«Опыт работы по формированию функциональной грамотности во внеурочной деятельности»
Почему понятие функциональной грамотности стало актуальным для современной школы?
Потому, что оно направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Для формирования функциональной грамотности в начальной школе важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению. Близкая тема вдохновляет ребенка узнавать, потому что знания могут быть сразу применены в реальной жизни.
Для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:
занятия должны носить деятельностный характер;
деятельность ориентирована на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты;
предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
используются продуктивные формы групповой работы;
Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия.
В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности ребенка:
1)добывать новые знания;
2) применять полученные знания на практике;
3)оценивать свое знание-незнание;
4)стремиться к саморазвитию.
Существуют формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности.
Групповая форма работы
Игровая форма работы
Творческие задания
Тестовые задания
Практическая работа
Ролевые и деловые игры
Исследовательская деятельность
Внеурочная деятельность, как и деятельность учащихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Занятия внеурочной деятельностью помогают решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, это и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Многие люди думают, что внеурочные занятия не столь важны, как основные предметы и науки, но это не так.
Задача внеурочной деятельности в том, чтобы научить ребёнка смотреть на мир под другим углом, дать понять, что он способен сориентироваться в ситуации и найти выход из нее самостоятельно, приобрести новые знания, правильно поставить цель и разработать план действии.
Внеурочные занятия помогают сформировать различные навыки современного успешного человека, т.е. функционально грамотную личность:
– человека, способного к принятию самостоятельного решения и выбора;
– умеющего нести ответственность за принятые решения;
– способного быть ответственным за себя и своих близких;
– умеющего «учиться» и желающего постоянно самосовершенствоваться;
– обладающего различными компетенциями в разных областях;
– умеющего нестандартно решать задачи;
– легко адаптирующегося в социуме;
– умеющего искать общие решения и компромиссы;
– хорошо владеющего устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
– владеющего современными информационными технологиями.
Происходит развитие дизайнерского мышления – развитие неординарной, интересной личности, профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства.
Я веду курс внеурочной деятельности «Разговоры о правильном питании», а сегодня хочу поделиться фрагментом внеурочного занятия, на котором реализуется развитие функциональной грамотности.
Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:
работа с текстом;
нахождение ошибок в предложенном тексте;
составление кроссвордов;
«Найди лишнее» - найти лишний продукт и дать объяснение выбору.Например: конфеты, молоко, йогурт, хлеб, сосиски и т.д.;
«Узнай продукт по описанию»даю краткие характеристики продуктам, а дети их определяют;
Использование творческих заданий например: составить меню школьника, режим дня и др..
Особое место занимают интерактивные технологии, которые можно применять во внеурочной деятельности, используя активные методы обучения. Это может быть работа в парах, малых группах, мозговой штурм, использование вопросов и др.
Таким образом, формирование функциональной грамотности школьников является важным направлением образовательного процесса, имеет многогранный характер и разнообразные ресурсы для реализации данной педагогической деятельности и одновременно может быть интересным и актуальным процессом для школьников.