Создатель системы общественного дошкольного воспитания Фридрих Фребель считал мяч средством всестороннего развития ребенка-дошкольника. Тема моего проекта ?Мячи разные, мячи прекрасные. С ними ты играй и здоровье получай?.
 Актуальность. Почему же выбрана именно эта тема проекта, это направление работы с детьми? Движение – врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Я работаю с детьми, у которых тяжелое нарушение речи. И в совместной работе с логопедом в развитии речи, коррекции звукопроизношения, а также в совместной работе с психологом, потому что кроме основного диагноза, связанного с нарушениями речи, у детей есть проблемы в психо - моторном развитии (чрезмерная возбудимость, или наоборот заторможенность), то нам могут помочь обыкновенные мячи с которыми очень любят играть все дети. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Играя в мяч, ребёнок берёт его в руки, переносит, кладет, бросает, катает, выполняет и другие игровые действия. Всё это развивает его эмоционально и физически, что впоследствии влияет на речевое развитие. 
Учеными доказано о существовании взаимосвязи между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики кисти рук. 
Игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке. Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно, как для малоподвижных, так и для легковозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца.
Проблема. Сегодня жизнь изменилась, в городах из соображений безопасности дети практически не гуляют во дворах самостоятельно. ?Многие взрослые не дают детям мяч в помещении, считая его опасной игрушкой. Мяч требует уважения к себе и безопасного пространства: умная игрушка достойна умного подхода к её использованию. Получить?игровой опыт они могут преимущественно в образовательной организации или семье. Но часто родители не уделяют времени играм?с мячом, о котором незаслуженно забывают даже летом на отдыхе. У детей не отработана техника действий с мячом, а именно: умение подбрасывать и ловить мяч двумя руками, перекидывать мяч друг другу, отбивать мяч от пола, умение попадать в цель. 
Проведенное педагогическое обследование, наблюдение за игровыми действиями детей с мячом выявили основные проблемы в том, почему дети испытывают трудности в выполнении различных заданий:
неспособность глазами следить за руками, и при этом стоять на одном месте;
сложности с концентрацией внимания;
тонус в руках и зажимы в запястьях;
недисциплинированность, упрямство.
Выдвинута гипотеза, которая состоит в том, что положительная эффективность в развитии умений и навыков действий с мячом в организации различных видов детской деятельности будет плодотворно влиять на развитие речи и на формирование основ здорового образа жизни в целом. 
Цель проекта:?развитие игровых действий с мячом, используя разные виды детской деятельности - двигательной (овладение основными движениями), игровой (организация игр и упражнений с мячом), коммуникативной (взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно - исследовательской, (познавательное и речевое развитие) с целью формирования здорового образа жизни детей.
  Или  способствовать развитию ребенка посредством игровых действий с мячом в разных видах деятельности (физкультурно-оздоровительном, познавательном, речевом)

Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с разными видами мячей, с учетом наполняемости спортивного уголка в группе, их использование в играх и упражнениях.
2. Расширить представления детей о спортивных играх с мячом, использование мячей в различных видах детской деятельности.
Развивающие:
1.????Формировать двигательные умения и навыки у дошкольников в процессе игр с мячом: подбрасывать и ловить мяч, перебрасывать друг другу, попадать в цель, отбивать мяч от пола, выполнять простые движения жонглирования (двумя мячами), сопровождать игровые действия речью (движения под счет, используя считалки).    
2.??Развивать двигательные способности детей, основные из которых- ловкость, быстрота, сила, выносливость.?
3. Развивать координацию движений, ручную умелость на основе игровых упражнений с мячами, формировать правильную осанку, улучшать свойства психики ребёнка (внимание, выносливость, ориентацию в пространстве).
4. Способствовать развитию речи детей, пополнению словаря детей в процессе работы над проектом, используя игры с мячом.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к играм с мячом в разных видах детской деятельности, в том числе в самостоятельной свободной деятельности, проявлять инициативность в игровой деятельности.
3.????Воспитывать умение договариваться, работать рядом (вместе).
4.????Воспитывать умение играть коллективно, развивать коммуникативные навыки.
5.????Формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх с мячом.
Методы и приёмы, используемые в работе над проектом.
Практические: игровые упражнения, подвижные игры с мячом, показ способов выполнения упражнений (подкидывание и ловля мяча, перекидывание из руки в руку, перекидывание мяча друг другу, метание мячом в цель).
Наглядные:?(использование ИКТ – технологий, просмотр видеороликов (мультфильмов) спортивных игр с мячом; рассматривание иллюстраций с разными видами мячей, организация мини выставки мячей);
Словесные:?показ упражнений со словесным описанием выполнения упражнений (стихи, считалки и загадки о мячах, беседы, решение проблемных ситуаций).
Наблюдение?(показ взрослого игровых упражнений с мячом и правильное выполнение детьми заданий, активность детей в организации подвижных игр)
Формы реализации проекта:
Игровые упражнения в свободной самостоятельной деятельности
Подвижные игры с мячом.
Непрерывная образовательная деятельность (занятия по физической культуре, математике, познавательному развитию).
Наблюдения за деятельностью детей
Продуктивная деятельность детей.
Чтение познавательной и художественной литературы о мяче
Ресурсное обеспечение проекта 
????????Спортивный уголок в группе, корзины с мячами.
????????Разные виды мячей, в том числе и массажные;
????????Предметные и сюжетные картинки с изображением мячей;
????????Дидактические игры
????????Фотоиллюстрации разных мячей;
????????Мишени для метания мячей: баскетбольный щит с кольцом для бросков мяча, горизонтальная доска (типа корнхол)
Для успешного?внедрения в работу с детьми игр с мячом, необходимы условия, а именно организованная развивающая предметно-пространственная среда и её наполнение. Для успешного решения поставленных задач и достижения цели проекта необходимо было проанализировать, что имеется в наличии и что необходимо приобрести. В помощи нам не отказали родители. Были приобретены разные виды мячей. Конечно обращали внимание на то, чтобы мячи были разные по своим свойствам, из разных материалов, разные по наполняемости и для разных видов детской деятельности.
В наличии имеются:
 - для развития тактильной чувствительности массажные резиновые шарики (су- джок терапия). Упражнения с использованием су-джок развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга;
 - мячики антистресс (сквиши, жмяколки);  - сделать
 - мяч попрыгунчик – антистресс (лунные мячики) - сделать
 - кинезио цветные мячи (5 штук в деревянной коробке)
 - детские резиновые мячи
- большой плюшевый футбольный мяч с наполнителем синтепона. 
 - мягкие плюшевые мячи для игр (3 штуки). Такие мячи безопасно использовать в обычных, не спортивных помещениях. 
поролоновые, мячики (шары) для жонглирования (заводские) 2 штуки 
- сделать 
 - мягкие тканевые мячи (самодельные), наполненные разными крупами
 - тактильные мячики из каучука, на поверхности которых выдавлены геометрические фигуры и математические цифры для познавательного развития
  - мячи для жонглирования из экокожи для улучшения работы правого и левого полушария мозга, развития координации движений и моторики.
 - сенсорные мешочки, разные по цвету и величине с различными наполнителями (крупы). Дети могут выполнять задания двумя руками, либо чередуя правую и левую руки. Правильное выполнение упражнений с весовыми сенсорными мешочками служит залогом развития зрительно – моторной координации, мелкой моторики, оптического восприятия пространства, моторной ловкости ребенка. 
 - баскетбольный набор (баскетбольная кольцо, щит на подставке и небольшой баскетбольный мяч. Баскетбол прекрасно развивает у детей координацию, меткость, и ловкость. 
 -  две горизонтальные напольные самодельные доски (типа корнхол) для метания мешочков и мячей в вырезанные отверстия.
Ожидаемые результаты:
для детей:
Владеют разнообразными игровыми действиями с разными видами мячей. Дети умеют подбрасывать мяч на определенную высоту и ловко ловить двумя руками, перебрасывать друг другу мяч, попадать мячом в цель. 
У детей развиты следующие физические качества: скоординированность движений, ловкость, сила рук, выносливость, глазомер.  
Заинтересованное отношение детей к активной деятельности с использованием мяча.
Применяют мяч в самостоятельной деятельности.
Повышение словарного запаса детей.
Дети знают о правилах безопасности игр с мячом.
В работе воспитателя:
Пополняется методическая копилка картотеками игр по теме проекта;
Дополняется новым содержимым игровой материал для детей (мишени, кольца, мячи-мякиши для бросания);
Систематизируется и обобщается методический материал для педагогов и родителей по организации деятельности по ознакомлению с мячами и играми с ними.
В работе с родителями:
Родители информированы по вопросу использования мяча в целях всестороннего развития ребенка.
Заинтересованное отношение родителей к совместной активной деятельности с детьми, с использованием мяча.
Родители приобщатся к играм с мячом, для сохранения и укрепления здоровья своих детей.
Предполагается сплочение детско-родительских отношений (участие родителей в мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении, играх, изготовлении мячей из нетрадиционного материала и др.)
Этапы реализации проекта. 
Подготовительный: октябрь - ноябрь
На данном этапе определяется актуальность проекта, выявляется проблема, для разрешения которой ставится цель и задачи проекта, методы для их достижения.
Выявление проблемы (что не получается у детей), для чего необходимо решать выявленную проблему, необходимость работы в данном направлении. Определение уровня умений детей действовать с мячом. Исследование проводится через организацию игровой деятельности (подвижные игры, выполнение заданий и упражнений)  
Основной: октябрь – май
Октябрь – декабрь:
Организация игровой деятельности с группой (малой группой), индивидуально по отработке двигательных умений и навыков действий с мячами.
Работа с сенсорными мешочками (подкидывание и ловля двумя руками) отработка моторно- силовых усилий,  глазомера; 
прямохождение с мешочками на голове (профилактика осанки);
Прокатывание мячей друг другу в положении сидя;
Перекидывание мячей друг другу  на небольшом расстоянии;
Забрасывание мяча в баскетбольную корзину, горизонтальную доску и с отверстием для попадания мяча у цель;
Занятия (НОД) с использованием разных мячей.


Дальнейшая перспектива в обучении детей действиям с мячом.
В процессе обучения действиям с мячом важно постепенно усложнять условия выполнения в зависимости от имеющихся у детей навыков обращения с мячом.?
Учить детей подбрасывать мяч повыше и прямо над собой, чтобы успеть похлопать в ладоши или повернуться вокруг себя и поймать мяч.? С каждым броском нужно увеличивать амплитуду отскока. 
Совместное выполнение движений (трое, четверо, в парах…) – прекрасная школа приобщения ребенка к коллективу, к деятельности ?вместе?.
Анализ результативности и выводы.
В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети расширили знания о мяче и его использовании, называют различные виды мячей. Благодаря систематической работе по физическому воспитанию, проведению игровых упражнений, подвижных игр с мячом, дети получили знания и практические навыки использования мяча в самостоятельной игровой деятельности в группе и дома.
Таким образом, обыкновенный детский мяч незаменим для физического развития и здоровья дошкольников, он же помощник в речевом развитии. 
Таким образом, выдвинутая в начале проекта гипотеза, состоящая в предположении того что положительная эффективность у детей по формированию основ здорового образа жизни может быть достигнута, если в разные виды непрерывной образовательной деятельности будут включены игровые действия с мячом подтверждается, но не ограничивается только периодом работы над проектом.
?Заключение
?Ещё известный немецкий педагог Ф. Фребель считал, что все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему даст мяч. И действительно, это подтверждается и той деятельностью, которая ведется по проектной деятельности в дошкольном учреждении.
?