Технологическая карта урока литературы по теме «Образ Емельяна Пугачёва» (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Цель урока:
Образовательная: способствовать формированию понятия «приёмы раскрытия образа», определить образ Емельяна Пугачёва как натуру противоречивую, неоднозначную.
Развивающая: развитие коммуникативных навыков, речевой культуры, познавательных и творческих возможностей учащихся;
Воспитательная: помочь ученикам правильно оценивать поступки людей, способствовать пониманию обучающимися таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство".
Тип урока: урок систематизации знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: знать содержание повести, уметь выразительно читать, владеть навыками анализа повести, делать выводы.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, использовать навыки анализа на межпредметном уровне.
Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков.
Технология: развитие критического мышления
Приёмы смыслового чтения: чтение вслух, диалог с текстом, постановка вопроса-предположения, обращение к личному опыту.
Методы организации учебной деятельности обучающихся: беседа, частично-поисковый, работа с текстом.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ресурсы: Интернет-ресурсы, текстовой источник.
Организационная структура урока.
№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые умения (ууд)
1.
Организационный момент
Вступительное слово.
-Доброе утро, ребята.
Проверка готовности уроку
Приветствие
Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других
2.
Мотивация к учебной деятельности. Стадия вызова.
О каких героях идет речь?
«Трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из
ружья так и затрепещется»
Мария Миронова
Он был одет казаком и отрастил себе бороду
Алексей Швабрин
«Но жить убийством и разбоем – значит, по мне клевать мертвечину»
Петр Гринев
Сидел под образами в красном кафтане в высокой шапке и важно
подбочась
?
Емельян Пугачев
Благодаря какому писателю мы познакомились с героями повести «Капитанская дочка»
А.С.Пушкин
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
«Мозговой штурм»
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем
3.
Актуализация знаний, целеполагание
Давайте определим тему урока. (Рассмотрим образ Пугачева).
Что помогает получить представление о человеке? Откройте, пожалуйста, тетрадь, записываем дату, тему урока.
Определим цель нашего урока. (рассмотреть образ Пугачева; проанализировать эпизоды, связанные с образом Пугачева)
Внимание на экран !(текст на слайде)
Сергей Митрофанович Петров, литературный критик, писал, что «Пушкин изображает Пугачева, как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания, подчеркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом. Все эти черты дают нам облик подлинного Пугачева».
Согласны вы с этим высказыванием?
Наша работа на уроке поможет нам подтвердить или опровергнуть это высказывание.
Отвечают на вопросы, записывают в тетрадь тему урока
Устные ответы.
Личностные: оценивание своего ответа; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.
4.
Формирование новых знаний. Работа с текстом.
Стадия осмысления.
На сегодняшнем уроке работают 4 группы. У каждой группы свое задание. В ходе выступления каждой группы каждый из вас сможет заполнить таблицу, которая поможет при выполнении домашнего задания.
Консультанты оценивают работу каждого в группе. Приступаем к работе. На обсуждение у вас 5 минут.
Что говорят о Пугачеве?
Что говорит Пугачев?
Основные качества
1.Письмо капитану Миронову.
2. Появление Пугачева.
3. Пугачев в Белогорской крепости.
4. «Военный совет» Пугачева в комендантском доме.
1 группа. (подтвердить цитатами)
С чем связано появление Пугачева в романе «Капитанская дочка»? (с взятием крепости)
Кто сообщает о Пугачеве?
Каким видим в этом письме Емельяна Пугачева?
Выбрать 3 качества, присущие этому герою (записать в последнюю графу таблицы).
Умный
Жестокий
Великодушный
Беспощадный
Страшный
Честный
2 группа(подтвердить цитатами)
При каких обстоятельствах появляется Пугачев в романе?
Прочитайте диалог с трактирщиком. Каковы особенности речи Пугачева?
Почему Пушкин называет диалог вожатого и хозяина постоялого двора «иносказательным разговором»? Как вы понимаете этот разговор, о чем он?
Выбрать 3 качества, присущие этому герою (записать в последнюю графу таблицы).
Близок к народу
Великодушный
Умный
Надежный
Сметливый
3 группа. (подтвердить цитатами)
Почему так быстро удалось Пугачеву взять крепость?
С какой стороны открывается Пугачёв в сцене суда?
Выбрать 3 качества, присущие этому герою (записать в последнюю графу таблицы):
Справедливый
Хладнокровный
Самоуверенный
Коварный
Злой
4 группа. (подтвердить цитатами)
Каким предстает Пугачев во время «военного совета» в комендантском доме?
Почему Пугачев простил дерзкие и правдивые речи Гринева?
Выбрать 3 качества, присущие этому герою (записать в последнюю графу таблицы):
Справедливый
Отважный
Смелый
Благородный
Отчаянный
-Выступления групп.
Слушают, отвечают на вопросы учителя, консультантов, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
«Зигзаг».
Устные ответы, работа в группах.
Личностные: ориентация в межличностных отношений; регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.
5.
Минута релаксации
А сейчас уделим минутку нашему здоровью. Поморгали глазками, посмотрели в окно, закрыли глаза. Открыли. Приступаем к работе.
Выполняют упражнения.
Здоровьесберега ющая технология
Познавательные: учащиеся сменили вид деятельности и могут продолжать урок.
6.
Закрепление, выводы, итог урока.
Давайте вспомним сказку, рассказанную Пугачевым Гриневу.
Что раскрывает эта сказка?
Мы рассмотрели эпизоды с участием Емельяна Пугачева. В разговоре с трактирщиком он один из народа; в письме, написанном властями, он совершенно другой. При взятии крепости он выступает в роли военачальника. Так какой он? Что помогло прийти к такому выводу?
Ваша работа помогла раскрыть образ Пугачева. Возвращаясь к высказыванию С.М.Петрова (слайд), мы готовы согласиться или опровергнуть его. Ваше мнение.
Пересказ сказки, ответы на вопросы.
Словесная форма.
Личностные: формирование способности к самоучению, саморазвитию; Регулятивные: овладение навыками самоорганизации Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
7.
Рефлексия.
Составить синквейн. (Пугачев).
Работают в тетради
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. познавательные: рефлексия; личностные:
смыслообразование.
8.
Выставление оценок. Домашнее задание.
Все сегодня молодцы, работали замечательно. Всем ставлю оценку 5. .
Д/з: ( дифференцированное)
1. написать характеристику Пугачева.
2. Письменный ответ на вопрос: «О чем бы вы спросили Пугачева, если бы встретились с ним в наши дни?»
Запись домашнего задания
Словесная форма.
Познавательные: умение делать выбор и обосновывать его. Личностные: осознают необходимость закрепления знаний.