Урок по формированию функциональной грамотности на уроках математики. Конспект урока математики в 6-м классе на тему «Окружность и круг вокруг нас» с применением задач на развитие функциональной грамотности учащихся
Подготовила и провела:
учитель математики
филиала МОУ «СОШ п.Орошаемый» в п.Мирный»
Тулешова О.И.
Разделы: Математика, Общепедагогические технологии
Класс: 6
Ключевые слова: Окружность и круг
Класс: 6.
Цель урока: обобщить и систематизировать полученные знания об окружности и круге, научиться применять эти знания в жизненных ситуациях, познакомить учащихся с понятием «функциональная (математическая) грамотность»:
Личностные:
развитие навыка групповой работы, развитие умения слушать, грамотно излагать свои мысли;
Метапредметные
:
формирование
информационной
, коммуникативной и учебной компетентности учащихся, умение работать с информацией;
Предметные:
умение различать окружность и круг, находить длину окружности, площадь круга, правильно употреблять математические понятия, знать соотношение между радиусом и диаметром.
Оборудование: компьютер, проектор.
Обеспечение урока: презентация, карточки с заданиями.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Структура и ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент
(2 мин)
Проверка учителем готовности класса к уроку: организация внимания:
Посмотрите, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок!
Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку.
2.Актуализация знаний, определение темы урока, постановка цели урока
(4 мин)
- Ребята, давайте вспомним, что такое окружность?
- Какие предметы напоминают вам окружность?
- А что такое круг?
- Какие предметы вам напоминают форму круга?
- Давайте вспомним формулы, связанные с окружностью и кругом (длина окружности и площадь круга).
- Где в жизни вам могут пригодиться эти знания?
Сегодня мы с вами закрепим полученные знания и рассмотрим несколько жизненных задач, связанных с окружностью и кругом.
Слышали ли вы такое понятие, как функциональная грамотность?
На уроках математики развивается математическая грамотность - это способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения жизненных задач.
Слайд 1-3. Презентация
Отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения
3.Обобщение и систематизация знаний
(7 мин)
Давайте рассмотрим одну из таких задач:
В пиццерии продаются два вида круглой пиццы, имеющих одинаковую толщину и разные размеры. Диаметр меньшей пиццы равен 30 см, диаметр большей пиццы равен 45 см. что выгоднее купить: одну большую пиццу или две маленьких?
- Какой вариант вы бы выбрали, взяли ли бы две маленьких пиццы или одну большую? Почему?
- Как вы думаете, какие знания об окружности или круге помогут нам выбрать наиболее выгодный вариант? Что представляет собой пицца, окружность или круг? (круг, площадь круга).
- Давайте вспомним формулу для нахождения площади круга
- Итак, зная диаметр пиццы, как нам найти её радиус? (разделить d на 2)
- Теперь давайте подставим значения в формулу.
- Площадь большой пиццы равна примерно 1590 см2
- Вычислите самостоятельно площадь маленькой пиццы, и умножим её на два, результат округлим до целых (1413 см2).
- Итак, какую пиццу купить выгоднее: одну большую или две маленьких? (одну большую).
Слайд 4-5
Участвуют в обсуждениях, отвечают на вопросы, выполняют задания учителя
Физминутка
(2 мин)
Раз - подняться, потянуться
Два - нагнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре - руки шире
Пять - руками помахать
Шесть - на место тихо сесть
4.Применение знаний и умений в новой ситуации
(12 мин)
Разделить класс на мини-группы по 4-5 человек.
Каждой команде выданы листы с комплексными заданиями (приложение 1)
- Сейчас вам предстоит решить задачи, пользуясь вашими знаниями и умением внимательно читать текст задачи, а также использовать справочный материал. На решение задач каждой команде отводится 10 минут, после чего один из участников должен будет показать остальным ребятам решение и ответ.
Слайд 6
Работа в мини-группах, обсуждение, решение задач
5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
(10 мин)
- Все справились с заданиями? Давайте проверим.
Слайды 7-18
Каждая команда по очереди представляет свою задачу и рассказывает её решение, в это время остальные ребята следят за решением, используя информацию на слайдах и оценивают одноклассников.
6.Рефлексия
(3 мин)
Подводим итоги:
- Довольны ли вы своими результатами?
- Что нового вы сегодня узнали?
- О чем еще хотели бы узнать?
- Какой информацией хотели бы поделиться с друзьями/родителями и т.д.?
- Будете ли вы использовать полученные знания в жизни?
Слайд 19
Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, делают выводы
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели урока
- Ребята, давайте вспомним, что такое окружность?
- Какие предметы напоминают вам окружность?
- А что такое круг?
- Какие предметы вам напоминают форму круга?
- Давайте вспомним формулы, связанные с окружностью и кругом (длина окружности и площадь круга).
- Где в жизни вам могут пригодиться эти знания?
- Сегодня мы с вами закрепим полученные знания и рассмотрим несколько жизненных задач, связанных с окружностью и кругом.
- Слышали ли вы такое понятие, как функциональная грамотность?
На уроках математики развивается математическая грамотность - это способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения жизненных задач.
3. Обобщение и систематизация знаний
Давайте рассмотрим одну из таких задач:
В пиццерии продаются два вида круглой пиццы, имеющих одинаковую толщину и разные размеры. Диаметр меньшей пиццы равен 30 см, диаметр большей пиццы равен 45 см. что выгоднее купить: одну большую пиццу или две маленьких?
- Какой вариант вы бы выбрали, взяли ли бы две маленьких пиццы или одну большую? Почему?
- Как вы думаете, какие знания об окружности или круге помогут нам выбрать наиболее выгодный вариант? Что представляет собой пицца, окружность или круг? (круг, площадь круга).
- Давайте вспомним формулу для нахождения площади круга
- Итак, зная диаметр пиццы, как нам найти её радиус? (разделить d на 2)
- Теперь давайте подставим значения в формулу.
- Площадь большой пиццы равна примерно 1590 см2
- Вычислите самостоятельно площадь маленькой пиццы, и умножим её на два, результат округлим до целых (1413 см2).
- Итак, какую пиццу купить выгоднее: одну большую или две маленьких? (одну большую).
4. Применение знаний и умений в новой ситуации
Разделить класс на мини-группы по 4-5 человек.
Каждой команде выданы листы с комплексными заданиями (приложение 1)
- Сейчас вам предстоит решить задачи, пользуясь вашими знаниями и умением внимательно читать текст задачи, а также использовать справочный материал. На решение задач каждой команде отводится 10 минут, после чего один из участников должен будет показать остальным ребятам возможные пути решения и ответ.
5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
- Все справились с заданиями? Давайте проверим.
Каждая команда по очереди представляет свою задачу и рассказывает её решение, в это время остальные ребята следят за решением, используя информацию на слайдах и оценивают одноклассников.
6. Рефлексия
Подводим итоги:
Довольны ли вы своими результатами?
Что нового вы сегодня узнали?
О чем еще хотели бы узнать?
Какой информацией хотели бы поделиться с друзьями/родителями и т.д.?
Будете ли вы использовать полученные знания в жизни?