* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;}
a.NoteRef {text-decoration: none;}
hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;}
table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;}
td {border: 1px solid black;}
.Normal {margin-bottom: 8pt;}
.List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}
.Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}
.Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}
Мастер-класс
«Нейрогимнастика как эффективный способ стимулирования мыслительной деятельности и повышения работоспособности школьников»
Актуализация
МОЗГ – ключевое слово сегодняшнего мастер-класса
На доске приём «Словесные шахматы»
1
2
О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТСЯ В ЭТОЙ СЕРИИ?
В этом мультфильме рассказывается о том, как Попугай заметил, что мартышке не под силу забираться на пальму за кокосами и понял, что все дело в плохой физической подготовке мартышки. Поэтому попугай предложил мартышке заняться зарядкой, обещая, что в этом случае она быстро нарастит мускулы. А Мартышка решила помочь слоненку и удаву.
Серия из мультфильма Григория Остера «38 попугаев» «Зарядка для хвоста».
3
Чтобы быть полноценно развитой личностью, достаточно ли заниматься только физическими упражнениями?
Еще несколько десятилетий назад люди были в состоянии легко ориентироваться в потоке информации. Но, сейчас неподготовленному человеку сделать это гораздо труднее. Многозадачность, клиповое мышление – эти высказывания все чаще и чаще слышим. Сложно взрослому, еще сложнее приходится нашим детям. Объем информации только возрастает, а умение правильно классифицировать и систематизировать ее у современных детей отсутствует.
В связи с этим, главной становится задача овладеть способами восприятия, запоминания и обработки информации, а для этого необходима только планомерная систематическая работа по развитию структур головного мозга.
ТЕМА: Нейрогимнастика как как эффективный способ стимулирования мыслительной деятельности и повышения работоспособности школьников
4
Если бы можно было задавать Природе вопросы и получать на них внятные ответы, наверное, один из вопросов звучал бы так:
— Зачем? Зачем надо было делать полушария мозга разными? Почему нельзя было сделать их с одинаковыми задачами, выполняющими одни и те же функции? Зачем все усложнять?
Интересно, какой был бы ответ.
5
Что известно на сегодняшний день?
• Мозгу присуща латеральность(ассиметрия), при которой правое полушарие не идентично левому по функциям.
5
• Мы знаем, что правой рукой управляет левое полушарие и наоборот, левой — правое.
• Известно, ведущей бывает не только рука, но и нога, ухо, глаз.
• У правшей за обработку информации отвечает левое полушарие. У левшей — оба.
• Есть люди, у которых обе руки ведущие. Для них все равно, какой рукой держать ложку, ручку или молоток. Таких людей называют амбидекстрами. (понятие амбидекстр)
5
Полушария ГМ отвечают за определенные умения.
По мнению Татьяны Владимировны Черниговской, советского и российского учёного в области нейронауки и психолонгвистики, не каждый человек использует все возможности своего мозга.
Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
6
Предлагаю вам на практике узнать, что такое нейрогимнастика.
Слабое взаимодействие левого и правого полушария –основная причина трудностей в освоении чтения и письма.
Слабое взаимодействие полушарий приводит к тому, что одно берёт основную нагрузку на себя, а другое блокируется.
Как результат: проблемы в эмоциональной сфере, ухудшение ориентации в пространстве, плохая координация пишущей руки со слуховым и зрительным восприятием. Детям становится сложнее обучаться чему-то новому.
Слабость развития межполушарных связей можно заметить. В этом случае ребёнок:
➖ Не может адекватно оценивать эмоции других людей;
➖ Зеркально пишет буквы;
➖ Меняет ведущую руку во время письма;
➖С трудом понимает пословицы и поговорки;
➖ Затрудняется составить рассказ по картинке;
➖ С трудом общается со сверстниками;
➖ Имеет речевые нарушения.
Такому ребенку не даётся целеполагание и планирование деятельности. А его рабочее место – зона вечного «творческого» беспорядка.
⠀
Чтобы точно понять, есть ли у ребёнка нарушение межполушарного взаимодействия, стоит провести нейродиагностику.
Она поможет не только понять причину, но и составить путь для коррекции. А только так возможно предотвратить последствия и сделать успеваемость и обучение лучше.
⠀⠀
Специальные задания и игры помогут в подготовке к школе, снизят риск дисграфии и увеличат навык стрессоустойчивости.
Если у ребенка очень выраженные нарушения межполушарного взаимодействия, доверьте коррекцию профессионалам.
7
Изучением данного вопроса занимается наука кинезиология.
Кинезиология:
– это универсальный метод развития эмоциональной сферы, умственных способностей через определенные двигательные упражнения, которые ученые называют нейрогимнастикой.
8
Предлагаю вам пройти СТРУП-ТЕСТ, который покажет, насколько хорошо взаимодействуют полушария вашего головного мозга. Вы должны назвать цвет, которым написано слово.
9
Эффект Струпа — это задержка реакции при прочтении названий цветов, написанных другим цветом.
Только сконцентрировавшись и отбросив смысл прочитанного, у нас получается назвать нужный цвет. Все дело в противоречии прочитанной и увиденной информации.
Левое отвечает за речь.
Правое отвечает за восприятие цвета.
Струп-тесты активно используются для
развития навыка
скорочтения
,
для улучшения концентрации внимания,
для развития ️памяти,
для понимания прочитанного.
Разминка «Ухо-Нос»
Усложняем «Ухо-нос-хлопок»
Цель: Развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля, помогает переключиться с одного вида деятельности на другой.
Описание: Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой - за правое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос; затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».
Также можно выполнить массаж ушных раковин.
10
Следующий приём, который можно использовать в качестве разминки на уроке – двуручное рисование.
Такое упражнение активизирует работу обоих полушарий, создаются новые нейронные связи, укрепляется мозолистное тело, которое играет решающую роль в различных функциях, включая обработку сенсОрной и моторной информации, координацию физических движений и высокоуровневые когнитивные функции, такие как обработка речи и консолидация памяти.
Двуручная деятельность.
Карты + тренажёр
11
Один из способов получения информации является ЧТЕНИЕ.
НО НЕ ВСЕ УМЕЮТ ЧИТАТЬ ОСОЗНАННО – СВЯЗЬ С УСТНЫМ СОБЕСЕДОВАНИЕМ В 9 КЛАССЕ.
12
Чтобы развить внимание, память, образное и логическое мышление, можно использовать следующие приёмы:
ВЕРНЁМСЯ К ПЕРВЫМ МИНУТАМ МАСТЕР-КЛАССА – СЛОВЕСНЫЕ ШАХМАТЫ ИЛИ ДЕШИФРОВЩИК.
Упражнение «Шифры по фонетике»
13
Филворды - замечательные упражнения для профилактики и коррекции нарушений чтения и письма у детей младшего школьного возраста, которые нормализуют процессы анализа и синтеза письменных элементов, от отдельных букв до целых предложений.
14
Перейдём к более сложной работе.
Чтение текста с разными шрифтами.
Регрессия глаз - это возвратные движения глаз к уже прочитанной части текста (слову, фразе, предложению). Чем чаще мы возвращаемся — тем ниже скорость чтения. Возвраты могут быть произвольные и непроизвольные.
Детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета. Это упражнение требует от ребенка большого внимания, а также осознания прочитанного. Если использовать это упражнение при групповой работе в виде чтения по цепочке, то необходимо прослушивание и осмысление предыдущих отрывков текста. Таким образом мы снова успешно боремся с регрессией глаз.
Текст.
15
16
РАЗМИНКА ДЛЯ ГЛАЗ
ВИДЕО
17
ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА ПО МЕТОДУ «РЫБА»
У многих детей возникают проблемы при попытках выучить очередной параграф. Они начинают путаться, перескакивать с места на место, запоминают какие-то мелочи и упускают то, что действительно важно.
1. Определить цель. Чаще всего речь идет о пересказе параграфа, подготовке к контрольной или поиске ответов на конкретно поставленные вопросы. Поэтому в первую очередь необходимо разобраться, что именно ученик должен сделать.
2. Прочитать вопросы в конце параграфа. Это нужно сделать еще до того, как ребенок будет читать параграф.
3. Ребенок отвечает на вопросы самостоятельно. Часто в качестве домашнего задания дают именно повторение того, что разбирали в классе. Пусть ребенок проверит, что у него осталось в памяти после урока. А если даже тема и новая — все равно нужно попробовать. Он мог что-то по ней слышать. Или сделать выводы, исходя из ранее изученного материала.
4. Ребенок ищет ответы на вопросы в учебнике. Опять же, не читая вдумчиво, а просматривая параграф, выделяя основное. Вопросы, как правило, охватывают весь материал параграфа, “за кадром” останутся только маловажные детали.
5. Ребенок заполняет “Рыбу”. Выглядит “Рыба” вот так.
Ее можно перерисовать на тетрадный или альбомный лист и заполнить.
В “голове” указываем название темы. Дальше выписываем “на ребра” вопросы из конца параграфа и тезисы ответов — буквально 3-4 слова на каждый.
6. Ребенок пересказывает по схеме.
Плюсы схемы:
Есть четкая хронология. Вопросы удаляются от головы согласно нумерации.
На одной схеме — краткий разбор всего параграфа.
Экономия времени. После заполнения схемы достаточно один раз прочитать параграф. Все акценты будут расставлены правильно, ребенок разберет всю информацию.

18
Игра «Мемори» – это не только веселая, но и полезная развивающая игра – с ее помощью у школьников тренируются:
усидчивость
внимание ребенка
развиваете память
зрительное восприятие
Мемори-фразеологизмы
19
Как выучить словарные слова/слова быстро?
Метод карточек.
20
Подводя итог, можно сказать, что нейрогимнастика – это уникальный подход, который помогает детям развивать свой мозг, улучшать когнитивные навыки и способности.
Почему нейрогимнастика так важна для детей?
Во-первых, она помогает улучшить внимание и концентрацию, что является основой успешного обучения.
Во-вторых, она способствует развитию памяти и мышления, что помогает детям лучше усваивать информацию и применять её в повседневной жизни.
Наконец, нейрогимнастика развивает креативность и способность к решению проблем, что является неотъемлемой частью современного мира.
21