«Опыт работы по формированию функциональной грамотности во внеурочной деятельности»

Почему понятие функциональной грамотности стало актуальным для современной школы?

Потому, что оно направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

Для формирования функциональной грамотности в начальной школе важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению. Близкая тема вдохновляет ребенка узнавать, потому что знания могут быть сразу применены в реальной жизни.

Для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:

занятия должны носить деятельностный характер;

деятельность ориентирована на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты;

предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;

используются продуктивные формы групповой работы;

Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия.

В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности ребенка:

1)добывать новые знания;

2) применять полученные знания на практике;

3)оценивать свое знание-незнание;

4)стремиться к саморазвитию.

Существуют формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности.

Групповая форма работы

Игровая форма работы

Творческие задания

Тестовые задания

Практическая работа

Ролевые и деловые игры

Исследовательская деятельность

Внеурочная деятельность, как и деятельность учащихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Занятия внеурочной деятельностью помогают решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, это и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

  Многие люди думают, что внеурочные занятия не столь важны, как основные предметы и науки, но это не так.

 Задача внеурочной деятельности в том, чтобы научить ребёнка смотреть на мир под другим углом, дать понять, что он способен сориентироваться в ситуации и найти выход из нее самостоятельно, приобрести новые знания, правильно поставить цель и разработать план действии.

Внеурочные занятия помогают сформировать различные навыки современного успешного человека, т.е. функционально грамотную личность:

– человека, способного к принятию самостоятельного решения и выбора; 

– умеющего нести ответственность за принятые решения; 

– способного быть ответственным за себя и своих близких; 

– умеющего «учиться» и желающего постоянно самосовершенствоваться;

 – обладающего различными компетенциями в разных областях; 

– умеющего нестандартно решать задачи; 

– легко адаптирующегося в социуме;

 – умеющего искать общие решения и компромиссы;

– хорошо владеющего устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми; 

– владеющего современными информационными технологиями.

 Происходит развитие дизайнерского мышления – развитие неординарной, интересной личности, профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. 

Я веду курс внеурочной деятельности «Разговоры о правильном питании», а сегодня хочу поделиться фрагментом внеурочного занятия, на котором реализуется развитие функциональной грамотности.

Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:

работа с текстом;

нахождение ошибок в предложенном тексте;

составление кроссвордов;

«Найди лишнее» - найти лишний продукт и дать объяснение выбору.Например: конфеты, молоко, йогурт, хлеб, сосиски и т.д.;

«Узнай продукт по описанию»даю краткие характеристики продуктам, а дети их определяют;

Использование творческих заданий например: составить меню школьника, режим дня и др..

Особое место занимают интерактивные технологии, которые можно применять во внеурочной деятельности, используя активные методы обучения. Это может быть работа в парах, малых группах, мозговой штурм, использование вопросов и др.

Таким образом, формирование функциональной грамотности школьников является важным направлением образовательного процесса, имеет многогранный характер и разнообразные ресурсы для реализации данной педагогической деятельности и одновременно может быть интересным и актуальным процессом для школьников.