Катаржнова Екатерина Николаевна,
воспитатель МБДОУ д/с № 8 г. Белгорода
Котлярова Алевтина Николаевна,
воспитатель МБДОУ д/с № 8 г. Белгорода
Никулина Ирина Александровна,
Учитель-логопед, МБДОУ д/с № 8
Четверикова Наталья Анатольевна,
тьютор, МБДОУд/с №8 г. Белгорода
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Аннотация: Расстройства аутистического спектра (РАС) относятся к категории нарушений, затрудняющих процесс обучения детей, который без тьюторского сопровождения зачастую бывает малорезультативным.
Ключевые слова:РАС, тьютор, тьюторское сопровождение, дети с расстройством аутистического спектра.
Тьюторское сопровождение является одним из важных условий получения качественного образования для детей срасстройствами аутистического спектра и их социализации. Введение в дошкольных образовательных организациях тьютора помогает решить многие вопросы в организации образовательного процесса с детьми данной категории, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями.
Тьютор - это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с РАС в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. Это человек, сопровождающий ребенка в образовательном процессе, который помогает ему в решении жизненных организационных вопросов. Это наставник, который всегда находиться рядом с малышом, он знает, как увлечь ребенка на занятии, разрядить обстановку, чувствует, когда он устал и дозирует время нагрузки и отдыха, находит индивидуальный подход в разных трудных ситуациях.
Тьюторская работа по реализации индивидуальной образовательной программы предоставляет возможность дошкольнику стать активным и инициативным участником образовательного процесса, создаст условия для проявления индивидуальности, самостоятельности, готовности к самообразованию и самосовершенствованию . [4]
Основной целью тьюторского сопровождения является персональное сопровождение ребенка с РАС, способного самостоятельно (в меру своих возможностей) решать жизненно важные проблемы [1].
В задачи тьюторскогосопровождения входят: охрана жизни и здоровья ребенка, коррекция физического развития; формирование коммуникативных умений и установление и поддержание социальных контактов с окружающими людьми, адекватное поведение в социальной среде; формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность; формирование элементарных практических знаний об окружающем мире, способствующих социальной абилитации и адаптации; обучение доступным творческим видам деятельности [1].
Работа тьютора начинается с установления контакта с аутичным ребенком. На первом этапе ребенку необходимо привыкнуть к обстановке, к окружающим предметам. с этой цельюему предоставляется возможность самостоятельнообследовать помещение для занятий.Для каждого ребенка составляется индивидуальный план работы, позволяющий постепенно адаптироваться к окружающей среде, предполагающий регулярность режимных моментов каждого дня, что служит для развития более естественных и гибких способов создания определенного стереотипа привычек и правил как обязательный компонент адаптации, дает ощущение надежности и стабильности.
Детям с расстройствами аутистического спектра необходима постоянная поддержка взрослого, поэтому на втором этапе для обогащения эмоционального и интеллектуального опыта ребенка организуем совместную деятельность. Решение этой задачи требует от тьютора умения понимать его поведение чувствовать настроение ребенка, и использовать это в коррекционной работе. Тьютор должен постоянно побуждать и ободрять ребенка, чтобы помочь ему перейти к более активным и сложным отношениям с миром [2].
Основным результатом деятельности тьютора в ДОО являетсясоциализация ребенка с РАС ,расширение коммуникации ребенка, изменение егоповедения– адаптация к новым условиям,позитивная динамика в личностном, когнитивном, эмоциональном, творческом развитии ребенка, повышение его самостоятельности.
Выбор того или иного приема работы тьютора определяется в каждом конкретном случае по-своему. Однако, знание особенностей развития ребенка при различных нозологиях позволяет более целенаправленно подходить к выбору методик сопровождения.
Для активизации деятельности обучающихся с РАС применяем следующие приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий с каким-то определенным символом – идем играть – картинка с игрушками и ребенком, моем руки – картинка с умывальником и детьми, используем карточки на которых с одной стороны изображен плюс,с другой – минус, для того, чтобы ребенок с РАС понимал, когда начинается занятие и его окончание, переход с одной деятельности на другую или переход из-за столов на коврик.
2. Прием «рука в руке», очень эффективен в работе по развитию мелкой моторики, на занятиях по музыке, физкультуре, где есть перестроения, хороводы.
3. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, для развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. То есть долго речь взрослого ребенок с РАС воспринимать не может, ему нужен наглядный материал.
4.Речевые интонационные приемы: выделение речью важной информации, где-то более строгим голосом (что касается правил и норм поведения), вопросы и т.п.
5. Активные приемы рефлексии - самоанализ деятельности ребенку провести сложно, поэтому это делает воспитатель: у Ромы сегодня хорошо получилось то, то…и использовать похвалу или поощрение (жетончики);
6. Приемы релаксации – элементы пальчиковой гимнастики, массажа, просто полежать или походить, элементы психогимнастики, то есть смена деятельности;
7. Привлечение других детей – выбираем ответственного смотреть за ребенком с РАС после прогулки до обеда, привести его за руку из коридора, спальни, если долго находится в туалете, проверить и объяснить, что нужно выходить.
Опираясь на различные методики обучения детей с РАС, следует помнить, что каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления полученного результата. И, несомненно, настроиться на долгую и терпеливую работу с аутичным ребенком.
Для детей с РАС характерен замедленный процесс получения и переработки информации, отвлекаемость, слабость процессов памяти, быстрая потеря дозированию нагрузки, увеличения сроков предъявления нового материала, частого повторения инструкций. Возможно упрощение заданий с учетом возможностей ребенка, сокращение, инструкции в процессе выполнения заданий, выраженное снижение работоспособности, быстрая утомляемость. Это требует от тьютора внимательного отношения к разбитию материала на части. Активное применение информационных технологий, наглядности, технических средств в доступном для ребенка формате существенно поможет в восприятии им нового материала [3].
Одним из важных направлений в реализации инклюзивного образования является работа с семьями (родителями) детей с РАС.Именно семье принадлежит значительные возможности в решении определенных вопросов в воспитании,социализации и становлении детей с ОВЗ и инвалидностью как активных и полноценных членов общества.
Тьютору важно создать доброжелательную, благоприятную средудля сотрудничества и общения с родителями. Вот основныенаправления работы с родителями, воспитывающих детей с РАС:
- Установление контакта с родителями детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;
- Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
- Оказание родителям эмоциональной поддержки;
- Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;
- Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;
- Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы
Взаимодействие с родителями и тьюторское сопровождение создают условия для активности каждого воспитанника с РАС, для развития его самостоятельности.
Инклюзивное образование –это понимание уникальности и значимости каждого ребенка,возможность развить его способности и таланты,независимо от достижений, физических возможностей,состояния здоровья.Это шанс изменить себя и общество в целом.
Список литературы
1. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 10-е. Москва: Теревинф, 2016. 288 с.
2. Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции. – М.: СигналЪ, 2002.
3. Самарцева Е.Г. Специфика тьюторского сопровождения в дошкольных образовательных организациях: учебное пособие / Е.Г.Самарцева. – Орёл, изд. ОГУ, 2016. – 44 с.
4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 10-е. Москва: Теревинф, 2016. 288 с.