Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе: «Проделки Деда Буквоеда»
Задачи: Учить называть слова с заданным звуком. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание гласных и согласных звуков Совершенствовать грамматический строй речи; развивать умение грамотно отвечать на поставленные педагогом вопросы.
Материалы: Сундучок с семью замками, письмо от Деда Грамотея, ключи с заданиями, картинки на загадки: шар, радуга, бабочка, лук, жук, лиса; мяч; картинки красного и синего домиков, буквы.
Ход непосредственно- образовательной деятельности:
Организационный момент:
Воспитатель:
Художественное слово:
Утром встали малыши
В детский садик свой пришли
Вам мы рады как всегда!
Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь друзья (дети здороваются)
Посмотрю на ваши лица
С кем бы мне здесь подружится?
Я- Любовь Николаевна,
Я – Бану,….
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришло письмо. Давайте посмотрим от кого же оно, откроем его и прочитаем
«Дорогие дети старшей группы «Сказка»!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Дед Грамотей.»
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи? Я надеюсь, что мы с вами станем отличной командой умных и грамотных детей.
Прежде, чем приступить к заданиям, давайте вспомним правила:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Воспитатель: А, вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Художественное слово:
Палочки волшебные
Есть у меня, друзья,
Палочками этими
Рисует детвора
Башню, дом и самолет
И большущий пароход
Дети: Карандаши! Надо искать там, где карандаши!
(Воспитатель вынимает ключ из-под стаканчика с карандашами)
А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием – один замок откроем!
Задание №1.
Воспитатель: Дед Грамотей решил проверить какие вы умненькие дети и предлагает ответить на вопросы. Так как, в стране Деда Грамотея живут звуки и буквы, вспомните, чем буквы отличаются от звуков?
Дети: (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
Воспитатель: Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
Дети: (наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)
Воспитатель: Какими бывают звуки?
Дети: (звуки бывают согласными и гласными)
Воспитатель: Какие звуки мы называем гласными?
Дети: (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
Воспитатель: Какими бывают согласные звуки?
Дети: (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)
Воспитатель: Каким цветом обозначается твердый согласный звук?
Дети: (синим)
Воспитатель: Каким цветом обозначается мягкий согласный звук?
Дети: (зеленым)
Воспитатель: Каким цветом обозначаются все гласные звуки?
Дети: (красным)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Художественное слово:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание).
Задание №2.
Воспитатель: У Деда грамотея разбежались буквы и теперь не могут найти свои домики. Поможем им попасть в свои домики?
(на полу лежат буквы, дети берут по букве и помещают возле красного и синего домика).
Хорошо, с этим заданием справились!
(«вставляем» ключ во второй замок)
Воспитатель: Ну что готовы к следующему заданию?
Задание №3.
Воспитатель: Задание такое: поиграть в игру «Назови признаки».
В стране у Деда Грамотея живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов. Однажды он забыл про них, начал вспоминать, но ничего вспомнить не смог. Давайте поможем Дедушке!
- Матрешка из дерева…
- Сумка из кожи…
- Если ручка сделана из пластмассы, то…
-Дом из кирпича…
-Ваза сделанная из стекла…
-Сок из яблок…
-Игрушка из резины….
Луч солнца….
Кораблик из бумаги…
(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок третий ключ)
Воспитатель: Ну, а, чтобы нам найти Четвёртый ключик, отгадаем ещё одну загадку
Кто на солнышке цветет?
Кто пчеле подарит мед? (Цветок)
Воспитатель: Ищем ключ где у нас цветы.
Воспитатель: Задание здесь такое: Нам нужно отгадать загадки, и посчитать сколько слогов в слове.
(дети отгадывают загадку, находят картинку с отгадкой и прохлопывают слово).
Художественное слово:
Лёгкий, воздушный,
Ветерку послушный.
Надутый-он летает,
А сдутый-отдыхает.
Если сильно по нему хлопнуть,
То он тут же может лопнуть.(Шар)
Что за чудо-коромысло
После дождика повисло?
Очень яркое, цветное,
А красивое какое! (Ра-ду-га)
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел. (Ба-боч-ка)
Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский. (Жук)
Очень хитрая она:
Съела в сказке колобка,
Кур ворует, петухов.
Кто назвать её готов? (Ли-са)
Он зелёный, полосатый,
Внутри алый и крупчатый.
Всем приятен он на вкус...
Как зовут его? (Ар-буз)
Воспитатель: Молодцы, справились с четвёртым заданием. Вот, держите ключик! У нас уже четыре замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём.
Физкультминутка «Буквы веселятся».
В этой волшебной стране все буквы любят веселиться. Слушайте и повторяйте за мной.
В старом дереве дупло. Это домик буквы О- делаем круг руками.
Рядом с нею на суку примостилась буква У- присели на корточки
В гости к ним издалека прибежала буква А- бежим на месте
У вороны на спине прилетела буква Э- машем руками – крыльями
Буквы стали веселиться: и смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко, то захлопают в ладошки,
То плясать они начнут, то присядут отдохнуть. - выполняем движения по тексту.
Воспитатель: Пятый ключ будем искать вот где:
Художественное слово:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)
Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!
Задание №5.
Игра с мячом «Назови одним словом»
(Воспитатель называет группу слов, дети называют обобщающее слово, для этой группы)
-тарелка, кастрюля, чайник, ложка. (Посуда)
-диван, стул, стол, кровать, шкаф. (Мебель)
-помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец. (Овощи)
-самолет, машина, поезд, грузовик, корабль. (Транспорт)
-повар, шофер, плотник, продавец, врач. (Профессии)
Воспитатель: Вот и с этим заданием мы справились. (открываем пятый замок)
Воспитатель:Давайте будем искать следующий ключ. Слушаем подсказку:
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
Дети: Машина.
(Находят ключ, где стоят машины).
Задание № 6.
Упражнение «Исправьте ошибку».
Воспитатель: Дед Грамотей любит писать разные рассказы, но в этот раз, он что-то напутал, давайте исправим ошибки.
В
оробей
ю
ркий
крошки
собирать
(Юркий воробей собирает крошки).
П
рыгать
весело девочка (Девочка весело прыгает).
Р
исовать
Миша
машину
(Миша рисует машину).
Р
астут
в
лесу
сосна (В лесу растет сосна).
П
ить
к
ошка
молоко
(Кошка пьет молоко).
Цветы
в
вазе
стоять
(В вазе стоят цветы).
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились! (открываем шестой замок)
Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Очень много окон в нем.
Мы живем в нем. Это…
(Дом)
Дети: будем искать где у нас домик (находят ключ)
Воспитатель: Слушайте последнее, седьмое задание!
Воспитатель предлагает детям сделать звуковой анализ слова КЛАД. (Дети рассаживаются за столы, и каждый работает в кассах, один ребёнок, который закончил первым, работает у доски)
Воспитатель: Сколько звуков мы слышим в слове клад?
Какой первый звук в этом слове?
Дети: звук [К], согласный звук.
Воспитатель: Какой фишкой мы обозначаем этот звук?
Дети: синей фишкой.
Воспитатель: Какой второй звук в этом слове?
Дети: звук [Л], согласный звук, обозначается синей фишкой.
Воспитатель: Какой третий звук в слове клад?
Дети: Звук [А], гласный звук, обозначается красной фишкой.
Воспитатель: Какой четвёртый звук мы слышим в этом слове?
Дети: Звук [T]- согласный звук, обозначается синей фишкой.
Воспитатель: Ребята, я хочу открыть вам секрет, что в слове клад мы слышим [T], а пишем [Д].
Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием.
После выполнения задания дети получают седьмой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Сокровища! Спасибо Деду Грамотею!
Воспитатель: Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Воспитатель: Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь можно поиграть с вашими сокровищами.