ОРГАНИЗАЦИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Аннотация: в статье рассматривается организация и использование театрализованной деятельности в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ. По мнению авторов, театрализованная деятельность является эффективным средством социализации дошкольника, неисчерпаемым источником чувств, переживаний, эмоциональных открытий, приобщением к духовному богатству. Ключевые слова: театрализованная деятельность, игры- драматизации, театрализованные игры, импровизации, режиссерские игры. Дошкольный возраст – период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. В соответствии со стандартами ФГОС детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать посредством доступной их возраста деятельности – игры.

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. В современных условиях проблема использования театрализованной деятельности в воспитательнообразовательном процессе носит актуальный характер, так как обусловлена недостаточным использованием в дошкольных учреждениях развивающего потенциала театрализованной игры. Театрализованная деятельность сама по себе интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности: речевой, двигательной, музыкальной, художественной. Через различные виды детской театрализованной деятельности проходит самореализация ребенка, он переносится в сказочный, увлекательный мир познает, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учится перевоплощаться в роль, используя разные средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию. Театрализованная деятельность является эффективным средством социализации дошкольника, неисчерпаемым источником чувств, переживаний, эмоциональных открытий, приобщением к духовному богатству. Театрализованная игра является ненавязчивым педагогическим средством и оказывает большое влияние в воспитании личности ребенка. Существуют два направления театрализованных игр: режиссёрские игры и игры – драматизации. К режиссёрским играм относится: настольный театр, теневой театр, театр на фланелеграфе. В настольном театре используются традиционно театр игрушек, театр картинок, стенд – книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе. Есть и нетрадиционные виды театра: вязаный театр, театр ложек, театр кружек, театр коробочек, театр оригами, театр открыток. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок или взрослый, организует деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. В организации работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний у дошкольников активизируются словарный запас, совершенствуется звуковая культура речи, развиваются психические процессы: внимание, память. К играм – драматизациям относятся игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка), который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. («Веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать»; «Зайчик увидел лису, испугался и прыгнул в кусты», «Красные сапожки бежали по дорожке топ-топ-топ»).

1. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

2. Игры-драматизации с пальчиками – ребенок надевает атрибуты на пальцы и сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»). Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой.

3. Игры-драматизации с куклами бибабо – в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.

4. Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки» «Снежинки кружат», «Капельки дождя» «Озорной ветерок

5. Бессловесная uгpa-импровизация с одним персонажем, но с текстами стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая», «Заинька, попляши», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

6. Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает педагог (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»).

7. Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»). Использование театрализованных игр в развитии театральных способностей необходимо начинать с младшей группы. Очень важно сконцентрировать внимание детей, например, удивить их появлением знакомых игрушек (Петрушки, матрешки, кошечки, собачки, птички), которые здороваются, прощаются, благодарят, помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки.

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Постепенно совершенствуется звуковая культура речи, реплики персонажей становятся выразительнее, дети привыкают к необычным ситуациям, движения становятся естественными, непринужденными. Дошкольнику становятся доступны образно-игровые этюды, игры-импровизации, инсценирование песен в утренниках, развлечениях. Их исполнение отличает более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. Например, «Спор овощей» на осеннем празднике «На балу у королевы Осени», мини – диалоги на «Празднике Непослушания», театральная постановка «Ищем няню», и др. Театрализованная деятельность тесно связана с музыкой, которая способствует формированию у детей умение чувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других, вызывать активные действия ребенка. Музыка является составным компонентом всестороннего развития личности. Поэтому так важно, использовать высокохудожественные произведения русских и зарубежных композиторов. («Времена года» П. Чайковского, «Сказка о Царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, «В пещере горного короля» Э. Грига, «Дед Мороз».

Слушая музыку, дети могут представлять образы различных сказочных героев и изображать их в танцевальной импровизации. Свойства музыкального звука являются средством выражения определенных жизненных фактов, ситуаций: высоко гудит маленькая машина, низко – большая, частые звуки – идет дождь, редкие звуки – капает капля. Дети с удовольствием имитируют движения, подпевают, закрепляя сочиненную интонацию. В этих играх непроизвольно формируется звукообразование, развивается интонационный и фонематических слух. Дети выплескивают дополнительную энергию, учатся слушать свой голос и играть с ним. Особой популярностью пользуется игра «Мама и детки», которая развивает и слух, и чувство ритма; попевки: «Чики, чики, чикалочки», «Андрей- воробей». Яркие и разнообразные переживания вызывают у детей инсценирование песен. Дети выражают свое индивидуальное отношение к героям и голосом, и ритмом, и эмоциями, и мимикой. («Два веселых гуся», «Жил был у бабушки серенький козлик», «Антошка», «Чебурашка» муз. В. Шаинского, «Маленькой елочке не холодно зимой» муз. Д. Мигдал, «У друзей нет выходных» муз. А. Исламова, «Варись, варись кашка» муз. Е. Туман). Огромную роль в театрализованной деятельности играет фольклор, вобравший в себя народную мудрость, моральный и нравственные идеалы. Игры с народным словом помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, помогает ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Очень часто используются русские народные сказки («Зайцы и капуста», «Рукавичка», «Лиса и Петух»). Самый простой хоровод включает в себя все виды музыкальной деятельности и учит детей видеть в народном творчестве то прекрасное, что помогает жить и творить. («Земелюшка-чернозем», «Где был Иванушка?», «Ворон»). Театрализованная деятельность требует от детей индивидуальных и коллективных усилий. Различные атрибуты, инструменты, костюмы активизируют действия детей. При условии систематических занятий театрализованной у дошкольников появляется возрастающий устойчивый интерес к перевоплощению. Этому способствуют приобретенные ребенком навыки и умения: воспринимать художественный образ, видеть его развитие, взаимодействовать с другими детьми. Дети с удовольствием играют главные роли, и чтобы не возникало споров, необходимо выстраивать работу над сюжетом: выбрать несколько исполнителей, которые будут играть по ходу сказки или сюжета. Так, может быть два колобка или три грибочка.

Использование этюдов и упражнений формирует навыки выразительности: мимику, жесты, позы, движения. В связи с этим подбирается музыка, соответствующая определенному движению, настроению. («Резвушка» муз. В. Волкова, «Капризуля» муз. В. Волкова, «Пудель и птичка» муз. Ф. Лемарка, «Голодная кошка и сытый кот» муз. В. Салманова, «Две гусеницы разговаривают» муз. Д. Жученко). Театрализованная деятельность способствует формированию у детей умение чувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других; позволяет формировать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе и застенчивость. Вывод. Театрализованная деятельность имеет большое значение для художественно-эстетического развития детей: у них развивается художественный вкус, творческие и декламационные способности, формируется чувство коллективизма, развивается память, формируется опыт нравственного поведения. Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.