Образовательные технологии на уроках литературы
Козлова Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №9 г. Заполярный
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не объём информации, а умение получать её и моделировать. И именно органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена прежде всего  к ребёнку, к его индивидуальности.
Критическое мышление (как это понимается в технологии РКМЧП) — это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у ученика знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что — отвергнуть.
Технология развития критического мышления непосредственно связана с чтением и письмом. Чтение и письмо — это и инструменты, и продукты нашего мышления. Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем и неизвестного. Такое чтение в процессе критического мышления становится направленным, осмысленным, нелинейным. Ученики не просто строку за строкой читают новый материал, они сами формулируют вопросы и сразу ищут на них ответы, определяют пробелы в тексте. А письмо— важнейший инструмент для выражения наших мыслей. Базовая модель ?вызов — осмысление содержания — рефлексия? отражает три стадии единого процесса движения учителя и его учеников от поставленных целей к результатам обучения по освоению новой темы, тематического блока или даже всего школьного курса.
Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов, одним из которых  стала разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
 Представим эту структуру в виде таблицы 1.
Технологические этапы

I стадия
II стадия
III cтадия

Вызов:
• имеющиеся знания;
• интерес к получению
новой информации;
• постановка учеником
собственных целей обучения
Осмысление содержания:
• получение новой
информации;
• корректировка
учеником поставленных
целей обучения
Рефлексия:
• размышление,
рождение нового
знания;
• постановка учеником
новых целей обучения

Перед нами чёткий технологический алгоритм урока (серии уроков), а на поверхности — набор приёмов, стратегий ведения урока, рекомендации по их использованию на определённых стадиях (Приложение, табл.2)
Стратегия работы с художественными текстами  (РКМЧП)
Технология РКМЧП построена на рефлексии и одновременно обеспечивает её развитие. Рефлексия работает на всех трёх стадиях урока. Работа, построенная в режиме технологии РКМЧП, позволяет осуществить рефлексивное взаимодействие и на этапах совместной постановки цели, и в совместной деятельности на стадии осмысления, а на стадии рефлексии оценить собственную деятельность, предложенные методы, деятельность других учащихся. Наиболее известные формы письменной рефлексии – это эссе, бортовой журнал, различные виды дневников, письменное интервью, синквейн, различные виды портфолио
Один из основных методических приемов в рамках РКМЧП  - чтение с остановками — условное название методического приёма по организации чтения текста с использованием различных типов вопросов. Эта стратегия работает как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух и применяется на стадии осмысления содержания. Общий алгоритм работы по стратегии чтения с остановками:
1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.
2. Осмысление содержания. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. 
Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни вопросов. Обязателен вопрос-прогноз ?Что будет дальше и почему??
3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: дискуссия, совместный поиск.
Приведу примеры модельных уроков по данной технологии (Приложение).
          Мы вправе назвать РКМЧП новым подходом, потому что его использование предполагает отказ от традиционных представлений об обучении. Важна не только технологичность процесса, но и характер работы учеников и учителя: свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин — всё можно обсуждать или подвергать анализу. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией. Разумеется, при этом нужны не только способности к внутреннему размышлению, но и умение обсуждать, взаимодействовать с другими людьми (причём не только спорить, но и находить точки соприкосновения). Однако процесс и этим не исчерпывается: когда мы мыслим критически, задействованы не только разум, но и эмоции, и чувства. И как итог — критическое мышление учит способам активных действий, в том числе и социально значимых.












                                                                                                                  
                                                                Технология развития критического мышления -                              Приложение
                                                                             стадии и методические приёмы                                                                       табл..2
Стадия
Деятельность учителя 
Деятельность учащихся
Возможные приёмы и методы

I. Вызов
Направлена на вызов у
учащихся уже имеющихся
знаний по изучаемому
вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе
Ученик вспоминает, что
ему известно по изучаемому
вопросу (делает предположения), систематизирует информацию
до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ
• Составление списка известной информации;
• рассказ-предположение по ключевым словам;
• систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
• верные и неверные утверждения;
• перепутанные логические цепочки и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах и в группах

II. Осмысление
содержания
Направлена на сохранение
интереса к теме при
непосредственной работе
с новой информацией,
постепенное продвижение
от знания старого к
новому.
Ученик читает (слушает)
текст, используя предложенные
учителем активные
методы чтения, делает
пометки на полях
или ведёт записи по мере
осмысления новой информации
Методы активного чтения:
• маркировка с использованием значков ?V?, ?+?,
?-?, ??? (по мере чтения их ставят на полях справа);
• ведение различных записей типа двойных дневников,
бортовых журналов;
• поиск ответов на поставленные в первой части урока
вопросы и т. д.

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально или в парах.

III . 
Рефлексия
Учителю следует вернуть
учащихся к первоначальным
записям - предположениям,
внести изменения,
дополнения; дать творческие, исследовательские
или практические задания на основе изученной информации
Учащиеся соотносят ?новую? 
информацию со
?старой?, используя знания,
полученные на стадии
осмысления
• Заполнение кластеров, таблиц;
• установление причинно-следственных связей между
блоками информации;
• возврат к ключевым словам, верным и неверным
утверждениям;
• ответы на поставленные вопросы;
• организация устных и письменных круглых столов;
• организация различных видов дискуссий;
• написание творческих работ;
• исследования по отдельным вопросам темы и т. д.

На стадии рефлексии осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации.
Работа ведётся индивидуально, в парах или группах


2. На конференции будут представлены следующие уроки по данной технологии:
- по повести А.И.Куприна ?Гранатовый браслет?;
- по русским народным сказкам;
- по рассказу Л.Н.Толстого ?После бала?.
Фрагмент урока по рассказу Л.Н.Толстого ?После бала?
Стадия осмысления содержания. 
Вопросы к 1 части произведения:
• Каковы ваши впечатления от бала?
• Какие художественные средства использует JI. Н. Толстой, чтобы вызвать именно такое настроение у читателя? (Цвет, звук, настроение героя.)
• Каково настроение героя? (Текст.)
• Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Почему?
• Как будут меняться в связи с этим ощущения героя? Почему?
Подводим итоги беседы.
Вопросы ко 2 части произведения:
• Были ли верны ваши представления о том, как будут развиваться дальнейшие действия?
• Как будут меняться чувства героя?
• Как можно выразить его ощущения?
Подводим итого беседы.
Вопросы к 3 части произведения:
• Каким герой видит мир? (Цвет, звук.)
• Как меняется его мироощущение?
• Почему полковник, увидев Ивана Васильевича, отворачивается и делает вид, что не узнал его?
• Как вы думаете, что будет дальше? Почему?
• Какой художественный приём лежит в основе композиции рассказа?
Подведём итоги беседы.









HYPER13PAGE  HYPER15