* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;}

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПРИ ПОМОЩИ ИНТЕРАКТИВНОГО НАБОРА «BEE BOT УМНАЯ ПЧЕЛА»

Барановская Анастасия Сергеевна,

бакалавр психологических наук,

заместитель заведующего по УВР

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение городского округа

«Город Архангельск» «Детский сад №132

«Алые паруса»

Аннотация: Применение пособия нового поколения bee bot "Умная пчела" в дошкольных образовательных учреждениях способствует развитию устойчивого интереса детей к технике и науке, занятия робототехникой дают необычайно сильный толчок к развитию обучающихся.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация. Основы программирования, интерактивный набор Bee bot «Умная пчела».

XXI век – век активной информатизации, компьютеризации и роботостроения, технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике, в образовательном процессе необходимо реализовывать проекты опирающиеся на новые технологии [3].

В связи с этим применение пособия нового поколения программируемых мини-роботов: «Робомышь» и «Умная пчела» в проектной деятельности, и в программах дополнительного образования дошкольного образовательного учреждения, способствует развитию устойчивого интереса детей к технике и науке, занятия робототехникой дают необычайно сильный толчок к развитию обучающихся, формированию их интеллекта, наблюдательности, умения анализировать, вовлекают воспитанников в процесс создания «инноваций» своими руками, то есть можно говорить о том, что успешно развивают личность ребенка [4].

Одной из таких технологий, которая применяется на современном этапе в образовательном процессе ДОУ, является образовательная робототехника. Робототехника в образовании рассматривается как технология обучения, основанная на использовании в педагогическом процессе конструкторов и роботов, имеющих возможность программирования [3].

В связи с вышесказанным в нашем учреждении разработана дополнительная общеобразовательная программа, задачами которой является: познакомить детей с мини-роботом «Умная пчела», научить программировать роботов для выполнения познавательных заданий по готовым картам-схемам, а также самостоятельно проектировать и программировать новые маршруты и траектории движения, формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки конструирования и начального программирования, формировать основы графической грамотности – умение читать простейшею графическую информацию, ориентируясь на условные обозначения (знаки, символы), выполнять несложные графические схемы [1].

Благодаря Bee Bot «Умная пчела» формируются основы алгоритмики и программирования - что служит основой образовательной робототехники.

На первых этапах мы знакомимся с мини-роботом, его работой и функциями, а также с понятиями «алгоритм», «программирование», «маршрут», «шаг», «последовательность действий», самостоятельно выкладывает алгоритм, предлагая ребенку запрограммировать робота для достижения цели. На втором этапе — алгоритм просчитывается и выкладывается совместно взрослым и ребенком. И уже третьим этапом, после понимания детьми основы работы с «Умная пчела»», дети самостоятельно выкладывают и программируют робота [2].

Для повышения интереса детей во время занятий с мини-роботами «Умная пчела», программа разбита на мини-проекты, такие как: «Путешествие по зоопарку», «Космос», «Город», «Алфавит», «Геометрические фигуры», в зависимости от того, какое поле для многофункционального стола используется детьми, при выполнении задания.

Расскажу более подробно о мини-проекте «Путешествие по Зоопарку», в рамках которого дети, с помощью Beе Bot «Умная Пчела» выполняют различные задания, на многофункциональном поле "Зоопарк", такие как: "найди чей хвост", "чей малыш", "чья тень", "узнай по голосу", суть заданий в том, что детям нужно программировать пчелу до нужного им животного.

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

Проблема: у детей сформированы представления о животных, которые могут обитать в зоопарке, но при этом, часто не могут узнать их по частям тела, по тени, а также назвать чем они питаются.

Цель проекта: с помощью использования Bee Bot «Умная пчела» закрепить знания детей об обитателях зоопарка.

Задачи:

- развивать знания детей о животных, обитающих в зоопарке;

- обучать детей строить маршрут по коврику для многофункционального стола, к нужному животному с помощью Bee Bot «Умная пчела»;

- воспитывать усидчивость, желание добиться поставленной цели.

Ожидаемый результат проекта: дети узнают животных по хвосту, голосу, тени, знают, чем они питаются и умеют строить маршрут к нужному животному с помощью мини-робота «Умная пчела» на поле для многофункционального стола «Зоопарк».

В своей работе я использую следующие формы организации занятий с набором:

- программирование по образцу - задания даются в форме – сделай как я, в основе лежит подражательная деятельность.

- программирование по схемам и чертежам - развивается зрительное восприятие, наглядно-образное мышление.

- программирование по замыслу - данная форма позволяет творчески и самостоятельно использовать полученные знания.

- программирование по теме - идет создание лабиринтов по заданной теме, актуализация и закрепление знаний и умений.

Подводя итог вышесказанному, на своём опыте я могу сказать, что применение интерактивного набора Bee Bot «Умная пчела» в проектной деятельности и дополнительном образовании дошкольной образовательной организации является эффективным способом развития личности ребенка дошкольника.

Список использованных источников

1 Вернер, Е.С. Методические условия использования программируемых мини-роботов «Умная пчела» в работе с детьми старшего дошкольного возраста / Е.С. Вернер // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. – 2019. – С. 45-46.

2 Круглянина, Е.П. Использование программируемого мини-робота Bee Bot «Умная пчела» как условие развития пространственной ориентации дошкольников / Е.П. Круглянина // Проблемы и перспективы дошкольного образования в современном обществе. – 2024. – С. 253-255.

3 Макарова, Н.А. Би-Бот «Умная пчела» как средство развития звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста / Н.А. Макарова // Образование и воспитание. – 2021. - №1(32). – С. 9 – 12.

4 Маханёк, П.Д. Возможности Би-Бота «Умная пчела в развитии речи детей среднего дошкольного возраста / П.Д. Маханёк, Т.Д. Сегова // На пересечении языков и культур, актуальные вопросы гуманитарного знания. – 2023. - №1(25). – С. 231-235.