Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края

«Камышеватский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Турнир знатоков природы

«На лесных тропинках»

Корниенко Инна Александровна

воспитатель ГКУ СО КК

«Камышеватский СРЦН»

ст-ца Камышеватская

- 2023-

Тема: «На лесных тропинках»

Цели и задачи: 1. Выявить интеллектуальные способности детей, способствовать развитию мышления, познавательной активности, скорости реакции, интереса к чтению

2. Развивать навыки коллективного поведения, создание атмосферы взаимовыручки, товарищества, ответственности за порученное дело.

3. Воспитывать чувство солидарности, здорового соперничества, любви к природе и животным.

Оборудование:

Мультимедийный проектор

Карточки с заданием

Форма: интеллектуальная игра.

Литература: интернет ресурсы.

Ход турнира

I. Вступительная часть.

Звучит мелодия из песни «Как прекрасен этот мир, посмотри...(Слайд 2)

Воспитатель. Чудесен и таинствен мир природы. Прислушайтесь к журчанию речных струй, пению птиц, шелесту трав, гудению шмелей, и вы поймете это. Встречали ли вы солнышко на рассвете? Солнышко превращает пусть в небольшой, но все же праздник любой обычный и будничный день человека. Когда над нами солнце - становится лучше, теплее вокруг нас и в нас самих.

Удивительны наши сказочные леса! А поляны - настоящие «оранжереи природы»! Посмотрите внимательно на каждый новый цветок, каждую диковинную травинку, и вы сможете ощутить их обворожительную силу. Поднявшись на вершину холма, вы будто вознесетесь над планетой. Природа предстает здесь в своей ясной гармонии и красе. Солнце, лес, песчаный берег, вода, ветер... приносят нам огромную радость.

Через несколько лет вы станете взрослыми, и на ваши плечи ляжет величайшая ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу страны, всей Земли. Оберегать природу всегда и везде - наша обязанность. Чтобы оберегать природу, ее надо знать...

Итак, начинаем турнир знатоков природы «На лесных тропинках...».

Организационный момент.

Жеребьёвка.

- Для начала игры мне необходимо провести жеребьёвку.

Сейчас каждый, кто желает играть, берёт из этого ящичка номерок.

-А теперь, внимание!

Представляю участников игры:

За столом №1 сидят …, капитан …. ,их болельщики за столом № 1.1

За столом № 2 сидят …, капитан …. ,их болельщики за столом № 2.2

Воспитатель: Удачи вам, ребята! Ни пуха, ни пера.

В ходе жеребьевки одна из команд получает название «1», а другая – «2».

Капитан берет на себя руководство свой командой на время игры: поддерживает дисциплину, организует работу над общим заданием, умело распределяет задания между игроками команды.

II. Проведение конкурсов.

КОНКУРСЫ

1. «Наши пернатые друзья»

Вопросы командам:

I. Представьте себе, что вы идете по песчаной тропинке в ярко освещенном сосновом бору. Среди лесного многоголосого хора слышите отчетливую громкую бодрую трель. Определите птицу, которой она принадлежит.(Соловей)(Слайд 3)

II. Разгар лета. Начинает колоситься пшеница. По краям пшеничного поля цветут нежные васильки, а в небе звонко заливается... (магнитофонная запись). Какой птице принадлежит пение?(Серая куропатка)(Слайд 4)

I. (Демонстрируется видеофрагмент: дятел старательно долбит дерево.) Какую пользу приносят птицы?(Под корой деревьев спрятаны жучки и насекомые. Дятел пробивает дыру именно в том месте, где насекомые находятся, и съедает их. В большинстве случаев эти насекомые вредны для дерева.)(Слайд 5)

II. (Видеофрагмент: воробьи атакуют скворечник.) Приносят ли пользу воробьи?( Поедание зловредных букашек, уничтожение семян сорняков)(слайд 6)

2. «Узнайте растение»

Вопросы командам:

I. Травянистое однолетнее растение, высотой до 75 см, с ветвистым прямостоящим стеблем, листья продолговатые сверху и слегка опущенные книзу. Цветочные корзинки ярко-жёлтого или оранжевого цвета - до 8 см в диаметре - одиночные, верхушечные, крупные. Размножается семенами. Целое лето радует нас яркими солнечными цветками. Украшает клумбы многих садоводов. Обладает целебными свойствами и декоративностью. Их родина - Южная и Центральная Европа. (Ноготки лекарственные, называют их ещё календулой.)(Слайд 7)

II. Многолетнее растение, высотой 30-90 см, с прямостоящими, мягковолосистыми стеблями. Всё растение часто имеет пурпурный оттенок. Цветы мелкие, собраны в сложный полузонтик, лилово-розовые. Цветёт с июня до начала сентября. Растёт на полянах лесов, среди кустарников, при лесных дорогах. Запах растения ароматный. Применяется в медицине и кулинарии. Пчеловоды ценят это растение как хороший медонос. Он прекрасно отпугивает моль. (Душица обыкновенная.) (Слайд 8)

Задания турнира

I. Загадки черного ящика.

1. В черном ящике лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесные свойства: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей.

Философы, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим слушателям строение Вселенной, то есть он служил наглядным пособием. (Лук.)(Слайд 9)

2. В черном ящике лежит некое лакомство, созревающее на хорошо известном растении. Его родина - Мексика. В 1874 г. академик Севергин в книге «Царство произрастания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям, можно из него и масло получить, пережженные имеют запах кофея и производят наливку почти столь же приятную». Что за лакомство лежит в ящике? (Шоколад, получаемый из какао-бобов.)

II. «Что? Где? Когда?».

Раунд 1

Воспитатель читает задание. Команды получают листочек с вопросом, ответ обсуждают и записывают на листочке. Обсуждение заканчиваются через одну минуту, проверяется правильность ответа. За каждый правильный ответ получают звезду или снежинку.

Когда-то в XVII веке моряки, впервые побывавшие на берегах неведомой земли, рассказывали, что там обитают на редкость причудливые существа. Рост их порой достигает человеческого, они двуногие, как птицы, передвигаются скачками, как лягушки, а голова у них, как у оленей. О каких животных идет речь? (Кенгуру.)

Раунд 2

2. Живут они в лесах и кустарниках Австралии и Тасмании. Их два вида: австралийская и гасманская. Основная их пища уравьи и термиты. Охотятся они на них, как и муравьеды, при помощи языка. Зимой впадают в спячку, а весной линяют, сбрасывая старую шерсть и иглы. Так же как и елей, сворачиваются в колючий шар, быстро роют землю и вмиг закапываются. У них малый рост, а сила не по росту велика. (Ехидна.)

Раунд 3

3. Этот гигант высотой всего 1,5 метра, зато длиной - до 4,5 метров, а вес у него - три с половиной тонны. Чаще всего покоится в реке или озере, над поверхностью видны лишь глаза, уши и ноздри. Животное производит впечатление крайне вялого и неповоротливого. Не внешность обманчива, он прекрасно бегает, свиреп в драке. Хотя большую часть времени находится в воде, кормится животное на суше. В переводе с греческого название животного звучит так: «речная лошадь». (Бегемот.)

Раунд 4

4. Ни один отряд зверей не распространён так широко по свету, и ни в одном отряде нет такого изобилия видов - более 1700, это 2/5 всех млекопитающих. У них очень характерная зубная система. Хорошо развиты резцы, коренные зубы, а клыков нет. Что это за отряд? (Грызуны.)

Раунд 5

5. Эти сумчатые животные - самые очаровательные представители австралийской фауны. Это ночные животные. Днем неподвижно сидят на деревьях. Единственная пища этих симпатичных флегматиков - молодые побеги эвкалипта, в сутки они съедают около 1 кг. Пища у них переваривается при помощи микробов. Животное ведет малоподвижный образ жизни. Вначале европейцы звали их австралийскими ленивцами. В переводе с австралийского название их звучит так: «никогда не пьющий воду». Их почти истребили ради красивого меха, затем охота на них была запрещена. Легко приручаются и привязываются к своим хозяевам, но почти не встречаются в зоопарках, так как их невозможно прокормить. (Коала.)

Резерв 6. Эти истинные вампиры обитают в Америке, у всех бульдожьи морды, у всех нет хвоста, резцы с острыми краями, клыки с отточенными вершинами, чтобы молниеносно наносить аккуратный порез. В слюне вампиров есть особое вещество, которое не даёт крови свертываться. Сами по себе раны не страшны, но кровь не останавливается часами. Укушенные животные часто заражаются бешенством. Особенно страдает домашний скот.

- Что за животные эти вампиры? (Летучие мыши.)

III. Практические задания. «Бросай-ка»

Члены команды по очереди бросают мяч в корзину, называя при этом какое-нибудь животное или растение, за каждое попадание в корзину, команда получает 1 балл. Болельщики могут помочь своей команде заработать баллы.

IV. «Почемучка».

1. Почему цветы красивые и душистые? (Чтобы привлекать насекомых.)

2. Почему птицы осенью улетают? (Им не хватает корма.)

3. Почему репейник колючий? (Это приспособление для переноса семян.)

4. Почему лист зеленый? (Он содержит зеленый пигмент лорофилл.)

5. Почему поют птицы? (Отмечают гнездовые участки, привлекают самок.)

6. Почему кошка так часто умывается? (Кошка слизывает с себя свой запах, так как она охотится из засады и жертва не должна ее учуять.)

7. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах? (Птица бросит гнездо, если тронуть яйца руками.)

8. Почему в жару собака высовывает язык? (У собак на теле нет потовых желез, через язык идет охлаждение.).

V. «Путаница».

Дети получают листочки со стихами, в которых «перепутаны» слова.

Переставьте слова в нужном порядке.

Пингвины - жители пустыни,

Ужата очень любят дыни,

Шоферы знают толк в малине,

Ребята ползают в трясине.

Верблюды плавают на льдине,

Медведи возят груз в машине,

Неспешно ходит черепаха,

Могучий еж не знает страха,

Колючий лев в траве таится,

За ним охотится лисица.

Нет ни склада тут, ни лада...

Переставьте все как надо!

Правильное:

Пингвины плавают на льдине,

Ужата ползают в трясине,

Шоферы возят груз в машине,

Ребята очень любят дыни.

Верблюды - жители пустыни,

Медведи знают толк в малине,

Неспешно ходит черепаха,

Могучий лев не знает страха,

Колючий еж в траве таится,

Заним охотится лисица.

VI. «Кто ответит быстрее?» (викторина).

1. Какой зверек вьет гнезда на траве и кустах? (Мышь малютка.)

2. Пользу или вред приносит барсук зимой? (Барсук зимой спит.)

3. У какого зверя детеныши рождаются зимой? (V медведицы.)

4. С открытыми или закрытыми глазами спят рыбы? (У рыб нет век, они спят с открытыми глазами.)

5. Из древесины какого дерева делается посуда, в которой долго не прокисает молоко? (сосны.)

6. Назовите самого опасного врага тли. (Божья коровка.)

7. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими.)

8. Какое дерево в нашей местности цветет последним? (Липа.)

9. Какие рыбы зимуют стаями? (Лещ,)

10. Кто крупнее - бурундук или белка? (Белка.)

11. Чем питаются новорожденные летучие мыши? (Молоком матери.)

12. Как часто меняется хвоя у сосны? (Через 2-3 года.)

13. У какого хвойного дерева в шишках орехи? (У кедра.)

VII.«Найди животное».

В предложенных двустишиях нужно найти спрятавшееся животное. Выигрывает тот, кто за определённое время найдет больше животных.

1. Я захожу во все заливы,

Ищу какой-нибудь поживы. (Щука.)

2. Нашел я чей-то шлем. Ура!

Мне не страшна теперь жара. (Лемур.)

3. Немногие найдут мой след:

Я здесь, а кажется, что нет. (Гиена.)

4. Как жаль, что мне запрещено

Кусаться и ходить в кино. (Щенок.)

5. Смотрите, лен около ив,

Как голубой ковер, красив. (Теленок.)

6. Дышать легко, закат пылает,

Прохладный вечер наступает. (Коза.)

7. Следы костра у самой пальмы,

Кора в ожогах - факт печальный, (Страус.)

8. Гром грохотал, весь лес трясло,

Но я гулял грозе назло. (Слон.)

9. Промчались летние деньки –

Увянут скоро васильки. (Корова.)

VIII. «Жалобы».

Воспитатель предлагает вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы» животного и определить, о ком идет речь и какую пользу оно принесет.

Жалоба 1. «Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают, чушь какая-то! Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая».

Ответ: это жаба. Одна жаба охраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу ни исчезнут.

Жалоба 2. «На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно».

Ответ: летучая мышь. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная, она уничтожает вредных насекомых.

III. Подведение итогов.

После конкурса окончательный подсчет баллов.

Воспитатель. «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас - кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы.

А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». Эти замечательные слова принадлежат истинному патриоту, певцу родной земли М. М. Пришвину.

Жюри объявляет команду-победительницу.

Награждение и вручение призов (по возможности).

Отзыв на турнир,

проведенный Корниенко Инной Александровной,

воспитателем ГКУ СО КК «Камышеватский СРЦН»,

по теме: «На лесных тропинках» с применением информационно-коммуникационных технологий

Турнир знатоков природы был с использованием информационно- коммуникационных технологий. Форма проведения мероприятия – интеллектуальная игра.

Инна Александровна широко использует возможности компьютерной и мультимедийной техники. Задания для команд в виде презентации содержащей гиперссылки, дающие возможность увидеть иллюстрированный ответ.

Методически верно организованная структура мероприятия предусматривает наличие художественных отступлений, неразрывно связанны с темой каждого конкурса, реализованных при помощи видео, аудио и анимационных фрагментов.

Эстетическое оформление мероприятии осуществлялось путем оформления актового зала яркими плакатами, шарами, лентами. Воспитателем удачно подобрано музыкальное сопровождение.

Видна система работы воспитателя по организации мероприятий с использованием информационно-коммуникационных технологий.  

Я, посетившая турнир знатоков природы, отмечаю высокий методический уровень и возможность использования методики Инны Александровны в своей работе.

21.03.2023 г.

Воспитатель ГКУ СО КК

«Камышеватский СРЦН» И.В. Вохмина