О.В.Свиридова, 
учитель ИЗО 
МОУ СШ №6 Центрального района Волгограда
ВКЛЮЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРАДИЦИОННЫХ ПРАЗДНИКОВ И ОБРЯДОВ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПРОДМЕТОВ ИЗО И ТЕХНОЛОГИИ
Метод проектов в настоящее время становится интегрированным компонентом системы образования.
Суть проекта – стимулировать интерес ребят к определенным 
проблемам, предлагающим владение некоторой суммой знаний, и через 
проектную деятельность показать практическое применение полученных 
знаний.
 Здесь необходимо наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей интегрирования знаний, исследовательского поиска для ее решения.
И практическая, теоретическая, познавательная значимость 
предполагаемых результатов. 
Народные праздники (по мнению профессора Соловьева)  со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни.
Очень часто, отмечая праздники, мы не знаем их истории происхождения, традиций, обрядов. Познакомившись с традициями,  учащимся сложно грамотно применять свои знания в обычной жизни.
Мы провели опрос (предлагаем и вам ответить на эти вопросы)
1.Какой день мы называем праздничным?
Праздник — день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. В том числе, день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Выходной, нерабочий день. День радости и торжества. День игр и развлечений.
2.Какие виды праздников существуют?
В целом, современные праздники можно разделить на несколько категорий, таких как: народные, религиозные, светские, национальные, семейные, профессиональные, государственные и иные.
3.Какие русские народные праздники ты знаешь?
4. О каких православных праздниках ты можешь рассказать?
5.Знакомы ли тебе  праздничные традиции и обряды?
Полученные результаты опроса убедили нас в том, что данная тема актуальна и востребована у учащихся.
  Это долгосрочный коллективный проект, рассчитанный на весь учебный год.
В рамках этого проекта выполнялись  индивидуальные и групповые проекты. По типу проектов мы использовали: исследовательские, творческие, информационные и прикладные. 
Работа на уроках ИЗО и технологии проводится в рамках изучения программного материала по темам:
?Древние корни народного искусства?, ?Традиционная русская вышивка?, ?Русский народный костюм?, ?Блюда национальной русской кухни для традиционных праздников?, ?В ожидании рождества?, ?Русский народный костюм? и др.
Первым осенним праздником, с которого начиналась работа – стал Покров.
Ребята получили вопросы и задания:
Собрать материал о празднике. 
Подобрать изображения в картинах, иконах, рисунках, открытках.
Подобрать стихи, рассказы, легенды… 
Подобрать народные приметы, пословицы и поговорки о празднике 
Подобрать    музыкальные произведения.
Собрать материал о народных и православных традициях праздника 
В помощь ребятам были даны:
Список литературы о праздниках
Интернет ресурсы: российский образовательный портал и информационные православные порталы
Результаты  работы учащихся отражены в презентации
Собран видеоряд
Собраны народные приметы
 Большинство примет на Покров объясняют, какова будет зима, когда она начнется, сколько выпадет снега, и т.д.
 Если вы на Покров увидели отлетающих журавлей, то зима наступит рано и будет холодной.   Если первый снег до Покрова выпадет, то зима не скоро наступит. Какова погода на Покров, такова и зима будет.
Праздник этот считался покровителем свадеб, и потому сельские девицы молились тогда о скорейшем выходе замуж. 
 На Руси первый снег выпадал обычно около праздника Покрова. Белый снежный покров напоминал свадебное покрывало или фату.
День Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября (14 октября по н.с.) отмечается как главный общеказачий праздник. Именно в этот день молодые казаки принимали присягу на верность Отечеству.
Результатами можно считать и участие в Школьном празднике ?Матери-Казачки?; выставка ?Куклы - берегини  в русском народном костюме?.
Следующий праздник – Рождество. На Руси Рождество всегда было связано со многими традициями и обычаями, но после 1917 года они были почти забыты. Празднование Рождества тогда было запрещено, и осталось только празднование Нового года.  Постановлением президента России с 1991 года Рождество Христово вновь является официальным праздничным днем для всех народов Российской Федерации.
Ученики получают аналогичные вопросы о празднике, источники сбора информации им тоже известны.
Результаты работы: участие в мероприятии ?Рождественские посиделки?; выставка рисунков ?Рождественская звезда?.
Еще один праздник, широко отмечаемый в сегодня – Масленица.
Работа идет по той же схеме
Масленица – языческий праздник, связанный с днем весеннего солнцеворота. С принятием христианства она стала предварять Великий пост. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Отсюда и выражение: ?Хоть с себя все заложи, а Масленицу проводи?. Каждый день Масленичной  недели имел название.
Непременными атрибутами веселий, связанных с окончанием холодной поры, являлись   блины, символизирующие собой солнце, которое должно было вступить вовремя в свои владения.
Результатом можно считать большой школьный праздник Масленица. К этому празднику ребята уже были готовы: узнали его значение, традиции, рецепты блинов, символику хороводов, сжигания чучела, в какие игры играли, какие частушки пели и …
А так же: выставка- ярмарка ?Блюда национальной русской кухни для традиционных праздников?; выставка ?Город мастеров?; конкурс масленичных кукол и др.
Заложенные в православных праздниках высокая духовность и нравственность выступают гарантами ведения здорового образа жизни людей, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.
Выполняя проекты, учащиеся:
Получают опыт знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему.
Развивают исследовательские умения, наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, аналитическое мышление.

Учатся приобретать   знания самостоятельно и пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. 
Приобретают  коммуникативные навыки и умений, т.е. умение работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли
Выполнили тематические презентации и буклеты.
 Занятия декоративно – прикладной технологией открывают путь к самовыражению, а профессиональное владение теми или иными ремеслами в дальнейшем дает шанс в индивидуальной трудовой деятельности.
Список литературы
Бедов А. Профессиональное самоопределение в проектной
деятельности //Народное образование.-2009.-№2.
Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект, 2017. 
Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя под ред. Сасовой И.А.- 2013.