Урок № 18-19 7 класс

Тема: «Общая характеристика климата Африки. Климатические пояса и типы климата Африки»

Цель;

формировать

у учащихся систему знаний об общих особенностях климата Африки и основных климатообразующих факторах;

совершенствовать

практические умения, объяснить особенности климата Африки, характеризовать влияние климатообразующих факторов на его формирование;

развивать

практические навыки учащихся работы: климатической картой; самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе формирования климата;

воспитывать

чувство ответственности, заинтересованности, развивать интерес к географии;

формировать

коммуникативную компетентности.

Оборудование: физическая карта «Африка», климатическая карта мира, атласы, раздаточный материал («Шпаргалка») – «Климат Африки».

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I Организационный момент

Психологический настрой на урок.

II Актуализация опорных знаний и умений.

 

«

Взаимопроверка»

работа в парах

(повторение номенклатуры карты)

Блиц-опрос

По какому плану дается характеристика рельефа Африки.

Назовите и покажите крайние точки Африки.

Какими морями и океанами омывается Африка?

Что лежит в основании рельефа материка Африки?

Какие формы рельефа формирует платформа, а что складчатые области?

«Географический кросс»

Пустыня в Северной Африке (Сахара).

Самый крупный потухший вулкан (Килимандж

аро

).

Пустыня на юге Африки (Калахари).

Древние горы в юго-восточной Африке (

Араиновые

).

На юге материка находятся … горы (Капские).

В Северной Африке и на побережье Гвинейского залива обнаружены огромные залежи (нефти).

Горы вулканического происхождения (Килиманджаро,

Кение

).

Нагорье на востоке материка (Эфиопское).

В восточной Африке находится самый крупный на суше (разлом земной коры).

Складчатыми горами в Африке являются (

Атлаские

).

III Мотивация учебной и познавательной деятельности.

На доске девиз урока:

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Дай мне работать самому – и я научусь

(Древнегреческая мудрость)

Как вы понимаете эти слова?

(Мнение учащихся)

Объявление темы урока.

Определение цели и задач урока (совместно с уч-ся).

Определение ожидаемого результата.

Учитель: Ноябрь… Дни у нас становятся короткими. Уменьшается количество солнечного тепла, которое поступает на земную поверхность. Становится прохладно, туманно, утро и вечером заморозки…

А на каком материке нашей планеты поступает наибольшее количество тепла?

Как вы думаете какие еще черты имеет климат Африки?

Какие советы необходимо дать туристам, которое

своим маршрутом выбрали этот материк?

IV Изучение нового материала.

Учитель: Какие сведения необходимо привести, чтобы определить климат любого материка.

Климат материка(Анализ сводок погоды).

Средние t зимы и летаКлиматические поясаГодовое кол-во осадков, их режим

 

 

(январь, июль)

Основные Переходные

Климатообразующие факторы

 

солнечная радиация;

атмосферная циркуляция;

поднимающая поверхность.

(Объяснение учителя с комментариями схемы).

? (проблемный вопрос)

С помощью карт атласа докажите, что Африка – самый жаркий материк.

Африка самый жаркий материк«Мини – практикум» - шпаргалка

Большая часть материка расположена в жарком поясе, где солнце бывает в зените.

Нет холодных зим.

Осадки размещаются неравномерно г. Триполи зарегистрирована самая высокая температура на Земле +58 С.

Средняя годовая температура на большей части материка составляют +25… +30 С. Зима отличается от лета только

кол-ом

осадков.

Пассаты Южной Америки

фор-

ся

над океанами и несут влажный воздух, который еще больше насыщается влагой над теплым

Мозамбикским

течением.

(Пассатная циркуляция).

Работа с картой атласа, дидактическим материалом (шпаргалок) – Работа в группах.

«Климатический пояс и типы климата»

(обсуждение)

1 группа – экваториальный;

2 группа – субэкваториальный;

3 группа – тропический;

4 группа – субтропический.

V Закрепление изученного материала.

Тестовые задания.

VI Оценивание.

VII Подведение итогов урока.

VIII Д/з выучить параграф учебника; поработать с картой атласа «Климат Африки»: «Нил», «Замбук», «Конго», Водопад «Виктория», Озера Африки.

Частично-поисковые задания:

Почему суровая пустыня

Халиб

образуется на побережье Атлантического океана.

Почему полуостров

Самали

– одна из самых

сухихи

территорий Африки. (для самых одаренный уч-ся).