Онлайн- консультация
«Словесно-логические игры»
в рамках реализации проекта
«Семейная игротека «Играем#Меняем#Познаем»
Воспитатель
Люкиш Тамара Васильевна
I квалификационная категория
Словесная дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Решать разнообразные мыслительные задачи; описывать предмет, выделяя характерные их признаки; отгадывать по описанию; находить признаки сходства и различия; группировать предметы по различным свойствам, признакам. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других замечать логические ошибки.
В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, в самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, т. к. способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Для словесных игр не нужен никакой реквизит, играть в них можно по дороге в детский сад, в очереди или во время поездки в транспорте. Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения.
В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Она требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах.
Словесные игры преследуют цель – развивать, формировать мышление детей в доступной, занимательной форме.
Словесные игры можно объединить в четыре основные группы:
1 группа – в эту группу входят игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений:
«Отгадай-ка». Цель игры: учить ребенка описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
«Что это за птица (зверь)?» Цель игры: учить ребенка описывать характерные признаки птиц, зверей и по описанию узнавать их.
«Да-нет». Цель игры: учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.
«Магазин». Цель игры. учить описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.
2 группа – игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения:
«Придумай небылицу». Цель игры: учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей.
«Похож – не похож». Цель игры: учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать по описанию предметы.
«Кто больше заметит небылиц?». Цель игры: учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; воспитывать умение отличать реальное от выдуманного.
3 группа – игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам:
«Отвечай быстро». Цель игры: закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, размеру, качеству и т.д.), быстро отвечать.
«Кто больше?» Цель игры: учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать.
«Что кому нужно?» Цель игры: упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.
«Вершки – корешки». Цель игры: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
«Назови три предмета». Цель игры: упражнять детей в классификации предметов.
«Кто больше назовет предметов?» Цель игры: учить детей классифицировать предметы по месту их производства.
4 группа – здесь игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора:
«Испорченный телефон». Цель игры: развивать слуховое внимание. Тихо произносить на ухо соседу слово, которое услышал первый участник от водящего.
«Летает – не летает». Дети поднимают руку, если названный предмет летает или молчат, если не летает.
«Краски». Цель игры: развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
«Где мы были, мы не скажем». Цель игры: воспитывать находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.
«Наоборот». Цель игры: воспитывать у детей быстроту мышления.
Взрослые, играя с ребенком, имеющего любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству.
Освоив речевые игры, ребенок будет чувствовать себя более уверенно в любой компании. Это тоже очень важно для ребенка, идущего в школу. Он сможет предложить друзьям интересные игры, объяснить правила, объяснить свою точку зрения.