* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Normal (Web) {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;} .No Spacing {font-family: 'Calibri';}

I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Достоинство и Честь» социально-гуманитарной направленности, разработана в соответствии с- Положением о разработке и реализации дополнительных общеразвивающих программ » (приказ № 61/3 от 20.03.2020 года) и Устава МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами им. Ю.М. Дейнеко» ЭМР Саратовской области

МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами» им. Ю.М. Дейнеко относится к особому типу образовательных организаций, основной принцип работы которого – создание условий для гражданско - патриотического воспитания с учетом индивидуальных особенностей каждого кадета, предоставление кадетам равных стартовых возможностей с учетом обогащения процесса их социализации. О готовности кадет к осознанному выбору служению Отечеству на гражданском и военном поприще, о высоком уровне сформированности патриотического сознания, национальной и гражданской идентичности свидетельствуют результаты в области патриотического воспитания.

Кадетское воспитание – одно из важнейших направлений развития школы, реальный путь воспитания патриота, гражданина и профессионала, способного к созидательной деятельности на благо общества, во имя будущего России это организуемый целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития, результат усвоения кадетами систематизированных знаний, навыков и умений, формирование и

развитие мировоззрения и познавательных процессов в результате передачи молодому поколению предшественниками социально значимого опыта и традиций.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством и развитием патриотического воспитания в современной России. Данная программа способствует разрешению проблем социального развития детей, помогает адаптироваться в сложном современном мире, реализовать в полной мере свой личностный потенциал. В тоже время, при изучении программы обучающиеся знакомятся с историей своего Отечества. Учитывая запрос государственной политики в области гражданскопатриотического воспитания подрастающего поколения, а также направленностью школы и социальным запросом детей и был обусловлен выбор данной программы.

Новизна программы.

Основной отличительной особенностью школы «Патриот» с кадетскими классами им. Ю.М. Дейнеко» в Энгельсском муниципальном районе является реализация задач кадетского образования и воспитания через систему погружения детей и подростков в атмосферу особого уклада жизни, приближенного к армейскому, сам уклад жизни образовательной организации с регламентированной системой жизнедеятельности напоминающей систему военной подготовки.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что, в процессе реализации Программы обучающиеся понимают:

- специфический уклад жизнедеятельности школы, включающий в себя ежедневный смотр, ношение особой формы одежды (повседневной, парадной, полевой);

- широкое использование в общении ритуалов, принятых в военной среде;

- соблюдение фирменного стиля на основе символов и атрибутов, используемых в воспитательной деятельности, сохраняющих и передающих русские воинские традиции (знамя школы, гимн, девиз, кадетский марш);

- важность участия в традиционных мероприятиях, торжествах и ритуалов школы;

- смысл занятия спортом, строевой подготовкой;

Отличительными особенностями программы «Достоинство и Честь» является то, что в её рамках интерактивные занятия и мастер-классы проводят военнослужащие действующей войсковой части 40218 (на основании договора о сотрудничестве), которые на принципах мужского воспитания организовывают особую систему отношений между кадетами, способствующую развитию их совместной деятельности в условиях функционирования образовательной организации с особым наименованием «школа с кадетскими классами».

Адресат программы: обучающиеся от 10 до 12 лет.

Возрастные особенности. Период с 10 до 12 лет психологи называют одним из самых сложных. Его ещё нельзя назвать подростковым, но дети в этом возрасте уже переступили порог начальной школы. «Достоинство и Честь» - это специально созданная краткосрочная программа для обучающихся 5-х -6-х классов, готовящихся к церемонии «Посвящение в кадеты». Эта программа для обучающихся, как курс «молодого бойца» в Армии, построена на основе воспитательных идеалов и ценностей кадетского содружества.

Срок освоения программы: 1 месяц (12 часов)

Режим занятий: занятия организуются 3 раза в неделю, продолжительностью 40 минут или 2 раза в неделю по 1часу каждое.

Количество обучающихся группе: 12 -17 человек

Принцип набора обучающихся в объединение – свободный.

Форма обучения: очная

Формы организации учебной деятельности:

индивидуальная;

групповая;

фронтальная;

Формы организации занятий: беседы, лекции, интерактивные занятия, мастер- классы, практикумы, экскурсии, встречи, посещения музеев, выезды в войсковую часть, виртуальные экскурсии в музеи, просмотр и обсуждение кинофильмов, уроки мужества.

1.2 Цель и задачи программы

Цель: развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма и социальных ценностей.

Задачи:

Обучающие:

Сформировать

понятия важности символики государства и школы.

Познакомить с

национальными героями и важнейшими событиями

истории России и ее народов;

Развивающие:

3. Развить интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, малой Родины.

4. Развить способность к восприятию, пониманию, переживанию и уважению национальные российские ценности;

Воспитывающие:

5. Сформировать личностные, патриотические убеждения и чувства.

1.3 Планируемые результаты

Предметны результатые:

будут знать:

- О символике государства – Флаге, Гербе России и школы

- О национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

Метапредметные:

Должны развить:

- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, малой Родины.

- способность воспринимать, понимать, переживать и уважать национальные российские ценности;

- иметь элементарные представления о нормах поведения кадета и этикете взаимоотношений

Личностные результаты:

должны воспитать:

- уважение к защитникам Отечества;

- Личностные, патриотические качества.

Место проведения занятий

территория школы

школьный двор

парк «Патриот»

краеведческий музей

библиотека

территория войсковой части

музей «Дальней авиации»

выставочная экспозиция

«Оружие Победы»

Содержание программы

1.4.1. Учебный план

п/п

Тема

Кол-во

часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие. Символика РФ

1

0,5

0,5

2

Великие полководцы государства Российского

1

1

0

3

«Есть такая профессия Родину защищать». Встреча с ветеранами или военнослужащими ВС.

1

1

0

4

История возникновения российского кадетства

1

1

0

5

Наша Кадетская школа

1

0.5

0,5

6

Культура внешнего вида настоящего кадета. Этикет взаимоотношений.

1

1

0

7

«Урок Мужества». Работа поискового отряда «Память»

1

1

0

8

Оружие мира, конструктор и патриот Калашников М.Т.

1

1

0

9

«Подвиг длинною в жизнь».

Герой России Дейнеко Ю.М., чье имя носит школа

1

1

0

10

Экскурсия на выбор

1

0

1

11

«Посвящение в кадеты»

2

1

1

Итого:

12 часов

9

3

Тема №1. Вводное занятие.

Теория:  Знакомство, инструктаж по технике безопасности, общие понятия, беседа о важнейших событиях истории России. Символика РФ.

Теория: Подробное знакомство с Гимном, флагом и гербом России.

Практика: Коллективное исполнение Гимна РФ.

Тема № 2. Великие полководцы государства Российского.

Теория: Рассказ о великих полководцах Древней Руси, СССР и России.

Практика: Просмотр и обсуждение презентации «Великие полководцы государства Российского»

Тема № 3. «Есть такая профессия Родину защищать».

Практика: Встреча с военнослужащими или ветеранами ВС

Тема №4. История возникновения российского кадетства.

Теория: Рассказ о кадетах, история кадетства и кадетских корпусов, просмотр тематического видеоролика.

Тема №5 Наша Кадетская школа

Теория: История возникновения, герб школы, флаг, гимн.

Практика: Торжественное построение, исполнение школьного Гимна, вынос знамени.

Тема №6 . Культура внешнего вида

Теория: Беседа о правильном ношении кадетской формы, прическа, атрибутика, обувь, правила ухода. Мини – экскурсия к школьной экспозиции «Образец кадетской формы», обсуждение, сравнение, выводы.

Тема №7 «Урок Мужества». Работа поискового отряда «Память.

Теория: Просмотр видеороликов. Встреча с поисковиками. Экскурсия выставочной экспозиции «Оружие Победы»

Тема №8 Оружие мира, конструктор и патриот Калашникова М.Т.

Теория: Просмотр и обсуждение фильма «Калашников», режиссер К. Буслов, премьера 20.02.2020г., встреча с председателем регионального отделения общественной общероссийской организации «ВСС Калашникова М.Т» ветераном ВС полковником Курилкиным И.А.

Практика: Устройство автомата Калашникова, наглядная сборка – разборка автомата

Тема №9 «Подвиг, длинною в жизнь». Герой России Дейнеко Ю.М., чье имя носит школа.

Теория: Рассказ о лётчике, герое России Дайнеко Ю.М., и его подвиге.

Практика: Экскурсия в музей Дальней авиации

Тема №11 Экскурсия на выбор по согласованию (в краеведческий музей, в музей войсковой части, Музей Дальней авиации, архив немцев Поволжья и т.д.)

Тема № 11 Церемония «Посвящение в кадеты»

Теория: Традиции и ритуал «Посвящения в кадеты», изучение клятвы.

Практика: Репетиция и проведение мероприятия «Посвящения в кадеты».

Формы аттестации (контроля)

Планируемые результаты

Формы контроля/ аттестации

Периодичность

Предметные результаты

обучающийся усвоил правила ТБ на занятиях

тестирование

на вводном занятии

Обучающиеся будут знать:

- О символике государства – Флаге, Гербе России и школы

- О национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

Анкета - опросник

на протяжении реализации программы

Метапредметные результаты

Обучающиеся должны развить:

- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, малой Родины.

- способность воспринимать, понимать, переживать и уважать национальные российские ценности;

- иметь элементарные представления о нормах поведения кадета и этикете взаимоотношений

педагогическое наблюдение,

Беседы в форме «вопрос-ответ»

Тестовые задания и лекции с элементами викторины

на протяжении реализации программы

Личностные результаты

Обучающиеся должны воспитать:

- уважение к защитникам Отечества;

- Личностные, патриотические качества.

Допуск для принятия клятвы и посвящения в кадеты.

по окончании реализации программы

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Методическое обеспечение программы

Для полного освоения программы, в зависимости от поставленной задачи, необходимо на занятиях использовать различные методы обучения: рассказ, беседы познавательного характера, использовать наглядные пособия, иллюстративный материал, чаще всего сочетание их. В программе используется принцип целостности, преемственность и последовательность содержания образования. Самоопределение в выборе видов и содержания деятельности. Особый интерес вызывают экскурсии в музеи, выезды на территорию войсковой части зенитно – ракетного полка № 40218. , просмотр кинофильмов и встречи с ветеранами. Обучающиеся делятся впечатлениями, что помогает им в дальнейшей соответствовать кодексу кадета и быть достойным патриотом свой страны.

Дополнительная общеразвивающая программа «Достоинство и Честь» составлена с учетом требований времени и корректируется в процессе работы в соответствии с интересами обучающихся данного возраста. Методика работы по программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. При этом делается акцент на самостоятельную работу детей, побуждающую их к поисковой и творческой активности. Широкое использование информационно-коммуникативных технологий позволяет расширять кругозор учащихся и развивать их интерес к изучаемым темам.

2.2. Условия реализации программы

1. Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно – гигиеническим требованиям, для занятий группы 12 -17 человек.

- Оборудование, необходимое для реализации программы: компьютер с выделенным каналом выхода в Интернет и программным обеспечением; мультимедийная проекционная установка, экран.

Широко используется видеохостинговый сайт YouTube, предоставляющий учащимся возможность показа обучающимся видео и документальных и художественных фильмов. Предусматривается обмен полезными ссылками по изучаемому предмету в рамках Интернет-форума для обучающихся.

Кадровое обеспечение: Образовательный процесс обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю программы или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

2.3. Оценочные материалы

В ходе реализации программы предусмотрен текущий контроль и итоговая аттестация. Текущий контроль необходим для определения скорости усвоения детьми предлагаемого материала и выполнения соответствующей корректировки и проводится на каждом занятии в форме педагогического наблюдения.

2.5.Список литературы и интернет ресурсов

2.5.1. Список литературы для педагога

Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (

ред.от

08.12.2020) «Об оружии».

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12679/

Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/

«Формирование патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания».

Кортруца

Л.Н.

https://www.dissercat.com/content/formirovanie-patrioticheskogo-soznaniya-u-starsheklassnikov-v-shkolnoi-sisteme-vospitaniya

Портрет М.Т. Калашникова

https://militaryarms.ru/oruzhie/avtomaty/kalashnikova/

Устройство автомата Калашникова

http://kadet.moscow/?page_id=933

7. История России, 1945-2008 гг./А. В. Филиппов, А. И. Уткин, С. В. Алексеев. – М.: Просвещение, 2008

8. История России./А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.: Проспект, 1997

9. Сборник «Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию» под.редакцией Иванова А. Н., Москва, Армпресс, 2006

2.5.2. Список литературы и интернет ресурсов

для обучающихся

1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2014г.

2. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2012.

3. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство,2012.

4. Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 2012.

5. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2012.

6. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2013.

7. Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия им. М.Т.Калашникова

https://www.youtube.com/watch?v=p1ZBlAa7DcY (5 мин)

8. Видеоролики о службе в рядах Вооруженных сил России

https://xn--80ahclcogc6ci4h.xn--90anlfbebar6i.xn-- p1ai/multimedia/video/soldiering.htm?objInBlock=25&fid=2&blk=11246029

9. Официальный сайт «Юнармии» https://yunarmy.ru/for-you/tests/

Тест «Оружие века. Автомат Калашникова»

https://yunarmy.ru/for-you/tests/oruzhie-veka-avtomat-kalashnikova/

10. Устройство автомата Калашникова

http://kadet.moscow/?page_id=933

Интернет- ресурсы для подготовки обучающихся и педагогов

1. Свободная энциклопедия Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Программа “Намедни” - http://leonidparfenov.ru/

3. Программа “Портрет на фоне” - http://leonidparfenov.ru/

4. Программа “Российская империя” - http://leonidparfenov.ru/

5. http://www.edu.ru– федеральный портал “Российское образование

6. http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

7. http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования”

8. http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

9. http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства “Просвещение”: “История”

10. www.pish.ru – сайт научно-методического журнала “ История

11. http://www.1september.ru – газета “История”, издательство “Первое сентября”

12. http://www.lesson-history.narod.ru – методическая коллекция А.И.Чернова

13. hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах “Россия. XX век”

14. http://www.76-82.ru – сайт “Энциклопедия нашего детства”, воспоминаниям о 1976- 1982 гг.

15. http://www.historia.ru– электронный журнал “Мир истории”

16. http://www.lib-history.info - историческая библиотека

17. http://museum.ru/ Портал “Музеи России”.

Приложение 1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

к программе «Достоинство и честь»

дата

по расписанию

Тема занятия

Кол- во часов

Место

проведен ия

Форма занятия

Форма контроля

1

Вводное занятие. Символика РФ

1

кабинет

Занятие

Тестирование

2

Великие полководцы государства Российского

1

кабинет

Беседа

Анкета - опросник

3

«Есть такая профессия Родину защищать». Встреча с ветеранами или военнослужащими ВС.

1

кабинет

Встреча-беседа

педагогическое наблюдение,

4

История возникновения российского кадетства

1

кабинет

Беседа

Беседы в форме «вопрос-ответ»

5

Наша Кадетская школа

1

кабинет

Видеоурок

педагогическое наблюдение,

6

Культура внешнего вида настоящего кадета. Этикет взаимоотношений.

1

Фойе школы

Экскурсия

Тестовые задания и лекции с элементами викторины

7

«Урок Мужества». Работа поискового отряда «Память»

1

Передвижная выставка

Посещение выставки

Наблюдение

8

Оружие мира, конструктор и патриот Калашников М.Т.

1

кабинет

Видеоурок

Тестирование

9

«Подвиг длинною в жизнь».

Герой России Дейнеко Ю.М., чье имя носит школа

1

кабинет

Занятие

Анализ, самоанализ

10

Экскурсия на выбор

1

краеведческий музей, в музей войсковой части, Музей Дальней авиации, архив немцев Поволжья

Экскурсия

Рефлексия

11

«Посвящение в кадеты»

1

Актовый зал

Торжественное

мероприятие

Торжественное мероприятие