«Использование нетрадиционной техники рисования»
( рисуем через марлю)
Выполнила:
Воспитатель 1 категории
МБОУ «Детский сад № 44»
Города Казани
Музагитова Луиза Мияссяровна
Цель: учить детей работать в технике рисования по сырому слою через марлю.
Задачи : - познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования .
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования по сырому слою через марлю;
- продолжать формировать умение располагать изображение на листе с учетом его пропорций;
- закрепить способы и приемы рисования различными изобразительными материалами;
- расширять знания детей о предстоящем празднике «День мам»;
- развивать творческое начало, воображение, фантазию, эстетический вкус;
- воспитать аккуратность, трудолюбие, собранность при выполнении приемов работы.
Технический прием рисования «через марлю» относится к разряду «сырых» техник в живописи, когда гуашевыми или акварельными красками рисуют на мокрой бумаге.
На подготовительном этапе бумагу для акварели смачивают с обеих сторон мокрым тампоном или опускают на некоторое время в тазик с водой.
Мокрый лист укладывают на гладкую поверхность стола (деревянную, пластиковую) или на оргстекло. Делается это для того, чтобы влага не уходила вниз, а все время оставалась в бумаге.
Кусок марли размером чуть больше листа бумаги хорошо смачивают водой, слегка отжимают и раскладывают по поверхности листа. Ладонями необходимо хорошо разгладить марлю по листу, чтобы она прилипла к бумаге без складок и морщинок. Благодаря эффекту прилипания марля будет оставаться неподвижной на бумаге во время рисования.
Теперь можно взять в руки акварельную кисть больших размеров (№ 6-8), хорошо смочить ее, набрать нужный цвет и начать рисовать широкими мазками небо, море, зеленый луг, т.е. то, что требует широкой заливки. Густые мазки на мокрой марле хорошо размывают водой, чтобы они могли пропитать марлю и отпечататься на бумаге. Краски смешиваются на мокрой поверхности, образуя новые цветовые сочетания, но при этом не растекаются, удерживаемые структурой ткани.
Затем с бумаги снимается марля. Для этого необходимо дать рисунку слегка подсохнуть и очень осторожно, желательно с помощью взрослого, снять марлю. На бумаге остается отпечаток фактуры марлевой ткани с пропитавшим ее рисунком.
Обратным концом кисти (важно, чтобы он был заострен, а не закруглен) прорисовывают детали: подчеркивается кое-где ствол дерева, веточки, если они плохо отпечатались; рисуются тонкие новые веточки или травинки, узор на крупных листьях, крыльях бабочек и т.д. Некая недосказанность только на пользу сырому рисунку.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробудить интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повысить интерес к изобразительной деятельности в целом.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Использование нетрадиционных техник и материалов рисования способствует:
Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.).
Развитию мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
Развитию воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления.
Развитию тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость).
Развитию познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Список литературы:
1. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.
2. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
3. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.
4. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
5. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
7. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
8. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
9. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2
10. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: /Books/6/0297/6_0297-32.shtml