Учитель: Мельникова Ольга Владимировна

Название предмета:?математика
Класс:?3
Дата:30.11.2022
Урок?№ 47
Тема.?Таблица умножения. Закрепление.
Тип урока:?урок применения знаний, умений и навыков.
Цели: закреплять знание таблицы умножения и деления, умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться таблицей умножения и деления; решать задачи изученных видов; осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности; слушать других и принимать иную точку зрения.
Оборудование: карточки с заданиями для индивидуальной работы и работы в парах, наглядный демонстрационный материал, ?Лист самооценки?, карточки для самопроверки,учебник М.И.Моро, М.А.Бантова ?Математика?,3 класс, часть1.

                                                                            Ход урока
Организационный момент 
Учитель приветствует  обучающихся. Настраивает  на работу. Учитель задаёт вопросы, проверяет готовность к уроку.
-Сегодня вторник?                             
-Сегодня среда? 
-У нас урок русского языка?
-У нас урок математики?
-Вы готовы к уроку?
-Вы будете лениться?
-Вы любите учиться?
-Тогда прошу садиться!
- Ребята, у нас сегодня праздник. К нам пришли гости. Повернитесь к ним, посмотрите на них и поздоровайтесь.
(Дети поворачиваются к гостям, здороваются.)
- Гостю принято дарить самое дорогое, что есть у хозяина. Представьте, что у вас в ладошках любимая чашка, наполненная крепким здоровьем, добротой, чудесным настроением. Поделитесь со всеми присутствующими.
(Дети протягивают руки и сдувают.)
- Молодцы! 

Мотивационный настрой.
- Ребята, сегодня к нам пришёл ещё один необычный гость. Хотите с ним познакомиться? (Да, хотим.)
- Я сейчас вам загадаю загадку, а вы попробуйте её разгадать и тогда узнаете кто это.
Утром рано я проснусь,
Посмотрю и засмеюсь,
Ведь в моё оконце
Ярко светит … (Солнце.)
- Молодцы, ребята! А солнышко уже здесь, услышало, что о нём ласково отзываются, и пришло к нам.
- Солнышко желает нам плодотворно потрудиться и хочет, чтобы наш урок получился таким же добрым и тёплым, как оно само.
ДЕВИЗОМ НАШЕГО УРОКА:
Мы сможем!
Мы сумеем!
У нас получится!
- Чем интересен сегодняшний день? ( последний день осени)
- Правильно. Завтра 1 декабря. Зима вступит в свои права. А зима –любимое время года ребят.
_ А почему? ( много развлечений, которых не будет летом)
_ Да, вы правы! А вы знаете, что и на уроке можно в них поиграть!?
Актуализация знаний
Устный счёт. 
Что мы знаем –?будем повторять,
Что забыли –?будем вспоминать.
В математике любая работа
Не обходится без устного счёта.
1.?ЛОВИ СНЕЖИНКУ? ( читаем математическим языком)
2  .  2  =13               72  :9  =  8
4  .  8  =  48             30  :  5  =  5
21  :  3  =  6             0  .  25  =  25
7  .  7  =  50             1  .  45  =  46  УМЕНИЕ?
У. Какое умение мы сей час закрепляли?

2.Я называю произведение, а вы называете множители.
4, 6, 8, 9, 10, 45, 72, 64

3.Решите задачу:
1)Солнышко улыбнулось мальчикам 18 раз, а девочкам в 2 раза меньше
- Решили?
-Почему? ( нет вопроса)
Какие вопросы могут быть в этой задаче? (Сколько девочек? Сколько всего детей? 9 + 18 = 27), На сколько мальчиков больше, чем девочек? На сколько девочек меньше, чем мальчиков?)

2)Альбом стоит  9  рублей. Сколько альбомов можно купить на 36 рублей?

3)На 48  рублей  купили 6  тетрадей. Сколько стоит одна тетрадь?

У. Какое умение мы сейчас  закрепляли?

4.МОЗГОВОЙ ШТУРМ 
 У. Внимание! Летит снежок!
Во сколько раз 35 больше 5? (В 7 раз.)
(Чтобы узнать во сколько раз больше или меньше, надо большее число разделить на меньшее.)

Я задумала число, увеличила его в 3 раза и получила 27. Какое число я задумала? (9)
Какое число я умножила само на себя и получила 25? (5)
Сумму чисел 36 и 14 разделить на 5. (10)
Как найти периметр прямоугольника? (Надо к длине прибавить ширину и умножить на 2.)
А как узнать площадь прямоугольника? (Надо длину умножить на ширину.)
У.Молодцы!


_ А вы любите кататься на коньках?
-А где катаются на коньках?
-Какой формы чаще всего бывают катки? ( прямоугольной)
-Найдём площадь и периметр нашего катка?  ( Никита с Кристиной  работают в паре)

3.РАБОТА в ГРУППЕ
Длина 
6
8
7
9

Ширина 
4
2
3
5

 Периметр 





 Площадь 






У.  Проверка  по эталону. Какая группа справилась правильно и быстрее?    
  Какое  умение закрепляли?

III. Самоопределение к   деятельности
- Ребята, посмотрите все на доску.
7 · 6            3 · 2
2 · 8            15 : 3  ( математическим языком)
- Что здесь лишнее? (Выражение на деление лишнее, потому что все остальные на умножение.)
СФОРМУЛИРУЙТЕ тему нашего урока

У. Открыли тетради. Записали число, классная работа. 
1.У нас в гостях число -30. Расскажите о нем( двузначное, чётное, 3 десятка 0 единиц. 
-соседи числа
-назовите сумму с этим числом
- назовите разность с этим числом
- произведение
-частное
У. Записываем аккуратно и красиво!!!


Таблица умножения 
Достойна уважения. 
Она всегда во всем права: 
Что б ни случилось в мире, -
А все же будет дважды два 
По-прежнему четыре.
С. Маршак
—  Для чего нужно знать таблицу умножения? (Ответы детей.)
Что такое умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней умножить раз,
Чем слагать все целый час.
Умножения таблица
Всем нам в жизни пригодится
И не даром названа
УМНОжением она!
Итак. ?
?Неизвестно, кто первым составил таблицу умножения, но впервые она появилась в Китае 2200 лет назад. Ещё ?я хочу добавить, ?что ?без таблицы умножения и деления невозможны ?были бы многие ?открытия ?в математике, а значит и нашей жизни не было бы машин, самолётов, компьютеров и многого другого к чему мы привыкли в жизни.
Таблицу умножения учат в 3 классе, а повторяют её всю жизнь!

У. - Что мы будем закреплять сегодня на уроке? (Таблицу умножения.)

У.Запишите тему урока: Таблица умножения

У. Откройте учебник на стр. 68
 У. Чем еще сегодня будем заниматься на уроке? (  вспоминать таблицу умножения, решать задачи, находить значения выражений)
У. Какие личные цели поставите для себя?
( Быть внимательным, писать аккуратно и т.д.)

4.Работа по учебнику 
_ Ребята, а вы любите кататься с горки?
- А какой должна быть горочка?
-Может быть такой, как в номере 1?
У.Сейчас мы и прокатимся. Посмотрим, удобно ли нам будет.

№ 1 (с. 68). 
Прочитайте задание. Что нужно сделать?
-Вам не кажется, что таблица немного необычная?
-Чем? Почему?

У. У каждого карточка с таблицей. 
Ф.И._________________________



































































- Можете её заполнить? 
 - Что будем делать?(записывать ТОЛЬКО  ответы).
Готово?
-Обменяйтесь таблицами. Проверьте по развороту таблицы.
-КТО  МОЛОДЕЦ?

( Никита с Кристиной отдельное задание- заполнить по готовой таблице)
(Самостоятельное выполнение. )
 У.  Какие  умения  мы  сейчас закрепляли?
№2 (с. 68). 5минут 
—  Прочитайте задачу.
—  Сколько вопросов в задаче? (Два.)
—  Как удобно выполнить краткую запись? (В таблице.)
—  Какие заголовки должны быть в нашей таблице?
-Посмотрите на доску.  Я заполнила таблицу. Всё правильно?
-Почему. Было всё правильно.!!! Наверно пурга перепутала все записи.
_ Кто исправит?
_Можем мы сразу ответить на вопросы задачи?
_ Почему? ( Не знаем, сколько в одном наборе)
_ Как узнать?( 54:9 =6ч.)
_А теперь можем ответить на первый вопрос? (6.5=30ч.)
- А, на второй вопрос?( 60 : 6 = 10н.)
- Записываем ответ.               
У. Какое умение мы сейчас закрепляли?

V. Физкультминутка 1 минута
Игра ?Карлики и великаны?
- Если я называю чётное число – вы присаживаетесь на корточки, если нечётное – подпрыгиваете, руки на пояс.
2, 7, 8, 12, 55, 91, 44, 1, 32.
А сейчас я задам вопрос, если ответ будет чётным – садитесь на место.
СУММУ 10 и 10 РАЗДЕЛИТЬ НА 5

VI. Продолжение  работы  по  теме  урока
Работа по учебнику  три минуты
№3(с.6)
-. Читаем внимательно задачу № 3.
- Вслух читает …
- О чём говорится в задаче? (О свёкле)
- Ребята, а вы знаете, что листья свёклы содержат много витамина А, а корни – витамин С. Свёкла идеально подходит для предотвращения болезней сердца. Она стимулирует наш мозг.

—  Что известно в задаче? (В корзине было 5 кг свеклы, а в 6 одинаковых ящиках — 60 кг.)
—  Что нужно узнать в задаче? (Во сколько раз больше свеклы было в одном ящике, чем в одной корзине.)
----Можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
—  Сколько килограммов свеклы в корзине? (5 кг.)
—  А в ящике? (Неизвестно.)
—  Каким действием это можно узнать? (Делением.)
—  Как узнать, во сколько раз одно число больше другого? (Большее число разделить на меньшее.)
—  Запишите решение и ответ задачи. ( ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ)
   У. Какое умение закрепляли?
№ 4 (с. 68). 
- А умеете  ли вы лепить снеговика?
-Сейчас проверим!!!
(Самостоятельное выполнение. ) По одному отвечают( 3, 8, 4,6,7, 15, 97, 25
После выполнения ответ – деталь снеговика
7. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

- Снова пурга разгулялась. Всё перепутала. Сможете собрать уравнения?
-Кто смелый?
1.УРАВНЕНИЯ (если время) по рядам !!!!!
:
Х
=
5
40

:
Х
=
6
8

:
Х
=
42
7

.
У
=
4
24


ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Математический диктант. ?+?, ?-?
Частное чисел 27 и 3 равно 9.
5 меньше 15 в 3 раза.
Первый множитель – 6, второй множитель 8, значение произведения 56.
Делимое 36, делитель 6, частное 9.
18 на 3 больше, чем 6.
Произведение чисел 3 и 4 равно 12.( откидная доска +,+, -,-,-,+)
- МОЛОДЦЫ!

2.Чей ряд быстрее!!!!!
Карточки ( проверяет один ученик)

VII. Рефлексия 1 минута
—  Оцените свою работу на уроке. У каждого на столе ?ЛИСТ САМООЦЕНКИ?
VIII. Подведение итогов урока
-Чем мы сегодня занимались на уроке?
-Что вам больше всего понравилось?
-За что себя можете похвалить?
- Солнышко вас благодарит за урок . Ему было интересно за вами наблюдать. Солнце наше теперь знает таблицу умножения.

- Поблагодарим гостей за их внимание и подарим им на память о нашем сегодняшнем тёплом и добром уроке маленькие солнышки. Пусть они дарят нашим гостям тепло и добро каждый день. 
Домашнее    задание
№5, №6 с. 68. Таблицу умножения повторить.

- На этом наш урок окончен. Благодарю за работу и внимание.