Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» г. Белоярский»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
Обучение детей-дошкольников
ГРАМОТЕ
Учитель-логопед Уткина Н.Н.
2024 год
Типичные ошибки в нашей речи и речи наших детей
Все грамматические ошибки, которые встречаются в речи, можно отнести к одной из трёх групп: словообразовательные (ошибочное словообразование), морфологические (ошибочное образование форм частей речи) и синтаксические (ошибки в построении словосочетаний и предложений). Познакомьтесь с примерами и проверьте себя: нет ли среди этих ошибок актуальных для вас?
1. Ошибочное словообразование.
Оно наблюдается, например, в словах будующий, надсмехаться, следущий, зафотографировали, завсегда, мокнуло, полуумный (правильно: будущий, насмехаться, следующий, сфотографировали, всегда, мокло, полоумный).
2. Морфологические ошибки:
— неправильное образование формы существительного: не хватает время, модные польта, свежие торта (нужно: не хватает времени, модные пальто, свежие торты);
— неправильное образование формы прилагательного: более красивее, красивше (нужно: более красивый, красивее);
— неправильное образование формы числительного: с шестьсот рублями, в двух тысяча третьем году (нужно: с шестьюстами рублями, в две тысячи третьем году);
— неправильное образование формы местоимения: ихнего отца, ихние дети (нужно: их отца, их дети);
— неправильное образование формы наречия: откудова, отсюдова (нужно: откуда, отсюда);
— неправильное образование формы глагола: они хочут, ложат, ездиют, я ездию, пиша письмо (нужно: они хотят, кладут, ездят, я езжу; когда я писал письмо);
3. Синтаксические ошибки:
— нарушение согласования: с группой ребят, увлекающимися спортом (нужно: с группой ребят (каких?), увлекающихся спортом);
— нарушение управления: сделать свой кабинет более красивый; показалось о том, что (нужно: сделать свой кабинет более красивым; показалось, что);
— нарушение связи между подлежащим и сказуемым: растут много деревьев (нужно: растёт много деревьев или растут деревья);
— ошибки в построении предложения с однородными членами: Хочу рассказать о значении книг и почему я их люблю. (Нужно: Хочу рассказать о значении книг и о том, почему я их люблю.);
— ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом: Рисуя, мои мысли всегда текли спокойно. (Нужно: Рисуя, я всегда спокойно размышляю. Или: Когда я рисую, мои мысли всегда текут спокойно.);
— ошибки в построении простого и сложного предложения: Мне показалось то, что это сон. Ты не забудешь о человеке никогда, который столько для тебя сделал. (Нужно: Мне показалось, что это сон. Ты не забудешь никогда о человеке, который столько для тебя сделал.);
— смешение прямой и косвенной речи: Автор сказал, что я не согласен с мнением остальных. (Нужно: Автор сказал, что он не согласен с мнением остальных.);
— нарушение границ предложения: Он тяжело задумался. Поэтому глаза его так печальны. (Нужно: Он тяжело задумался, поэтому глаза его так печальны.);
— ошибки в выборе и употреблении сочинительного или подчинительного союза: Мне нравится этот город из-за того, что он маленький и уютный. (Нужно: Мне нравится этот город, потому что он маленький и уютный. Сравните: Мы поссорились из-за того, что каждый настаивал на своём и не хотел уступить.)
УРРРА!!! МЫ таких ошибок не допускаем ни на письме, ни в устной речи!!! Или все-таки какие-то из них «пробегают» то там, то сям?
А теперь - толика того, что мы – учителя-логопеды – наблюдаем во время обследования уровня речевой готовности к школе детей подготовительного возраста. Там оооочень часто ухи и уш, звездЫ и звездов, окнЫ и окнов, стУлы и стУлов, деревА и деревов. Оооочень часто лисенки, лиски, курочки, зайчонки, коровята, коровки, коровушки, левлята, теленки, свинюшки, свинки, поросенки, поросюшки, хрюшки, волчонки, вОлчики, лошаденки, лошадки. Впечатляют: соломовая, соломная шляпка, льдовая, льдиная, лёдная, льдишная горка, солоМка для соли, бумаговая тетрадь, спичный коробок, глИновая ваза, дубичный, дубный, дубошный листок, морковенный сок, клювный компот, огурцовый салат. Суп практически всегда грибовный. И варенье из слив всегда сливочное. А день может быть и снежовый, и снЕговый, и снежнОй, и снегопадный, дождяной, дождивный, дОжденый, дождёвый, дождный. Когда же мы работаем с притяжательными прилагательными, «словотворчество» детей просто потрясает: лисичная, лисятная, лисовая, лисушная, лисячья, лисЯная, лисиная, лисицая, лисучья шубка, волчивая, волчачья, волчишная, волчковая, вОлковая, волкина, волкиновая, волчиная лапа, вивавная, львёная, львячья, левная, влятая грива, медведья, медведиская, медвая, медвиная, медвежатная, медвежачья лапа, котятиный, кошный, кошковый, кошатный, котин, котячий, котный хвост.
ВПЕЧАТЛИЛО!!! Только, пожалуйста, не огорчайтесь! Не принимайте на свой счёт! На самом деле всё не так плохо! Просто я ооочень долго работаю, более 32 лет, и у детей было достаточно времени, чтобы всё это мне «наговорить». ВЫ же, мои уважаемые коллеги, - прекрасные педагоги: умные, …
талантливые, компетентные, трудолюбивые, любящие , увлеченные, яркие, сердечные, стойкие, терпеливые, добрые, выносливые, светлые, веселые, уверенные, целеустремленные, доверчивые, смелые, дерзновенные, искусные, восторженные, безотказные, гармоничные, изобретательные, искренние, улыбчивые, серьезные, благорасположенные, добропорядочные, правдивые, толерантные, успешные, спортивные, педантичные, преданные (своему делу), активные, наивные, лучезарные, артистичные, грамотные, дружелюбные, творческие, веселые, мудрые, обаятельные, стабильные, преданные, настойчивые, порядочные, душевные, тактичные, фантастически работоспособные, воспитанные, надежные, совершенные, обворожительные, старательные, скромные, коммуникабельные, статные, степенные, выдержанные, восхитительные, великолепные, серьезные, приветливые, …
А КРАСИВЫЕ! А ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ!!!
Какой богатый у ВАС словарный запас, дорогие коллеги!!!
Идем дальше! ГРАММАТИКА - это закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. Не правда ли, просто, как всё гениальное?!! Грамматика подразделяется на морфологию и синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы (словоизменение и словообразование), а синтаксис – словосочетания и предложения. А теперь, собственно, поговорим по заявленной теме «Обучение детей-дошкольников грамоте». Имею ВАМ, уважаемые коллеги, сказать следующее: мы с вами делаем одно очень большое дело – развиваем речь ребёнка как целостную функциональную систему. При этом знаем, что при стихийном её развитии достичь высокого уровня не только сложно, но и практически невозможно. Поэтому крайне необходимо обеспечить системное развитие речи в целом и обучение детей-дошкольников грамоте, в частности, как одной из важнейших составляющих общего речевого развития ребенка! В основе системы должен быть комплексный подход, направленный на решение в рамках одного занятия различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития: фонетическую, лексическую, грамматическую и на их базе – задачу развития связной речи.
Наблюдая за работой воспитателей, могу сделать однозначный вывод, что все вы придаете большое значение речевому развитию детей. Хотелось бы подробнее остановиться на развитии грамматического строя речи ребенка-дошкольника – важнейшей составляющей речи как целостной функциональной системы.
Давайте рассмотрим понятие и структуру грамматического строя речи.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ (ГСР)
Грамматика – наука о законах построения языка.
Грамматическое оформление речи – соблюдение в речи грамматических законов и правил, присущих данному языку.
Грамматический строй - это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Структура ГСР
Синтаксический уровень – рассматривает словосочетания и предложения различной структуры и сложности.
Морфологический уровень - приемы словоизменения и словообразования.
Значение ГСР:
ОВЛАДЕНИЕ грамматическим строем речи оказывает влияние на мышление ребенка, т.к. грамматика - результат абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга;
ГРАММАТИКА выражает отношения между смыслами слов, что УЖЕ является продуктом мыслительной деятельности;
ГСР дает ребенку логику, последовательность мышления, способность к обобщению, анализу, синтезу речевого потока;
Таким образом, на основе развитого ГСР успешнее продвигается умственное развитие ребенка, расширяются его представления об окружающем, усваиваются знания во всех областях жизнедеятельности человека!!!
Задачи формирования ГСР
Организация специального обучения правильному ГСР.
Исправление ошибок ГСР;
Создание грамматически правильн
ой речевой среды вокруг ребенка;
Чем же обусловлены грамматические ошибки дошкольников?:
Неблагоприятным
влияние
м
окружающей
речевой среды
(
неправильностью речи родителей, а порой и воспитателей);
Педагогической
запущенность
ю, недостаточным вниманием к детской речи
(
речь детей никто не исправляет);
Общими
п
сихофизиологическими
закономерностями
развития до
школьников (состоянием нервных процессов, недостаточным развитием
внимания, памяти,
мышления,
восприятия, которые не позволяют ребенку распределять свои силы между удержанием мысли, которую
он желает высказать,
подбором слов, и соблюдением грамматических правил
);
Состоянием речевого аппарата (имеющимися трудностями в формировании артикуляционных укладов,
переключаемости ОАА с одного движения на другое, в удержании артикуляционной позы);
Н
есовершенства
ми
фонематического слуха
(недостаточное развитие навыков фонематического анализа и синтеза слова);
Трудностями овладения грамматическим строем речи (морфологией, син
таксисом
как таковыми
)
;
Недостаточным
запас
ом
знаний об окружающем мире
и объемом словаря;
Наличие
м
периода словотворчества.
ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГСР у детей
дошкольного возраста как таковые отсутствуют. ГСР достаточно сложен, чтобы его изучать в течение целого занятия. Игры и задания на его формирование являются частью занятий по развитию речи, например, по работе над словарем, развитию ЗКР, связной речи (пересказ, рассказывание, составление рассказов по картине, серии сюжетных картин, сочинение историй и сказочных сюжетов).
В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ЗАНЯТИЯ игры и задания на
развитие ГСР проводятся не более, чем 10 минут.
СОДЕРЖАНИЕ работы по формированию ГСР (содержание – перечень чему именно учить) для каждой возрастной группы берется в программе воспитания и обучения детей в разделе «Развитие речи» (Программа для детского сада «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой).
ПОГОВОРИМ о направлениях работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников.
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Множественное число имен существительных в
И.п
;
Множественное число существительных в
Р.п
.;
Все косвенные падежи имен существительных (Дат. п. и т.д.) в единственном числе;
Все косвенные падежи существительных (Дат. п. и т.д.) во множественном числе;
Согласование прилагат
ельных
с существ
ительными
разн
ого
рода в единственном числе / во всех падежах/;
Согласование прилагательных
с существительными разного рода во множественном числе /во всех падежах/;
Согласование числительных и существительных (1,2,5);
Глаголы 1, 2, 3-его лица в ед
инственном
числе (местоимения / существительные);
Глаголы 1, 2, 3-его лица во мн
ожественном
числе (местоимения / существительные);
Согласование глагола в прошедшем вр
емени
с сущ
ествительными
разного рода;
Употребление глагола в различном времени;
Степени сравнения прилагательных;
Названия детенышей животных во мн
ожественном
числе.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Уменьшительно-ласкательные суффиксы;
Увеличительные суффиксы;
Образование названий профессий от глагола;
Образование названий профессий от существительного;
Образование глаголов от прилагательных
Название детенышей животных от существительных;
Название предметов посуды от материала изготовления;
Направление движения с помощью приставок;
Образование имен прилагательных от существительных;
Создание однокоренных слов;
Образование притяжательных прилагательных;
Образование относительных прилагательных;
Образование качественных прилагательных.
СИНТАКСИС
Порядок слов в предложениях;
Предложения с однородными членами;
Употребление предлогов;
Сложные предложения с союзами:
«
а
»
,
«
но
»
,
«
так как
»
,
«
потому что
»
и други
ми
;
Понимание сложных инструкций:
а) Достань ручку и положи её на тетрадь справа от карандаша.
б) Петя ударил Васю. Кому больно?
в) Я пошел в кино после того, как сделал уроки. Что я сделал раньше: пошел в кино или сделал уроки?
г) Володя сломал карандаш, который ему подарила Маша. Что случилось раньше: Володя сломал карандаш или ему его подарили?
В работе по развитию ГСР можно использовать дидактические игры и упражнения, которые выполняются
а) с опорой на наглядность (предполагается работа на занятии с предшествующей подготовкой наглядности) (Альбомы: Т.И.Гризик «В мире слов»; В.С.Володина «Альбом по развитию речи».),
б) по образцу, по аналогии (их желательно включать в повседневную деятельность детей как можно чаще).
(1.«Грамматические игры – важное средство комплексного развития речи ребенка-дошкольника» - 43 разработки; 2. Помогайка «Развиваем речь в комплексе»).
Выбор игр и заданий находится в пределах компетенции воспитателя (тут пригодится опора на собственный опыт и доступную литературу
34 ИГРЫ!!!
Дидактические игры и упражнения на формирование именительного падежа имен существительных множественного числа.
1. Игра «Один – много».
Цель: научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа.
Наглядный материал: предметные картинки – слова в единственном и множественном числе.
Ход игры: детям демонстрируют картинку с изображением одного предмета и предлагают найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве.
Речевой материал: - У меня красный шар. - А у меня красные шары (ребенок).
2. Игра «Что растет в лесу».
Цель: образование формы множественного числа существительного с окончанием -ы.
Наглядный материал: предметные картинки и сюжетная картинка.
Ход игры: на доску вывешивают сюжетную картинку «Лес», дети рассматривают картинку, а педагог постепенно вывешивает вокруг этой картинки карточки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб, цветок, куст, ягода).
Речевой материал: - В лесу растет один дуб? (В лесу растут дубы);
- В лесу растет одна сосна?
- В лесу растет один гриб?...
3. Игра «У кого похожая картинка?».
Цель: образование форм множественного числа существительных с окончанием на -ья.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздают картинки с изображением предмета во множественном числе, педагог поднимает свою картинку и спрашивает детей, у кого есть такая же.
- На моей картинке нарисованы стулья. У кого есть такая же?
- У меня тоже нарисованы стулья.
4. Игра «Измени слово».
Цель: закрепить знание формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.
Оборудование: мяч.
Ход игры: ребенку называется слово в единственном числе. Поймав мяч, он должен назвать его во множественном числе.
Дидактические игры и упражнения на формирование родительного падежа единственного числа с предлогами.
1. Игра «С какого дерева упал листок?».
Цель: закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единственного числа с предлогом С.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: карточки с листьями деревьев раздают детям. Дети должны определить, листья каких деревьев у них оказались и назвать дерево: «У меня лист упал с клена».
2. Игра «Эрудит».
Цель: закрепить части тела животных и образование форм родительного падежа с предлогом У.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздают картинки с изображением животных и задают вопросы.
Речевой материал:
- У кого большой хобот?
- У кого пушистый хвост?
- У кого нос пяточком?
- У кого длинные уши?
- У кого есть копыта?
3. Играем в сказку «Колобок».
Цель: образование формы родительного падежа с предлогом ОТ.
Наглядный материал: предметные картинки героев из сказки «Колобок».
Ход игры: детям читается сказка «Колобок», затем сказка прочитывается по второму разу, но с пропусками, а дети должны продолжить (от бабушки, от дедушки, от волка, от зайца, от медведя).
Дидактические игры и упражнения на формирование родительного падежа множественного числа.
1. Дидактическая игра «Подбираем рифму».
Цель: формировать умение образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям читается шуточное стихотворение:
Даю вам честное слово,
Вчера в половине шестого
Я видел двух свинок
Без шляп и ботинок.
- Мы с вами тоже сможем сочинить веселые шуточные стихи.
Я буду начинать, а вы продолжайте (детям показываются картинки во время чтения стихотворения, которые заранее проговаривались).
Речевой материал:
Даем вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видели двух сорок
Без … (ботинок) и … (носков),
И щенков без … (тапочек),
И синичек без … (рукавичек).
2. Игровое упражнение «Заготовки на зиму».
Цель: закрепление темы «Овощи – фрукты», формирование умения образовывать множественное число родительного падежа существительных.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям рассказывается о том, что осенью делаются на зиму заготовки из овощей и фруктов. Это соки, повидла, варенья, салаты, компоты и джемы. После им раздаются картинки с изображением овощей и фруктов и предлагается составить предложения, что они приготовили бы из того, что изображено на их картинках.
3. Игровое упражнение «Угадай, чего не стало?»
Цель: закрепить умение образовывать множественное число существительных родительного падежа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: на доску вывешивается по четыре картинки с предметами во множественном числе, затем две картинки убираются, и у детей спрашивают: «Чего не стало?». Картинки подбираются с разными окончаниями.
Дидактические игры и упражнения на формирование дательного падежа единственного и множественного числа.
1. Игровое упражнение «Кому что нужно для работы»
Цель: закрепление темы «Профессии», усвоение дательного падежа существительных единственного и множественного числа.
Наглядный материал: предметные картинки.
а) Ход игры: детям раздаются картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц и т.д. Затем каждый ребенок должен встать, показать свою картинку и сказать: «У меня учитель без указки, ему нужно дать указку» и т.д.
б) Ход игры: на доску вывешиваются картинки с девочками, мишками, собачками и т.д., а детям раздаются картинки с предметами (книжка, конфета, мяч и т.д.). Каждый ребенок должен подойти со своей картинкой и выбрать, кому он её даст.
Речевой материал:
- Я дам конфету девочкам;
- Я дам книгу мишкам.
2. Игра «Гости».
Цель: закрепление темы «Дикие животные», усвоение дательного падежа существительных единственного и числа.
Наглядный материал: предметные картинки и мягкие игрушки.
Ход игры: дети рассаживаются вокруг стола, у каждого ребенка по игрушке, у педагога зайчик, на столе разложены картинки с угощением. Детям предлагается выбрать по картинке, для своего животного: - Орехи я дам белке; - Мёд я дам медведю.
Дидактические игры на формирование винительного падежа.
1. Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный».
Цель: развить у детей внимание, память, обиходный словарь.
Ход игры: дети должны посмотреть, что находится вокруг них и назвать 2 - 3 предмета полными предложениями. Первый ребенок называет - в единственном числе, а второй повторяет во множественном числе.
Речевой материал:
- Я вижу стол, окно, стул …
- Я вижу столы, окна, стулья…
2. Дидактическая игра «Измени и скажи правильно».
Цель: научить детей внимательно слушать и находить ошибки.
Ход игры: детям задаются вопросы и даются варианты ответов, поставленных в начальную форму, ребенок должен дать ответ в правильном варианте.
Речевой материал:
- Люблю кого? что? (мама, Родина, кошка);
- Цени что? (труд, забота, дружба);
- Береги что? (книга, игрушка, деревья, птиц);
- Запомни что? (сказка, песня, загадка, стихотворение).
Дидактические игры уточнение формы творительного падежа.
1. Дидактическая игра «Кто чем защищается».
Цель: закрепить тему «Животные и птицы», усвоить творительный падеж существительных.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: дети рассматривают картинки с изображением животных, и отвечают на вопросы: кто чем защищается?
Речевой материал:
- Чем защищается собака? (слон, олень, еж, гусь, кошка).
2. Игра «Что чем делают?».
Цель: расширить словарный запас, научить составлять словосочетания и согласовывать глагол с существительным, усвоить форму творительного падежа множественного числа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздаются предметные картинки с изображением инструментов во множественном числе: пилы, топоры, лопаты, иглы, ножи, ножницы и т. д. Дети должны составить словосочетания, отвечая на вопрос «Чем пилят (копают, шьют, режут и т.д.)?».
3. Игры «Когда это бывает?», «Кто за кем?».
Цель: закрепить форму творительного падежа имени существительного.
Наглядный материал: предметные картинки.
а) Ход игры: на доске вразнобой вывешиваются картинки с временами года и детям задаётся вопрос «Что за чем идет?».
б) Ход игры: дети делятся на две команды. Водящие стоят впереди команды, спиной к остальным детям. Их задача вспомнить и сказать, кто за кем стоит. Правильный ответ поощряется фишкой.
Игры на уточнение формы предложного падежа.
1. Игровое упражнение «Забота».
Цель: научить детей составлять предложения по картинкам. Усвоение формы предложного падежа имени существительного.
Наглядный материал: сюжетные картинки.
Ход игры: детям раздаются картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями. Задаётся вопрос: «О ком (чем) заботятся дети?».
2. Игровое упражнение «Помоги животным найти свой домик».
Цель: закрепить знания о жилище животных, уточнить предложный падеж имени существительного.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: на доску вывешиваются картинки с изображением жилища животных, а картинки с животными вывешиваются под жилищем в перепутанном виде. Детям предлагается найти животным их дом. Ответ дается полным предложением.
Игры на формирование изменения глаголов по лицам.
1. Игровое упражнение «Догадайся, что делает девочка и что отвечает».
Цель: научить образовывать формы 1-го и 3-го лица глаголов.
Наглядный материал: сюжетные картинки.
Ход игры: детям показываются сюжетные картинки с конкретным изображением действия, им нужно ответить на вопросы «Что делает девочка?» и ответ девочки в 1 лице настоящего времени (Она моет посуду. Я мою посуду.).
2. Игровое упражнение «Угадай и сделай так же».
а) Цель: научить детей изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного числа этих же глаголов.
Ход игры: один из детей совершает действие без предмета, другой должен угадать совершаемое действие, назвать его и сделать точно так же.
Речевой материал:
Вова идет. – Я иду.
Катя спит. – Я сплю.
Таня пьет. – Я пью.
Алина рисует. – Я рисую.
Артем бежит. – Я бегу.
Оля читает. – Я читаю.
б) Цель: научить детей одни и те же глаголы настоящего времени единственного числа употреблять в 1-м лице множественного лица.
Ход игры: педагог называет действие в единственном числе, а дети должны назвать - во множественном числе.
Речевой материал:
Я иду. – Мы идем.
Я пою. – Мы поем.
Я мою руки. – Мы моем руки.
Я гуляю. – Мы гуляем.
Я играю. – Мы играем.
Я сплю. – Мы спим.
3.Игровое упражнение «Закончи предложения».
Цель: формировать навыки сопоставления глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.
Ход игры: педагог начинает говорить предложения в 1-м лице, потом обращается к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице; ко второму: он отвечает в 3-м лице.
Речевой материал: Я иду. – Ты …(идешь). – Он …(идет);
Я стою. – Ты …(стоишь). – Он …(стоит);
Я иду гулять. – Ты …(идешь гулять). – Он …(идет гулять);
Я строю дом. – Ты …(строишь дом). – Он …(строит дом);
Я сплю. – Ты …(спишь). – Он …(спит).
Игровые упражнения и задания на формирование имени прилагательного и имени существительного с уменьшительно-ласкательным значением.
1. Дидактическая игра «Большой – маленький».
Цель: научить детей образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: на доску вывешиваются круги – большой и маленький, а детям раздаются картинки с изображением предметов. Каждый ребенок по очереди выходит к доске, называет сначала большой предмет под большим кругом, а затем маленький под маленьким.
2. Игровое упражнение «Еж и ежик».
Цель: закрепить тему «Овощи», сформировать навыки образования уменьшительно-ласкательный суффиксов.
Наглядный материал: предметные картинки, 2 ежика - большой и маленький.
Ход игры: детям показывают игрушки: большого и маленького ежа и объясняют, что лесные жители – ежи – делают на зиму запасы и им надо помочь. У детей картинки с изображением овощей больших и маленьких. Далее дети раздают овощи ежам и рассказывают, кому что они дадут.
Речевой материал:
- Я дам большому ежу свеклу (огурец, капусту, баклажан и т.д.), а маленькому ежику свеколку (огурчик, капустку, баклажанчик).
3. Дидактическая игра «Назови ласково».
Цель: научить детей образовывать прилагательные с ласкательным значением.
Ход игры: детям предлагают назвать признак предмета ласково.
Игровые упражнения и задания на формирование навыков образования относительных прилагательных от имени существительного.
1. Игра «Заготовки на зиму».
Цель: закрепить тему «Овощи и фрукты», научить детей образовывать относительные прилагательные от названия овощей.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздают картинки с изображением овощей, и педагог объясняет, что из овощей и фруктов можно приготовить на зиму заготовки: варенье, сок, компот, салат. Педагог задаёт вопросы, и дети отвечают по своим картинкам.
Речевой материал:
- Какой сок можно приготовить из яблок (мандаринов, черники, ананаса, малины, персиков, абрикосов);
- Какое варенье можно приготовить из вишни (брусники, яблок, смородины, груш, слив);
- Какой салат можно приготовить из капусты (моркови, огурцов, помидоров, свеклы, картофеля, гороха).
Аналогичные игры можно проводить по теме «Деревья» и «Материалы».
Игровые игры и упражнения на формирование навыков образования приставочных глаголов.
1. Игровое упражнение «Подскажи действия».
Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками.
Наглядный материал: игрушечная машинка.
Ход игры: педагог показывает действия с машинкой и начинает предложение, а дети должны его продолжить и назвать действие.
Речевой материал:
- Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала);
- Машина по дороге…(ПОехала);
- Машина к мосту…(ПОДъехала);
- Машина на мост…(Въехала);
- Машина с моста…(Съехала);
- Машина дерево…(ОБъехала).
Педагог повторяет правильно произнесенные детьми глаголы, выделяя голосом приставки.
2. Игровое упражнение «Игра с водой».
Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЛИТЬ.
Наглядный материал: стаканы с водой, лейка и цветы.
Ход игры: педагог демонстрирует действия и комментирует их. Далее повторяет эти действия, но комментирует их неправильно, а дети должны исправить ошибки.
3. Игровое упражнение «Скажи наоборот».
Цель: научить детей называть действия с противоположным значением.
Наглядный материал: мяч.
Ход игры: дети встают в круг. Педагог бросает мяч и называет действие, а ребенок, поймавший мяч, называет действие с противоположным значением.
Речевой материал:
- НАливает – ВЫливает;
- Входит – ВЫходит;
- ЗАкрывает – ОТкрывает;
- ПРИплывает – ОТплывает;
- СОбирает – РАЗбирает;
- ПОДъезжает – ОТъезжает.
Игровые упражнения на формирование навыков образования детенышей животных.
1. Игровое упражнение «Страшный зверь».
Цель: формировать умение соотносить взрослых животных с названиями их детенышей.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: педагог читает рассказ и, показывая картинки, делает паузы. Дети должны вставить подходящие по смыслу слова.
Речевой материал:
«У девочки Вари были кошки с …(котятами),
собака со… (щенятами),
утка с… (утятами),
курица с… (цыплятами),
коза с… (козлятами).
Как-то раз утята побежали к реке, стали плавать и нырять, а котята, цыплята, щенята и козлята смотрели на них. Вдруг слышат: «Тра-та-та!» Испугались малыши и побежали к своим мамам. Котята к… (кошке),
щенята к… (собаке),
утята к… (утке),
цыплята к… (курице),
козлята к… (козе).
2. Игровое упражнение «День рождения Пуха».
Цель: формировать умение соотносить названия животных с названиями их детенышей.
Наглядный материал: игрушки и предметные картинки.
Ход игры: дети встают вокруг стола, на котором разложены картинки со взрослыми животными. Педагог рассказывает детям про котенка Пуха и день его рождения: к Пуху пришли гости. Они стали играть в прятки со своими детенышами. Детям предлагается отыскать спрятавшихся детенышей (игрушки стоят на полках в группе) и назвать их.
Игровые упражнения на формирование навыков образования притяжательных прилагательных.
1. Игровое упражнение «Чей, чья, чье?»
Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Наглядный материал: предметные картинки и игрушки.
Ход игры:
1 вариант. На доску вывешиваются картинки с изображением животных, а детям раздаются картинки отдельных их частей (хвост, лапа, уши). Дети по очереди выходят к доске и называют, какому животному принадлежит та или иная часть.
2 вариант. Экспериментатор показывает детям игрушку и задаёт вопросы: чей? чья?, чьи?
Игровое упражнение на формирование навыков образования сравнительной степени прилагательных.
1. Игра «Договори предложения».
Цель: научить детей образовывать сравнительную степень прилагательных.
Ход игры: педагог зачитывает предложения, а дети должны их закончить.
Речевой материал:
- Вова сильный, а его брат еще… (сильнее);
- Машина едет быстро, а самолет летит еще… (быстрее);
- Весной погода теплая, а летом еще… (теплее);
- У Лены фарш длинный, а у Кати еще… (длиннее);
- Вечер темный, а ночь еще… (темнее);
- Мороженое вкусное, а конфета еще… (вкуснее).
Игровое задание на образование двусоставных слов.
Игра: «Эхо»
Цель: научить детей образовывать и понимать сложные слова.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям вначале читается стихотворение, выделяется интонацией каждая значимая часть слова:
Рыбу ловит рыболов.
Пчел разводит пчеловод.
Землю копает землекоп.
Пешком ходит пешеход.
Лед колет ледокол.
Листья падают – наступает листопад.
Лес рубит лесоруб.
Трубы чистит трубочист.
По дороге едет вездеход.
Пыль сосет пылесос.
После детям заново читается стихотворение, но дети сами его заканчивают каждую строчку.
А сейчас поговорим предметно о содержании программного материала по развитию ГСР по возрастам.
СОДЕРЖАНИЕ программного материала по развитию ГСР у детей второй младшей группы (3 – 4 года)
Совершенствовать умение детей
согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;
употреблять существительные с предлогами («в», «на», «под», «за», «около»);
употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята);
употреблять форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив);
Помогать детям
получать из нераспространенных простых предложений (они состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств («Сегодня мы пойдем в зоопарк».);
составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона).
СОДЕРЖАНИЕ программного материала по развитию ГСР у детей средней группы (4 – 5 года)
Продолжать учить детей
правильно согласовывать слова в предложении;
совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи;
образовывать форму именительного падежа единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (лисенок - лисята, зайчонок
-з
айчата);
употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах (
лисята-лисят
, зайчата-зайчат);
употреблять формы повелительного наклонения глаголов (бежать, лежать);
использовать в речи простейшие виды сложных предложений.
СОДЕРЖАНИЕ программного материала по развитию ГСР у детей старшей группы (5 – 6 лет)
Продолжать совершенствовать умение детей
согласовывать в предложении существительные с числительным (1-2-5);
существительные с прилагательным (красный флаг, голубое небо);
образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (телята, котята, барсучата);
Формировать умение пользоваться
несклоняемыми существительными (пальто, кино, кофе);
Учить
образовывать (по образцу) однокоренные слова (кот-котик-котенок);
Знакомить детей
с разными способами словообразования: приставочным и суффиксальным
(город – пригород, сахар-сахарница, учить - учитель);
Продолжать
учить детей составлять простые и сложные предложения (по образцу).
СОДЕРЖАНИЕ программного материала по развитию ГСР у детей подготовительной группы (6 – 7 лет)
Закреплять умение детей
согласовывать имена существительные с числительным; существительные с прилагательным; местоимение с существительным и прилагательным;
образовывать имена существительные с суффиксами; глаголы с приставками; сравнительную
и превосходную степени прилагательных (высокий-выше-более высокий-высочайший-выше всех);
Совершенствовать умение детей
образовывать однокоренные слова (сад – садовник - садовод);
Продолжать
учить детей составлять простые и сложные предложения, соединенные союзами (простыми и сложными).
ИСПРАВЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ
ОШИБОК
Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О.И. Соловьёвой, А.М. Бородич.
Основные её положения:
Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.
Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребёнка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.
Нужно не повторять за ребёнком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно. При необходимости надо дать ребёнку образец правильной речи и предложить повторить его.
Ошибки следует исправлять тактично, доброжелательно.
С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по другому формулирует предложение или словосочетание. Например, ребёнок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». – «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек».
Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их.
В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей.
При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивым, необходимо учитывать обстановку, быть внимательным и чутким собеседником.
ПРИМЕРЫ грамматических ошибок в речи детей:
- На дереве много яблоков. (неправильное окончание существительного в Р.п. мн.ч. с нулевым окончанием)
- Я мою руки мылом и водом. (неправильное окончание существительного в Т.п. ед. числа)
- Где мой полотенец? (изменение рода существительного)
- Я рисоваю наш детский сад. (изменена основа глагола)
- Прыг Миши длиннее, чем у Саши. (словотворчество)
- Вова вышее, чем Юра. (ошибка в образовании сравнительной степени прилагательного)
- Мы хочим еще поиграть! (ошибка в спряжении глагола)
- У Васи много карандашов. (неправильное окончание существительного в Р.п. мн.ч. с окончанием на -ей).
- По двору бегают маленькие свиненки и веселые жеребенки. (ошибки в образовании множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных)
- Какая красивая бабочка прицветочилась! (словотворчество)
- У лисы лисенки такие маленькие. (ошибка в образовании множественного числа существительного, обозначающего детёнышей животных)
- У Насти руки чистее, чем у Саши. (ошибка в образовании сравнительной степени прилагательного)
- На пальте Коли много грязных пятен. (ошибка в употреблении несклоняемого существительного)
- У мене царапина на колене. (неправильное окончание местоимения в Р.п.).
- На улице зима, все заснежилось. (словотворчество)
- Щенок посадили в ящик. (неправильное окончание одушевленного существительного в В.п.)
- Под берегом реки росла высокая березка. (ошибка в употреблении предлога) - На столе матрешек пять. (нарушение порядка слов)
- В этим кармане лежит носовой платок (неправильное окончание местоимения в П.п.)
- Заплакала Таня почему? (нарушение порядка слов)
- Суп нельзя кушать без ложке. (неправильное окончание существительного в Р.п. ед. числа)
- Дети в садике сплют в чистых кроватках. (ошибка в спряжении глагола)
- Эти двое домов построили совсем недавно. (ошибка в склонении числительного «два»)
- В лесе растет много грибов и ягод. (неправильное окончание существительного в Т.п. ед. числа)
- Папа подарил мне слоненочек. (неправильное окончание одушевленного существительного в В.п.)
- Коля дал Пети конфету (неправильное окончание существительного в Д.п. ед. числа).
- Мы шли когда от тёти Тамары, видели салют. (союз стоит не на том месте, где он обычно употребляется)
- Вова страшности нам рассказывал. (словотворчество)
- Вот ещё лопнул шар у дяди, потому … нажал сильно. (опущена часть союза)
- На полке много книгов. (неправильное окончание существительного в Р.п. мн.ч. с нулевым окончанием).
- Кошка прыгает на стула. (неправильное употребление предлога)
- Кашу мама вкусную сварила. (нарушение порядка слов)
- Мама моет пол швабром. (неправильное окончание существительного в Т.п. ед. числа)
- Серёжа поймал сом. (неправильное окончание одушевленного существительного в В.п.)
- Мальчики ловят рыбу удочком. (неправильное окончание существительного в Т.п. ед. числа)
- Осиные листочки шелестят на ветру. (ошибка в образовании относительного прилагательного от существительного)
- Как наступила осень, листья на деревьях пожелтели. (неправильное употребление наречия)
- На столе лежит большая помидора. (изменение рода существительного).
- На столе лежит тетрадь, разорватая на две части. (неправильная форма причастия)
- Мама идет из магазина с двумями сумками. (ошибка в склонении числительного «два»)
- У моей сестре новое платье. (неправильное окончание существительного в Р.п. ед. числа)
- Склади свои вещи аккуратно, Вася! (ошибка в образовании повелительного наклонения глагола)
- Костя искает свои вещи, но не может найти. (изменена основа глагола)
-Я надел тёплую шубу, почему что на улице холодно. (замена одного союза другим)
СПАСИБО, ДРУЗЬЯ,
ЗА ВНИМАНИЕ!!!