Опыт работы
Воспитателя Ивановой Дарьи Гаврильевны
РС(Я) Нюрбинский район
Чаппандинская МДОУ им. С.П.Алексеева -Босут
Проект по формированию финансовой грамотности
и экономическому образованию дошкольников
«Азбука юного финансиста»
1. Пояснительная записка
Вид проекта: познавательно – информационный.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители, воспитатели, специалисты, социум.
Срок реализации: долгосрочный
Обоснование проекта: Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы, педагоги, должны объяснить своим детям следующие финансовые вопросы: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним дошкольникам предстоит жить в веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участки детского сада), а также складывается первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена – и этическими: честность, щедрость, экономичность.
Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля – продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.
Предпосылкой для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним.
Другой предпосылкой является становление и развитие способности к децинтрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.
Таким образом, в дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как с одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально – коммуникативное и познавательное развитие дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.
Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания – ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье – реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие.
Другие социальные среды, с которыми соприкасается ребенок: детский сад, учреждения дополнительного дошкольного образования, дружеские компании, учреждения культуры, СМИ и т.д. – представляют еще более широкий спектр для познания реалий современного мира, в том числе экономических.
Цель проекта: помочь детям дошкольного возраста войти в социально – экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.
Задачи:
• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей);
• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• признавать авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем – щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
• рационально оценивать способы и средства желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Программа состоит из трех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама».
2. Этапы реализации проекта:
1 этап – Организационный
• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Финансовая грамотность».
• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап – Практический
• Реализация проектных мероприятий (тематическое планирование)
3 этап - Заключительный
• Итоговое мероприятие «Первый детский экономический форум», защита проекта «Дошкольная профориентация».
Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, а также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.
3.Формы работы:
- беседа, обсуждение, дискуссия;
- просмотр презентации, мультфильма;
- чтение художественной литературы;
- игровые ситуации;
- решение проблемных ситуаций;
- рассматривание картин;
- сюжетно-ролевая игра;
- продуктивная деятельность;
- экскурсия;
- благотворительные акции;
- экономический форум;
- участие в научно - практических конференциях;
4. Предполагаемый результат
В результате проектной деятельности дети:
• адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;
• знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет – магазин;
• знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
• понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
• знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, бизнесмен, фермер, программист, модельер и т.д.);
• знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
• любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
• бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
• следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
• с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
• проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т.д.);
• проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
• с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.
5. Педагоги планируем
-разработать технологические карты сюжетно-ролевых игр по формированию основ финансовой грамотности.
- составить подборку пословиц и поговорок народа саха, способствующих пониманию многих экономических явлений.
- составление словарика экономических терминов, целью которого является пополнение словаря детей новыми словами, обозначающими экономические явления, и учит применять их на практике.
-книжка-раскраска, предназначенная для введения дошкольников в мир финансовой грамотности посредством изучения пословиц и поговорок народа саха.
- составить лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников.
-картотека дидактических игр по экономическому воспитанию.
-диагностическая карта с методическим оцениванием
-сборник методических разработок (сценарии образовательных игр и событий, тематические подпроекы).
6. Мероприятия с родителями:
• Консультации по темам: «Ребенок и экономика», «Экономическое воспитание в семье», «Игра как средство воспитания дошкольников», «Советы родителям по финансовому воспитанию детей», «Дидактические игры по экономическому воспитанию, в которые можно играть дома»,
«Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников», «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка», «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников», «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников».
• Памятки для родителей по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста, «Как обучить детей финансовой грамотности», «Азы финансовой грамотности дошкольников»
• Выставка детских работ: «Реклама»; «Все работы хороши»; «Менеджмент»; «Деньги в сказках»
• Анкета для родителей: «Нужно ли детей знакомить с экономикой»
• Изготовление лэпбука «Первые уроки Экономики»
• Совместное изготовление пособий для сюжетно-ролевых игр.
• Изготовление дидактических игр.
• Индивидуальные беседы с целью создания интереса и привлечения родителей к участию в проекте.
• Родительское собрание: Деловая игра «Азбука финансов»
В Чаппандинской МДОУ им. С. П. Алексеева-Босут который год работает Проект по формированию финансовой грамотности и экономическому образованию дошкольников
«Азбука юного финансиста». Опытная воспитательница Дарья Гаврильевна Иванова усердно работает над проектом. Каждый год проводит интересные мероприятия по проекту и по сотрудничеству работает с другими организациями особое внимание уделяет на работу с родителями.
Иванова Д. Г. Чаппанда