* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

ООД « В гостях у профессора Всезная»

Карапузова Т.Г., воспитатель

Задачи: *закрепить знания детей о росте растений; *учить проводить исследования (опыты с землей), делать выводы; *познакомить с составом и свойствами земли; *развивать любознательность, наблюдательность, интерес к окружающему миру. Предварительная работа: посадка и наблюдение за прорастанием семян и развитием растений. Знакомство детей с лупой и микроскопом. Проведение беседы « Почему в пустыне и скалистых горах не растут растения». Рассказ воспитателя о профессии лаборанта и о том, что такое лаборатория. Материалы и оборудование: пластиковые тарелки, стаканчики с землей, ложки, лупы – по числу детей, колба с землей и горшочек с выращенной травой.

ООД

Почтальон приносит детям письмо и посылку. В посылке дети обнаруживают стаканчики с камешками и песком. В стакане с песком – несколько тоненьких ростков. Воспитатель. Что бы это значило? Прочитаем письмо. « Здравствуйте, ребята! Пишет вам домовенок Кузя. Я живу на чердаке дома, в котором находится ваш детский сад. У меня есть кошка, для которой я решил вырастить травку ( ведь кошкам весной нужны витамины). Я достал нужные семена и посадил в стаканчик с камешками, поливал их водой, но ничего не выросло. Тогда в другой стаканчик я насыпал песок и снова посадил семена. Поливал их водой, но росточки взошли тоненькие, бледные и слабые. Что же я сделал не так? Может, вы мне подскажете и поможете? Воспитатель. Ребята, поможем Кузе? Почему у Кузи не получилось вырастить травку? Дети. Нужна земля. Воспитатель. Что же это за вещество – земля? Как образуется? Из чего состоит? Какими свойствами обладает? Чтобы все это выяснить, предлагаю отправиться в лабораторию к профессору Всезнаю. Недаром его так зовут – он все на свете знает! Ищите зеленые стрелки и двигайтесь туда, куда они указывают, а я пойду позвоню профессору и предупрежу о вашем приходе. Дети идут по стрелкам в зал, оборудованный под лабораторию. Воспитатель, переодетый в профессора, встречает их в лаборатории. Всезнай. Здравствуйте, ребята! Знаю, знаю, что вас ко мне привело. Ну что ж, давайте разбираться вместе. Будете моими помощниками – лаборантами. Надевайте халаты и садитесь за столы. Проведем несколько опытов. Начнем исследования земли. Опыт № 1 Всезнай. Возьмите стаканчик с землей и аккуратно ложкой насыпьте немного в тарелку. Внимательно рассмотрите землю через лупу. Что вы видите? Дети. Кусочки листьев, корешков, обломки травинок, веточек, песчинки. Всезнай. Совершенно верно. Это перегнившие остатки растений. Называются они перегноем. Перегной очень полезен для растений, именно он делает землю пригодной для их роста. Зафиксируем это на доске ( выставляет соответствующую картинку). Опыт № 2 Всезнай. Теперь опустите комочек земли в стаканчик с водой. Что вы наблюдаете? Дети. В воде появились пузырьки и стали подниматься вверх. Всезнай. Что это? Конечно, воздух! Итак, в земле присутствует воздух. (Выставляет соответствующую картинку.) Опыт № 3 Всезнай. Следующий опыт я проведу сам, а вы будете наблюдать. Нагреем колбу с землей над свечой. Что произошло? Дети. Колба запотела и покрылась каплями. Всезнай. Что это за капли? Дети. Вода. Всезнай. Откуда она взялась? ( Предположения детей.) От нагрева вода в земле превратилась в пар, пар встретил на пути преграду – стекло – и снова стал водой. Значит, в земле присутствует вода, влага. Выставляет соответствующую картинку. Всезнай. Сделаем вывод. Что же мы выяснили? Что в земле есть ( показ слайдов ) перегной, воздух и влага, то есть все, что нужно для роста растений. Физкультминутка

Домовенок Кузя потянулся, Раз нагнулся, Два нагнулся, Три нагнулся. Руки в стороны развел, Кошку, видно, не нашел. Чтобы кошку нам достать, Надо на носочки встать.

Всезнай. Домовенок Кузя посеял семена в камни. Что случилось с семенами? Дети. Они не взошли. Всезнай. Вспомните скалистые горы, ведь они состоят из камней. Там тоже не растут растения. Почему? Дети. В них нет перегноя, и они плохо удерживают воду. Всезнай. А что случилось с семенами, посеянными в песок? Дети. Вырос слабенький росток. Всезнай.

Проклюнулся немного зеленый глазок. Вытянулся тонко слабый стебелек. Верхушка пожелтела, трудно в рост идти: « Плохо мне в песочке – питанья не найти».

Ребята, как называется огромное пространство, где нет почвы, только один песок? Дети. Пустыня. Там нет растений. Всезнай. Верно. Песок тоже плохо удерживает влагу, и в нем нет перегноя, а значит, и питательных веществ. К какому же выводу мы пришли с вами? В какой грунт лучше высевать семена? Дети. В землю. Всезнай.

Чтоб смог расточек распуститься, В земле он должен поселиться. А мы польем его водицей – Пускай скорей укоренится. Пусть солнышко его согреет, Пусть урожай скорей поспеет!

Давайте зафиксируем результаты наших наблюдений. На доске нарисованы стаканчики с разной почвой ( камни, земля, песок) и два растения – слабое и здоровое. Всезнай предлагает провести стрелочки, обвести стаканчик с « правильной» почвой и зачеркнуть с «неправильной». Всезнай. Теперь давайте, ребята, поможем Домовенку Кузя вырастить травку для кошки. У меня есть « волшебный » горшочек, в который мы насыпаем землю из ваших стаканчиков, посеем семена и польем водой. После посадки семян профессор накрывает горшочек колпакоп. На столе стоит такой же колпак, под которым находится горшочек с уже выращенной травой. Всезнай. Давайте скажем волшебные слова. ( Дети вместе с профессором выполняют соответствующие движения.) Уж ты, семечко – зерно, Дети опускаются на корточки. Ляжешь в борозду на дно! Ты не бойся, золотое, Ничего там не темно. К свету, к солнцу из земли Ты росток скорей пошли! Как весною в ранний час Дети медленно встают – « вырастают», подтягиваются. Семена взошли у нас. Вышли к солнышку из тьмы - Здравствуй, солнце, это мы! Поднимают руки над головой, машут кистями рук. Всезнай открывает другой колпак, и дети обнаруживают горшочек с травой. Вы можете отправить посылку Домовенку Кузя. А я с вами прощаюсь, до свидания!