Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15
Левина Ирина Юрьевна
Учитель технологии
Конспект урока
«Натуральные волокна растительного происхождения»
5 класс
Урок по предмету «Технология». 5 класс
«Натуральные волокна растительного происхождения»
Цель урока: формировать представление о текстильных волокнах растительного происхождения и их свойствах; сформировать понятия: волокно, материаловедение.
Задачи обучения: ознакомить учащихся со способом изготовления нитей и тканей из волокон; развивать способность работать в паре, группе; воспитывать бережное отношение к дарам природы.
Планируемые результаты:
Ученик должен знать:
Способы изготовления нитей
Свойства волокон и тканей растительного происхождения
Ученик должен уметь:
Различать хлопковую и льняную ткань
Формирование УУД.
Познавательные: уметь анализировать и сравнивать, передавать информацию в выборочном виде, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи (последовательность получения ткани из растений)
Регулятивные: уметь анализировать свою работу (достижение цели)
Коммуникативные: уметь строить учебное взаимодействие в паре, группе;
Личностные: умение применять знания на практике.
Оборудование: ноутбук, телевизор
Дидактическое обеспечение: презентация, учебник, видеоматериал, коллекции х/б и льняных тканей,
Форма проведения урока: урок-игра.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, дорогие ребята!
Громко прозвенел звонок
Начинается урок
На меня все посмотрели
Улыбнулись и присели.
Учитель – предлагает ответить детям на вопрос. Какую одежду носили люди в старину?
Дети – отвечают (предполагаемые ответы детей)
Учитель – Молодцы, ребята!
Учитель – Из чего ее шили?
(Предполагаемые ответы детей):
Учитель –Задумывались ли вы над тем, как появилась ткань?
(Предполагаемые ответы детей)
Учитель – Из чего мог получить первую ткань человек?
(Предполагаемые ответы детей)
Учитель – Можете предположить, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
(Предполагаемые ответы детей)
Учитель – Сформулируем тему урока «Натуральные волокна растительного происхождения»
Учитель – Что мы должны узнать и чему научиться на этом уроке?
(Ответы учащихся)
Должны узнать, как получается ткань из растений, какими свойствами обладают х/б и льняные ткани; научиться различать ткани.
Учитель: мы начинаем изучать новый раздел «Материаловедение». Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну по имени Ткань. Ткань, чтобы стать тканью, проходит очень длинный путь, который мы вместе с вами попробуем сегодня проследить.
II. Проверка знаний (Вопросы и задание)
Учитель –Для того чтобы вы поняли тему урока внимательно вчитайтесь в неё. Попробуем разобрать смысл каждого слова. «Натуральные волокна растительного происхождения»
Учитель – Как понимаете слово «натуральные»? Натуральный- настоящий, подлинный, природный. (По Ожегову)
Учитель: Как понимаете смысл словосочетания «Натуральные волокна»? Волокна, которые дает природа.
Учитель: Разберем словосочетание «растительного происхождения». Растительный -добываемый из растений. (По Ожегову)
Тема урока: Натуральные волокна растительного происхождения. – запись в тетрадь
Учитель – Посмотрите на кусочек ткани, из чего она состоит? (Предполагаемые ответы детей) из нитей… А нити из чего состоят…волокон
III. Изучение нового материала
Сырьем для производства ткани является текстильное волокно. Текстильное волокно – это волокно, используемое для изготовления пряжи, ниток, тканей. С древнейших времен и до конца XIXвека единственным сырьем для производства текстильных материалов служили натуральные волокна, которые получали из различных растений или шерсти животных. Из волокон растительного происхождения наиболее известных хлопок и лен.
Учитель – сейчас посмотрим небольшую презентацию и коллекцию производства х/б и льняных тканей. Работа с учебником. (стр.120-123)
Запись в тетрадь: Классификация волокон стр.121.
Учитель – сейчас разделимся на 2 команды. Выберите капитана и придумайте название Вашей команды.
Первый конкурс на лучшего сборщика хлопка, выходят по одному человеку из команды и при помощи зубочистки собирают «с поля» (из коробки) ватные шарики в корзину команды). Время сбора -2 минуты. Команда, собравшая больше ватных шариков, получает 1 балл.
После сбора хлопка и уборки льна, очищенные и рассортированные волокна везут на прядильную фабрику. Там из волокон прядут нити. Нить, полученная при скручивании волокон, называется пряжей.
Попробуем и мы с вами получить нить. От команды выходят 3 человека. (Команды получают по три ленточки равной длины. Одна участница держит в руке все три ленты, три других участника – держат второй конец ленты. Их задача заплести косичку из трех лент, при этом участникам необходимо передвигаться в определенном порядке, чтобы косичка была ровной). Побеждает команда, которая быстрее и ровнее заплетет косу. Время 1 минута. 1 балл.
Полученную нить наматывают на специальные большие катушки-бобины. На фабрике этим занимаются прядильщицы и мотальщицы, а помогают им специальные станки: прядильные и мотальные машины.
И сейчас у нас будет конкурс на лучшую мотальщицу. (Команда получает ленту 5метров.Задача капитана команды как можно быстрее смотать ее в аккуратный моточек. 1 балл (кто быстрее смотает)
Затем готовые нити отправляют в ткацкий цех, где из них на ткацких станках путем переплетения нитей, ткут ткань. Самое простое переплетение полотняное.
Конкурс 2 человека из команды выходят, и ваша задача выполнить полотняное переплетение. Листы бумаги и полоски, переплетаем через одну полоску и подклеиваем. Кто правильно выполнил переплетения получает 3 балла.
Итак, ткань соткана. Ткань с ткацкого станка выходит суровая и чтобы ткань похорошела и повеселела, ее нужно обработать специальными веществами, отбелить. Они же окрашивают ткани, применяя целую радугу цветов.
Конкурс выходят по одному человеку из команды, рисунок на ткани. Каждая команда получает белое вафельное полотенце и наносит рисунки фломастером.
V. Домашнее задание
Параграф 17, заполнить таблицу на стр.125, вопросы и задания.
VI. Уборка на рабочем месте
VII. Подведение итогов урока учителем
Подведение итогов. Чья команда набрала больше очков, получают отличную оценку в журнал.
VIII. Рефлексия
Учитель – Ребята, мне очень понравилась ваша работа. Отгадайте загадку: у чего есть лицо, а нет затылка? Конечно, у ткани. Мы побывали в удивительной стране по имени Ткань. Вы узнали, какой путь проходит волокно, прежде чем стать одеждой.
Учитель – задаёт вопросы:
1) Было ли вам интересно на уроке?
2) С каким настроением вы работали?
3) Чему вы научились?
4) Что меня удивило?
Список используемой литературы:
1.Технология: 5 класс: учебник / Е.С. Глозман, О.А. Кожина, Ю.Л.
Хотунцев и др.–3-е изд., стер. –М.: Просвещение, 2022 – 365, [3] с.:ил.
2.Технология. Обслуживающий труд.5 кл.:учебник для общеобразовательных учреждений /О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, Е.С. Маркуцкая. –М.: Дрофа, 2019. –287, [1] с ил.