Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 96 г.Твери

Конспект занятия в средней группе

Тема «Защити лес»

Денисова Оксана Валериевна,
воспитатель высшей категории

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Программное содержание:

1. Обучающие задачи:

формировать знания детей о лесе и обитателях леса;

закреплять знания детей о правилах поведения в природе;

формировать у детей понимание того, как влияет необдуманная деятельность человека на природу, что любой объект живой природы существует до тех пор, пока для этого есть необходимые условия, нарушение которых ведёт к его гибели;

2. Развивающие задачи:

развивать речь, творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, наглядно – действенное мышление, мелкую моторику, комбинаторные и композиционные умения.

3. Воспитательные задачи:

показать, как человек пользуется дарами дикой природы и убедить в жизненной необходимости разумного, бережного отношения к ней;

побуждать детей оценивать свои поступки и поступки окружающих людей, делать соответствующие выводы;

воспитывать стремление к творческой деятельности.

4. Речевые задачи:

продолжать учить детей строить связные высказывания;

продолжать формировать умение объяснять, рассказывать, доказывать, давать развернутые аргументированные ответы;

продолжать учить обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями;

расширять и активизировать словарный запас детей.

Структура

Игровая мотивация (2 минуты)

1часть «Лес и его богатство» (3 минуты)

2 часть «Лес в опасности: пожар» (12 минут)

3 часть «Правила поседения в лесу» (3 минуты)

Итог: беседа с детьми, обсуждение плакатов.

Общее время: 20 минут

Резервное время (3 минуты)

Количество детей на занятии – 8 человек.

Контроль за усвоением детьми программного содержания: опрос детей, наблюдение за деятельностью детей

Организация детей

Вводная часть – дети стоят врассыпную перед воспитателем; затем дети строятся друг за другом и идут за воспитателем в лес, имитируя движения перешагивания через деревья и прыгания по кочкам.

Основная часть – в лесу дети встают полукругом; дети садятся за столы, когда рисуют рисунки и заполняют раздаточные материалы.

Итог – дети строятся друг за другом и едут на паровозике.

Подготовка воспитателя к занятию:

анализ программы;

разработка конспекта занятия;

подготовка оборудования, демонстрационного и раздаточного материала.

Оборудование:игрушечный Старичок-лесовичок; плакат «SOS»; запись музыки И. Штраус «Сказки венского леса», «Голоса птиц»; видеозапись «Пожар в лесу», видеозаставка «Лес после пожара»; плакаты демонстрирующие правила поведения в лесу, рамка картины, разделенная на две части: трава и небо.

Демонстрационный материал: слайды с изображением деревьев, листьев деревьев, грибов, плакаты.

Раздаточный материал: задания для дидактической игры «Можно-нельзя» (Приложение 1), гуашь, фломастеры, кисти.

Предварительная работа:чтение произведений о лесе; отгадывание загадок о лесных обитателях, деревьях, ягодах, грибах; рассматривание иллюстраций с изображением обитателейлеса, деревьев; беседа о правилах поведения в лесу.

Содержание

Методы и

приемы

Игровая мотивация организационный момент

Пальчиковая игра «С добрым утром!»

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

С добрым утром, ушки! Вы проснулись?

С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

С добрым утром, ножки! Вы проснулись?

С добрым утром, солнце! Мы проснулись!

Воспитатель: Ребята, вы готовы идти со мной на прогулку в лес?

Утвердительные ответы детей: да

Сначала пройдем по узенькой тропинке, перешагнем через упавшие деревья, перейдем болото по кочкам. Вот мы и в лесу! Правда, здесь красиво. (Ответы детей) (звучит музыка «Голоса птиц»).

Вводная часть «Лес и его богатство»

Ребята, а вот и Старичок-лесовичок, давайте поздороваемся. Здравствуй, Старичок-лесовичок! Ему очень интересно, что вы знаете о лесе. Расскажите, пожалуйста, Лесовичку. (ответы детей). Посмотрите, какие из деревьев вы знаете? (Слайд 1)

Предполагаемые ответы детей: береза, ель, рябина и др.

Воспитатель: — Правильно, все деревья угадали! А теперь попробуйте разгадать мою загадку: «Весной – расцветают, осенью – опадают» (листья).

Дидактическая игра «Какой листик?» (Слайд 2)

Воспитатель: — А что еще растет в лесу?

Предполагаемые ответы детей: ягоды и грибы

Воспитатель: Ну конечно, ягоды и грибы. Послушайте загадки Старичка-лесовичка и попробуйте их разгадать:

Глубоко был спрятан он,

Раз-два-три — и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду. (Боровик)

Растут на опушке

рыжие подружки,

Их зовут …(волнушки)

Рыжие ушки с лисьей макушки

В травке лежат — для малых ежат(Лисички)

Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый(Мухомор) (Слайд 4)

Воспитатель: Ребята, мы должны оберегать лес. Скажите, пожалуйста, как нужно себя вести в лесу?

Предполагаемые ответы детей: не рвать цветы; не убивать насекомых; нельзя громко кричать и слушать громкую музыку; беречь деревья; после разведения костра, обязательно его потушить; не разорять гнезда птиц.

(слайд 5)

Воспитатель: Молодцы ребята, всё правильно !

2 часть «Лес в опасности: пожар»

На экране появляется сигнал «SOS».

Воспитатель: Кто знает, что обозначает этот знак?

Предполагаемые ответы детей:когда кто-то в опасности, терпит бедствие.

Просмотр видеозаписи « Пожар в лесу». Во время просмотра чтение стихотворения:

Огонь траву с цветами вмести выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

Он, как испуганная стая белок рыжих,

Метался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы.

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

( В.Шефнер)

Воспитатель:Так вот о чем хотел рассказать нам лесовичок. Что же нам делать?

Предполагаемые ответы детей: надо вызвать пожарных.

Воспитатель: Правильно нужно позвонить в пожарную часть. Какой же у нее номер? Подскажите мне, ребята.

Предполагаемые ответы детей: 01

Воспитатель: А что мы должны назвать по телефону?

Предполагаемые ответы детей:назвать свое имя и фамилию; сказать, что случилось; сказать адрес.

Игра «Вызовем пожарных» (Импровизация звонка в пожарную часть. Звонит ребенок.)

Воспитатель:Пожарные уже в пути и я надеюсь, что они спасут лес!

Ребята, а кто такие пожарные? Как вы думаете, что нужно делать, что бы стать пожарным?

Предполагаемые ответы детей:заниматься спортом, уметь слушать, быть добрым, много знать приемов спасения людей.

Воспитатель: Какими должны быть пожарные?

Предполагаемые ответы детей:смелые, отважные, бесстрашные, выносливые, сильные.

Воспитатель: Молодцы!Да, пожарные должны быть именно такими.

Рассматривание видеосюжета «Лес после пожара»

Воспитатель: Я очень рада, что лес пожарные спасли, но одна полянка все- таки сгорела. Посмотрите, как она выглядит. Как вы думаете, что здесь произошло? От чего мог произойти пожар? Ребята, почему лес после пожара погибает?

Предполагаемые ответы детей:погибли растения - негде жить и нечем питаться животным, птицам, насекомым. Там плохой воздух потому, что нет растений, и это вредит здоровью людей.

Воспитатель: А кто знает, как можно самостоятельно потушить огонь, если он не большой?

Предполагаемые ответы детей:затоптать, накрыть одеждой, залить водой, засыпать землей.

Физкультминутка

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

(Дети выполняют движения по тексту)

Воспитатель: Для рождения нового леса нужно очень много времени. Давайте представим, что мы с вами волшебники. Закройте глазки. Ну, вот вы и волшебники! Посмотрите, дым развеялся, и на полянке ничего нет. Что бы вы подарили лесу? Давайте нарисуем это и подарим лесу. (Убирается видеосюжет и выставляется рамка картины, разделенная на две части: траваи небо. Звучит музыка И. Штраус «Сказки венского леса»)

Творческая игра «Если бы я был волшебником»

Дети по очереди дарят лесу подарки, объясняя их значения. Например: Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко-ярко, согревая тебя.

Воспитатель: Мы совершили чудо, и сгоревший лес на нашей картине сделали живым, цветущим. Сегодня мы спасли лес на рисунке, но мы и в жизни обязаны это делать. Чтобы в лесу не случилась беда, что надо соблюдать?

Предполагаемые ответы детей:надо соблюдать правила поведения в природе.

Воспитатель: Правильно, надо соблюдать правила поведения в природе.

3 часть «Правила поведения в лесу»

Дидактическая игра «Можно – нельзя» (Зачеркните те картинки, где нарисовано, как нельзя себя вести в лесу) (Приложение 1)

Итог

Воспитатель: Действительно, поход в лес мало чем отличается от похода в гости. А знаете почему? Все очень просто, в лесу вы – гости! В лесу свои правила и свои законы. И вы должны уважать эти законы! Лес, как гостеприимный хозяин, дарит тебе красоту, тень и прохладу, ягоды, грибы и целебные травы.

Воспитанный человек не будет ломать ветки деревьев и кустов, он не рвет лесных цветов. Потому что в природе все связано: сорвав цветок, ты лишишь пчелу нектара и она не сможет без него приготовить мед, а сломав ветку, ты можешь погубить дерево или кустарник. Травяной покров сохраняет влагу, которая нужна лесной растительности, и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.

Не сбивайте незнакомые вам или даже известные ядовитые грибы. Многие из них - лекарство для лесных обитателей.

Не нужно ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них ваше «развлечение» может закончиться болезнью, мучением и смертью. Запомните это!

Не разрушайте нечаянно или нарочно муравейников – муравьи погибнут, а они ведь тоже приносят свою пользу для леса.

И последнее: не оставляйте после себя мусор! Помни о людях, которые придут после вас, - они также хотят полюбоваться красотой природы, а не свалкой из бутылок, пакетов и фантиков. Будьте везде вежливы и воспитаны!

Жители леса нарисовали все это на плакатах и передали свое послание вам, детям, через лесовичка. Мы возьмем эти плакаты к себе в группу, повесим их на видное место, чтобы никогда не забывать, как надо вести себя в лесу.

Ну что ж нам пришла пора прощаться со Старичком-лесовичком и его лесом и возвращаться домой. До свидания! 

Ребята, вам понравилась наша прогулка в лес? Давайте вспомним, что мы делали в лесу? А помогут нам в этом картинки ( воспитатель показывает поочерёдно карточки с изображением правил поведения в лесу).

На прощание Старичок-лесовичок подарил вам вкусное угощение – орешки (грибочки).

А теперь нам пора возвращаться в детский сад, садитесь на паровозик, который приехал за нами.

( звучит « Песенка друзей»).

Игровой прием

Сообщение детям о действиях на НОД

Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ)

Игровая мотивация (активизация внимания детей, мотивация интереса)

Задание, стимулирующее умственную активность,

развитие логического мышления

Мотивация к деятельности

ИКТ

Активизация словарного запаса ребенка

Оценка деятельности детей

Игровая мотивация (активизация внимания детей, мотивация интереса)

Задание, стимулирующее умственную активность,

развитие логического мышления

ИКТ

Задание, стимулирующее умственную активность,

развитие логического мышления детей

Оценка деятельности детей

ИКТ

Проблемный вопрос

Задание, стимулирующее умственную активность

Предупреждение утомляемости

Творческая работа

Сюрпризный момент

Оценка деятельности детей

Игровой прием

Подведение итогов НОД

Сюрпризный момент

Приложение 1

 

Приложение 2