МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МАРЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ТЫНДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

ОБЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

Выполнила Кроитор Арина,

учащаяся 9 класса

Руководитель: Ноздрякова И.А.,

учитель биологии и химии

Маревая - 2025

Содержание

Актуализация проекта

стр. 3

Результаты социологического опроса

стр.3

Характеристика подросткового возраста

стр.4

Психологические функции общества подростков

стр.5

Дружба в период отрочества

стр.6

6. Заключение стр 7

Общий вывод по исследованию

стр 7

Рекомендации для педагогов и родителей   для повседневного общения и в воспитательной работе с детьми-подростками

стр.8

Литература стр.10

Приложение стр.11

Актуализация

Мы живем в век информационных технологий. Интернет-сеть помогает нам в обучении, мы можем легко узнать новости, и найти интересующую нас информацию. Но стоит посмотреть на это с другой стороны. Многие уже не представляют своей жизни без Интернета. Любая проблема, даже малейшая – открываем поисковик и вводим вопрос, хотя могли бы просто напрячь мозги, и додуматься сами, открыть книжку или, в конце концов, спросить близких. Ежедневно подростки много времени на общение в социальных сетях. Но разве можно сравнивать виртуальное и реальное общение?

Объект исследования: особенности общения подростков

Методы исследования: наблюдение, опрос, анализ литературы

Проблема: у современной молодежи недостаточно сформированы такие коммуникативные умения, как:

Умение

вступать в процесс общения.

Согласовывать свои действия, мнения с потребностями товарищей по общению.

Умение делиться своими чувствами с партнерами по общению.

Проявлять внимание, сочувствие.

Оценивать эмоциональное поведения друг друга.

Гипотеза:если подросток задумается над проблемами общения, заинтересуется этим вопросом, а взрослые будут уделять достаточно внимания своему беспокойному подростку, понимая и принимая проблемы возраста, помогая справиться с ними, то взросление  ребенка подарит всем самые светлые воспоминания.

Цель:выявить наиболее характерные особенности общения в подростковом возрасте.

Задачи:

1) изучение накопленного теоретического материала по проблеме общения в подростковом возрасте;

2) обобщение и систематизация изученного материала, выделение наиболее характерных особенностей общения детей в переходном возрасте;

3) анализ положительных и отрицательных черт общения подростков между собой;

Результаты социологического опроса

Для выявления особенностей общения учащихся 5-9 классов я провела социологический опрос. Было выяснено, что 88,2% опрошенных предпочитают общаться со сверстниками. Чаще всего общение со сверстниками происходит в школе (70,6%). Нравится ли общаться с одноклассниками - положительно ответила половина опрошенных. 2 учащимся категорически не нравится общение с одноклассниками.

Чаще всего встречаются друзья в школе. 35,3% нравится спорить, при этом к к мнению других в спорах прислушивается только 4 человека.

2 человека честно ответили, что общение общение с друзьями не

-3-

всегда  приносит радость. Проблемы в общении со сверстниками и взрослыми испытывают 11,8% опрошенных. Таким образом, и у моих школьных товарищей существуют проблемы межличностного общения

Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, кoтopоe оно выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен информацией между людьми. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей, шкала социализации человека. Не удивительно, что именно в общении человек познает и переживает свою значимость. Поэтому его правильная направленность становится источником, одним из важнейших путей формирования человеческой личности.

Характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст - период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. Подростковый возраст называется также переходным возрастом, т. к. он характеризуется постепенным переходом от детства к взрослости. По уровню и характеру психического развития подростковый возраст - типичная эпоха детства. С другой стороны, подросток - растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни. Достигнутый уровень развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав и потенциальных возможностей. Взрослые же, подчёркивая, что подросток уже не маленький ребёнок, и предъявляя к нему повышенные требования, часто продолжают отказывать ему в праве на самостоятельность, в возможностях для самоутверждения. Такое двойственное противоречивое положение подростка чревато различными осложнениями в межличностных отношениях, которые выливаются в конфликты и принимают разнообразные формы протеста. Поэтому подростковый возраст иногда называют «трудным», «критическим».

  В подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений, которые подростками четко различаются: могут быть просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Общение с ними все больше выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, отношения и выделяется в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. Она насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, открытиями и разочарованиями, огорчениями и радостями, что в совокупности и составляет настоящую жизнь подростка, в которой он действует и размышляет, которой уделяет много времени и душевных сил. Общение с товарищами приобретает для подростка очень большую ценность, причем нередко столь высокую, что отодвигает на второй план учение, значительно уменьшает привлекательность общения с родными.

У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга, с другой - не менее

-4-

сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Это становится важнейшей потребностью. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы порождают тяжелые переживания, расцениваются как личная драма.  Неблагополучие в отношениях с одноклассниками толкает его на поиск товарищей и друзей за пределами школы. Как правило, он их находит, но они не всегда бывают хорошими.

Одна из главных тенденций подросткового возраста - переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков по самой сути своей является коллективно-групповым

Психологические функции общества подростков

А каковы психологические функции общества подростков?

1. Общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

2. Это специфический вид деятельности и межличностных отношений. Групповая игра, а затем и другие виды совместной деятельности вырабатывают у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносит личные интересы с общественными.

3. Это специфический вид эмоционального контакта.  Он облегчает подростку автономизацию от взрослых и дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости [7].

Подростковые общества можно разделить на двое: общество сверстников в школе и вне ее.

Школьный класс - важнейшая группа принадлежности школьника. Любой школьный класс дифференцируется на группы и подгруппы, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам.

        Во-первых, существует социальное расслоение, особенно заметное в больших городах и проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации. Иногда эти группы практически не общаются друг с другом.

        Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутриклассная иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их учебной успеваемости или принадлежности к «активу».

        В-третьих, происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой ученической среде.

        А теперь обратим внимание на общение подростков вне школьных стен. Свободное общение не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения личности, установления новых человеческих

-5-

контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое. Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе и дает ему дополнительные возможности самоутверждения.

Компании формируются главным образом на базе совместных развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми, обычно остаются поверхностными. Качество совместного времяпрепровождения часто оставляет желать лучшего. Так некоторые из таких компаний перерастают в антисоциальные (от случайной выпивки - к пьянству, от веселого озорства - к хулиганству).

        Еще одна принадлежность  - беспредметность общения. "Предмет", вокруг которого объединяются подростки, выполняет практически "тотемическую" функцию. Рок-музыка, футбол, мода являются лишь поводом для определенного типа общения. Специалистов поражает то обстоятельство, что футбольные фанаты в массе не разбираются в азах футбола, рокеры, различая этикетки солистов и групп, обычно вовсе не меломаны и музыкально безграмотны.

        И футбол и музыка, как и прочие «предметы», лишь помогают различать «свою» общность. Поэтому гораздо важнее предмета общения оказывается всевозможная атрибутика и символика. Подростковые группировки обычно хорошо организованы, требуют безусловной и непререкаемой лояльности, преданности группе

Дружба в период отрочества

  Отрочество - период наибольшего внутреннего смятения, неуверенности и потребности в одобрении со стороны сверстников. Это время, когда человек наиболее подвержен групповому давлению. Поэтому дружба приобретает особое значение в этом возрасте.

        Дружба помогает избавиться от возрастных страхов, почувствовать себя сильнее, увереннее, спокойнее, в ней возможное поделиться самым важным и самым сокровенным. Иногда дружеские отношения несут в своей основе желание отыскать кого-то, кто мог бы выразить те чувства, которые самому ребенку пока недоступны. Если это проявляется в отношениях со старшими, могут возникнуть определенные трудности, но в детстве для взросления необходимо нащупать почву и понять, как быть самим собой.

        В дружбе ребенок проверяет себя наиболее глубоко. Критические суждения о других не даются легко; это приходит с годами. Выбор друга очень важен для ребенка, для удовлетворения его внутренних потребностей

        Как правило, близкие друзья - ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде, при этом сходство поведения и оценок может быть и не велико. Близкие друзья обычно гораздо более, чем просто приятели, сходны по умственному развитию, социальному поведению, успехам в учебе, умению соответствовать требованиям взрослых, степени активности в общественной жизни. Частично это связано с тем, что подростки выбирают в друзья себе подобных, частично - с тем, что сходство

В дружбе человек учится особым человеческим отношениям - глубоко

-6-

интимным, доверительным, заботливым. Не пройдя эту «школу», он часто бывает не готов к другим видам человеческой близости - любви, семейным привязанностям.

Итак, отрочество - возраст сильно развитой общительности. Развита потребность в общении у подростков по-разному. У одних она выражается в болезненной необходимости постоянно находиться в своей компании или с кем угодно, невозможности переносить одиночество. Другим, наоборот, нужен довольно небольшой объем контактов с людьми, они предпочитают проводить время наедине с собой. Основная масса подростков располагается между этими двумя крайностями, то есть высоко развитая потребность в эмоциональных контактах сочетается у них со стремлением периодически уединяться для осмысления мира, себя в нем и своих путей в мире. Мир сверстников так притягателен потому, что он дает подростку возможность сравнить себя с другими, равными по возрасту, опыту, силам, умениям. Сравнить - и по-новому взглянуть на себя, оценить себя, А это так важно!

На основании вышесказанного можно сделать вывод: дружба - важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений подросткового возраста. Психологическая ценность подростковой дружбы в том, что она есть одновременно школа самораскрытия и школа понимания другого человека. Дружба занимает исключительное, привилегированное место в ряду подростковых привязанностей.

Заключение

 Содержание общения подростков включает в себя следующие компоненты:

· идейно-нравственную проблематику (смысл жизни, мировые проблемы, жизненные планы, взаимоотношения людей);

· событийную сторону жизни (жизнь класса, в котором они учатся, жизнь семьи, знакомых, поступки свои и сверстников, воспоминания, ближайшие планы);

· эмоциональные аспекты жизни (впечатления, отношение к чему-либо или кому-либо, свои чувства, реакции, переживания, настроения);

· предметную сферу бытия (содержание их жизнедеятельности и способы ее реализации, предметно - эстетическое окружение).

        Общение подростков происходит в форме диалога: фактического, дискуссионного, информационного и исповедного.

        Средства общения - вербальные (речь) и невербальные (жесты, мимика, пантомимика, тактильные средства общения).

Общий вывод исследования

 Общий вывод исследования: проведенный анализ особенностей общения подростков со сверстниками показал то огромное значение, которое имеет для подростков общение со сверстниками. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение со взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и

-7-

деятельности. Следовательно, педагоги, а также родители должны уделять большое внимание этой стороне жизни ребёнка-подростка, исходя из особенностей его общения со сверстниками, строить воспитательную и учебную работу, выбирать оптимальные пути к душе отрока, методы воспитательного воздействия на него и т. д. Исходя из выявленных в ходе теоретического исследования характерных для подросткового общения особенностей,  можно предложить некоторые рекомендации для педагогов и родителей, которые они могли бы по возможности учитывать в ходе воспитательных мероприятий или просто в повседневном общении и работе со своими детьми. 

Рекомендации для педагогов и родителей   для повседневного общения и в воспитательной работе с детьми-подростками:

- использовать скрытую помощь, лишь «подталкивать» ребёнка в нужную сторону;

- давать возможность самому преодолевать свои трудности, самому или при помощи товарищей принимать решения;

- для преодоления конфликтов в коллективе организовывать совместную деятельность, которая должна быть значимой и соответствовать возможностям подростков;

- чаще обращаться к ребятам с просьбами, а не с приказами, иметь чувство такта и меры;

- позаботиться, чтобы одно из увлечений подростков стало более стойким, чем другие, стало осмысленным признанием;

- воспитательная работа с подростками должна направляться на развитие здорового честолюбия: уважения и строгости к себе. Ни в коем случае нельзя сравнивать учеников друг с другом;

- не использовать авторитарный стиль руководства, оптимальным является вариант - «всегда рядом и чуть впереди»;

- в процессе общения развивать потребности «размышлять о себе», изменять свой характер, качества своей личности;

- не оберегать ребят от общения друг с другом, а сделать тaк,  чтобы они увидели и почувствовали  вкус новых отношений, испытали радость совместных забот, тревог, борьбы и победы;

- большее влияние уделять школьному коллективу, способствовать сплочению подростков в классе, что помогло бы избавить детей от уличного влияния;

- тактично систематически использовать конкретные примеры взаимоотношений школьников данного класса, выяснять и анализировать проблемы, которые волнуют учеников;

- использовать все формы коллективной деятельности подростков: совместное познание мира, игры, развлечения, спорт, общественные работы;

- раскрывать интересы каждого ребенка, стараться включить детей с общими интересами в совместную деятельность, что помогало бы им обрести новых друзей;

-8-

- стоит чаще обращаться к эпическим беседам, также можно организовывать диспуты на тему «Культура общения», где ребята могут узнать о том, как нужно общаться, чтобы стать приятными собесе

Рассматривая проблему общения в подростковом возрасте, можно сказать, что оно является одним из  важнейших факторов возникновения, развития и укрепления познавательных интересов у растущего человека. Особенно это относится к общению со сверстниками.

-9-

Список литературы

1. В мире подростка/ Под ред. А. А. Бодалева.- М., Медицина,1980.- с.15-28, 170-282.

2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. институтов/ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред.А. В. Петровского.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 1979.- с.125-133.

3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- с.493-500.

4. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребенок. Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость/ Под ред. В. Н. Столетова. Сост. О. Г. Свердлова.- М.: Педагогика, 1979.- с.125-127.

5. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей.- М.: Просвещение, 1987.- с.8-12.

6. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989.- с.106-149, 167-186.

7. Кон И. С. Психология юношеского возраста/ проблемы формирования личности/.- М.: Просвещение,1979.- с.93-96, 101-110.

8. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума.- М.: Педагогика, 1990. -с.219-226.

9. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю. И.- М.: Российское педагогическое агенство,1997.- с.151-158.

-10-

Приложение 1

Анкета для подростков «Как ты общаешься?» 

1. С кем больше нравится общаться:

а) со сверстниками б) одноклассниками

в) с учителями г) с родителями 

2. Где чаще происходит общение со сверстниками:

а) в школе б) по телефону, в) дома г) во дворе д) на улице 

3. О чём чаще говорят при общении со сверстниками:

а) о кинофильмах б) о своих проблемах

в) о дружбе между мальчиками и девочками г) о чём-то другом 

4. Нравится ли общаться с одноклассниками:

а) да б) не всегда в) нет 

5. Где чаще встречаются друзья:

а) в школе б) на дне рождения у кого-то из друзей, в) в клубе

г) у себя дома д) на улице

6. Часто ли молчат в компании с друзьями:

а) часто б) иногда в) никогда 

7. Нравится ли спорить с друзьями:

а) да б) нет 

8. Прислушивается ли к мнению других в спорах:

а) да б) иногда в) нет 

9. Приносит ли радость общение с друзьями:

а) да б) нет в) не всегда 

10. Есть ли проблемы в общении со сверстниками или взрослыми:

а) нет б) есть в общении со сверстниками (какие)

в) есть в общении со взрослыми (какие). 

-11-