Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе: «Проделки Деда Буквоеда»

Задачи: Учить называть слова с заданным звуком. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание гласных и согласных звуков Совершенствовать грамматический строй речи; развивать умение грамотно отвечать на поставленные педагогом вопросы.

Материалы: Сундучок с семью замками, письмо от Деда Грамотея, ключи с заданиями, картинки на загадки: шар, радуга, бабочка, лук, жук, лиса; мяч; картинки красного и синего домиков, буквы.

Ход непосредственно- образовательной деятельности:

Организационный момент:

Воспитатель:

Художественное слово:

Утром встали малыши

В детский садик свой пришли

Вам мы рады как всегда!

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь друзья (дети здороваются)

Посмотрю на ваши лица

С кем бы мне здесь подружится?

Я- Любовь Николаевна,

Я – Бану,….

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришло письмо. Давайте посмотрим от кого же оно, откроем его и прочитаем

«Дорогие дети старшей группы «Сказка»!

Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Дед Грамотей.»

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?  Я надеюсь, что мы с вами станем отличной командой умных и грамотных детей.

Прежде, чем приступить к заданиям, давайте вспомним правила:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

 Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

Воспитатель: А, вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Художественное слово:

Палочки волшебные

Есть у меня, друзья,

Палочками этими

Рисует детвора

Башню, дом и самолет

И большущий пароход

Дети: Карандаши! Надо искать там, где карандаши!

(Воспитатель вынимает ключ из-под стаканчика с карандашами)

А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием – один замок откроем!

Задание №1.

Воспитатель: Дед Грамотей решил проверить какие вы умненькие дети и предлагает ответить на вопросы. Так как, в стране Деда Грамотея живут звуки и буквы, вспомните, чем буквы отличаются от звуков?

Дети: (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

Воспитатель: Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

Дети: (наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

Воспитатель: Какими бывают звуки? 

Дети: (звуки бывают согласными и гласными)

Воспитатель: Какие звуки мы называем гласными? 

Дети: (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

Воспитатель: Какими бывают согласные звуки? 

Дети: (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

Воспитатель: Каким цветом обозначается твердый согласный звук?

Дети: (синим)

Воспитатель: Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? 

Дети: (зеленым)

Воспитатель: Каким цветом обозначаются все гласные звуки? 

Дети: (красным)

ВоспитательМолодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок) 

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Художественное слово:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание).

Задание №2.

Воспитатель: У Деда грамотея разбежались буквы и теперь не могут найти свои домики. Поможем им попасть в свои домики?

(на полу лежат буквы, дети берут по букве и помещают возле красного и синего домика).

Хорошо, с этим заданием справились!

(«вставляем» ключ во второй замок)        

Воспитатель: Ну что готовы к следующему заданию?

Задание №3.

Воспитатель: Задание такое: поиграть в игру «Назови признаки».

В стране у Деда Грамотея живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов. Однажды он забыл про них, начал вспоминать, но ничего вспомнить не смог. Давайте поможем Дедушке!

 - Матрешка из дерева…

- Сумка из кожи…

- Если ручка сделана из пластмассы, то…

-Дом из кирпича…

-Ваза сделанная из стекла…

-Сок из яблок…

-Игрушка из резины….

Луч солнца….

Кораблик из бумаги…

(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок третий ключ)

Воспитатель: Ну, а, чтобы нам найти Четвёртый ключик, отгадаем ещё одну загадку

Кто на солнышке цветет?

Кто пчеле подарит мед? (Цветок)

Воспитатель: Ищем ключ где у нас цветы.

Воспитатель: Задание здесь такое: Нам нужно отгадать загадки, и посчитать сколько слогов в слове.

(дети отгадывают загадку, находят картинку с отгадкой и прохлопывают слово).

Художественное слово:

Лёгкий, воздушный,
Ветерку послушный.
Надутый-он летает,
А сдутый-отдыхает.
Если сильно по нему хлопнуть,
То он тут же может лопнуть.(Шар)

Что за чудо-коромысло

После дождика повисло?

Очень яркое, цветное,

А красивое какое! (Ра-ду-га)

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел -

Он вспорхнул и улетел. (Ба-боч-ка)

Тёплым днем, весною, в мае

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский. (Жук)

Очень хитрая она:

Съела в сказке колобка,

Кур ворует, петухов.

Кто назвать её готов? (Ли-са)

Он зелёный, полосатый,

Внутри алый и крупчатый.

Всем приятен он на вкус...

Как зовут его? (Ар-буз)

Воспитатель: Молодцы, справились с четвёртым заданием. Вот, держите ключик! У нас уже четыре замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём.

Физкультминутка «Буквы веселятся».

В этой волшебной стране все буквы любят веселиться. Слушайте и повторяйте за мной.

В старом дереве дупло. Это домик буквы О- делаем круг руками.

Рядом с нею на суку примостилась буква У- присели на корточки

В гости к ним издалека прибежала буква А- бежим на месте

У вороны на спине прилетела буква Э- машем руками – крыльями

Буквы стали веселиться: и смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко, то захлопают в ладошки,

То плясать они начнут, то присядут отдохнуть. - выполняем движения по тексту.

Воспитатель: Пятый ключ будем искать вот где:

Художественное слово:

Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)  

Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!

Задание №5. 

Игра с мячом «Назови одним словом»

(Воспитатель называет группу слов, дети называют обобщающее слово, для этой группы)

-тарелка, кастрюля, чайник, ложка. (Посуда)

-диван, стул, стол, кровать, шкаф. (Мебель)

-помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец. (Овощи)

-самолет, машина, поезд, грузовик, корабль. (Транспорт)

-повар, шофер, плотник, продавец, врач. (Профессии)

Воспитатель: Вот и с этим заданием мы справились. (открываем пятый замок)

Воспитатель:Давайте будем искать следующий ключ. Слушаем подсказку:

Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
Дети: Машина.

(Находят ключ, где стоят машины).

Задание № 6.

Упражнение «Исправьте ошибку».

Воспитатель: Дед Грамотей любит писать разные рассказы, но в этот раз, он что-то напутал, давайте исправим ошибки.

В

оробей

ю

ркий

крошки

собирать

(Юркий воробей собирает крошки).

П

рыгать

весело девочка (Девочка весело прыгает).

Р

исовать

Миша

машину

(Миша рисует машину).

Р

астут

в

лесу

сосна (В лесу растет сосна).

П

ить

к

ошка

молоко

(Кошка пьет молоко).

Цветы

в

вазе

стоять

(В вазе стоят цветы).

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились! (открываем шестой замок)

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Очень много окон в нем.
Мы живем в нем. Это…
(Дом)

Дети: будем искать где у нас домик (находят ключ)

Воспитатель: Слушайте последнее, седьмое задание!

Воспитатель предлагает детям сделать звуковой анализ слова КЛАД. (Дети рассаживаются за столы, и каждый работает в кассах, один ребёнок, который закончил первым, работает у доски)

Воспитатель: Сколько звуков мы слышим в слове клад?

Какой первый звук в этом слове?

Дети: звук [К], согласный звук.

Воспитатель: Какой фишкой мы обозначаем этот звук?

Дети: синей фишкой.

Воспитатель: Какой второй звук в этом слове?

Дети: звук [Л], согласный звук, обозначается синей фишкой.

Воспитатель: Какой третий звук в слове клад?

Дети: Звук [А], гласный звук, обозначается красной фишкой.

Воспитатель: Какой четвёртый звук мы слышим в этом слове?

Дети: Звук [T]- согласный звук, обозначается синей фишкой.

Воспитатель: Ребята, я хочу открыть вам секрет, что в слове клад мы слышим [T], а пишем [Д].

Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием.

После выполнения задания дети получают седьмой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Сокровища! Спасибо Деду Грамотею!

Воспитатель: Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Воспитатель: Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь можно поиграть с вашими сокровищами.