Кочубей Виктория Викторовна,

Воспитатель ГБОУ Школа №1288

имени Героя Советского Союза

Н.В. Троян

г. Москва

Нравственно-патриотическое воспитание

детей дошкольного возраста.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохраненное

предшествующим поколением, может

любить Родину, узнать ее, стать

подлинным патриотом

С. Михалков

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира. Задача воспитателя сделать так, чтобы оно стало познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Важнейшим периодом становления личности ребенка является дошкольный возраст. Именно в этот период закладываются предпосылки формирования гражданских качеств, развиваются и складываются представления детей о человеке, обществе и культуре. Связи с этим особое значение приобретает педагогическая деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Патриотическое воспитание состоит , прежде всего, из процесса взаимодействия воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие направлено на развитие у детей патриотических чувств, формирование у них патриотических убеждений, привитие им норм патриотического поведения, и включает в себя комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребенка и его семьи. Потому что патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, традициям и обычаям, любви и бережному отношению к природе своей огромной Родины. Эмоциональность, пытливость, готовность к сопереживанию в дошкольном возрасте имеют большое значение для процесса формирования личностных ориентиров, поэтому то, что воспитатель заложит ребенку, будет его ориентиром по всей жизни, именно на эти чувства он будет опираться и ими руководствоваться.

Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. Поэтому моей задачей, как педагога, является :

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, городу

,

детскому саду;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду;

Развитие интереса к традициям и обычаям народов России;

Расширение представлений о городе, его историческом прошлом;

Знакомство воспитанников

с символами государства;

Воспитание чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми и реализуются поэтапно по следующим направлениям:

Методическое сопровождение;

Работа с воспитанниками;

Работа с родителями;

Совместная

работа со специалистами.

Методическое сопровождение напрямую связано с созданием предметно-развивающей среды патриотической направленности.

В формировании предметно-развивающей среды патриотической направленности положительную роль играют оборудованные стенды :

«Моя страна – моя Россия»;

«Мой город – моя столица»;

« Памятные места Москвы».

Мною сформирован и разработан сборник дидактических игр патриотической направленности

:

«Защитники России»;

«Космический лабиринт»;

«Памятные места моей Москвы»;

«

Военная техника: вчера и сегодня».

Большое внимание уделяю формированию методических папок патриотической направленности ,с помощью материалов которых знакомлю воспитанников с государственной символикой нашей Родины, героическим прошлым россиян в годы Великой Отечественной войны, рассказываю о событиях современности, учу их толерантности и уважительному отношению к людям труда. В группе подобрана методическая и художественная литература, фотографии и иллюстрации , помогающие детям совершенствовать имеющиеся знания о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, о героях СВО, знать о достижениях Российской армии. В немалой степени эффективному и системному усвоению воспитанниками знаний о своей стране, городе проживания, родном крае способствует тематическое и перспективное планирование, охватывающее все области развития личности детей. Считаю личный пример и мою активную жизненную позицию самыми эффективными факторами воспитания ребенка-патриота. Своим поведением, отношением, участием я показываю детям свою любовь к Отечеству, людям и народам , населяющим мою Родину, восхищение ее природой, уважение ее героям. Компетентность данного вопроса поддерживаю постоянным изучением методических источников и педагогической периодики, участием в работе творческих групп по патриотическому воспитанию детей, а также знакомством и изучением передового педагогического опыта по этому направлению. Повышению компетентности способствует и участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.

Работу с воспитанниками по патриотическому воспитанию провожу в нескольких направлениях. На занятиях по ОДД я знакомлю детей с добрыми и героическими поступками , воспитываю у них желание быть похожими на смелых людей, рискующих своей жизнью во имя спасения Родины, вовлекаю их в совместную деятельность по реализации проектов патриотической направленности, создаю условия и ситуации, в которых дети делятся своими переживаниями и отношением к полученным знаниям, организую встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, провожу онлайн-экскурсии по местам славы и доблести нашего народа, изучаю с ними культуру предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относится к культурным традициям русского народа. Я воспитываю у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, селу, улице, формирую бережное отношение к природе и всему живому , развиваю интерес к русским традициям и промыслам, расширяю представление о своей стране, о своем крае, о других народах и их традициях, знакомлю  детей с символами государства (герб, флаг, гимн), развиваю чувства ответственности и гордости за достижения страны. При планировании работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств я использую такие формы работы :

Беседы (что такое хорошо и что такое плохо», «Мы друзья», «Мы такие разные, но такие дружные

»-

воспитывается доброжелательность, же

лание подражать добрым делам).

игры, -

экспериментирование, -

чтение художественных прои

зведений,

смотры – конкурсы,

вирт

уальные прогулки и экскурсии,

совместные праздники,

изобразительная деятельность,

дидактич

еские и сюжетно-ролевые игры,

семейные

творческие конкурсы, поделки,

досуги,

проектная деятельность,

работа в книжном уголке.

Важным условием успешного воспитания детей по нравственно-патриотическому направлению является тесная взаимосвязь с родителями и семьями воспитанников. , которая актуальна и необходима. Свою работу с родителями я не ограничиваю рамками педагогического просвещения, хотя и беседы, и консультации сопутствуют активности родителей, лучшему пониманию значимости данного вопроса для развития личности воспитанников. Я вовлекаю родителей в процесс патриотического воспитания посредством включения родителей и детей в общие дела, организованные в группе :

постановка спектаклей;

проведение

квестов

и познавательных игр;

организация проектной деятельности;

совместные праздники;

участие в конкурсах.

В совместной деятельности приобщаем воспитанников к хозяйственно-бытовому труду, изготовлению поделок, открыток. Родители с удовольствием изготавливают реквизит и тематическое оформление праздничных воспитательных мероприятий, шьют костюмы. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи. Родители помогают организовывать и проводить семейные экскурсии по городу, водят детей в музеи, театры. О своих посещениях делают фотовыставки и знакомят других со своей деятельностью. Нравится детям рисовать вместе с родителями, дома они составляют семейное древо, разрабатывают герб своей семьи. Запоминающимися были совместные творческие конкурсы :

«Лучшая елочная игрушка»;

«Земля наш общий дом»;

«Пасхальный сувенир»;

«письмо бойцу СВО»;

«Торжество под Рождество».

Большую помощь оказывают родители в проведении проектной деятельности. С помощью родителей реализуется патриотический проект «Моя Родина-Россия», в рамках которого прошли такие совместные воспитательные мероприятия :

Фотовыставка «Моя семья на военной карте ВОВ»;

Творческий муравейник «Подарок ветерану»;

Акция «

Своих

не бросаем»;

Конкурс «Письмо солдату».

Оформление группового уголка;

Экскурсия на мемориал Поклонной горы;

Встреча с гением доброты «Доктор Лиза».

Я стараюсь обогащать и активировать знания и умения родителей в вопросе воспитания детей и поддерживаю их уверенность в том,

что они смогут воспитать из своего ребенка хорошего, достойного гражданина нашей Родины. 

С помощью родителей

осуществлена подборка стихов о Родине, предоставлены материалы истории русской народной игрушки, собраны пословицы и поговорки о родном крае, в художественном уголке группы оформлены пособия для раскрашивания по темам

:

«Праздники России»;

«Пасхальное яйцо»;

«Народные промыслы»;

«Традиционная одежда народов России».

Для реализации планов нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста свою значительную лепту вносят и специалисты детского сада. Музыкальный руководитель проводит фольклорные праздники, знакомит детей с народной музыкой. В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду:

Масленица;

День защитника Отечества;

День Победы;

Пасхальный вечерок;

День единства и примирения.

Спортивные успехи отрабатываются на занятиях физкультурой . Игровой тимбилдинг учит взаимодействию, сплочению детского коллектива, что имеет значение при формировании патриотических качеств. Благотворное влияние на формирование патриотических качеств характера имеют экскурсионные маршруты и встречи с людьми в библиотеке, в музее, в школе. Сотрудники этих учреждений рассказывают детям о войне, показывают ордена и медали, проводят праздники. Проведение мероприятий способствует нравственному формированию личности, в результате которой возникают коллективные отношения между людьми. В игре  моделируются сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии поведения спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки. Таким образом, вся работа по воспитанию духовно-нравственных качеств и патриотизма даёт положительные результаты. Дети становятся, более активны, инициативны, у них развивается чувство ответственности, долга, сострадания ко всему живому, чувство гордости за свои, хотя и маленькие, но уже результаты.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алешина

Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников

/ П

од ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. - 215с.

Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т.И.

Оверчук

. - М.: 2004.- 56с.

Городская программа «Юные москвичи на пути в III тысячелетие // [Электронный ресурс] //

iso.pippkro.ru›academ

/174.doc.

Духовно-нравственное воспитание детей и родителей:

содерж

., методики, новые формы.

Потаповская

,

О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1

Метод проектов в руководстве работой по нравственно - патриотическому воспитанию. Гладкова Ю. // Ребён

ок в детском саду. - 2008. - №2

Патриотическое воспитание. Шаламова Е. // Ребёнок в детском саду. - 2009. - №6.

Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. - Волгоград: Учитель, 2007. - 203 с.