Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе.
Цель: учить различать детей ткань и бумагу, делать выводы, основываясь на собственном опыте.
Задачи:
- учить детей находить связь между свойствами и качествами бумаги и ткани;
- закрепить с детьми названия предметов, материалов, из которых они изготовлены;
- учить детей делать умозаключения и выводы;
- способствовать развитию речи в ходе опытно-экспериментальной деятельности, развивать внимание, мышление, тактильное ощущение, наблюдательность, воспитывать любознательность, интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
Активизация словаря: бумага, ткань, гладкая, твердая, шуршит, ткань не издает звуков, платье бумажное размокнет, платье из ткани намокнет, мятый, состоит из ниток.
Материалы: куклы, сделанная из бумаги и кукла в платье из ткани, платья из бумаги, ткани, ванночка с водой, ножницы для воспитателя.
Ход НОД
Сюрпризный момент. В гости к детям приходит кукла Таня в платье из материала и кукла Катя сделанная из бумаги. Воспитатель поясняет, что куклы поспорили, чье платье лучше, уточняет у детей, из чего сделаны их платья. (Ответы детей). Предлагает детям проверить, что же лучше бумага или ткань?
Упражнение «Определи на ощупь»
Воспитатель дает каждому ребенку платье из бумаги и платье из ткани, предлагает потрогать, погладить руками, закрыть глаза, запомнить эти ощущения, ответить, какое бумажное платье на ощупь. Затем предлагает проделать то же самое с тканью.
Бумага Ткань
Жесткая Мягкая
1.Опыт «Мокнет – не мокнет»
Воспитатель обращает внимание детей, что оба платья кукол красивые, нарядные, но они оба могут испачкаться, их нужно будет стирать. Предлагает намочить платье из ткани, платье из бумаги и узнать, что станет с ними. (Воспитатель предлагает одному из детей, взять платье из ткани и положить в ванночку с водой, затем постирать, выжать и достать, то же самое проделать с платьем из бумаги). После проведения опыта предлагает детям ответить:
А пока наши платья намокнут мы с вами поиграем.
Ох, испачкалась одежда,
Разводим руки в стороны
Мы её не берегли,
Наклоны головы вправо, влево
Обращались с ней небрежно,
Руки поднимаем вверх
Мяли, пачкали в пыли присели
Надо нам её спасти
наклон головы вправо влево
И в порядок привести.
Встали ровно, руки на пояс
В тазик воду наливаем,
Движения (наливаем воду)
Порошочку насыпаем Движения (насыпаем)
Всю одежду мы замочим,
Движения руками
Пятна тщательно потрем,
Потереть рука об руку
Постираем, прополощем, отожмем её, встряхнем Движения стираем, полощем, и трясем
А потом легко и ловко все развесим на веревках.
Встали движения руками (вешаем одежду)
А пока одежда сушится,
Мы поиграем и покружимся.
Ходьба на месте, кружимся
А теперь Давайте посмотрим что у нас получилось.
- что произошло с платьем из ткани?
- что произошло с платьем из бумаги?
- какое платье можно будет постирать, если оно испачкается?
- что же лучше бумага или ткань?
Бумага Ткань
В воде размокает и рвется В воде намокает и становится мокрой
2. Опыт «Мнется-не мнется»
Воспитатель предлагает одному из детей платье из бумаги и ткани, предлагает взять в руки платье из бумаги, помять его, то же самое проделать с платьем из ткани. После проведения опыта предлагает детям ответить:
- что произошло с платьем из ткани?
- что произошло с платьем из бумаги?
- что же лучше бумага или ткань?
3. Опыт «Что крепче? »
Воспитатель предлагает детям взять еще платье из бумаги платье из ткани и попробовать порвать сначала ткань, затем бумагу. После проведения опыта предлагает детям ответить:
- что произошло с тканью?
- что произошло с бумагой?
- что крепче?
- что же лучше бумага или ткань?
Поясняет, чтобы разрезать ткань используют ножницы, берет ножницы, режет ткань.
Бумага Ткань
Жесткая Мягкая
Не состоит из ниток Состоит из ниток
Если ее мять шуршит Если ее мять не издает звуков
При разглаживании не распрямляется При разглаживании распрямляется
В воде размокает и рвется В воде намокает и становится мокрой
Воспитатель подводит детей к выводу, что для платья - лучше ткань, а бумага подойдет для других вещей. Куклы благодарят детей, прощаются, уходят.
Итог
- с каким материалом мы проводили опыты?
- какие опыты мы проводили?
- для чего мы проводили опыты?
- что мы определяли?
- что лучше ткань или бумага?
Воспитатель подводит детей к выводу, что для платья - лучше ткань, а бумага подойдет для других вещей. Куклы благодарят детей, прощаются, уходят.