Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – одна из ключевых современных педагогических задач. За последние годы произошли огромные изменения в нашей стране, в том числе в нравственных ценностях общества, модернизировалось к событиям нашей истории, нашей Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Имеют место некорректные представления дошкольников о патриотизме, доброте, великодушии. Но какие-либо кризисные явления в истории нашей страны не должны являться причиной приостановления патриотического воспитания детей. 
Возрождение России представляется возможным только при возрождении духовно-нравственного воспитания детей. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. 
Формирование личности через нравственно-патриотическое воспитание - длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Таких целей можно достичь с помощью видов деятельности детей: при непосредственной учебной деятельности, в ролевых и дидактических играх, в работе, в повседневной жизни, посредством этического разговора, чтения литературы и т.д. 
В процессе формирования у ребенка патриотических чувств, у него происходит становление взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, поэтому цели и задачи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников реализуются в течение всего периода посещения ДОУ. Данный процесс начинается с помощи ребенку в осозновании собственного "я", роли и значения в жизни своей семьи, понятии о своей родословной и ближнем окружением, то есть с близких и понятных для ребенка вещей.
С восхищения Родиной начинает формироваться чувство патриотизма. Окружающая действительность должна радовать дошкольника и вызывать отклик в его душе, положительные эмоции от принадлежности к своей стране играют важнейшую роль в патриотическом развитии личности. 
Целью нравственно-патриотического воспитания дошкольников является формирование у ребенка чувства гордости, уважения, любви и бережного отношения к тому месту, в котором он живет. Требуется дать понять ребенку, что территория, на которой он живет - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и малых есть много общего:
-люди трудятся на благо других;
-общество имеет определенные правила поведения и традиции;
-имеются общие праздники (Новый год, Рождество, профессиональные праздники и т.д.)
А педагоги и родители должны поделиться с ребенком информацией об обычаях, правилах, традициях, праздниках места, в котором они живут.
В старшем дошкольном возрасте ребенка знакомят с символикой населенного пункта, региона, Российской Федерации, ее значением и историей. Дошкольники старшего возраста должны знать название улицы, города, областного центра, страны, столицы.
Беседы о героическом прошлом нашей Родины, подвигах защитников Отечества должны проводиться не только в дни празднования Защитника Отечества и Дня Победы, но на регулярной основе.
Как и в других сферах и областях воспитания детей, немаловажное значение имеет пример взрослых. Эффективно нравственно-патриотическое воспитание можно строить на конкретных фактах дедушек и бабушек дошкольников, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. На этом фоне уместно будет познакомить дошкольников с понятиями ?любовь к Отечеству?, ?долг перед Родиной?, ?боевая слава?, ?трудовой подвиг? и т.д. Необходимо сформировать у дошкольника понимание того, что наша страна победила, благодаря любви народа к своей Родине.

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов.
К.Д. Ушинский писал о русском народном фольклоре: ?Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным?. Русские народные сказки передают от поколения к поколению и несут в себе представления о нравственных ценностях, таких как: уважении к старшему поколению, добре, дружбе, любви к родному краю, взаимопомощи, трудолюбии. К.Д. Ушинский ввел в отечественную педагогическую науку понятие ?народная педагогика?, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
В настоящее время данная проблема очень актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Поэтому и педагоги, и родители должны подойти к этой проблеме вместе. И только общими усилиями будет виден определенный результат.










HYPER13PAGE  HYPER15


3