О.В.Свиридова, учитель ИЗО МОУ СШ №6 Центрального района Волгограда ВКЛЮЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРАДИЦИОННЫХ ПРАЗДНИКОВ И ОБРЯДОВ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПРОДМЕТОВ ИЗО И ТЕХНОЛОГИИ Метод проектов в настоящее время становится интегрированным компонентом системы образования. Суть проекта – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предлагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Здесь необходимо наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей интегрирования знаний, исследовательского поиска для ее решения. И практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Народные праздники (по мнению профессора Соловьева) со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. Очень часто, отмечая праздники, мы не знаем их истории происхождения, традиций, обрядов. Познакомившись с традициями, учащимся сложно грамотно применять свои знания в обычной жизни. Мы провели опрос (предлагаем и вам ответить на эти вопросы) 1.Какой день мы называем праздничным? Праздник — день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. В том числе, день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Выходной, нерабочий день. День радости и торжества. День игр и развлечений. 2.Какие виды праздников существуют? В целом, современные праздники можно разделить на несколько категорий, таких как: народные, религиозные, светские, национальные, семейные, профессиональные, государственные и иные. 3.Какие русские народные праздники ты знаешь? 4. О каких православных праздниках ты можешь рассказать? 5.Знакомы ли тебе праздничные традиции и обряды? Полученные результаты опроса убедили нас в том, что данная тема актуальна и востребована у учащихся. Это долгосрочный коллективный проект, рассчитанный на весь учебный год. В рамках этого проекта выполнялись индивидуальные и групповые проекты. По типу проектов мы использовали: исследовательские, творческие, информационные и прикладные. Работа на уроках ИЗО и технологии проводится в рамках изучения программного материала по темам: ?Древние корни народного искусства?, ?Традиционная русская вышивка?, ?Русский народный костюм?, ?Блюда национальной русской кухни для традиционных праздников?, ?В ожидании рождества?, ?Русский народный костюм? и др. Первым осенним праздником, с которого начиналась работа – стал Покров. Ребята получили вопросы и задания: Собрать материал о празднике. Подобрать изображения в картинах, иконах, рисунках, открытках. Подобрать стихи, рассказы, легенды… Подобрать народные приметы, пословицы и поговорки о празднике Подобрать музыкальные произведения. Собрать материал о народных и православных традициях праздника В помощь ребятам были даны: Список литературы о праздниках Интернет ресурсы: российский образовательный портал и информационные православные порталы Результаты работы учащихся отражены в презентации Собран видеоряд Собраны народные приметы Большинство примет на Покров объясняют, какова будет зима, когда она начнется, сколько выпадет снега, и т.д. Если вы на Покров увидели отлетающих журавлей, то зима наступит рано и будет холодной. Если первый снег до Покрова выпадет, то зима не скоро наступит. Какова погода на Покров, такова и зима будет. Праздник этот считался покровителем свадеб, и потому сельские девицы молились тогда о скорейшем выходе замуж. На Руси первый снег выпадал обычно около праздника Покрова. Белый снежный покров напоминал свадебное покрывало или фату. День Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября (14 октября по н.с.) отмечается как главный общеказачий праздник. Именно в этот день молодые казаки принимали присягу на верность Отечеству. Результатами можно считать и участие в Школьном празднике ?Матери-Казачки?; выставка ?Куклы - берегини в русском народном костюме?. Следующий праздник – Рождество. На Руси Рождество всегда было связано со многими традициями и обычаями, но после 1917 года они были почти забыты. Празднование Рождества тогда было запрещено, и осталось только празднование Нового года. Постановлением президента России с 1991 года Рождество Христово вновь является официальным праздничным днем для всех народов Российской Федерации. Ученики получают аналогичные вопросы о празднике, источники сбора информации им тоже известны. Результаты работы: участие в мероприятии ?Рождественские посиделки?; выставка рисунков ?Рождественская звезда?. Еще один праздник, широко отмечаемый в сегодня – Масленица. Работа идет по той же схеме Масленица – языческий праздник, связанный с днем весеннего солнцеворота. С принятием христианства она стала предварять Великий пост. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Отсюда и выражение: ?Хоть с себя все заложи, а Масленицу проводи?. Каждый день Масленичной недели имел название. Непременными атрибутами веселий, связанных с окончанием холодной поры, являлись блины, символизирующие собой солнце, которое должно было вступить вовремя в свои владения. Результатом можно считать большой школьный праздник Масленица. К этому празднику ребята уже были готовы: узнали его значение, традиции, рецепты блинов, символику хороводов, сжигания чучела, в какие игры играли, какие частушки пели и … А так же: выставка- ярмарка ?Блюда национальной русской кухни для традиционных праздников?; выставка ?Город мастеров?; конкурс масленичных кукол и др. Заложенные в православных праздниках высокая духовность и нравственность выступают гарантами ведения здорового образа жизни людей, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе. Выполняя проекты, учащиеся: Получают опыт знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему. Развивают исследовательские умения, наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, аналитическое мышление. Учатся приобретать знания самостоятельно и пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Приобретают коммуникативные навыки и умений, т.е. умение работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли Выполнили тематические презентации и буклеты. Занятия декоративно – прикладной технологией открывают путь к самовыражению, а профессиональное владение теми или иными ремеслами в дальнейшем дает шанс в индивидуальной трудовой деятельности. Список литературы Бедов А. Профессиональное самоопределение в проектной деятельности //Народное образование.-2009.-№2. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект, 2017. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя под ред. Сасовой И.А.- 2013.
Включение элементов традиционных праздников и обрядов в проектную деятельность в рамках программы духовно-нравственного развития и воспитания предметов ИЗО и технологии