Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5»
(Детский сад № 5)
адрес: 623401, Свердловская область, город Каменск-Уральский, улица Карла Маркса, 77
Проект
«Формирование основ экологической грамотности
у детей старшего дошкольного возраста
через знакомство с произведениями
писателя Виталия Бианки»
Разработчик:
воспитатель
Ржавина Н.И., высшая квалификационная категория
Каменск-Уральский
2023 год
Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: игровой, познавательный, творческий
По содержанию: ребенок и природа
По количеству участников проекта: группа детей 5 – 6 лет
По времени проведения: продолжительный (1 год)
По характеру контактов: в рамках группы, в контакте с семьей
Актуальность проблемы
Взаимодействие человека с природой в наш современный век складывается очень непросто. Слишком часто люди стали одерживать победу над природой, но обольщаться этими победами нельзя, так как за каждую победу природа мстит человечеству. Совершенно очевидно, что необходимо менять отношение общества к природе, чтобы сохранить мир в безопасности. В связи с этим, тема экологического воспитания подрастающего поколения становится актуальной как никогда. В период дошкольного детства закладывается фундамент дальнейшего осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на всю жизнь останутся в памяти человека.
Экологическое воспитание – это не просто дань «модному» направлению в дошкольной педагогике – это формирование любви и ценностного отношения к природе, экономичного и бережного природопользования, восприятия себя частью природного мира. Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив и зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. У педагогов и родителей главная цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя.
Понимая ценность экологического воспитания, видя недостаток в знаниях детей и в то же время их заинтересованность, любознательность, я пришла к выводу о необходимости углубленной работы по разделу «Экологическое воспитание», через чтение художественной литературы. Литература предоставляет богатый материал, на основе которого и воспитывается подрастающее поколение. Одним из писателей, который помогает детям познать огромный мир природы, является В. Бианки. Произведения Виталия Бианки отличаются яркой экологической направленностью. На основе его сказок и рассказов можно воспитать любовь и уважение к природе, учить понимать природу и ее особенности; можно не только воспитывать моральные, этические и нравственные качества, но и давать знания о строении, повадках, среде обитания животных и птиц.
Важную роль по экологическому воспитанию детей играет тесная взаимосвязь в работе детского сада и семьи. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Нравственные нормы экологической культуры закладываются, прежде всего, в семье: культура поведения родителей во многом определяет культуру ребенка. Но нужно отметить, что родители не всегда объясняют детям, что к природе нужно относиться бережно, не понимают важность и возможность экологического воспитания детей через чтение художественной литературы. Проанализировав ситуацию, пришла к выводу о том, что приобщение родителей к экологическому воспитанию через семейное чтение литературных произведений укрепит и расширит взаимодействие детского сада и семьи и их понимание важности привития детям с детства любви к окружающему миру природы. Ведь только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость привития детям любви к миру природы, формирование у них экологических знаний и представлений через ознакомление с творчеством В.Бианки и с другой - не достаточным уровнем самостоятельного получения знаний дошкольниками и отсутствием компетенции родителей в данном направлении, привели к выбору темы проекта.
Знакомя детей с творчеством писателя, мы уделяем внимание не только духовному, но и экологическому воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус. У детей развивается стремление выражать своё отношение к окружающему, оценить поведение героев произведений, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого, самостоятельно находить различные речевые, изобразительные средства: отражать свои впечатления в конструировании из бумаги в технике оригами.
Уверена, что знакомство детей с природой через творчество писателей способствует гармоничному развитию личности и является средством формирования у них духовности. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать природу.
Цель проекта:
создание системы работы по разностороннему развитию (
экологическому воспитанию,
познавательной активности,
конструированию
в технике оригами
) детей старшего
дошкольного возраста через ознакомление с творчеством пи
сателя
В.
Бианки
.
Задачи проектной деятельности
:
Познакомить с литературным
творчеством В. Бианки
, расширять представления детей о животном мире через произведения писателя.
Воспитывать интерес, добрые чувства и любовь к животным, умение замечать красоту природы посредством произведений писателя.
Способствовать развитию речи, внимания, памят
и, мышления, любознательности, мелкой моторики, глазомера, координации «глаз-рука»
.
Продолжать знакомить
с техникой оригами
, базовыми формами;
учить навыкам самостоятельного складывания простых в изготовлении моделей оригами (по образцу, устным инструкциям, по показу, по
операционным картам)
.
Расширять представления родителей о детской литературе, приобщать к семейному чтению.
Обеспечение проектной деятельности
1.Ю.И.Соловьева. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка. Вестник: Педагогика. Психология, 2005, с.66-74
2.Филиппова Т. Под зеленым абажуром. Журнал Библиотечное дело, №12, с.1
3.Безрукова С.В. Я люблю читать: книга для детей и родителей, С.В. Безрукова. – Ростов н/д: Феникс, 2001, с.146
4.Лутошкина И. Как увлечь ребенка книгой, Домашнее воспитание, 2004, №1, с.7
5.Тихомирова И.И. Виктор Острогорский как теоретик и методист семейного чтения, Семейное чтение в год семьи, Сост: Т.Д.Жукова, М.: Русская школьная библиотека,
2008, №5, с.78-84
6.Гр. Гроденский «Виталий Бианки». Критико-биографический очерк. Москва Издательство «Детская литература», 1966год.
7.Виталий Бианки «Рассказы и сказки»
Казань, Татарское книжное издательство, 1981.
8.Дмитриев Ю. «Рассказы о книгах Бианки»
Москва «Книга», 1973.
9.Бианки В.В. Лесная газета
10. «Я познаю мир. Детская энциклопедия: Литература»
М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997
Предполагаемый результат
Ребенок:
-интересуется художественной литературой, обладает начальными представлениями о природном мире;
-понимает, что книга - не только развлечение, но и источник познавательных знаний;
-проявляет интерес, добрые чувства и заботу к животным, стремиться любить и беречь природу;
-умеет слушать и отвечать на вопросы, отражает свои впечатления о животном мире в рисунках и поделках.
Родители:
-понимают важность экологического воспитания через ознакомление с художественной литературой;
-активно взаимодействуют с педагогом.
Методы проекта:
- словесный: чтение художественных произведений, беседа, объяснение;
- наглядный: демонстрация, иллюстрации;
- практический: упражнение;
- игровой: подвижные игры;
- наблюдение; совместная и самостоятельная деятельность.
Условия реализации проектной деятельности
книги В. Бианки;
иллюстрации
;
видео и аудиозаписи по теме;
материалы для
конструктивной деятельности
.
Стратегия осуществления проектной деятельности
Проект предусматривает организацию взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности; направлен на экологическое воспитание и развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с творчеством писателя В.Бианки.
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы «Детский сад № 5»: с детьми 5-6 лет - в совместной деятельности во второй половине дня четыре раза в месяц.
Этапы реализации проекта
:
№
Этапы деятельности
Содержание этапа
Концептуальный
(август 2023 г.)
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
Формулирование задач и цели проекта.
Разработка перспективного плана работы в рамках проекта и подбор материала
Исходно - диагностический
(сентябрь 2023 г.)
Оценка уровня развития компетенций детей в деятельности.
Деятельностный (сентябрь 2023г. – май 2024 г.)
Деятельность в соответствии с планом мероприятий.
Итогово-диагностический
(май 2024 г.)
Анализ и обобщение результатов развивающей работы.
XI. Содержание проектной деятельности
План работы с детьми
Календарно-тематический план мероприятий
2023-2024 учебный год
Образовательные области
Речевое развитие
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Виды деятельности
Восприятие художественной литературы
Познавательно-исследовательская деятельность
Конструирование из бумаги - оригами
Игровая и коммуникативная деятельность
Сентябрь 1 неделя
Сентябрь 2 неделя
Сентябрь 3 неделя
Сентябрь 4 неделя
Чтение сказки «Мышонок Пик» - «Как мышонок попал в мореплаватели»
Беседа по сказке «Мышонок Пик».
Мышка
Подвижная игра «Мышеловка» (Приложение 1)
Октябрь 1 неделя
Октябрь 2 неделя
Октябрь 3 неделя
Октябрь 4 неделя
Чтение и беседа по сказке «Дятел и малиновка»
Дятел
Игра малой подвижности «Дятел» (Приложение 1)
Ноябрь 1 неделя
Ноябрь 2 неделя
Ноябрь 3 неделя
Ноябрь 4 неделя
Чтение и пересказ рассказа «Купание медвежат»
Беседа «Как звери готовятся к зиме»
Медведь
Подвижная игра «Медведи и пчёлы» (Приложение 1)
Декабрь 1 неделя
Декабрь 2 неделя
Декабрь 3 неделя
Декабрь 4 неделя
Чтение и беседа по сказке «Теремок»
Беседа о зимующих птицах
Сыч (сова)
Подвижная игра «Совушка» (Приложение 1)
Январь 2 неделя
Январь 3 неделя
Январь 4 неделя
Январь 5 неделя
Чтение и пересказ сказки «Снежная книга»
Беседа о диких животных
Лиса
Подвижная игра «Хитрая лиса» (Приложение 1)
Февраль 1 неделя
Февраль 2 неделя
Февраль 3 неделя
Февраль 4 неделя
Чтение и беседа по сказке «Глаза и уши»
Беседа об обитателях озер и болот
Лебедь
Подвижная игра «Гуси - лебеди» (Приложение 1)
Март 1 неделя
Март 2 неделя
Март 3 неделя
Март 4 неделя
Чтение и пересказ рассказа «Лесные домишки»
Беседа о перелётных птицах
Ласточка
Подвижная игра «Ласточка без гнезда» (Приложение 1)
Апрель 1 неделя
Апрель 2 неделя
Апрель 3 неделя
Апрель 4 неделя
Чтение и пересказ рассказа «Подкидыш»
Беседа «Как появляется птица»
Птичка в гнёздышке
Подвижная игра «Птички в гнёздышках» (Приложение 1)
Май 2 неделя
Май 3 неделя
Май 4 неделя
Май 5 неделя
Чтение и беседа по сказке «Как Муравьишка домой спешил»
Беседа о насекомых
Жук
Подвижная игра «Паук и мухи» (Приложение 1)
План работы с родителями
Формы работы
Сроки
Родительское собрание
сентябрь 2023
Фотогазета «Читаем дома книги В.Бианки»
ноябрь 2023
Эколого - физкультурное развлечение
февраль 2024
Открытая педагогическая форма «Любимые герои сказок В.Бианки»
март 2024
Выставка поделок детей
апрель 2024
Родительское собрание
май 2024
Приложение 1
Подвижная игра «Мышеловка»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: совершенствовать координацию движений и ловкость.
Игроки делятся на 2 группы. Одни образуют круг – «мышеловку». Другие – «мыши» - находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, идут по кругу, подняв сцепленные руки вверх, и говорят: Ах, как мыши надоели, развелось их просто страсть. Всё погрызли, всё поели, всюду лезут – вот напасть. Берегитесь же, плутовки, доберёмся мы до вас. Вот поставим мышеловки – переловим всех за раз. В процессе произнесения слов дети – «мыши» вбегают в круг, подлезая под сцепленные руки, и выбегают из круга. По окончании слов мышеловка закрывается – дети опускают руки. Те, кто остался в кругу, считаются пойманными. Они встают в круг – мышеловка увеличивается Отмечаются самые ловкие мыши.
Игра малой подвижности «Дятел»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: продолжать учить положительному взаимодействию друг с другом. Закрепить умение действовать согласно правилам.
Дети собираются на площадке, выбирают водящего – дятла. Все играющие встают в пары и образуют круг, дятел встает посередине. Играющие ходят по кругу, и все вместе говорят слова:
Ходит дятел по житнице,
Ищет зернышко пшеницы.
Дятел отвечает:
Мне не скучно одному,
Кого хочу, того возьму.
С этими словами он быстро берется за руку одного из играющих и встает в круг. Оставшийся без пары встает в середину круга, он дятел. Игра повторяется.
Подвижная игра «Медведи и пчёлы»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: развивать быстроту и ловкость.
Участвуют 2 команды, одна команда – «медведи», другая – «пчёлы». Пчёлы стоят в «доме» - на возвышении. На расстоянии 3-4 м от «дома пчёл» отмечается линия леса – «дом медведей» На противоположной стороне на расстоянии 7-8 м от «дома пчёл» - «луг». По сигналу пчёлы летят на луг за мёдом и жужжат. В это время медведи забираются в улей и «лакомятся» медом. По сигналу: «Медведи!» пчёлы летят к своим ульям и пятнают («жалят») тех медведей, которые не успели убежать в лес. Пойманные медведи остаются в игре. Игра повторяется 2-3 раза, затем дети меняются ролями. Выигрывает команда, запятнавшая большее количество медведей. При повторении игры дети меняются ролями.
Подвижная игра «Совушка»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: формировать творческое воображение.
Игроки (жучки, паучки, мышки, бабочки) находятся на площадке, водящий – «совушка» сидит в гнезде. Со словами «День наступает – всё оживает!» игроки передвигаются по площадке, выполняя имитационные действия. Со словами: «Ночь наступает – всё замирает!» дети останавливаются и замирают в неподвижной позе. Совушка выходит на охоту и забирает с собой тех игроков, которые пошевелились. Совушке нельзя долго наблюдать за одним и тем же игроком.
Подвижная игра «Хитрая лиса»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: развивать ловкость и быстроту.
Игроки стоят в кругу в центре площадки. По команде дети закрывают глаза, а педагог выбирает водящего – «хитрую лису», касаясь плеча одного из игроков. Хитрая лиса молчит и ничем себя не выдаёт. Дети открывают глаза и хором три раза спрашивают: «хитрая лиса, где ты?» Хитрая лиса прыгает в центр круга и говорит: «Я тут!» Дети разбегаются, а хитрая лиса старается их догнать и запятнать. Игра повторяется 3-4 раза. В конце игры подсчитывают пойманных игроков и выбирают нового водящего. Пойманные игроки временно выбывают из игры.
Подвижная игра «Гуси - лебеди»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: развивать ловкость и быстроту.
Выбирают детей на роль «волка» и «пастуха», остальные игроки – «гуси». На одной стороне площадки (в «доме») находятся гуси, на противоположной - «пастух». Сбоку «логово волка», остальное место – «луг». Пастух зовёт гусей на луг. - Гуси, Гуси! - Га-га-га! - Есть хотите? - Да! Да! Да! - Так летите! - Нам нельзя! Серый волк под горой не пускает нас домой! - Так летите, как хотите, только крылья берегите! Гуси перебегают через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их догнать и запятнать. Пойманные гуси остаются в игре, а пастух и волк – другие дети.
Подвижная игра «Ласточка без гнезда»
Инвентарь: обручи малого диаметра по количеству детей.
Цель игры: воспитывать внимание и ловкость.
На площадке в свободном порядке расположены обручи – «гнёзда» по количеству детей. Игроки – «ласточки» бегают по площадке в разных направлениях, обегая гнёзда, а педагог убирает 1 или 2 обруча. По звуковому сигналу ласточки занимают любое гнездо. Игроки, которым не хватило обруча, - ласточки без гнезда. Игра повторяется 3-4 раза, ласточки без гнезда остаются в игре. Во время бега не наступать на гнёзда.
Подвижная игра «Птички в гнёздышках»
Инвентарь: обручи большого диаметра
Цель игры: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
С одной стороны площадки свободно разложить 3-4 больших обруча («гнёздышки») - «в гнезде живёт несколько птиц». На сигнал: «Полетели птицы в гнёзда» - дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» - и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. По сигналу воспитателя «Полетели птички в гнёзда!», дети бегут к обручам - в каждый обруч встают 2-3 детей. Игра повторяется.
Воспитатель следит, чтобы они не толкались, а помогали друг другу встать в обруч, использовали всю площадь, выделенную для игры.
Подвижная игра «Паук и мухи»
Инвентарь: обруч с натянутой по диагонали в разных направлениях резинкой.
Цель игры: развивать ловкость и координацию.
На одной стороне площадки находится «паутина» (обруч), которую педагог удерживает вертикально полу. Водящий – «паук» находится за паутиной. Остальные игроки – «мухи», разбегаются по всей площадке – «летают, жужжат». По команде: «Паук!» мухи замирают, останавливаясь в том месте, где их застал сигнал. Паук пролезает через обруч – паутину и смотрит. Тех мух, которые пошевелились, паук отводит в паутину. После 2-3 повторений подсчитывается количество пойманных мух, выбирается новый водящий. Новый водящий выбирается из числа самых ловких мух.