Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 96 г.Твери
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим с элементами ФЭМП в 1 младшей группе
Тема «На птичьем дворе»
Денисова Оксана Валериевна, воспитатель высшей квалификационной категории
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- уточнять представления детей об обитателях птичьего двора (их названиях, повадках, образе жизни, детенышах, звукоподражаниях)
- закреплять знание основных цветов
Развивающие задачи:
- развивать умение соотносить цвет предметов с его названием,
- выбирать из множества названных предметов предмет заданного цвета,
- формировать умение группировать предметы по цвету,
- развивать умение слушать речь воспитателя, отвечать на вопросы по тексту,
- развивать мышление, зрительное внимание, мелкую моторику, двигательную активность детей.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к домашним животным, умение проявлять заботу о них,
- воспитывать умение эмоционально откликаться на события сказки: мимикой, жестами выражать состояние радости, тревоги, огорчения.
Речевые задачи:
- расширять словарный запас у детей по данной теме,
- активизировать речевое подражание
Структура и предполагаемое время:
Игровая мотивация:
Загадка о петушке (1 мин.)
1 часть:
Рассматривание петушка (2 мин.)
2 часть:
Сказка на фланелеграфе (5 мин.)
3 часть:
Пальчиковая игра «Как у наших ворот…» (2 мин.)
Итог (1 мин.).
Общее время: 11 мин.
Резервное время: 1 мин.
Контроль за усвоением детьми программного содержания:
1 часть: индивидуальные вопросы.
2 часть:
- вопросы по содержанию сказки по ходу повествования;
- активизация звукоподражания;
- имитация характерных движений сказочных персонажей;
- упражнения на интонационную выразительность речи;
- дидактическое упражнение «Найди карандаш» (определить цвет по названию)
3 часть:
- участие детей в пальчиковой игре, проговаривание слов потешки;
- дидактическая игра «Разложи карандаши»
Организация детей в каждой части:
Дети стоят около игрушечного домика
;
Дети сидят на стульчиках около
фланелеграфа
, во время физкульт
минуток передвигаются по группе;
Дети стоят в кругу.
Оборудование:
Фланелеграф, стульчики по количеству детей, игрушечный домик, игрушка – петушок.
Демонстрационный материал: сказка для фланелеграфа «Петушок и карандаши»
Раздаточный материал: разноцветные карандаши, разноцветные подставки для карандашей.
Предварительная работа:
- рассматривание сюжетной картины «Птичий двор»;
- рассматривание предметных картинок с изображением домашних птиц;
- рассматривание игрушек домашних птиц;
- чтение сказок В. Сутеева «Цыпленок», «Цыпленок и утенок», рассказа К. Ушинского «Петушок с семьей»;
- отгадывание загадок о домашних птицах.
Содержание (ход)
Методы и приемы
Воспитатель рассказывает: Ребята, сегодня у нас в домике появился новый жилец. Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте загадку:
Это кто прогнал тоску-
Закричал «кукареку»,
Гордо вскинув гребешок?
Это – яркий … (петушок)
сюрпризный момент
активация мышления
Воспитатель показывает игрушку – петушка.
Дети рассматривают его, находят гребешок, бородку, крылышки, …, обговаривают цвет.
обследование игрушки
Воспитатель: А Петушок к нам не просто пришел, он нам что-то принес. Давайте посмотрим! Достает карандаши (сколько, какого цвета, большие и маленькие…). И еще Петушок хочет рассказать нам сказку и про эти карандаши, и про то, какая история с ним приключилась. Хотите послушать? Сказку эту мы сейчас вместе с вами расскажем, вы будете мне помогать! Хорошо?!
Дети проходят и рассаживаются у фланелеграфа.
Воспитатель: в одном птичьем дворе жила-была курочка (пестрая, с яркими разноцветными перышками…). Курочка ходила по двору, звала за собой своих цыпляток, учила их щипать травку, клевать зернышки, искать червячков… (показать пальчиками).
- Как она их звала?
- Какие были цыплятки большие или маленькие, какого цвета?
- Как отвечали цыплята маме курочке?
Еще на птичьем дворе жили гуси, вот они какие были, ходили друг за другом гуськом и гоготали…(как?)
Также на птичьем дворе жила кто?
(Выставить на фланелеграф утку с утятами, выслушать ответы детей).
Мама утка водила утят на пруд, учила их плавать и нырять. Мама уточка звала своих утяток…(дети отвечают). И утята ей отвечали…(дети отвечают и показывают пальчиками).
Собака охраняла птичий двор. Как она лаяла?...
А кошка с котенком мышей ловили.
И еще жил на птичьем Петушок. Вот какой он был! Только что случилось с ним!? Посмотрите, гребешок у него красный?...(нет)
Бородка красная?...(нет)
А хвостик и крылышки разноцветные? …(нет)
Петушка нарисовали, а раскрасить забыли. Над ним весь птичий двор смеется. А Петушку обидно, он ходит грустный, чуть не плачет; головку опустил, крылышки опустил, хвостик опустил, ходит и плачет «Ой-ой-ой», «Ай-ай-ай» (дети показывают)
Собачка решила пожалеть Петушка. Говорит: «Гав-гав, Петушок не плачь, твоей беде можно помочь. Иди в лес, там на опушке дом стоит, в домике живут цветные карандаши, они тебе помогут».
Петушку страшно идти одному через лес, но делать нечего, надо идти. Собрался и пошел.
Давайте мы с вами пойдем вместе с Петушком, чтобы ему не было страшно одному.
Проводится физкультминутка «Петушок в лесу».
(Петушок крадется, прыгает с кочки на кочку, испугался, спрятался, идет на носочках, быстро бежит, помогая себе крыльями…)
Пришел Петушок на лесную полянку, видит домик стоит красивый, расписной, постучался (показать ладошками, сказать «тук-тук-тук»). Из домика вышли карандаши. Помогите мне их назвать: красный карандаш, желтый, зеленый и синий. Петушок поздоровался с ними (как?) и попросил ему помочь.
Сначала к Петушку вышел красный карандаш и покрасил гребешок и бородку (какой-либо ребенок берет красный карандаш из стакана и показывает гребешок и бородку). Молодец!
Затем вышел синий карандаш (другой ребенок находит синий карандаш) и раскрасил (что?). Правильно! Хвостик.
Зеленый карандаш покрасил (что?)…крылышки. Правильно!
А желтый карандаш покрасил Петушку (что?)…грудку (ребенок показывает). Молодец!
Вот какой Петушок стал красивый, яркий, нарядный.
Обрадовался Петушок, поблагодарил карандаши и веселый зашагал домой.
Двигательное упражнение «Гордый Петушок».
Вот идет петушок
Гордо поднял гребешок.
Красная бородка.
Важная походка.
Пришел Петушок на птичий двор, взлетел на забор, громко-громко запел «Кукареку, посмотрите каким я стал красивым Петушком!» Стал подзывать и курочек с цыплятами, и уточек с утятами, и гусей – весь птичий двор любовался Петушком и никто больше над ним не смеялся, все жили мирно и дружно!
интригующая интонация воспитателя
создание положительного эмоционального настроя
выразительное рассказывание сказки с показом на фланелеграфе
вопросы к детям
речевая активность детей, звукоподражание
создание проблемной ситуации
интонационная выразительность речи воспитателя
двигательная активность
движения по показу
наглядность
вопросы к детям
привлечение детей к выполнению заданий
похвала детей
выразительная речь воспитателя
двигательная активность детей
выразительная речь воспитателя
Пальчиковая игра:
Как у наших у ворот
Петух зернышки клюет,
Петух зернышки клюет,
К себе курочек зовет,
К себе уточек зовет:
Вы хохлушечки!
Вы пеструшечки!
Я нашел для вас орех
Разделю орех на всех
По крупиночке,
По осьминочке.
пальчиковая игра с речевым сопровождением
Понравилась вам сказка?... Про кого она?... Кто еще жил на птичьем дворе?... Кто помог Петушку?...
Петушок карандашики нам в группе оставляет. Посмотрите, у нас еще один Петушок нарисован и не раскрашен. Мы с вами сейчас немножко отдохнем и этими карандашами раскрасим его.
Дети расставляют карандаши в разноцветные подставки.
вопросы к детям
сюрпризный момент
дидактическая игра