I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Достоинство и Честь» социально-гуманитарной направленности, разработана в соответствии с- Положением о разработке и реализации дополнительных общеразвивающих программ » (приказ № 61/3 от 20.03.2020 года) и Устава МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами им. Ю.М. Дейнеко» ЭМР Саратовской области
МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами» им. Ю.М. Дейнеко относится к особому типу образовательных организаций, основной принцип работы которого – создание условий для гражданско - патриотического воспитания с учетом индивидуальных особенностей каждого кадета, предоставление кадетам равных стартовых возможностей с учетом обогащения процесса их социализации. О готовности кадет к осознанному выбору служению Отечеству на гражданском и военном поприще, о высоком уровне сформированности патриотического сознания, национальной и гражданской идентичности свидетельствуют результаты в области патриотического воспитания.
Кадетское воспитание – одно из важнейших направлений развития школы, реальный путь воспитания патриота, гражданина и профессионала, способного к созидательной деятельности на благо общества, во имя будущего России это организуемый целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития, результат усвоения кадетами систематизированных знаний, навыков и умений, формирование и
развитие мировоззрения и познавательных процессов в результате передачи молодому поколению предшественниками социально значимого опыта и традиций.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством и развитием патриотического воспитания в современной России. Данная программа способствует разрешению проблем социального развития детей, помогает адаптироваться в сложном современном мире, реализовать в полной мере свой личностный потенциал. В тоже время, при изучении программы обучающиеся знакомятся с историей своего Отечества. Учитывая запрос государственной политики в области гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения, а также направленностью школы и социальным запросом детей и был обусловлен выбор данной программы.
Новизна программы.
Основной отличительной особенностью школы «Патриот» с кадетскими классами им. Ю.М. Дейнеко» в Энгельсском муниципальном районе является реализация задач кадетского образования и воспитания через систему погружения детей и подростков в атмосферу особого уклада жизни, приближенного к армейскому, сам уклад жизни образовательной организации с регламентированной системой жизнедеятельности напоминающей систему военной подготовки.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что, в процессе реализации Программы обучающиеся понимают:
- специфический уклад жизнедеятельности школы, включающий в себя ежедневный смотр, ношение особой формы одежды (повседневной, парадной, полевой);
- широкое использование в общении ритуалов, принятых в военной среде;
- соблюдение фирменного стиля на основе символов и атрибутов, используемых в воспитательной деятельности, сохраняющих и передающих русские воинские традиции (знамя школы, гимн, девиз, кадетский марш);
- важность участия в традиционных мероприятиях, торжествах и ритуалов школы;
- смысл занятия спортом, строевой подготовкой;
Отличительными особенностями программы «Достоинство и Честь» является то, что в её рамках интерактивные занятия и мастер-классы проводят военнослужащие действующей войсковой части 40218 (на основании договора о сотрудничестве), которые на принципах мужского воспитания организовывают особую систему отношений между кадетами, способствующую развитию их совместной деятельности в условиях функционирования образовательной организации с особым наименованием «школа с кадетскими классами».
Адресат программы: обучающиеся от 10 до 12 лет.
Возрастные особенности. Период с 10 до 12 лет психологи называют одним из самых сложных. Его ещё нельзя назвать подростковым, но дети в этом возрасте уже переступили порог начальной школы. «Достоинство и Честь» - это специально созданная краткосрочная программа для обучающихся 5-х -6-х классов, готовящихся к церемонии «Посвящение в кадеты». Эта программа для обучающихся, как курс «молодого бойца» в Армии, построена на основе воспитательных идеалов и ценностей кадетского содружества.
Срок освоения программы: 1 месяц (12 часов)
Режим занятий: занятия организуются 3 раза в неделю, продолжительностью 40 минут или 2 раза в неделю по 1часу каждое.
Количество обучающихся группе: 12 -17 человек
Принцип набора обучающихся в объединение – свободный.
Форма обучения: очная
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная;
групповая;
фронтальная;
Формы организации занятий: беседы, лекции, интерактивные занятия, мастер- классы, практикумы, экскурсии, встречи, посещения музеев, выезды в войсковую часть, виртуальные экскурсии в музеи, просмотр и обсуждение кинофильмов, уроки мужества.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: — развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма и социальных ценностей.
Задачи:
Обучающие:
Сформировать
понятия важности символики государства и школы.
Познакомить с
национальными героями и важнейшими событиями
истории России и ее народов;
Развивающие:
3. Развить интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, малой Родины.
4. Развить способность к восприятию, пониманию, переживанию и уважению национальные российские ценности;
Воспитывающие:
5. Сформировать личностные, патриотические убеждения и чувства.
1.3 Планируемые результаты
Предметны результатые:
будут знать:
- О символике государства – Флаге, Гербе России и школы
- О национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
Метапредметные:
Должны развить:
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, малой Родины.
- способность воспринимать, понимать, переживать и уважать национальные российские ценности;
- иметь элементарные представления о нормах поведения кадета и этикете взаимоотношений
Личностные результаты:
должны воспитать:
- уважение к защитникам Отечества;
- Личностные, патриотические качества.
Место проведения занятий
территория школы
школьный двор
парк «Патриот»
краеведческий музей
библиотека
территория войсковой части
музей «Дальней авиации»
выставочная экспозиция
«Оружие Победы»
Содержание программы
1.4.1. Учебный план
Тема №1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство, инструктаж по технике безопасности, общие понятия, беседа о важнейших событиях истории России. Символика РФ.
Теория: Подробное знакомство с Гимном, флагом и гербом России.
Практика: Коллективное исполнение Гимна РФ.
Тема № 2. Великие полководцы государства Российского.
Теория: Рассказ о великих полководцах Древней Руси, СССР и России.
Практика: Просмотр и обсуждение презентации «Великие полководцы государства Российского»
Тема № 3. «Есть такая профессия Родину защищать».
Практика: Встреча с военнослужащими или ветеранами ВС
Тема №4. История возникновения российского кадетства.
Теория: Рассказ о кадетах, история кадетства и кадетских корпусов, просмотр тематического видеоролика.
Тема №5 Наша Кадетская школа
Теория: История возникновения, герб школы, флаг, гимн.
Практика: Торжественное построение, исполнение школьного Гимна, вынос знамени.
Тема №6 . Культура внешнего вида
Теория: Беседа о правильном ношении кадетской формы, прическа, атрибутика, обувь, правила ухода. Мини – экскурсия к школьной экспозиции «Образец кадетской формы», обсуждение, сравнение, выводы.
Тема №7 «Урок Мужества». Работа поискового отряда «Память.
Теория: Просмотр видеороликов. Встреча с поисковиками. Экскурсия выставочной экспозиции «Оружие Победы»
Тема №8 Оружие мира, конструктор и патриот Калашникова М.Т.
Теория: Просмотр и обсуждение фильма «Калашников», режиссер К. Буслов, премьера 20.02.2020г., встреча с председателем регионального отделения общественной общероссийской организации «ВСС Калашникова М.Т» ветераном ВС полковником Курилкиным И.А.
Практика: Устройство автомата Калашникова, наглядная сборка – разборка автомата
Тема №9 «Подвиг, длинною в жизнь». Герой России Дейнеко Ю.М., чье имя носит школа.
Теория: Рассказ о лётчике, герое России Дайнеко Ю.М., и его подвиге.
Практика: Экскурсия в музей Дальней авиации
Тема №11 Экскурсия на выбор по согласованию (в краеведческий музей, в музей войсковой части, Музей Дальней авиации, архив немцев Поволжья и т.д.)
Тема № 11 Церемония «Посвящение в кадеты»
Теория: Традиции и ритуал «Посвящения в кадеты», изучение клятвы.
Практика: Репетиция и проведение мероприятия «Посвящения в кадеты».
Формы аттестации (контроля)
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Методическое обеспечение программы
Для полного освоения программы, в зависимости от поставленной задачи, необходимо на занятиях использовать различные методы обучения: рассказ, беседы познавательного характера, использовать наглядные пособия, иллюстративный материал, чаще всего сочетание их. В программе используется принцип целостности, преемственность и последовательность содержания образования. Самоопределение в выборе видов и содержания деятельности. Особый интерес вызывают экскурсии в музеи, выезды на территорию войсковой части зенитно – ракетного полка № 40218. , просмотр кинофильмов и встречи с ветеранами. Обучающиеся делятся впечатлениями, что помогает им в дальнейшей соответствовать кодексу кадета и быть достойным патриотом свой страны.
Дополнительная общеразвивающая программа «Достоинство и Честь» составлена с учетом требований времени и корректируется в процессе работы в соответствии с интересами обучающихся данного возраста. Методика работы по программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. При этом делается акцент на самостоятельную работу детей, побуждающую их к поисковой и творческой активности. Широкое использование информационно-коммуникативных технологий позволяет расширять кругозор учащихся и развивать их интерес к изучаемым темам.
2.2. Условия реализации программы
1. Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно – гигиеническим требованиям, для занятий группы 12 -17 человек.
- Оборудование, необходимое для реализации программы: компьютер с выделенным каналом выхода в Интернет и программным обеспечением; мультимедийная проекционная установка, экран.
Широко используется видеохостинговый сайт YouTube, предоставляющий учащимся возможность показа обучающимся видео и документальных и художественных фильмов. Предусматривается обмен полезными ссылками по изучаемому предмету в рамках Интернет-форума для обучающихся.
Кадровое обеспечение: Образовательный процесс обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю программы или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
2.3. Оценочные материалы
В ходе реализации программы предусмотрен текущий контроль и итоговая аттестация. Текущий контроль необходим для определения скорости усвоения детьми предлагаемого материала и выполнения соответствующей корректировки и проводится на каждом занятии в форме педагогического наблюдения.
2.5.Список литературы и интернет ресурсов
2.5.1. Список литературы для педагога
Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (
ред.от
08.12.2020) «Об оружии».
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12679/
Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/
«Формирование патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания».
Кортруца
Л.Н.
https://www.dissercat.com/content/formirovanie-patrioticheskogo-soznaniya-u-starsheklassnikov-v-shkolnoi-sisteme-vospitaniya
Портрет М.Т. Калашникова
https://militaryarms.ru/oruzhie/avtomaty/kalashnikova/
Устройство автомата Калашникова
http://kadet.moscow/?page_id=933
7. История России, 1945-2008 гг./А. В. Филиппов, А. И. Уткин, С. В. Алексеев. – М.: Просвещение, 2008
8. История России./А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.: Проспект, 1997
9. Сборник «Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию» под.редакцией Иванова А. Н., Москва, Армпресс, 2006
2.5.2. Список литературы и интернет ресурсов
для обучающихся
1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2014г.
2. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2012.
3. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство,2012.
4. Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 2012.
5. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2012.
6. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2013.
7. Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия им. М.Т.Калашникова
https://www.youtube.com/watch?v=p1ZBlAa7DcY (5 мин)
8. Видеоролики о службе в рядах Вооруженных сил России
https://xn--80ahclcogc6ci4h.xn--90anlfbebar6i.xn-- p1ai/multimedia/video/soldiering.htm?objInBlock=25&fid=2&blk=11246029
9. Официальный сайт «Юнармии» https://yunarmy.ru/for-you/tests/
Тест «Оружие века. Автомат Калашникова»
https://yunarmy.ru/for-you/tests/oruzhie-veka-avtomat-kalashnikova/
10. Устройство автомата Калашникова
http://kadet.moscow/?page_id=933
Интернет- ресурсы для подготовки обучающихся и педагогов
1. Свободная энциклопедия Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Программа “Намедни” - http://leonidparfenov.ru/
3. Программа “Портрет на фоне” - http://leonidparfenov.ru/
4. Программа “Российская империя” - http://leonidparfenov.ru/
5. http://www.edu.ru– федеральный портал “Российское образование
6. http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
7. http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования”
8. http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
9. http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства “Просвещение”: “История”
10. www.pish.ru – сайт научно-методического журнала “ История
11. http://www.1september.ru – газета “История”, издательство “Первое сентября”
12. http://www.lesson-history.narod.ru – методическая коллекция А.И.Чернова
13. hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах “Россия. XX век”
14. http://www.76-82.ru – сайт “Энциклопедия нашего детства”, воспоминаниям о 1976- 1982 гг.
15. http://www.historia.ru– электронный журнал “Мир истории”
16. http://www.lib-history.info - историческая библиотека
17. http://museum.ru/ Портал “Музеи России”.
Приложение 1
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
к программе «Достоинство и честь»