* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .c1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c21 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c8 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c24 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c15 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c0 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c28 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c26 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ЦРР №20

«Сказка» п. Рощино

Конспект интегрированной ОД

«Народные традиции и музыка»

Старший дошкольный возраст

Подготовила музыкальный руководитель

Колодкина Л.Ю.

2024 г

Цель: Способствовать активизации интереса ребенка к русскому народному фольклору средствами народной игры, потешек, народных песен , приобщать к русским народным традициям.

Программное содержание:

Формировать представления детей о календарно-обрядовом цикле

;

Дать детям представления о народных традициях, обрядах

.

Способствовать формированию

представления детей о музыкальном фольклоре путем знакомства с разнообразными формами игрового музыкального фольклора.

Содействовать формированию

представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.

Обогащать опыт эмоциональных переживаний, чувств, настроений детей в процессе приобщения к музыкальному фольклору.

Активизировать наблюдательность, активную речь, творческую активность

Способствовать развитию социальных навыков:

умение договариваться о совместных действиях

,

.

Способствовать разви

т

ию

чувство ритма при игре на музыкальных инструментах

Содействовать формированию

интерес

а

к звучанию русских народных инструментов.

Способствовать

проявлению доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе игры

и проявлению положительных эмоций

;

формированию

уважени

я

к культурному наследию народа.

Средства:

Наглядные: демонстрация иллюстраций, демонстрация музыкальных инструментов.

Словесные: рассказ об истории весенних праздников.

Практические: игра, музыкально-ритмические движения, восприятие музыки.

Оборудование: музыкальный центр, мультимедийная установка, экран

Атрибуты: платок, венок, 2 детских стула, народные музыкальные инструменты.

Предварительная работа :

Знакомство с русскими народными инструментами и техникой игры на них.

Составление рассказа о народных традициях, приметах и обрядах.

Изготовление атрибутов для танцев и народных игр.

Методическая работа, подбор материала.

Выход

Дети входят и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель.

Здравствуйте дети!

Долго длится зимняя пора в России. Зимние вьюги и метели , мороз трещит- на улицу е выйдешь! Скорее бы весна красная! Но зима свои права долго не отдает! Морозит вьюжит и кажется , что не будет ей конца. Поэтому русский народ издавна старался помочь весне победить зиму лютую! 

Наши предки, древние славяне, считали, что весну можно приблизить, если ее особенно позвать. Для этого выходили они в поле, в лес на опушку, и вот на опушке леса звали Весну. А некоторые вообще забирались на крышу.

И вот одну такую закличку я Вам спою. И буду не просто  петь,  но и одновременно играть с вами.

«Закликание весны»

[«Как у наших у ворот» И.Каплунова, И.Новоскольцева? c.22]

«Покружилась, покружилась, и в весну я превратилась».

Все дети присаживаются на корточки врассыпную по залу. У музыкального руководителя в одной руке лёгкий зеленый платочек. Под пение музыкальный руководитель ходит между детьми. Тот ребёнок, до которого она дотрагивается платочком, берёт её за руку и идёт за ней, второй ребёнок берёт за руку первого и т. д. Постепенно все дети образуют большую цепочку. Дети идут в круг (хоровод).

«Весна-красна, на чем пришла?

На жердочке, на бороздочке.

Кулики да жаворонки,

прилетайте к нам в одонки,

посыпаем вам головки

Вот какой красивый хоровод получился. А вы знаете, что наши предки – древние славяне водили хороводы разными способами. Давайте мы с вами походим «змейкой». А сейчас мы изобразим с вами «улитку». Ребята, а как можно распутать улитку? А у меня есть еще 1 способ распутывания улитки (выйти в воротики) давайте повторим, какие хороводы бывают.

Музыкальный руководитель:

Заплеталися, расплеталися,

Легкой змейкой по земле извивалися….

Проводится игра «Заплетися плетень»

Во время игры дети с музыкальным руководителем выполняют различные виды перестроений в хороводе: «змейку», «улитку», «круг».

1.Заплетися, плетень - ( по 2 раза во всех куплетах)

   Заплетися. –                ( по 2 раза во всех куплетах)

2.Завяжися, узел,                              

    Завяжися.  

3.Как заплёлся плетень,

    Как заплелся.

4.Завязался узел,

    Завязался.

5.Расплетися, плетень,

    Расплетися

6.Развяжися, узел,

    Развяжися.

7.Как расплёлся плетень,

    Как расплёлся.

8.Развязался узел,

    Развязался.

Музыкальный руководитель:

Ребята, давайте повторим, какие построения мы с вами выполняли . (Круг, змейка, улитка – 3 вида хоровода)

Ребята, отгадайте, про какой праздник я загадаю загадку:

«Чудо-праздник на дворе

Говорит: «Конец зиме!»

Пора чучело сжигать,

Красно солнышко встречать.» (Ответы детей)

Или:

Праздник русский и раздольный,

Вкусный, сытый и довольный,

Со сметаной, маслицем –

 Что за праздник? (Масленица)

Самая известная масленичная традиция это….

Дети: печь блины

Музыкальный рукводитель: Правильно. Ребята, а с чем вы любите блины?

Ответы детей

Музыкальный руководитель:

Вкусно! Традиционно, издавна на масленичной неделе пекли блины сами, ходили в гости на блины- ели блины. тем самым зазывали , приближали весну

Масленица-кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько:
Сыром, маслом, калачом
И печёным яйцом,
Со блинами, с каравайцами,
С вареничками!

Первый блин на хороший урожай!

Блин это символ солнца и ритуальное блюдо. Много блинов печем – почитаем солнышко ясное! Есть солнечное весна да лето- будет и богатый урожай!

А какой урожай уродился в этом году у нашей бабушки, мы посмотрим в игре «Редечка». А где же наша Бабушка? Выберем бабушку старинной считалкой.

Выходи честной народ!

Начинай задорный счет!

Будем весело считать,

Будем бабушку искать!

Народная игра «Редечка»

Играющие выбирают (по считалке) водящего – «бабушку», остальные разбиваются на две группы. Первая изображает «редечек»: все садятся в ноги друг к другу, крепко взявшись за руки. Другая группа проходит к «Бабушке» с песней:

Ай, бабушка, дай редечки…

Редечка сладенечка,

Бабушка добренечка.

Редьку черви точили

Да собаки волочили!

Жалобно просят: «Бабушка, дай редечки!».

Сначала «бабушка» прогоняет всех, но играющие опять идут к ней с той же песней. Наконец «бабушка» говорит: «Ну ладно! Так и быть, дам я вам редечки».

Дети второй группы берутся друг за друга и с возгласом: «Раз-два, взяли!» - вытаскивает первую «редечку». Все принимаются оценивать её:

Если же вытягивают «хорошую редечку», её хвалят, кто как может, и берут к себе в группу. «Недозревшую редьку» сажают «дозревать» обратно в «грядку».

Музыкальный руководитель:

Ребята, не поверите, древние славяне 1 марта встречали Новый год – как символ пробуждения природы

А как встречали? В селах и городах устраивали  игры, пели песни, танцевали, водили хороводы.

И мы с вами сейчас исполним  хоровод под русскую плясовую «Светит месяц».

Исполняют хороводную плясовую «Светит месяц». 

[Диск «Топ-топ, каблучок» И.Каплунова, И.Новоскольцева, ТРЕК №4]

Музыкальный руководитель:

Так в играх, хороводах, песнях молодёжь присматривалась друг к другу и могла выбрать себе невесту, жениха для последующего бракосочетания. И мы сейчас с вами выберем для барина невесту.

Проводится игра «Ходил барин по хороводику».

Слова пропеваются  речитативом:

Ходил барин по хороводику,

Искал барин себе девицу.

Нашёл!

Или:

Ходила девица по хороводику,

Искала девица себе барина.

Нашла!

В центре зала стоят два стула, спинками друг к другу. Мальчик проходит мимо сидящих девочек, на слово «нашёл» кланяется какой-нибудь девочке и одевает ей венок на голову, берёт её за руку и сажает на стул. Сам садится на другой. Все считают: «Раз, два, три!» Мальчик и девочка поворачивают голову в сторону. Если оказалось, что они смотрят в одну сторону, дети встают со стульев и обнимаются. Если они смотрят в разные стороны, мальчик уходит, а игру продолжает девочка.

Музыкальный руководитель:

На Руси не только играли, заводили хороводы, но еще свои веселья сопровождали игрой на музыкальных инструментах.

А народные музыкальные инструменты вы знаете?

Ответы детей

Музыкальный руководитель:

Я хочу познакомить вас ещё с одним инструментом, который называется рубель.

Рубель - предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для стирки и глажения белья. При игре как на музыкальном инструменте рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Получается характерный «трещащий» звук.

Рубель и сейчас иногда используются оркестрами народных инструментов или фольклорными коллективами. И вам, ребята, сегодня предлагаю разучить оркестр под русскую народную песню «Утушка луговая».

Музыкальный руководитель предлагает детям взять музыкальные инструменты: деревянные ложки, бубны, трещотки, рубель. Исполняется оркестр на детских музыкальных инструментах под русскую народную песню «Утушка луговая».

Музыкальный руководитель:

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с русскими народными играми. Вам понравилось в них играть?.. Какие игры вам понравились больше? Какие новые слова вы узнали? Какие хороводы мы водили? Какой весенний праздник больше понравился?

Ответы детей

Музыкальный руководитель:

Вы и пели, и играли.

Очень я довольна вами.

Вы, ребята, молодцы,

Получайте леденцы.

Музыкальный руководитель:

В дальнейшем вы будете продолжать знакомиться с русскими традициями, и познакомитесь с другими играми и произведениями народного фольклора. А теперь предлагаю простится в лучших традициях гостеприимства наших предков, для этого мы сделаем поясной поклон и дружно скажем: «Скатертью дорога!»