* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .List Paragraph {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .c0 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;}

Экологическое воспитание дошкольников . Опыт работы.

Воспитатель Пургина Светлана Анатольевна

Экологическое образование – важный элемент общего образования современного человека. Началом экологического воспитания является работа с детьми в дошкольном учреждении. В условиях пребывания ребенка в детском саду удобно организовывать процесс познания и исследования различных форм природы.

Эколого-педагогическая работа с детьми старшей группы, базируется на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического воспитания дошкольников — формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

Цель экологического воспитания:

Формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать их мыслительно-поисковую деятельность. Создать условия, раскрывающие интеллектуальную и творческую потенциальность дошкольников, ориентированную на экологическое воспитание.

В работе по экологическому воспитанию дошкольников важно – воспитать защитников природы, дать им экологические знания, научить милосердию, привить им любовь ко всему живому. Кроме того, стремиться сформировать у детей умения и навыки ухода за животными и растениями.

Во-первых, необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду в группе и на территории дошкольного учреждения.

Мы посвятили детей в «Эколят» и организовали центр «Эколята-дошколята», в котором ребята могут наблюдать, изучать и экспериментировать. Оптимальное расположение в помещении группы и доступность его расположения, дают детям возможность максимально проявить любознательность, активность и самостоятельность. Центр включает в себя семь экологических функциональных разделов.

С помощью художественной литературы и энциклопедий дети узнают о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточняют и конкретизируют имеющиеся представления о предметах, явлениях. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.

Играя в экологические игры, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Эти игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. Имеются правила «Азбуки природолюбия» такие как: «Что нельзя делать на природе», «Что наносит вред природе», «Убирайте за собой, чтобы лес не стал «помойкой», «Наблюдай за природой», «Фантазируй вместе с природой», «Стань юным натуралистом», «Давайте вместе Землю украшать», «Сортируем мусор».

В разделе «Веселый огород» находятся инструменты для ухода за растениями; посадки овощей; модели трудового процесса, календари наблюдений за ростом растений).

Труд в природе способствует формированию бережного, заботливого отношения к природе, способствует развитию любознательности и наблюдательности, воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям.

Есть в центре картотеки опытов, схемы, таблицы, алгоритмы их проведения, журналы фиксации. Проводимые наблюдения, опыты, эксперименты позволяют обогатить опыт ребенка – дошкольника, стимулируют мыслительную активность, детскую любознательность, самостоятельность, удовлетворяют естественную потребность к деятельности.В дидактическом компоненте центра расположен лэпбук «Экология» со стихотворениями, раскрасками, карточками животных из «Красной книги», экологическими пословицами, иллюстрациями и т. д.; а также циклы экологических бесед; сценарии досугов и развлечений; консультации для родителей.

Интересно проводить занятия, организовывать игры с природным материалом, наблюдения, труд - на свежем воздухе. У нас на территории детского сада создана экологическая тропа на которой имеются: «Растительный оазис»; «Зелёная аптека»; «Метеостанция»; «Огородный микс»; «Гостиная для птиц»; «Цветочный островок»; «Тропа здоровья»;

«Лиственные и хвойные деревья». Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

В нашей группе мы создали волонтёрское движение «Творцы добра»

Эко - волонтерское движение в России набирает новые обороты. В детском саду оно содействует приобщению детей к природе и воспитанию экологически активных личностей.

1марта в день «День кошек» совместно с родителями провели экологическую акцию «Покорми кота». Дети принесли из дома сухой корм, мы приобрели пакетики, расфасовали в них корм и унесли в ветеринарную клинику «Феликс».

15 января в день «Зимующих птиц России» прошла акция «Покорми птиц зимой». Родители и дети ответственно отнеслись к серьезному и нужному делу – изготовили кормушки из бросового и природного материала, принесли разный корм.

5 декабря во Всемирный день волонтеров провели волонтёрскую акцию, в рамках которой помогли пожилому человеку в уборке снега на придомовой территории. Целью акции стало воспитание у дошкольников стремления совершать добрые поступки, и уважения к пожилым людям.

В рамках акции «Витамины на подоконнике» вырастили лук и угостили им детей средней группы.

Во- вторых, экологическое воспитание не должно ограничиваться рамками детского сада. В нашей группе  тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёйТолько опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используем такие формы как, родительские собрания, консультации, беседы, викторины и др.

Благодаря созданным условиям в группе и в дошкольном учреждении у детей формируются экологические представления, нормы и правила взаимодействия с природой, воспитываются сопереживания к ней, вырабатывается эмоционально - нравственное и действенное отношение к природе.

Перспектива работы с воспитанниками старшей и подготовительной к школе группы:

Реализация долгосрочного экологического проекта «Юные эколята»;

Обновление экологической тропы на участке старшей группы;

Продолжать проводить эко-волонтёрские акции.