
Руку протяните,
(Протянули руки вперед)
Яблоко сорвите.
(Руки вверх)
Стал ветер веточку качать,
(Качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать.
(Подтянулись)
Подпрыгну, руку протяну
(Подпрыгнули)
И быстро яблоко сорву!
(Хлопок в ладоши над головой)
III часть. А сейчас послушайте сказку:
«Жил был в круглом доме круг. Все у него было круглое - и окно, и стол, и табурет. Телевизор тоже был круглым. Каждый день смотрел он по телевизору мультфильм «Смешарики», в котором герои были похожи на круг.
Не было у него друзей. Иногда забегал к нему квадрат. Треугольник иногда заглядывал. И вот однажды раздался стук в дверь. Открыл круг круглую дверь и увидел какую-то фигуру. Она чем-то напоминала его самого. Но чем?
-Ты кто? - спросил круг.
-Я - овал. Ищу себе друга.
-Овал – какое красивое имя у тебя. Заходи ко мне в гости.
Зашел овал в дом круга и стали они вместе жить, играть и дружить.
-Теперь с овалом мы друзья, разлучаться нам нельзя.
Оказалось, что у этих фигур много общего. (Вывешивается на доску овал и круг.)
Как называется эта фигура? (овал.)
- Найдите у себя на столе овал.
- Чем они похожи с кругом?
- Чем они отличаются друг от друга.
Зрительная гимнастика «Круг и овал» (по показу)
Проведем, друзья, сейчас
Упражнения для глаз.
Представьте себе большой круг. Обведите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Аналогично овал.
Педагог вносит красиво украшенную коробку и сообщает детям.
- Нам прислали посылку из Африки. Как можно узнать, что лежит в коробке, не открывая её? (по запаху). Вместе с педагогом дети предполагают, что в коробке апельсины и лимоны. Открывают коробку и подтверждают догадку.
Педагог продолжает задавать детям вопросы.
- Чем ещё, кроме вкуса, отличаются лимон и апельсин друг от друга? (разный цвет кожуры, разная величина, форма).
Педагог уточняет с детьми, какого цвета лимон, апельсин и предлагает поиграть в игру.
Дидактическая игра «Подбери по цвету». Раздаёт детям картинки с изображением лимона, апельсина и кружки красного, зеленого, жёлтого, оранжевого цвета. Задание детям:
- Выбрать и положить под изображением лимона и апельсина кружки подходящие по цвету.
- Чем ещё отличаются эти фрукты? (разные по форме).
Дидактическая игра «На что похоже?»
- На какую геометрическую фигуру похож лимон? (на овал). А апельсин? (на круг). Найдите и положите под картинками с изображениями фруктов соответствующую геометрическую фигуру.
Педагог предлагает детям закрыть глаза и определить поверхность фруктов на ощупь.
Пальчиковая гимнастика: "Мы делили апельсин. "
Мы делили апельсин
Сжимают и разжимают пальцы в кулаки.
Много нас, а он один
Показывают ладошки, большие пальцы вверх.
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа, Поочерёдно сгибают
Эта долька для котят, пальцы
Эта долька для утят, в кулак.
Эта долька для бобра,
А для волка кожура.
Дети выполняют движения по тексту стихотворения
-Я разделила для вас на дольки апельсин и лимон.
Педагог предлагает детям попробовать и определить, какие фрукты по вкусу (лимон кислый, апельсин кисло-сладкий)
Педагог предлагает детям вернуться на места и разложить карточки, обозначающие соответствующий вкус под картинками с изображением лимона и апельсина.
- Лимон и апельсин похожи только по качеству поверхности, а во всём остальном, они разные.
Хотите научиться составлять загадки об этих фруктах?
Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем». Педагог упражняет детей в составлении загадок с помощью алгоритма - подсказки.
- Это фрукт жёлтого цвета, овальной формы. Кислый на вкус, с гладкой поверхностью. Аналогично рассказывают про апельсин.
Педагог предлагает детям ответить на вопросы.
- О каких фруктах мы сегодня говорили? Что вы узнали нового?
Благодарит за хорошую работу на занятии.
Итог занятия.
Домашнее задание.
Узнать фрукт, дорисовать его вторую половину, раскрасить в нужный цвет