Отчёт воспитателя Горевой Ларисы Анатольевны о реализации проекта «Наша многонациональная группа».

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, творческие, любознательные. Важной составляющей патриотического воспитания дошкольников является интернациональное воспитание. На основе впечатлений и представлений, которые даются детям о людях разных национальностей, формируются интерес к ним, возникает чувство дружбы между разными народами.

Этим летом дети возвращались в детский сад с новыми впечатлениями от отдыха и путешествий. Вероника пришла в необычном головном уборе - тюбетейке. Дети рассматривали узор на тюбетейки и задавали вопросы. Девочка смогла пояснить, что головной убор ей подарил дедушка, который живет в городе Сургут. Подробнее о тюбетейке девочка рассказать не могла. Интерес детей к национальностям возрос в сентябре, когда начались частые мероприятия патриотического направления по образовательной программе детского сада. Первое же занятие о многонациональной России вызвал всплеск эмоций у детей, они вспомнили о тюбетейке и захотели узнать «Какие национальности есть в их группе?».

В ходе бесед с детьми, выяснилось, что они не знают какой национальности их родители, бабушка или дедушка. Дети понимали, что Россия – многонациональное государство, но какая у них национальность до этого времени не задумывались. И лишь Варя знала, что её дедушка по маминой линии чеченец и смогла рассказать о национальном блюде своего народа - «Жижиг галнаш» чиченские галушки. (На слайд коллаж)

Анкетирование родителей показало, что в нашей группе большинство семей с русскими корнями. И есть татарскиечеченские и казачьи предки в семьях воспитаннико

 

На родительском собрании эти результаты были представлены и тогда было принято решение о реализации познавательного проекта. Так же родители предложили внести в проект мероприятие по ознакомлению детей с историей семьи «Генеалогическое древо».

Основываясь на полученные данные и интересе детей к национальному вопросу воспитатели совместно с родителями разработали проект «Наша многонациональная группа». В него было включено не только ознакомление с национальностями, которые присутствуют в семьях воспитанников, но и народами Севера Красноярского края.

Цель: расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх народов России через знакомство с представителями народностей из семей воспитанников (русских, татар, чеченцев, казаков) и народах Севера (долганы, ненцы, селькупы, якуты, тувинцы).

Задачи:

воспитывать интерес и чувства общности с людьми различных национальностей,

прикоснуться к истории казачества,

познакомить с историей основания города Ачинска: казачий острог,

формировать культуру межнационального взаимодействия детей в группе

Проект получился обширным. На протяжении трех месяцев дети, педагоги и родители познавали культуру разных народов и готовились к открытию мини - музея «В дружбе наша сила».

В течение первого месяца дети совместно с родителями приняли участие в акции «История одной фотографии», оформили «Генеалогическое древо» и подготовили небольшие выступления об обычаях, культуре той национальности, представители которой есть в их семье.

Акция «История одной фотографии» заключалась в том, что бы выбрать из семейного альбома фотографию своих прародителей и рассказать о их происхождении. Для этого в семье необходимо было провести кропотливую работу по поиску информации и семейному обсуждению её за круглым столом. Три семьи довели начатое исследование до завершения и предоставили результат.

Пока происходило знакомство с семейными корнями воспитатели познакомили детей с народными сказками: татарской «Знание всего дороже», русскими «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси - лебеди». Сказками народов Севера: «Кукушка», «Айгуль», «Гордый олень». Казачьи сказки: «Папаха», «Казак и лиса». Знакомство со сказками разных народов помогло расширить  словарь воспитанников, поддерживать их любознательность и воспитывать уважение к мудрости народных сказок.

Второй месяц посвящался знакомству с национальными костюмами, праздниками. Организуя вечера познавательных встреч с родителями мы познакомили детей с некоторыми обычаями, традициями, праздниками русских, татар, чеченцев, казаков. Словарь детей пополнился новыми словами: сабантуй, тюбетейка, калфак, папаха, ичеги, унты, чак – чак, курень, атаман, станица.

Посетив виртуальный музей казачества, дети узнали, как назывались первые жилища казаков. Узнали, что такое курень. Познакомились каким было внутреннее убранство казачьего куреня, предметы домашней утвари, одежды казака, казачки. Путешествие в прошлое было очень познавательно и интересно.

В этот месяц семьи подготовили коллажи «Блюдо моего народа». Воспитатели играли с детьми в дидактические игры: «Угадай бусину», «Собери картинку». «Заверши орнамент», «Одень куклу в национальный костюм», «Клуб путешествий», «Жители Севера».

В течение третьего месяца с детьми разучили народные подвижные  игры: русские «Ручеек», «Горелочки с платочком»; казачьи «Селезень и утка», «Золотые ворота»; татарские: «Подкова», «Спутанные кони». Игры народов севера «Белый шаман», «Олени и пастух». Дети с желанием играют в них на прогулке и в группе.

Открытием для всех участников проекта стал необычный подход – использование бусин с национальным орнаментом. Деревянные в начале – расписные по завершению проекта - они позволили в игровой форме «погрузить» детей в самобытный мир народного творчества и познакомили их с особенностями национального костюма, орнаментами разных народов, а так же национальной кухни. Бусины были для детей чудесными проводниками в мир национальной культуры и подпитывали интерес к новой информации. Они помогли донести до детей главное:

В реализации проекта активное участие принимали родители. Они помогли детям в сборе нужной информации, совместно с детьми подготовили сообщения о национальном костюме и блюде. Изучили национальные корни семьи и оформили генеалогическое древо. Для пополнения мини – музея «В дружбе наша сила» родители принесли семейные реликвии:

Завершился проект участием детей в муниципальном фестивале национальных культур «Мы вместе» на котором родители увидели своих детей, а так же воспитанников из детских садов г.Ачинск в национальных костюмах, исполняющих народную песню, танец и представляющих национальное блюдо. Этот праздник дружбы и народной культуры всем запомнился на долго. Дети, воодушевленные этим событием и немного огорченные, что проект подходит к концу, предложили подготовить для гостей семинара волшебные бусину, которые могут превратиться в счастливый талисман и для Вас уважаемые гости. А как это сделать вы узнаете на мастер-классе «Национальная бусина».

На этом выступление завершаю. Спасибо за внимание.