* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} h2 {font-size: 13pt; color: #4F81BD; font-weight: bold;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Заголовок 2 Знак {font-size: 13pt; color: #4F81BD; font-weight: bold;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Emphasis {font-style: italic;} .c1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе для детей с нарушением зрения по теме «Фрукты».

Тема«Фрукты» 

Задачи:

- закрепить умения считать предметы в пределах 5;

- закрепить зрительный образ цифры 2, умение писать по точкам цифру 2;

- формировать умения сравнивать числа 1 и 2.

- познакомить с геометрической фигурой овал, уметь находить овал среди геометрических фигур.

- формировать представления о частях суток (вечер); закрепить понятие «день».

- развивать мелкую и общую моторику.

- развивать когнитивные функции.

Демонстрационный материал: карточки с цифрами 1,2.;

три апельсина, три банана, три лимона, овал и круг,

картинки с изображением «вечер»(4шт)«день» (1 шт)

алгоритм - подсказка для составления загадок о фруктах (апельсин, лимон)

Раздаточный материал: три апельсина, три банана, числовая карточка, овалы и круги,

кружки красного, зеленого, жёлтого, оранжевого цвета.

Оборудование: мяч, пособие к сказке про овал, посылка.

Ход занятия.

Орг. момент: В круг встанет тот, кто посчитает от 1 до 5 . От 2 до 5. И т.д.

I часть. Дети стоят в кругу. Педагог называет действие, которое обычно выполняется днем или вечером. И бросает мяч ребенку. Ребенок, поймав мяч, называет время суток, к которому относится названное действие.

Педагог выставляет на доску картинки, на которых изображен «вечер».

- Посмотрите на картинки. Как вы думаете, что на них изображено. Ребята это «вечер». На первой картинке мальчик еще не спит, а читает книгу под лампой, а на улице темно. На второй картинке - на улице темнее и в домах горит свет. На третьей картинке - солнце ложится спать, на улице темнеет. На 4-й картинке - в комнате у мальчика темно, он играет в спокойные игры. А на 5-й - на улице светло и дети играют в песочнице.

- сосчитайте сколько картинок. (5)

- сколько картинок, на которых нарисован вечер? (4)

- сколько картинок, на которых нарисован день? (1)

- подумайте и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему?

Подвижная игра «День и Вечер».

В начале игры выбирается водящий. Он отворачивается от остальных участников игры и громко объявляет: «День!» Игроки веселятся, прыгают и бегают по площадке. По условиям игры, оставаться на месте нельзя. Через некоторое время водящий произносит: «Вечер». Игроки бегут в свой дом (на стульчики). Задача водящего – успеть осалить максимальное число игроков.

II часть.

Перед детьми числовая карточка и картинки с изображением апельсина и банана по (3 штуки).

Педагог показывает детям карточку с цифрой 1 и предлагает им положить на верхнюю «полочку» числовой карточки столько же апельсинов.

Магнитная доска разделена горизонтальной линией. Педагог прикрепляет карточку с цифрой 1 на доску, рядом с цифрой прикрепляет 1 апельсин.

Затем педагог предлагает детям положить на нижнюю полочку карточки столько же бананов. Параллельно выполняет действие на доске.

- что можно сказать про эти фрукты? Сколько их? Какие фрукты лежат вверху, а какие внизу? (поровну, одинаково, по одному – ответ может быть сформулирован по разному)

- положите на верхнюю полочку еще один апельсин. Сколько апельсинов стало? Покажите где 2 фрукта, а где один фрукт. Что теперь можно сказать про фрукты наверху и внизу? Как сделать, чтобы фруктов стало поровну по 2? (педагог предлагает детям заглянуть в свои тетради)

В тетради изображено два лимона и один апельсин. Под ними цифры 1и 2.

Сосчитайте лимоны. Сколько лимонов? (2) сосчитайте апельсины. Сколько апельсинов? (1) соедините каждую картинку с цифрой. Обведите цифру 2 карандашом красного цвета, а цифру 1 – карандашом синего цвета.

Физминутка «Вот так яблоко!»

Вот так яблоко! 

(Встали)

Оно 

(Руки в стороны)

Соку сладкого полно. 

(Руки на пояс)

Руку протяните,

(Протянули руки вперед)

Яблоко сорвите. 

(Руки вверх)

Стал ветер веточку качать,

(Качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать.

(Подтянулись)

Подпрыгну, руку протяну

(Подпрыгнули)

И быстро яблоко сорву!

(Хлопок в ладоши над головой)

III часть. А сейчас послушайте сказку:

«Жил был в круглом доме круг. Все у него было круглое - и окно, и стол, и табурет. Телевизор тоже был круглым. Каждый день смотрел он по телевизору мультфильм «Смешарики», в котором герои были похожи на круг.

Не было у него друзей. Иногда забегал к нему квадрат. Треугольник иногда заглядывал. И вот однажды раздался стук в дверь. Открыл круг круглую дверь и увидел какую-то фигуру. Она чем-то напоминала его самого. Но чем?

-Ты кто? - спросил круг.

-Я - овал. Ищу себе друга.

-Овал – какое красивое имя у тебя. Заходи ко мне в гости.

Зашел овал в дом круга и стали они вместе жить, играть и дружить.

-Теперь с овалом мы друзья, разлучаться нам нельзя.

Оказалось, что у этих фигур много общего. (Вывешивается на доску овал и круг.)

Как называется эта фигура? (овал.)

- Найдите у себя на столе овал.

- Чем они похожи с кругом?

- Чем они отличаются друг от друга.

Зрительная гимнастика «Круг и овал» (по показу)

Проведем, друзья, сейчас

Упражнения для глаз.

Представьте себе большой круг. Обведите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Аналогично овал.

Педагог вносит красиво украшенную коробку и сообщает детям.

- Нам прислали посылку из Африки. Как можно узнать, что лежит в коробке, не открывая её? (по запаху). Вместе с педагогом дети предполагают, что в коробке апельсины и лимоны. Открывают коробку и подтверждают догадку.

Педагог продолжает задавать детям вопросы.

- Чем ещё, кроме вкуса, отличаются лимон и апельсин друг от друга? (разный цвет кожуры, разная величина, форма).

Педагог уточняет с детьми, какого цвета лимон, апельсин и предлагает поиграть в игру.

Дидактическая игра «Подбери по цвету». Раздаёт детям картинки с изображением лимона, апельсина и кружки красного, зеленого, жёлтого, оранжевого цвета. Задание детям:

- Выбрать и положить под изображением лимона и апельсина кружки подходящие по цвету.

- Чем ещё отличаются эти фрукты? (разные по форме).

Дидактическая игра «На что похоже?»

- На какую геометрическую фигуру похож лимон? (на овал). А апельсин? (на круг). Найдите и положите под картинками с изображениями фруктов соответствующую геометрическую фигуру.

Педагог предлагает детям закрыть глаза и определить поверхность фруктов на ощупь.

Пальчиковая гимнастика: "Мы делили апельсин. "

Мы делили апельсин

Сжимают и разжимают пальцы в кулаки.

Много нас, а он один

Показывают ладошки, большие пальцы вверх.

Эта долька для ежа,

Эта долька для чижа, Поочерёдно сгибают

Эта долька для котят, пальцы

Эта долька для утят, в кулак.

Эта долька для бобра,

А для волка кожура.

Дети выполняют движения по тексту стихотворения

-Я разделила для вас на дольки апельсин и лимон.

Педагог предлагает детям попробовать и определить, какие фрукты по вкусу (лимон кислый, апельсин кисло-сладкий)

Педагог предлагает детям вернуться на места и разложить карточки, обозначающие соответствующий вкус под картинками с изображением лимона и апельсина.

- Лимон и апельсин похожи только по качеству поверхности, а во всём остальном, они разные.

Хотите научиться составлять загадки об этих фруктах?

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем». Педагог упражняет детей в составлении загадок с помощью алгоритма - подсказки.

- Это фрукт жёлтого цвета, овальной формы. Кислый на вкус, с гладкой поверхностью. Аналогично рассказывают про апельсин.

Педагог предлагает детям ответить на вопросы.

- О каких фруктах мы сегодня говорили? Что вы узнали нового?

Благодарит за хорошую работу на занятии.

Итог занятия.

Домашнее задание.

Узнать фрукт, дорисовать его вторую половину, раскрасить в нужный цвет