«Нравственно – патриотическое воспитание с пелёнок».
воспитатель Кадырова Алия Маратовна
Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные традиции знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы.
Очень актуально звучат слова Н. А. Добролюбова
«Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется (строится) жизненное знание нравственности и благородства».
Ребёнок раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение.
Утихомирить ребенка, заинтересовать его спокойной игрой, развлечь, уложить спать – с этими
задачами сталкивались мамы всех времен. Поэтому в русском фольклоре такое разнообразие
готовых вариантов, как сделать это быстрее и интересней. Это потешки, пестушки и колыбельные.
Они вносят ощутимый вклад в развитие и воспитание малыша. Поэтому знакомить кроху с народным
творчеством можно и нужно с самых первых дней.
Это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные – успокаивают, весёлые – радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём.
ФГОС нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а также на воспитании доброжелательности, заботливого отношения друг к другу.
Целью педагогического сопровождения по патриотическому воспитанию является создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Задачами нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста являются:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• развитие чувства ответственности;
• формирование взаимопонимания и дружбы между детьми, сопереживания.
Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трёх), а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет мама, с прибаутками, пестушками, потешками.
Потешки — небольшие стихотворные приговоры, с определенным ритмом, с определенной ситуацией, песенки к первым играм и забавам с пальцами, ручками, ножками.
«Сорока»
Сорока-сорока
Кашу варила,
Деток кормила:
«Идите, детки, кашу есть.
Этому на ложке,
Этому на поварешке,
Этому — весь горшок.
А этому — ничего нет:
Ты печь не топил,
Дрова не рубил,
Воду не носил,
Ладушки, ладушки,
Где были? — У бабушки.
Что ели? — кашку.
Пили? — простоквашку.
Кашка сладенькая,
Бабушка добренька,
Кашку поели,
Ши-и-и! Полетели,
На головку сели!
Кашу не варил».
Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает.
Водичка, водичка
Умой мое личико.
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Кто умеет чисто мыться?
Кто водицы не боится?
Это мы! Это мы! Это мы!
Кто не хочет быть грязнулей,
Хорошенько моет уши?
Это мы! Это мы! Это мы!
Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма, ведь чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, вместе отдыхать; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.
Вторым этапом патриотического воспитания ребёнка раннего возраста можно считать поступление его в детский сад и, соответственно, формирование положительного отношения к дошкольному учреждению. Здесь основная нагрузка ложится на сотрудников детского сада.
Воспитатели организуют беседы с детьми («Мой папа», «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали с папой и мамой»), дидактические игры («Чей малыш», «У кого какая мама»), пальчиковые игры («Семья», «Сорока Белобока», «Этот пальчик дедушка»), сюжетно-ролевые игры («Семья», «Дочки-матери», «Уложим куклу спать», «Чаепитие»), разучивают песни и стихи о маме и семье.
Следующим средством приобщения ребёнка к детскому саду и патриотического воспитания является организация и проведение праздников. В детском саду часто проводятся фольклорные праздники и развлечения, на которых уже с раннего детства происходит знакомство с традициями народа.
Дети в детском саду, с первого умывания слышат речь воспитателя, слышат добрую потешку «Водичка-водичка», так в детях воспитывается аккуратность, опрятность, стремление к чистоте. Чтение потешки «Пошёл котик на торжок», способствует развитию у детей желания делиться друг с другом. Потешка «Сорока-сорока» воспитывает трудолюбие, желание помогать ближнему.
Так, например, рассказывая сказку «Курочка Ряба», воспитатель в доступной форме старается научить детей сопереживать близким. Народная сказка «Волк и семеро козлят» воспитывает у детей первые навыки послушания, а сказка «Теремок» – дружеские отношения. Сказки отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быт народа, рассказывают о природе, животном мире.
Мастер класс.
"ДАРИКИ, ДАРИКИ, ЛЕТЕЛИ КОМАРИКИ,
вились, вились, вились, и в животик впились."
и т.д. меняя части тела.
«ПО ДОРОЖКЕ ГЛАДКОЙ, ГЛАДКОЙ»
По дорожке гладкой, гладкой, мы поедем на лошадке,
как кричит лошадка наша - "и-и-и-го-го",
а по кочкам ловко, ловко,
мы поедем на коровке,
как кричит коровка наша - "му-у-му-у",
на собаке по оврагам - "ав-ав-ав",
а на кошке по ухабам - "мяу-мяу",
мы скакали, мы скакали,
а потом скакать устали, в ямку "бу-у-х!",
раздавили сорок му-у-х!"
«Купим мы бабушке»
Купим мы, бабушка, тебе курочку.(2 р)
Курочка по зернышку: Кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, тебе уточку.(2 р)
Уточка: Кря-кря, кря-кря,
Курочка по зернышку: Кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, тебе индюшонка, (2 раза)
Индюшонок шфалды-балды,
Уточка кря-кря, кря-кря,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка , тебе кисоньку, (2 раза)
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок шалды-балды,
Уточка кря-кря, кря-кря,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.,
Купим мы, бабушка, тебе собачонку, (2 раза)
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фалды-балды,
Уточка кря-кря, кря-кря,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.,
Купим мы, бабушка, тебе поросенка, (2 раза)
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок шалды-балды,
Уточка кря-кря, кря-кря,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.,
Купим мы, бабушка, тебе коровенку, (2 раза)
Коровенка муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок шалды-балды,
Уточка кря-кря, кря-кря,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, тебе лошаденку, (2 раза)
Лошаденка нуки-нуки,
Коровенка муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок шалды-балды,
Уточка кря-кря, кря-кря,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
На курочку – руки складываем щепотью и показываем, как клюет курица,
на уточку – ладонь руки проводим волнообразно, словно плывет уточка,
на индюшонка – руки в боки, поворачиваемся налево и направо.
на кисоньку – как кошка умывает усики,
На собачку – руки к голове как уши и машем ими
на поросенка – руки в кулаки, приставляем к носу и слегка вращаем, обозначая пятачок,
на коровку – делаем вид, что бодаемся, показывая рога,
На лошаденку — руками изображаем езду на лошади.
«Песня приветствия».
Здравствуйте ладошки!
Хлоп – хлоп – хлоп
Здравствуйте ножки
Топ-топ-топ
Здравствуйте щечки
Плюх-плюх-плюх
Пухленькие щечки
Плюх-плюх-плюх
Здравствуйте губки
Чмок-чмок-чмок
Здравствуйте зубки
Щелк-щелк-щелк
Здравствуй мой носик
Бип-бип-бип
Здравствуйте, малышки
Всем привет!
«Песня приветствия».
Ручки поднимаем вверх, (тянемся наверх руками)
Солнцу говорим ПРИВЕТ, (машем солнышку руками)
Хлопаем в ладоши, (хлопаем и опускаем руки)
Будет день хороший,
Водичкой умылись и нарядились, (гладим личико и тело)
Пришли заниматься, будем мы стараться. (топаем, ходьба на месте)
Нас научать рисовать, (гладим по ладошке)
Пластилин в руках катать,
Наши ручки развивать, (сжимаем и разжимаем пальчики)
И красиво танцевать, (повороты на месте)
Водичкой умылись и нарядились,
Пришли заниматься, будем мы стараться.
«Домик»
Стенка, стенка,
(потрогать щечки)
Потолок,
(потрогать лобик)
Две ступеньки,
(прошагать пальцами по губам)
Дзинь — звонок!
(нажать на носик)
«Части тела»
Рот, нос, голова,
Уши, щёки, лоб, глаза,
(просто показываем на себе или на малыше; своими руками или ручками малыша)
Плечи, плечи, шея, грудь
(хлопаем по плечам, шею гладим и простукиваем по груди пальчиками)
Не забыть чего-нибудь
(разводим руки в стороны)
Руки-руки — хлоп-хлоп,
(хлопнуть в ладоши ручками малыша, а можно и своими)
Ноги-ноги — топ-топ,
(так же ножками в лежачем или сидячем положении)
Раз сюда и раз туда,
(повороты головы вправо-влево; можно поворачивать своей головой, чтобы малыш видел; гораздо интереснее из своей кисти сделать человечка, и даже нарисовать на ней глазки и носик)
Это — нет, а это — да.
(жесты головой «нет» и «да»; также можно кистью покрутить вправо-влево и вверх-вниз)
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Совершенно очевидно, что если и педагоги, и родители будут гордиться своей Родиной, закладывать любовь к Отчизне с самого раннего детства, чтить традиции и обычаи своего народа, то и дети вырастут достойными гражданами общества, ощущающими себя неотъемлемой частью Отечества.