ГКОУ «СКШИ» с.Ташла Тюльганского района

Тема: «Оплата жилья, коммунальные услуги».

Подготовила: Алешина С.В

2024г

Цель:

дать представления, как заполнять квитанции, где их оплачивать.

Задачи:

ф

ормировать умения снимать показания электрического, газового, водяного счетчиков

 

и заполнения квитанций на оплату этих видов услуг.

р

азвивать мышление, память, внимание, речь.

в

оспитывать сознательное отношение к финансовым расходам и бережливость.

Методы обучения:

Словесные: 

беседа, объяснение

Наглядные:

 демонстрация мультимедийной презентации

Практические:

 упражнение в снятии показаний счетчиков и заполнении квитанций об оплате.

Ход занятия.

Организационный момент.

1 слайд.

Пусть сегодня для нас всех,

На занятии прейдет успех!

Поприветствуем гостей

С ним нам вдвойне теплей.

Пожелаем всем удачи,

И успешности в придачу!

Чтобы наше занятие было полезным,

Активно в работу включайтесь, ребята!

2. Актуализация опорных знаний. 

(Стук в дверь, входит бабушка) Давайте узнаем, кто пришел к нам?

Педагог: - Здравствуйте, Вера Петровна, что случилось?

Бабушка: - Ребятушки, вы мне не раз помогали, выручайте. Вот получила бумаги какие-то, а что  с ними делать не знаю…

Девочка: - Бабушка, давайте я посмотрю. Да это же квитанции на свет, на газ, на воду, их оплатить надо!

Бабушка: Внученька, где мне их оплатить можно?

Девочка: на почте, в банке

Бабушка: Спасибо, ребятки, пойду оплачивать, до свидания.

Педагог: До свидания, Вера Петровна.

О чем говорили, бабушка с внучкой? квитанциях на свет, газ, воду. И их оплате.)

- С водой, электричеством, теплом мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно, даже порой, не замечая этого: когда открываем кран, чтобы помыть руки, включаем свет, чтобы было светло, - мы начинаем потреблять коммунальные услуги. Но за все коммунальные услуги нужно платить. Совсем скоро, кто-то будет жить в своем доме, а кто-то многоквартирном. Вам придется оплачивать коммунальные платежи.

- Ребята, как вы думаете, какая тема нашего занятия? (коммунальные платежи?) 

2 Слайд

Тема «Оплата жилья, коммунальные платежи».

Мы сегодня будем: снимать показания счётчика, подсчитывать расходы,  заполнять квитанции на оплату. Поговорим о сознательном отношении к экономии электроэнергии, воды и тепла. Посмотрим ролик, как можно оплатить, коммунальные платежи, через интернет.

Но сначала давайте посмотрим на слайд и ответим, знакомо ли вам сочетание букв ЖКХ? Кто знает, что такое ЖКХ?

3 Слайд.

Жилищно-коммунальное хозяйство – это отрасль, обеспечивающая надлежащее содержание нашего дома, школ, больниц и т.д..

Сфера жилищно-коммунального хозяйства характеризуется предоставлением потребителям двух видов услуг: жилищные и коммунальные услуги

Жилищные услуги; ( в многоквартирном доме)

содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

санитарное содержание общего имущества (услуги дворника, услуги по уборке подъездов, услуги по прочистке мусоропроводов);

услуги по управлению общим имуществом и общими денежными средствами (распоряжение общедомовыми деньгами по решению общего собрания собственников,

претензионно

-исковая работа с должниками).

Кто живет в частных домах должны знать, что дом надо содержать в порядке!!

- Кто знает, что такое коммунальные услуги? 

- Коммунальные услуги - это услуги, направленные на обеспечение жизненно важных потребностей человека (свет, отопление, вода, канализация, телефон и т.д.) Плату за коммунальные услуги называют коммунальными платежами.

- Как вы думаете,  что включает в себя плата за коммунальные услуги? Давайте посмотрим на экран. 

4 Слайд – оплата за электроснабжение, обращение с ТКО, холодное водоснабжение, газоснабжение.

- А о каком виде коммунальных услуг сейчас пойдёт речь. Прослушаете стихотворение и догадайтесь. Прочитает Сулоева В

По горам, лесам и сёлам,
Деревням и городам
День и ночь бежит весёлый,
Быстрый ток по проводам.
Подгоняет электрички,
Зажигает в доме свет
И с компьютерной странички
Может дать любой совет.
И придёт на помощь первым
Из-за тысячной версты…
Только он ужасно нервный
И не любит суеты.
Надо знать: его дорога
В проводах таится. НО!!!
Малым детям даже трогать
Провода запрещено:
Непослушных деток ток
Бьёт сильней, чем молоток!

Колодкин Владимир

О чем стихотворение ? ( Об электричестве)-Для чего нам нужно электричество? Нужно ли соблюдать технику безопасности при обращении с электричеством? Если какие-то не неисправности с проводкой, трубами. Куда будем обращаться?

- Сейчас мы используем для освещения помещений электрические лампочки. Всегда ли была электрическая лампочка? (Нет)

- Каких её предшественников вы знаете? (лучина, свеча, факел, керосиновая и масляная лампы).

Давай узнаем историю о Лампе.

История о Лампе.

В 1872 году русским ученым Александром Николаевичем Лодыгиным была создана лампа накаливания, которая представляла собой стеклянный шар, внутри которого на двух медных стержнях был укреплен стерженек из ретортного угля. Сначала подобные лампы были способны работать на протяжении всего сорока минут, однако после того, как было предложено откачивать из ламп воздух, срок их службы значительно увеличился. После в качестве тела накала используют спираль из тугоплавкого металла (вольфрама) либо угольную нить.

-Кем была создана лампа?

- Что из себя она представляла?

Слайд 5

Сейчас используют энергосберегающие, светодиодные лампочки. Они дают много света, а расходуют мало электроэнергии. А какие у нас лампы в классе?

Словарь

(Люминесцентные). Поставим ударенье в этом слове.

Сообщение о лампе. Прочтет – Дима

Слайд. 6

-Ребята, отгадайте загадку:

                                Очень строгий контролёр

                                Со стены глядит в упор,

                                Смотрит, не моргая.

                                Стоит только свет зажечь

                                Иль включить в розетку печь-

                                 Всё на ус мотает. (электросчётчик)

 

Слайд.7

- Вот здесь образцы счётчиков. В каждом доме, квартире, на лестничной площадке стоят счетчики; на газ, электроэнергию, на воду.                                               Оплата за электроэнергию, воду и газ производится согласно показаниям счётчика и вносится ежемесячно.

           

-Ребята, чтобы произвести оплату нужно заполнить платёжную квитанцию. Рассмотрим квитанцию на электроэнергию. Что мы видим?

Работа с квитанциями. (Ф.И.О, адрес № личный счёт, тариф, показания, сумма, срок оплаты).

Все поля платёжной квитанции должны быть заполнены полностью и разборчиво, в противном случае платёж может быть разнесён неверно. Ребята у нас на столах листочки- черновики, где для себя будем делать подсчеты. А сейчас минутка отдыха.

Слайд. 8

Физминутка –для глаз.

Физминутка- Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы.

Кофемолка, пылесос,

Ток энергию принес.

Снятие показаний счётчиков, расчёт оплаты. (8 мин)

Слайд 9

- В чём измеряется электроэнергия? (в кВт в час)

Чтобы снять показания с электросчётчика, надо списать цифры вот из этого окошечка  (показать).

- Как выдумаете, а чтобы подсчитать, сколько надо заплатить за свет, достаточно только этих показаний? (нет)

- Для того чтобы посчитать, сколько нужно заплатить за свет, нужно знать последнее показание счётчика в прошлом месяце и знать сколько стоит 1 кВт электроэнергии.

- Какова сейчас цена тарифа на свет?

- А теперь мы научимся рассчитывать плату за израсходованную электроэнергию. Оплата электроэнергии производится согласно показанию электросчётчика. 

Показания электросчётчика на сегодняшний день 2200 кВт·ч, а последнее показание в прошлом месяце было 2100 кВт·ч. Сколько денег нужно заплатить за электроэнергию в этом месяце, если цена за 1 кВт·ч составляет 2 рубля 63копейки?

- Как узнать, сколько электроэнергии потребили в течение месяца? (из текущего показания счётчика вычесть предыдущее)

2200– 2100 = 100(кВт·ч) – расход электроэнергии за месяц.

- Сколько же денег будут стоить 100кВт ·ч электроэнергии? Как  мы можем это узнать? (умножением стоимости одного кВт·ч на количество израсходованной электроэнергии).

-Сколько у вас получилось? (263рубля)

Здесь в этой квитанции есть «обращение с ТКО» Начисляется по тарифу и количество прописанных граждан в доме, квартире.

- Стоимость платежей за газ и воду рассчитывается аналогично платежу за электроэнергию.

Отгадайте ребус.

Слайд. 10

Слайд. 11

- В чем измеряются газ и вода? (в кубических метрах) 

(12слайд – счётчик, расчёт оплаты за газ)

- Давайте рассчитаем плату за газ. 1  куб. метр газа стоит сейчас – 6 руб., текущее показание 10120 кубометров, а предыдущее 10100 кубометров.

- Сколько кубометров израсходовали? (20)

- Сколько должны заплатить за месяц? (120 р.)

- А для чего нам нужна вода?

- Теперь рассчитаем плату за воду. Кто знает, сколько стоит 1 кубометр холодной воды? (35 руб.) 

(13 слайд – расчёт оплаты за холодную воду)

Текущее показание на счётчике 250, предыдущее – 240, сколько кубометров воды израсходовали? (10)

- Сколько должны заплатить за месяц? (350 р.)

Приложение 1.

Заполни таблицу, если плата за 1кВт·ч – 2, 72 р.

       

Предыдущее        

Текущие

Оплата за месяц

Заполните таблицу, если оплата за газ составляет 6 р.

Предыдущее        

Текущие

Оплата за месяц

Заполнить таблицу, если оплата за холодную воду составляет 35руб. за куб. метр

Предыдущее        

Текущие

Оплата за месяц

Учащиеся под руководством педагога заполняют платёжные квитанции.

-Давайте проверим, что у нас получилось. По очереди читаем ответы, если кто-то не согласен поднимает руку.

        Места и правила оплаты коммунальных услуг. (6 мин)

Давайте посмотрим ролик, как можно оплатить квитанции через интернет.

Слайд 14

Слайд. 15

Посмотрите на слайд где еще можно оплатить?

Посмотрите из предложенных учреждений, исключите лишнее. (Аптека, банк, почта, супермаркет, поликлиника).

Слайд 14. Граждане, оплачивайте коммунальные услуги ежемесячно.

- А что будет, если вы вовремя не будете оплачивать коммунальные платежи? (могут наложить штраф, или по-другому это называется пеня, которая составляет определённый законом процент от платы, и чем больше просрочили оплату, тем больше придётся переплатить).

- А надо ли экономить свет, газ, воду? (надо) Объясните. Как экономить?

- Итак, если хотите получить лишние деньги, то надо экономить.

Вывод: «оплачивать коммунальные услуги надо ежемесячно!»

Итог . 1 Коммунальные услуги- это…..

2.Откуда, мы, берем показания?

3.Назовите, русского учёного, создавшую лампу накаливания?

4.Какие лампочки сейчас больше применяют?

5.Что может быть, если вовремя не оплатить квитанции?

6.Нужно ли экономить: электроэнергию, воду, газ?

7. Где можно оплатить?

Подведение итогов.

Рефлексия.

- Мне заполнилось..

-Что я узнал (а) нового..

- Теперь, я, знаю….

Я хочу, чтобы у вас дома, в квартире: был свет и газ и конечно же вода. Спасибо за внимание.