* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Обычный (веб) Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}

Опыт эффективной организации развивающей предметно- пространственной среды по патриотическому воспитанию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Проблема нравственно-патриотического воспитания, как никогда сейчас актуальна. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все больше общественное значение, стало задачей государственной важности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое значение отводится необходимости включения регионального компонента в образовательную систему работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей, национальной культуры и национальных традиций. Знакомство детей с Родным краем, с его историко- культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у дошкольников познавательный интерес, эстетические представления, прививает гражданские чувства, характерные для будущего патриота и гражданина своей Родины.

Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом. С.Михалков.

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Организация предметно-пространственной развивающей среды по формированию нравственно-патриотических чувств в соответствии с ФАОП ДО, позволяет реализовать содержание адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения, развитие социальной культуры дошкольников, познавательного интереса, любознательности.

Цель создания в группе развивающей предметно-пространственной среды по патриотическому воспитанию для детей с ТНР:

- формирование у детей нравственно-патриотических чувств сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность;

Задачи:

- наполнение и обновление предметно - развивающей среды в группе по патриотическому воспитанию;

- приобщать детей к традициям и обычаям своего народа;

- приобщении дошкольников к истории и культуре родного Поволжья, ознакомлении с местных достопримечательностей, природой родного края, (программа «Воспитание маленького волжанина» Е.С.Евдакимовой)

- формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране;

- воспитание чувства собственного достоинства у ребёнка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей;

- формировать представление о России как о родной стране, о Москве - как о столице России;

- воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России;

- формировать правовую культуру дошкольников;

Эти задачи помогают реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группе. Решая задачи нравственно-патриотического воспитания необходимо строить свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Трудности в ознакомлении детей с историческими фактами, бытом, традициями русской культуры, вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей ребенка действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.

Требования ФГОС при создании предметно-развивающей среды:

В группе соблюдаются санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещенность, целесообразность размещения экспонатов и доступность, научность и достоверность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность, безопасность. Содержание материалов и оборудования, их размещение, вызывают положительные эмоции, дают возможность находить удобное место, как для коллективной, так и индивидуальной деятельности.

В нашем патриотическом уголке подобран материал по следующим направлениям: «Семья», «Родной город», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Родная страна», «Народные обычаи и праздники», «Народные промыслы России», «Россия многонациональная», «Наша планета земля». Материалы по данным направлениям постоянно обновляется и пополняется.

«Семья»

Дидактическое и наглядное пособие:

Альбом «Моя семья»

«Родословное дерево»

Альбом «Наш любимый Детский сад»

«Народные обычаи и праздники», «Народные промыслы России», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых»

Созданы тематические альбомы «Как жили люди на Руси», «Русская изба», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья, «Народный календарь», «Предметы старины», «Традиции и праздники нашего народа». Добавлены иллюстрации «Народные промыслы» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись), «Русская матрёшка», «Масленица», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России». Картотека «Хороводные игры на Руси», картотека «Русские – народные игры», картотека «Русские – народные стихи и песни».

«Родной город», «Родной край»

В направлении «Родной город» «Родной край» –были добавлены: иллюстрации родного города, фотоматериалы Волгограда. Были изготовлены: тематические папки и альбомы: «Памятные места Волгограда», «Герои ВОВ», «История и достопримечательности Волгограда». «Стихи о Волгограде». Д/игры: «Собери картинку. Мой город», Лото «Мой любимый город». «Мой край» – символика области, карта области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области (чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство). Настольные игры дидактическое и наглядное пособие:

Ига- лото «Край тюльпанов степных»

Ига- лото «Районы волгоградской области»

Ига- лото «Люби и знай свой край»

История города Волгограда

Красива и богата природа родного края

Город-село

«Родная страна», «Россия многонациональная»,

«Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества»

Добавили карту России. Изготовлены тематический альбом «Природные зоны нашей страны», «Народы России. Национальные костюмы». Картотека стихов о Родине, картотека бесед по нравственно – патриотическому воспитанию, картотека дидактических игр по нравственно – патриотическому воспитанию, «Символика (герб, флаг, гимн, портрет президента), «Москва – столица России», «Великий Царь Петр I». Дидактическое и наглядное пособие:

Москва столица нашей родины

Государственные символы

Защитники отечества

Игры «Мемо» (Достопримечательности России, Природные чудеса России, Подводный мир.)

«Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества» мы создали тематические альбомы и картотеки, дидактические игры и материал - «23 февраля», «Защитники Отечества», «Военная техника», «Города – герои», «Головные уборы спец.служб и военнослужащих», «Этот День Победы», «Юные герои ВОВ», картотека стихов 1941-1945»

«Наша планета земля»

Приобрели глобус, детская карта мира. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны. Дидактическое и наглядное пособие: Земля наш космический дом. Звездное небо.

Таким образом создание предметно – развивающей среды в группе по нравственно патриотическому воспитанию детей строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Насыщенная предметно – развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.